Коррекция нарушений чтения у обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья
учебно-методический материал (3 класс)

Понькина Ирина Николаевна

В образовательных учреждениях, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта), особенно остро стоит проблема формирования навыков чтения.  Эти дети нуждаются в специальном коррекционно-развивающем обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_-_kopiya.docx29.37 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция нарушений чтения у обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья

В образовательных  учреждениях, где обучаются дети с ограниченными  возможностями здоровья (дети с нарушением интеллекта), особенно остро стоит проблема формирования навыков чтения. Эти дети нуждаются  в специальном  коррекционно - развивающем обучении. Контингент обучающихся разнороден по особенностям восприятия, памяти, мыслительной деятельности, нарушениям психофизических функций, речевого развития.  Психофизиологической основой трудностей чтения являются замедленный темп приема и переработки зрительно воспринимаемой информации, установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения, низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля. Учитель начальных классов должен осознавать особенности детей с ОВЗ, их трудности в обучении  и оказывать им квалифицированную  помощь и поддержку на том этапе обучения чтению, где возникает проблема. Помочь учителю разобраться в причинах нарушений чтения и познакомить со специальными приемами коррекционной работы — основная цель данного доклада.

  Обучение  в начальных классах  коррекционной школы VIII вида осуществляется  на основе «Программ специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы»   под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2010г.    

Цель программы по чтению и развитию речи: формировать навык сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения целыми словами, развивать связную устную речь, что является необходимым условием  для успешного овладения учащимися с ограниченными возможностями здоровья  того уровня образовательных умений и навыков, который необходим  им для социальной  адаптация и реабилитация в обществе.

Задачи преподавания чтения и развития речи:

- научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;

 - анализировать прочитанные произведения (выделять главную мысль, главных действующих лиц, оценивать их поступки);

- повысить уровень общего и речевого развития учащихся, научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной  форме (полный и выборочный пересказ, составлять рассказ по аналогии с прочитанным);

- формировать нравственные качества учащихся, читательскую самостоятельность и культуру.

 Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.  

Основные направления коррекционной работы:  

- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;  

- совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;

- коррекция недостатков развития познавательной деятельности.

-  развитие артикуляционной моторики;

- формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

-  коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;

- расширение представлений об окружающем мире;

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

     Нарушения речи у детей с отклонениями в развитии разнообразны по своим проявлениям, механизмам, уровню и их следствием являются различные нарушения чтения.

     В качестве основных причин возникновения нарушений чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ VIII вида в отечественной коррекционной педагогике рассматриваются: 1) фонетико- фонематическое недоразвитие речи (Г. А. Каше, Р. Е. Ленина и др.); 2) общее недоразвитие речи (Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова и др.);  З) уровень психического развития (А.Н. Корнев, Н. А. Цыцина и др.).

    Процесс овладения чтением детьми с ограниченными возможностями здоровья протекает замедленно, характеризуется качественным своеобразием и определенными трудностями.  Все ошибки чтения у этих детей можно разделить на 5 групп:

1) Неусвоение букв. У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается неусвоение букв разной степени выраженности: от неусвоения нескольких букв до неусвоения 20-25 букв.

2) Побуквенное чтение. В одних случаях дети не могут слить даже отдельные слоги, называя буквы поочередно. В других - дети после изолированного называния букв произносят слог слитно.

З) Искажение звуковой и слоговой структуры слова. Отмечаются многочисленные искажения звуко-слоговой структуры слова, разнообразные по характеру: а)пропуски согласных при стечении (скамейка- намека);

б) пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения (паровоз- парвоз);

в) добавлеше звуков(под дождём- поддождием);

г) перестановка звуков (лопата - лотапа);

д)пропуски, перестановки слогов(канава- кавана).

4) Нарушения понимания прочитанного.

5) Аграмматизмы проявляются у школьников на этапе синтетических приемов чтения, особенно начиная со 2-го класса коррекционной школы. Они проявляются в нарушении морфологической структуры слова, в заменах префиксов, суффиксов, окончаний, в нарушении их понимания и употребления в процессе чтения (захотел –«хотел», голубь - “голубка”).

     У обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья   наблюдаются нарушения всех компонентов навыка чтения: способа чтения, правильности чтения, понимания прочитанного, выразительности чтения.  Педагогу необходимо обследовать обучающихся, проанализировать и  определить вид нарушения чтения, его проявление у каждого и  составить перспективный план коррекционной работы по устранению.

Коррекция нарушений правильности чтения.

   Правильное чтение — это чтение без ошибок и искажений. Правильность чтения — выражается в отсутствии ошибок на: 1)замены, 2) пропуски, 3)перестановки, 4) добавления, 5) искажения, 6) повторы букв, слогов, слов в читаемом тексте, 7) ошибок ударения в словах.

    На уроках применяются следующие приемы коррекции основных нарушений правильности чтения обучающихся начальных классов коррекционной школы VIII вида.  Р.И. Лалаева рекомендует специальные приёмы, способствующие выработке правильного чтения. К ним относятся:

1.Звуко-буквенный анализ слов:

-подобрать слова, которые начинаются на ударные гласные;

- подобрать к картинке букву, соответствующую первому звуку (окна, астра, улица);

- речевое лото;

- узнавание начального гласного в безударной позиции. Определить на слух, какой звук стоит в начале слов;  узнавание гласного звука в середине слова. Попарно предлагаются слова, дети должны определить соответствующий звук:

О                         Л                     Ы                           У

куст, сок         сын,лось          дым, нес               лес, зуб

шкаф, сон       мал, мышь       сел, был               лук, пил                                        

После того, как дети научатся свободно оперировать с гласными звуками, следует перейти к работе с согласными.

Задания на узнавание и вычленение согласного звука:

а) узнавание начального звука в слове;

б) узнавание последнего согласного в слове;

в) узнавание согласного в середине слова;

г) отобрать картинки, в названиях которых содержится определённый согласный звук в любой позиции.

2.Чтение таблиц с трудными словами; предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав.

3. Чтение небольших текстов, не связанных с изучаемым в классе произведением, написанных на доске.

4. Хоровое чтение трудной части рассказа.

5.Распределение частей текста для чтения между учащимися с учетом возможностей каждого.

6.Чтение по догадке.

7. Тренировочное чтение с заданиями различного характера (выборочное чтение, нахождение части текста к иллюстрации и др.).

   В целях предупреждения ошибок проводится предварительная словарная работа, которая направлена на выяснение лексического значения слов, без понимания смысла которых восприятие текста будет затруднено.

    Для выработки правильности чтения, кроме организации каждодневных упражнений, предупреждения ошибок, необходимы постоянный контроль за правильностью чтения учащихся и своевременное исправление ошибок.

Коррекционная работа в отношении способа чтения.

    Основными нарушениями способа чтения у учащихся начальных классов коррекционной школы являются трудности слияния букв в слоги и слогов в слова. Для многих детей характерно длительное «застревание» на неэффективных способах чтения. Причиной этого является недостаточная сформированность звукового и слогового синтеза, составляющего одну из важных предпосылок успешного овладения навыком чтения.

Развитие звуко - слогового синтеза в устной речи- одно из направлений коррекционной работы в отношении способа чтения:

а) игра «Магнитофон»: учитель поочередно с паузами называет слоги, из которых дети должны сложить слово.

б) синтез слов из слогов при одном постоянном и одном сменяющемся слоге:

          -жа                      -бан

         - ма                       -лач                    - раст          бал

Ро     –та              ка    - мень          воз  - чик           бул - ка

          -ли                       -мин                    -дух            бан

          - за                        -рась

           - га

в) игра « Телеграф»: педагог отстукивает слоговую структуру слова, а дети должны догадаться, какое это могло быть слово: например, имя кого- то из присутствующих.

г) игра « Помоги Незнайке»

Незнайка перепутал местами слоги. Помоги ему поставить слоги на место, чтобы получилось слово.

д) ребенку произносят отдельные звуки (с,а).Какой слог должен получиться?

е) игра «Слово рассыпалось» Составление слова из данных букв.

ж) игра « Потерялась буква»

ДУ.      СУ.       Д. М       Б. К

Какое слово получиться, если вставить букву?

 Отработка навыка чтения всех типов слогов. В 1 и 2 классах в  начале каждого урока необходимо проводить работу по слоговой таблице, которая дана в учебнике «Букварь» (для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида) под редакцией В.В. Воронковой, И.В. Коломыткиной.

Навык зрительного слогоделения отрабатывается на материале двусложных слов в такой последовательности: а) двусложные слова без стечения согласных сначала с ударением на последнем, а потом на первом слоге (луна, кусок, мука, рука, туман, рыжик, шарик);  б) двусложные слова со слогом- гласной и стечением согласных в начале слова (утро, астра, шторы, окно, ждали, шпалы, слоны);  в) многобуквенные двусложные слова (пропуск, пролил, дружил, пальто, зорька).  Далее также отрабатывается чтение трёхсложных, многосложных слов.

Чтение может быть громким (вслух) и молчаливым (про себя). На каждом уроке используются виды громкого чтения :

1) Чтение за диктором.

2) Чтение в парах, групповое чтение.

3) Чтение с отрывом взгляда от текста.

4) Чтение с убыстрением темпа.

5) Чтение с переходом на незнакомый текст.

б) Жужжащее чтение.

7) Чтение в темпе скороговорки.

8) Зрительные диктанты.

    Чтение про себя также необходимый компонент в обучении чтению, потому что правильно поставленное молчаливое чтение способствует развитию самостоятельности учащихся при восприятии и усвоении ими содержания читаемого.  При обучении чтению про себя можно использовать следующие приемы:

1) чтение про себя заданий, написанных на доске или на карточке, с последующим их выполнением (например, «покажи тетрадь», «подними руку»);

2) учащиеся читают вслух вопросы, записанные на доске, затем читают указанный учителем текст про себя, после чего отвечают на вопросы, поставленные учителем;

3) после молчаливого чтения учащиеся рисуют словесные картины к тексту или отдельным его частям, отвечают на вопросы, помещенные в учебнике по чтению.

    Чтение про себя развивается постепенно, начиная с 3 класса коррекционной школы, и только к концу 4 класса хорошо и качественно сформировано. Переход от чтения вслух к чтению про себя тесно связан с этапом «жужжащего», тихого чтения, который является следующей ступенью к формированию этого сложного навыка.

Коррекция нарушений понимания прочитанного.

   Сознательность чтения предполагает понимание смысла как отдельных слов и выражений, так и всего произведения в целом, его идеи, образов и роли художественных средств. Коррекция нарушений понимания прочитанного заложена в таких видах работ, как:

- подготовка к первичному восприятию текста (вступительное слово учителя, возможное использование наблюдений за явлениями и предметами окружающей действительности);

- установка на целенаправленное восприятие текста;

-первичное восприятие текста, эмоционально-оценочная беседа с одновременным использованием наглядных и словесных средств обучения;

-беседа в связи с разбором частей текста и всего рассказа (установление последовательности событий, первично-следственных связей в развитии сюжета, понимание взаимосвязи между отдельными частями текста и логики событий, выяснение мотивов поведения действующих лиц, определение существенных черт их характеров, сопоставление героев, оценка их поступков). Предлагаются обучающимся задания на развитие логического мышления, основу которых составляют предложения, выражающие коммуникацию отношений:

1. Волк гонится за зайцем. Кто бежит впереди?

2. Сад позади дома. Что впереди?

3.Я прочитал газету после того, как позавтракал. Что я сделал сначала?

  Следует отметить, что в любых случаях, когда имеются сомнения относительно понимания прочитанного, обучающимся надо оказывать помощь: словарная работа (проводится на всех этапах работы над текстом), привлечение внимания детей к пониманию прочитанного необходимо осуществлять с первых их шагов в чтении. Детям сразу же надо дать установку: «прочел — понял». Для активизации внимания к значению прочитанного слова рекомендуется использовать следующие приемы:

а) выборочное устное объяснение детям значения прочитанных слов,

предложенных на доске или специальных индивидуальных карточках;

б) подбор картинок или показ предметов из окружающей обстановки;

в) подбор антонимов или синонимов (из группы слов, предложенных на другой карточке; самостоятельно);

г) схематичное изображение предмета или действия на доске;

д) изображение предмета, действия с помощью мимики, пантомимики;

е) придумывание предложения с прочитанным словом;

ж) поиск слова с неизвестным для детей лексическим значением в группе предложенных;

з) объяснение значения слова учителем и т. п.

Если слово многозначно (ручка, ключ, сорвать, поднять и т. п.), то следует разобрать с детьми несколько значений, включить слово в разный контекст.

- работа над планом (словесное рисование -иллюстрирование текста, драматизация; озаглавливание каждой части рассказа, коллективная работа с учителем -деление текста на части по данным заголовкам, придумывание заголовков после деления текста учащимися на части);

- пересказ (ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту);

- разбор жизненных ситуаций;

- заключительная, обобщающая беседа.

Коррекция беглости чтения.

   Беглость чтения— это такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого.  В процессе обследования навыка чтения необходимо обратить внимание на темп (скорость чтения).Начиная с 3 класса коррекционной школы VIII вида, когда основная масса обучающихся переходит на плавное чтение целыми словами, необходимо отрабатывать этот навык.

Основными коррекционными приемами, способствующими развитию беглости чтения, являются:

- ежедневная тренировка учащихся в чтении (обучающиеся должны как можно больше читать, не менее 25-30 минут на уроке);

- неоднократное  перечитывание текста на уроке. Для того чтобы перечитывание достигало положительных результатов и не снижало интереса к чтению, рекомендуются следующие виды работ:

- выборочное чтение,

- ответы на вопросы о прочитанном строчками из текста,

-нахождение и перечитывание отдельных мест текста при анализе содержания;

- предварительная ориентация учащихся перед чтением текста.

- чтение трудных слов, встречающихся в тексте. Предварительно выписываю слова сложные по слоговому или  морфемному составу на доску в послоговой разрядке, учащиеся читают их вслух.

- предварительное чтение текста про себя («жужжащее» или тихое чтение);

- использование специально подготовленных таблиц, связанных с текстом.

Коррекция навыков выразительного чтения.

Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ произведения: раскрытие характерных особенностей персонажей, картин, изображенных в произведении; показать отношение автора к событиям, поступкам героев; передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению. Воздействуя на чувства и эмоции детей, выразительность помогает раскрыть главную мысль произведения.

    Работа по формированию навыка выразительного чтения начинается в 1 классе, но становится более конкретной только в 2-4 классах. Работу над интонационным компонентом навыка чтения начинается с выработки умения соблюдать паузы на знаках препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

   Для этого компонента важным также является логическое ударение.  Для работы над логическим ударением можно использовать упражнения с перемещением логического ударения с одного слова фразы на другое с одновременным изменением смысла фразы, а также использовать разбор различных ситуаций: «Прочитай так, чтобы тебя слышал только учитель; а теперь громко, чтобы слышал весь класс; прочитай медленно, быстро; прочитай так, чтобы выразить удивление, радость, тревогу».

     Для выработки навыка выразительного чтения необходимо учить детей изменять силу голоса, менять высоту тона, ритм и темп речи, тембр голоса.

Важной составляющей обучения навыку выразительности чтения является работа над правильной интонацией, которая начинается с выработки умения подражать интонации учителя.

Основными видами упражнений по формированию правильной интонации являются:

- изменение тона (прочитать, как говорит волк (грубо, сердито), лиса (тихо, ласково, вкрадчиво);

- чтение по ролям;

- инсценировки басен, сценок.

Коррекция нарушений чтения на речевой гимнастике и пятиминутке чтения.

  Работа по формированию всех качеств полноценного чтения осуществляю в ходе изучения текста, а также на специально структурно выделенных частях урока чтения:  речевая гимнастика и пятиминутка чтения.

  Речевая гимнастика направлена на решение нескольких задач:

совершенствование четкости произношения, развитие дикции, правильного дыхания; кроме того, она способствует формированию выразительности речи, развитию основных приемов выразительного чтения.

   Речевая гимнастика проводится в течение 3—5 минут (можно до 10 минут) в зависимости от целевой направленности и характера упражнений. В отдельных случаях, когда упражнения речевой гимнастики можно сочетать с материалами изучаемого текста, она как отдельная структурная часть урока не проводится.

Кроме того, некоторые упражнения могут стать частью физкультминуток. Речевая гимнастика может проводиться сидя или стоя (при отработке дыхания, выполнении динамических упражнений).

Речевая гимнастика включает:

• упражнения для дыхания;

• упражнения по модуляция силы голоса;

• упражнения по отработке интонации, темпа речи;

• упражнения по совершенствованию выразительности речи;

• упражнения по совершенствованию произношения (звукопроизношения и дикции).

   Пятиминутка чтения — этап урока, который позволяет совершенствовать

технику чтения и увеличивать время, отводимое на чтение каждым учеником. Этот этап включает:

• чтение слоговых таблиц различных модификаций;

• чтение трудных по слоговому и морфемному составу слов, дополнительных, облегченных текстов, доступных для самостоятельного прочтения детьми с нарушением интеллекта;

• чтения по догадке.

    Еще одной задачей пятиминуток чтения является расширение поля чтения учащихся как условие совершенствования техники чтения. Пятиминутка чтения можно проводить на любом этапе урока одновременно с работой над текстом.

   Рассмотренные разнообразные приёмы, виды работ на уроках направлены на коррекцию навыков чтения у учащихся начальных классов коррекционной школы. Систематическая коррекционная работа, безусловно, принесет положительные результаты. У школьников с ОВЗ появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы. В результате выполнения предложенных упражнений уточняется и обогащается словарный запас обучающихся, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно строить предложения, правильно и последовательно излагать свои мысли.

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика и коррекция агрессивного поведения у учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья. Рабочая программа.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КООРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШК...

Сценарий спортивного праздника «Чемпионы среди нас» для обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья.

Сценарий спортивного праздника«Чемпионы среди нас»для обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья....

«Профориентация как средство социальной адаптации обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья» (из опыта работы)

В настоящее время наметилась положительная тенденция, что ограниченные возможности здоровья — это не причина для исключения человека из активной жизни. Идет поиск путей интеграции инвалидов в об...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по предмету АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК для обучающегося 3 класса с ограниченными возможностями здоровья

Программа разработана для учащихся 3 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Данная программа предполагает коррекционный метод работы и направлена на удовлетворение образовательных потреб...

Профилактика и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

     Коррекционно-развивающая логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников с ОВЗ» была разработана мной в соавтор...