Использование различных методик и приемов по обучению детей грамоте в добукварный период
учебно-методический материал
Использование различных методик и приемов по обучению детей грамоте в добукварный период (мастер-класс учителя начальных классов )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование различных методик и приемов по обучению детей грамоте в добукварный период
(мастер-класс учителя начальных классов
МОУ Романовская средняя общеобразовательная школа им. И.В. Серещенко р.п. Романовка Романовского района Саратовской области
Серебряковой Людмилы Викторовны)
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу поговорить с вами о значимости умения выполнять детьми фонетический анализ слова. Ведь в методике обучения русскому языку умение школьников выполнять фонетический анализ связан не только с освоением процесса чтения, но и с формированием основ орфографической грамотности. Дети, овладевшие навыком фонетического анализа, практически не допускают в письменных работах ошибок, приводящих к искажению слова.
Приведем примеры таких ошибок:
Слайд 1.
- 1) замена и перестановки букв (зайцик, окчщ рапу с, мартёшка);
- 2) пропуски букв на месте гласных звуков, в том числе и ударных (плъма, корбль, рабта);
- 3) пропуски букв на месте согласных звуков или их стечения (учасок, десво);
- 4) слияние слов на письме (Посадилдедрепку);
- 5) раздельное написание частей одного слова (с тол, на рисовал)]
- 6) пропуски, наращения или перестановки слогов в словах (ракандаш);
- 7) недописывание (сокращение) слова (мышк, квариум).
Поскольку подобные ошибки занимают значительное место в письменных работах, их устранение заметно повысит уровень орфографической грамотности учеников. Это подчеркивает важность умения обучающихся выполнять фонетический анализ.
В методической практике различают фонетический (звуковой) и фонетико-графический (звукобуквенный) разборы.
"От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям." В.А. Сухомлинский
Изучение предмета Русский язык начинается в 1 классе с курса «Обучение грамоте». Дети учатся читать, писать и знакомятся с основными теоретическими понятиями; «звук», «буква», «слог», «ударение» и др…
На протяжении своей работы я познакомилась с разными приемами и методами обучения в разных УМК.
Развивающий характер современного обучения призван формировать такие качества личности, как способность к познавательной деятельности, коммуникативные способности.
Формирование познавательной деятельности, овладение коммуникативными умениями и предметными знаниями сливаются в единый процесс. Особое место в нем занимает усвоение грамматики родного язык как средства, обеспечивающего речевое и умственное развитие обучающихся. Одним из условий, обеспечивающих успешное усвоение языковых закономерностей является использование обобщающей, систематизирующей наглядности, обозначающей существенные признаки языкового понятия в графической форме. Под графической наглядностью подразумевают таблицы, схемы, условные обозначения, использование цвета и особого шрифта.
Общее во многих УМК: Школа России, Школа 21 века, Школа 2100 – цветовое обозначение звуков.
Слайд 2
Красный- гласный звук,
Синий – согласный твердый,
зеленый – согласный мягкий.
Звонкость – глухость согласного обозначается с помощью желтого колокольчика.
Звуки «живут» в «домиках» - квадратиках.
А вот Букварь Бунеева Школа 2100 знакомит детей со Звуковичками, у которых раскрашиваются только башмачки по тому же принципу.
Слайд 3
У звонкого – согласного добавляется головной убор в виде шапки – звоночка желтого цвета, а у глухого согласного шапка – цилиндр, или» кирпичик» черного цвета. Звуковички гласных звуков без головных уборов.
Важно, чтобы ребенок понимал не только значение символов и цвета на схеме, но и мог дать характеристику.
А вот в УМК Перспектива звуки обозначаются знаками:
Слайд 4
О - гласный звук,
-- - согласный твердый,
= - согласный мягкий, а мягкость согласных обозначается с помощью точки сверху.
Мне понравилось работать со Звуковичками.
Применение графической наглядности обусловлено двумя взаимосвязанными причинами.
Во-первых, языковые понятия, изображаемые в графической наглядности, легче усваиваются учащимися, т.к. категории этих понятий абстрагированы в наглядности от второстепенных несущественных признаков, отвлекающих от значимых признаков.
Во-вторых, использование графической наглядности позволяет не только усвоить изучаемый материал, но и осознать сам процесс усвоения. Осознание умственных действий, направленных на решение учебной задачи, способствует формированию познавательной деятельности.
Таким образом достигается единство в формировании лингвистических понятий и общеучебных умений, которое обеспечивается развитие умения использовать графическую наглядность в целях овладения знаниями по русскому языку.
В своей практике я немного изменила Звуковичка.
Слайд 5:
Использую те же приемы, но добавляю лицо и главную часть лица рот:
О - гласный звук,
= - согласный.
Уважаемые коллеги, вы все работаете со схемами, но у всех они разные, я предлагаю объединиться и совместно поработать. Представьте, что вы первоклассники.
Слайд 6: (рисунки)
- Что вы видите?
- Что общего в этих словах? (звук В). Каждая группа делает свою выбранную схему.
-А что общего в этих словах? (звук В мягкий). Изобразите его.
-А какой буквой, или буквами обозначаются эти звуки? (В в).
А теперь покажем друг другу свои схемы.
-У кого-то есть ошибки?
- Назовите слова, в которых есть данные звуки, определите их место в слове (начале, середине, конце).
- А сейчас я хочу познакомить вас со сказкой Г.Юдина "Мыша-водолаз". Ваша задача запомнить как можно больше слов с изученными звуками. Работаем в группах.
Слайд 7: (текст на экране, в нем выделены слова).
Физминутка: Оживляем звуки.
Слайд 8.
- На наше занятие пришли первоклассники из другой школы. Давайте познакомимся с ними.
Наши гости по дороге забыли свои имена. Ребята, поможем им? (ДА).
- С каких звуков начинаются их имена , как вы думаете? Почему вы так решили? (Молодцы)
- Каждая группа дает имя ребенку и составляет звуковую схему слова.
Затем от каждой группы по 2 эксперта проверяют схемы других.
Рефлексия
Пальчики вверх – отлично («Лайк»)
В стороны – сомнение
Вниз – плохо (Дислайк)
Реализация комплексного использования графического материала при обучении грамоте будет повышать эффективность процесса формирования языковых понятий.
У каждой методики есть свои минусы и плюсы, какую выбрать – решать вам! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/04/picture-54365-1549311622.jpg)
Использование различных методов и приемов в работе над синонимами при формировании связной устной речи учащихся"
Использовать различные методы и приемы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/24/picture-386120-1395677603.jpg)
Обучение детей грамоте с использованием моделей артикуляции звуков.
В этой статье описываются приемы работы с звуковыми моделями на уроках обучения грамоте....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/04/picture-1089304-1543944856.jpg)
Основные методики коррекции поведения и обучения детей с диагнозом РАС.
В последнее время все чаще и чаще в школу приходят особые дети. Учителя, которые раньше не встречались с такими детьми в недоумении, они растеряны и не знают, как можно помочь такому ребенку. не...
Использование игр и игровых приемов в обучении грамоте школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Методика работы по обучению грамоте младших школьников с интеллектуальной недостаточностью....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/09/picture-595178-1439141334.jpg)
Особенности использования авторской методики «Светофор» в процессе обучения чтению детей-кинестетиков.
Учителю в процессе обучения чтению, следует научиться создавать творческую среду, давать ребенку возможность стать активным участником, проявлять самостоятельность и инициативу. А так...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/14/picture-938397-1602677865.jpg)
Методическая разработка на тему : "Методические приемы использования технологии развития критического мышления при обучении детей с ЗПР"
Технология развития критического мышления позволяет активизировать деятельность учащихся, задействовать их в процессе обучения, учит самостоятельности, умению формировать и обосновывать собственную то...