Методы и приемы коррекции фонематических процессов у обучающихся начальных классов
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Цель данной работы – представить некоторые наиболее продуктивные методы и приёмы коррекционного воздействия на учащихся начальных классов, имеющих фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методы и приемы коррекции фонематических процессов у учащихся начальных классов
Среди обучающихся общеобразовательной школы часто встречаются дети, имеющие отклонения в речевом развитии. Отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, препятствуя формированию полноценной учебной деятельности учащихся.
Повышение эффективности и качества обучения учащихся общеобразовательных школ предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у таких учащихся недостатков устной и письменной речи.
Цель данной работы – представить некоторые наиболее продуктивные методы и приёмы коррекционного воздействия на учащихся начальных классов, имеющих фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи.
Диагностика речевых нарушений.
Выявление учащихся с речевой патологией осуществляется в два этапа.
1 этап: при массовом обследовании используется ряд приемов, которые являются наиболее эффективными для определения специфических признаков фонетико-фонематического и общего недоразвития речи:
- Изолированное называние звуков [с],[з],[ц] и т.п.
- Отраженное называние слогов [са-со-су],[за-зо-зу]и др.
- Отраженное называние слов (сок, нос, рос и др.).
- Называние несложных по своей структуре слов по предметным картинкам.
- Отраженное произношение предложений (Соня сидит на скамейке.).
- Произнесение чистоговорок, потешек и др.
- Повторение и самостоятельное произнесение слов и предложений со сложной слоговой структурой, содержащих оппозиционные звуки. (Шла Саша по шоссе. Ча-ща, ча-ща, в речке ловим мы леща).
2 этап: проводится более углубленное индивидуальное обследование, используя принцип динамического изучения.
Система коррекционной работы по развитию фонематических процессов
Нарушение произношения звуков неразрывно связано с недоразвитием фонематического слуха, с несформированностью у учащихся фонематического восприятия, что затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты.
В связи с этим, опираясь на опыт М.Ф. Фомичевой, Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, А.В. Ястребовой и других и используя собственный практический опыт, разработана система коррекционной работы
Методы и приемы развития фонематических процессов
Реализация основной задачи осуществляется в такой последовательности:
- Речь – основной способ общения. Знакомство с органами речи.
- Звуки речи как «материал» языка. Знакомство с образованием гласных и согласных звуков. Умение выделять первый и последний звуки в произносимом слове. Определение количества звуков в слове с опорой на модель. Звуковой анализ слов на основе заданной модели.
- Способ выделения звука в слове. Отработка действий интонирования.
- Гласные звуки. Последовательное выделение звуков в слове. Определение позиции заданного звука. Построение звуковых моделей. Анализ трехзвуковых и четырехзвуковых слов.
- Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Соотношение между звуком и буквой.
- Изменение слов по числу. Практическое знакомство со второй функцией звука – формообразованием слов.
- Слог как минимальная произносительная единица речи. Слогообразующая роль гласных звуков.
- Типы слогов. Порядок действий при слоговом чтении.
- Различение гласных и согласных звуков. Звучание. Артикуляция. Умение выделять из слова заданный звук. Наблюдение за работой органов речи при произнесении гласных и согласных звуков.
- Соединение знаний о звуковой и слоговой структурах слова. Звуково-слоговый анализ и синтез слов.
- Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Место ударения в слове. Орфоэпия. Ударные и безударные слоги.
- Перемещение ударения в слове со слога на слог как основной прием контроля над правильным определением ударного слога. Слогоритмическая структура слова.
- Согласные звуки. Твердые и мягкие согласные. Смыслоразличительная функция твердости-мягкости согласных звуков. Способ фиксации звуков в схеме, модели слова.
- Согласные парные и непарные по твердости и мягкости. Непарные твердые согласные [ш],[ж],[ц]. Непарные мягкие согласные [ч],[щ],[й]. Согласный звук [й]. Звукобуквенный анализ и синтез слов. Фонетический разбор.
- Способы обозначения буквами гласного звука в зависимости от твердости или мягкости предшествующего согласного. Гласные I и II ряда. (1й способ).
- Обозначение мягкости согласных посредством мягкого знака (2й способ).
- Согласные звонкие и глухие. Словоразличительная функция звонкости-глухости согласных. Парные по звонкости и глухости согласные. Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Полный звуковой анализ. Фонетический разбор.
При планировании логопедических занятий необходимо ориентироваться на современную методику обучения грамоте, чтению и письму.
Работа на фонетическом уровне.
Работа на фонетическом уровне включает два основных направления:
- Развитие звукового анализа слов (от простых форм к сложным).
- Развитие фонематического восприятия, т е дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.
Фонематические представления формируются у детей в результате наблюдения за различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения.
Развитие кинестетических ощущений нужно начинать с уточнения артикуляции звуков. Ощущение положения речевых органов в процессе артикуляции затруднено, дети не сразу могут определить положение губ, языка при произнесении того или иного звука. Вследствие этого развитие речевых кинестезий осуществляется первоначально с опорой на зрительные и тактильные ощущения.
Для формирования подвижности органов артикуляционного аппарата проводится артикуляционная гимнастика. Проводится работа по развитию фонематического слуха по следующему плану:
1. Уточнение артикуляции звуков с использованием зрительных, кинестетических и тактильных слуховых восприятий. Например, при работе со звуком [c] следует обратить внимание на то, что при произнесении этого звука кончик языка находится за нижними зубами, губы в положении “улыбочка”, зубы сближены, воздушная струя идет по середине языка и встречает преграду. Уточняется, какой это звук, гласный или согласный. Сравнивается звучание звука [c] со свистом ветра: сссс…. Проводится игра “насос” и обращается внимание на холодную струю воздуха и отсутствие работы голосовых связок. Аналогично проводится работа над другими звуками.
2. Выделение звука на фоне слога.
Игра “Угадай звук”.
Задание 1:
Какой одинаковый звук слышите в слогах са, со, су, сы? (Дети называют звук [c]).
Задание 2:
Если услышите звук [р], поднимите синий кружок, если [р’] – зеленый. (Произносятся слоги ра, ри, ру, ро, рю, ре и др.).
Игра “Разноцветные мячики”. Логопед называет слоги ма, ла, са, ва, га, мя, ля, ся, вя, гя. Услышав мягкий вариант, дети бросают друг другу зеленые мячики, а услышав твердый – синие.
Игра “Наоборот”. Задание: если логопед бросает синий мячик, ребенок должен назвать твердый вариант слога и бросить логопеду или товарищу зеленый мячик, а тот называет мягкий вариант слога.
3. Выделение звука на фоне слова.
А. Игра “Магазин”. Задание: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’].
В. Игра “Поймай звук”. Задание: дети должны хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится звук [c]. Логопед называет слова “сова”, “зонт”, “лиса”, “лес”, “коза”, “слон”, “жук”, “коса”, “ёжик”, “нос”, “стакан”.
4. Определение места звука в слове (позиции). С этой целью используется игра «Светофор». В начале обучения используются кружки красного, желтого и зеленого цвета. Если дети слышат заданный звук в начале слова, они поднимают красный кружок, в середине – желтый, в конце слова – зеленый. В дальнейшем используются схемы = - -, - = -, - - =, фишки, или место звука дети указывают просто цифрой, используя звуковые линейки; предметные картинки и фишки, например, в слове лиса звук [л’] слышится в начале слова, дети под карточкой кладут красный кружок и т д.
Фонетический анализ слова
- Произнесение слова, которое будет анализироваться.
- Используя прием говорения или скандирования, слово делится на слоги, называется отдельно каждый слог, составляется слоговая модель.
- Постановка ударения. Определить слоговый состав слова, обозначить количество звуков в слоговой модели.
- Интонационно-последовательно выделать каждый звук и дать ему характеристику.
Слова для фонетического анализа берутся обычно в устной форме. Это загадка, предметная картинка или выделение слова из чистоговорки, поговорки или из предложения.
Берется такая последовательность слов:
- Односложные двузвучные слова ум, на, ох (прямой слог, обратный слог).
- Односложные трехзвучные слова (сом, ком, сад, лук и др.)
- Односложные четырехзвучные слова (танк, куст, волк, полк, брат, свет, звук, свет, гром, свой).
- Двухсложные четырехзвучные слова (луна, сова, сады, Люся, ямы, юла, кино и др.)
- Двухсложные пятизвучные слова (кошка, миска, знамя, маяк, роют, поет и др.)
- Двусложные шестизвучные слова (мрамор, сказать, привет и др.)
- Трехсложные пятизвучные слова (улица, окуни, олени и др.)
Трехсложные шестизвучные слова (задача, радуга, машина и др.)
Приведенные методы и приемы формирования фонематических процессов имеют большое значение для повышения качества знаний учащихся начальных классов по русскому языку.
Список литературы
- Ткаченко Т.А. Развитие фонематического слуха. Санкт-Петрбург. “Детство - пресс”, 1998 г.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Москва, “Владос”, 1999 г.
- Успенская Л.П., Успенский М.В. Учитесь правильно говорить. Москва, “Просвещение”, 1992 г.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Чевелева Н.А. Основы логопедии. Москва, “Просвещение”. 1989 г.
- Логопедия, под редакцией Волковой Л.С. Москва, “Просвещение”. 1989 г.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НАРУШЕНИЯ РЕЧИ для занятий с обучающимися начальных классов (1-2 классы)
Рабочая программа составлена на основе методических разработок М.Е. Евлампиева, М.В. Черенковой, Т.Г. Ланиной по нейропсихологической коррекции нарушений онтогенеза общего и речевого развития детей в ...
Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии у обучающихся начальных классов
Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, инструктивно-методическим письмом о...
использование нейропсихологических приемов в процессе коррекции смешанной дисграфии у учащихся начальных классов общеобразовательной школы
В последние годы дисграфия в той или иной степени обнаруживается у большинства младших школьников. Это логопедическое нарушение проявляется в том, что ребенок не может овладеть письменной речью не из-...
Достижение метапредметных результатов образования: методы и приемы работы (из опыта работы учителя начальных классов)
Учитель на уроке с использованием элементов метапредметного подхода является конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и ...
Коррекция нарушений чтения у обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья
В образовательных учреждениях, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта), особенно остро стоит проблема формирования навыков чтения. Эти дети нуждаются ...
НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИСПРАВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Представленный материал поможет учителю начальных классов организовать работу по исправлению нарушений чисьма у детей младшего школьного возраста...
Методы и приемы организации коррекционной работы с обучающимися начальной школы с ЗПР
Одной из актуальных проблем современного образования остается проблема повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса при организации обучения и воспитания детей с ограниченными возмож...