НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИСПРАВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
консультация по русскому языку
Представленный материал поможет учителю начальных классов организовать работу по исправлению нарушений чисьма у детей младшего школьного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_metody_i_priemy_ispravleniya_pisma.pptx | 1.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДИСГРАФИИ : Органические речевые расстройства Наследственная предрасположенность Умственная недостаточность Снижение слуха, зрения Двуязычие в семье Нерегулярность школьного обучения Несформированность фонематического анализа и синтеза слов, лексико-грамматического строя речи, расстройств памяти внимания, эмоционально-волевой сферы.
ФОРМЫ ДИСГРАФИИ: Артикуляторно-аккустическая форма Аккустическая форма Дисграфия на почве нарушения анализа и синтеза слов Аграмматическая дисграфия О птическая дисграфия Смешанная форма дисграфии
Фонематическое восприятие А) Развитие звукового анализа слов Б) Развитие фонематического восприятия , то есть дифференциация фонем, имеющие сходные характеристики
7 1 2 3 4 5 6 8 9 10 м а г а з и н
ПРИЕМЫ РАБОТЫ Назвать второй, четвертый звук в слове Придумать слова, в которых 3-4 звука Отобрать картинки, в названии которых 4-5 звуков Предлагается ряд предметных картинок, назвать слова по первым звукам, по последним Узнавание слов, предъявленных ребенку в последовательно произносимых звуках Место звука, по принципу « начало, середина, конец »
ПРИЕМЫ РАБОТЫ Вставить вместо точек пропущенные буквы Придумать и записать несколько слов на смешиваемые звуки Запись диктуемых слов в два столбика Запись слов с двумя буквами сразу Запись слов из диктуемого текста в два столбика (выборочное письмо) Различные моделирования и конструирования слов с добавлением или перестановкой букв Подобрать слова на каждый звук Графическая запись слов. Выделяются цветным карандашом только те буквы, над которыми ведется работа, в остальных вместо букв ставятся точки. Работа проводится для фиксации внимания именно на эти буквы
Зачеркивание цветными карандашами в печатном тексте смешиваемые буквы, при этом текст читается вслух Составление слов из разбросанных слогов букв Придумывание слов с определенным количеством звуков, слогов Образование из данного слова большого количества слов (трактор-рак, рога и т.д.) Выборочное письмо из ряда диктуемых слов Дописывание предложений по картинкам или из набора предложенных слов Использование пословиц, поговорок, ребусов, загадок, потешек , коротких стихов
ПРИЕМЫ РАБОТЫ Словесное описание, имеющее между буквами разницы: « и » - два элемента, « ш » - три элемента и т.д. Использование опорных предметов при письме, например, при смешивании букв д-б , опорные слова « дятел-белка » , ц-ч « цепь-чайка » и т.д. Письмо смешиваемых букв в воздухе, что позволяет за счет подключения руки лучше уловить имеющие в начертании букв различия Конструирование – складывание букв из элементов вырезанных из цветной бумаги или картона Реконструирование букв – переделка одной буквы в другую Достраивание букв путем добавления к ним недостающих элементов Нахождение спрятавшихся букв, в так называемых совмещенных буквах
Детям предлагается выгнуть смешиваемые буквы из проволоки, сделать букву на листе бумаги из ниток, вылепить из пластилина, выложить букву из гороха, пуговиц, фасоли и других подручных материалов Узнать букву на ощупь (игра чудесный мешочек) Обведение букв пальцем из наждачной бумаги с закрытыми глазами Определить буквы, наложенные друг на друга Назвать буквы, перечеркнутые разными линиями
ПРИЕМЫ 1. Списывание с рукописного текста с определенными заданиями 2. Письмо диктантов А) слуховой Б) зрительный диктант В) графический диктант . . ш . . . - машина . . с . - весы с . ш . . - сушки ш – ш v с . Наташа мелом пишет на доске.