Проблема обучения детей грамоте
статья по логопедии на тему
Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Шуваликова
Наталья Юрьевна
Учитель-логопед
ГБОУ гимназия №524
Московского района СПб
Проблема обучения детей грамоте
Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.
Следует отметить, что раньше дети начинали писать только в школе, а сейчас – в старшем дошкольном возрасте. Обычно в этом возрасте их специально никто не учит, они начинают осваивать правописание интуитивно, и эта интуитивная начальная стадия освоения письменной формы речи в настоящее время обычно становиться первой стадией освоения ребенком письма.
Теоретический материал курса русского языка представляет для школьников некоторые трудности, так как его объем достаточно велик, и представлен в большем объеме, необходимо не только усвоить, но и этот материал научиться применять на практике правила русского письма. Объем этот определен официальной программой и составленными на её основе школьными учебниками русского языка. В пределах этого объема учащиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Но выучить формулировку правила и освоить правописание с помощью правила - не одно и то же. Как известно, есть учащиеся, которые, зная правило, не могут применять его на практике. Поэтому и ученые и учителя ищут новые, более эффективные подходы к организации процесса работы над формированием орфографических навыков [Цейтлин 1982:3].
Вопросами изучения русской орфографии занимались такие исследователи как Г.М. Богомазов, Д.Н. Богоявленский, А.Н. Гвоздев, В.Ф. Иванова и т.д.
Природу русской орфографии обычно определяют с лингвистических позиций с точки зрения фонологии, морфемики и пр. Разные орфографические явления, типы орфограмм при этом подводятся под морфологический, фонетический, традиционный и иные принципы, что помогает в выборе методов и приёмов обучения не орфографии вообще, а каждому конкретному типу орфограмм. Понимание природы орфографии, её свойств раскрывается через её принципы [Моисеев 1980: 231].
Следует отметить, что на письме при помощи согласных букв (там – дам) отражается только самостоятельная глухость-звонкость согласных; позиционная глухость-звонкость (результат позиционного оглушения /озвончения) на письме не отражается, как и большинство других позиционных фонетических изменений. Исключения составляют: 1) правописание приставок на с/з-: рас-сыпать, раз-бить; отражение произношения и здесь проводится не до конца, так как отражается только уподобление по глухости-звонкости, но не по признакам, связанным с местом образования преграды у согласного: расшевелить [рашыв’ил’и́т’], 2) правописание некоторых заимствований: транскрипция – транскрибировать. Одновременно в нашей орфографии действуют и морфологический и фонетический принцип, но ведущим принципом является морфологический. Эти исключения идут в разрез с ведущим принципом написания слов, которому подчинено большинство правил русской орфографии, поэтому возникает много трудностей при обучении грамоте, в частности при передаче звонкости-глухости согласных. Кроме того, трудности привносит наличие традиционного принципа, поскольку подчиняющиеся ему написания с точки зрения современного русского языка, вообще являются не мотивированными, систему не образуют и, чаще всего, противоречат морфологическому принципу.
Многочисленные исследования усвоения письменной речи внесли значимый вклад в выявление условий, способствующих становлению грамотного письма при обучении детей. Однако в практике общеобразовательной школы до сих пор передача на письме звонкости-глухости согласных представляет немалые трудности для учащихся и не дает желаемых результатов.
Список литературы:
- Моисеев А.И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография. –М.:Просвещение. 1980.
- Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Учеб. пособ. – СПб.: Изд. дом МиМ, 1982
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение детей грамоте с использованием моделей артикуляции звуков.
В этой статье описываются приемы работы с звуковыми моделями на уроках обучения грамоте....
Электронное сопровождение к выступлению на городском семинаре по работе над проблемой обучения детей мигрантов.
Основные блоки работы над программой по обучению детей мигрантов....
Использование различных методик и приемов по обучению детей грамоте в добукварный период
Использование различных методик и приемов по обучению детей грамоте в добукварный период (мастер-класс учителя начальных классов )...
Проблемы обучения детей-билингвов русскому языку
Проблемы обучения детей-билингвов русскому языку....
«Обучению детей грамоте».
Познавательные интересы складываются постепенно, в течение длительного времени и не могут возникнуть сразу после поступления в школу, если в дошкольном возрасте их воспитанию не уделяют достаточного в...
Психолого-педагогические подходы к проблеме обучения детей с РАС
Существует несколько подходов к классификации расстройств аутистического спектра. Рассмотрим некоторые из них: Международную классификацию болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) и классификацию расстройст...
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В презентации рассматриваются проблемы инклюзивного образования и его реализации с детьми с расстройством аутистического спектра, а также с детьми с умственной отсталостью младшего школьного возраста ...