Методы и приемы организации коррекционной работы с обучающимися начальной школы с ЗПР
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Титаренко Екатерина Александровна

Одной из актуальных проблем современного образования остается проблема повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса при организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Одним из самых простых и доступных двигательных методов это кинезиологические упражнения, которые помогают создать новые нейронные связи и улучшить деятельность двух полушарий головного мозга, тесно связанных системой нервных волокон (мозолистое тело).

Научно доказано, что с помощью определенных физических упражнений деятельность тела и мозга интегрируется, а работа обоих полушарий мозга становится сбалансированной. Однако для закрепления мысли необходимо движение.

Кинезиологические занятия совершенствуют мозговую деятельность, способствуют развитию чувства ритма, памяти, концентрации внимания. Систематическая работа с мячами и мешочками направлена на развитие мелкой и крупной моторики, координации глаз, слуха и зрительно-пространственного мышления и как следствие интеллектуальное развитие.

Нарушения межполушарного взаимодействия характерны для детей с ОВЗ (в частности для детей с задержкой психического развития). Это проявляется в общей психической незрелости, низкой познавательной активности во всех видах деятельности, дефицитарности психических функций, своеобразии развития речи. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи. Дети с ОВЗ испытывают трудности в ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. 

Коррекционные занятия с кинезиологическими мячами и мешочками дают возможность детям «почувствовать» свое тело, они гораздо проще начинают ориентироваться в пространстве.

     Улучшаются фокусировка внимания, функции самоконтроля. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания.

      В результате у детей улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка, совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы, улучшаются графические навыки, процессы памяти и внимания, произвольность поведения.

Гармонизируются процессы торможения и возбуждения.

Как следствие - более высокая продуктивность деятельности.

       

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy_organizatsii_korrektsionnoy_raboty_s_zpr.docx33.92 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы организации коррекционной работы с обучающимися начальной школы с ЗПР

  1. Организационно-педагогические особенности обучения детей с ЗПР

Общие подходы в работе с детьми с ЗПР:

- индивидуальный подход,

- предотвращение наступления утомляемости,

- активизация познавательной деятельности,

- обогащение знаниями об окружающем мире,

- особое внимание - коррекции всех видов деятельности,

- проявление педагогического такта.

Эффективная динамика развития детей с ЗПР намечается тогда, когда своевременно реализуется необходимая психологическая коррекция, медицинское лечение, а педагогическая коррекция и обучение ведутся с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности развития интеллекта и личности этой категории детей.

Цель начального обучения детей с ЗПР совпадает с целью традиционного начального обучения – научить детей читать, считать, писать, сформировать основные умения и навыки учебной деятельности, развить элементы теоретического мышления, операции самоконтроля, культуру речи и поведения, привить основы личной гигиены.

Одной из актуальных проблем современного образования остается проблема повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса при организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования универсальных учебных действий, которые учитывали бы реальные возможности обучающихся и условия, в которых протекает их образовательная деятельность.

Традиционно методы развития и коррекции нарушений у детей делятся на два основных направления:

  1. Когнитивные методы - направлены на формирование и развитие психических функций
  2. Двигательные методы - используются как инструмент преодоления различных проблем самочувствия и взаимоотношений с другими людьми.

Одним из самых простых и доступных двигательных методов это кинезиологические упражнения, которые помогают создать новые нейронные связи и улучшить деятельность двух полушарий головного мозга, тесно связанных системой нервных волокон (мозолистое тело).

Нарушения в работе мозолистого тела искажают познавательную деятельность ребёнка. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи, асинхронно. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может полноценно читать и писать, воспринимая информацию зрительно или на слух.

Нарушения межполушарного взаимодействия характерны для детей с ОВЗ (в частности для детей с задержкой психического развития). Это проявляется в общей психической незрелости, низкой познавательной активности во всех видах деятельности, дефицитарности психических функций, своеобразии развития речи. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи. Дети с ОВЗ испытывают трудности в ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Кинезиология отражает связь движения тела с функциями мозга. За внешней простотой и детскостью предлагаемых движений стоит глубокая нейрофизиологическая работа тела. Научно доказано, что с помощью определенных физических упражнений деятельность тела и мозга интегрируется, а работа обоих полушарий мозга становится сбалансированной. Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов [15] считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы.

Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Вот почему всем педагогам следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается.

Кинезиологические занятия совершенствуют мозговую деятельность, способствуют развитию чувства ритма, памяти, концентрации внимания. Систематическая работа с мячами и мешочками направлена на развитие мелкой и крупной моторики, координации глаз, слуха и зрительно-пространственного мышления и как следствие интеллектуальное развитие.

Целью использования кинезиологических мячей и мешочков на коррекционных занятиях является развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности развитие и коррекция визуально-пространственного мышления у детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Задачи при использовании методического пособия в

  • Развитие межполушарной специализации;
  • Синхронизация работы двух полушарий;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие визуально-пространственнного мышления;
  • Развитие памяти, внимания, воображения, мышления;
  • Развитие речи;
  • Создание положительного эмоционального настроя;
  • Профилактика дислексий и дисграфий.

Условия реализации

Оптимально проводить занятия индивидуально. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

Занятия для детей с ОВЗ должны проводиться в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют своего воздействия. Результативность занятий зависит от систематической и кропотливой работы. С каждым днём задания усложняются, объём заданий увеличиваться, наращивается темп выполнения заданий.

Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 10-15 до 20-30 минут в день. Заниматься необходимо, по возможности ежедневно, но не менее 2-3 раз в неделю. Во время занятий. Ребенок должен постоянно следить глазами за мячом. Упражнения показываются специалистом и параллельно комментируются, чтобы ребенок с ОВЗ видел образец правильного выполнения и обращал внимание на важные детали. Необходимо максимально сосредоточить внимание ребенка на выполнении упражнения. По возможности должны быть исключены посторонние шумы и прочие отвлекающие факторы. Необходимо регулярно менять упражнения от занятия к занятию, чтобы поддерживать интерес у ребенка.

Этапы разучивания упражнений с кинезиомешочками и кинезиомячами:

1-й этап — начальное разучивание двигательного действия;

2-й этап — углубленное разучивание;

3-й этап — закрепление и совершенствование двигательного действия.

На первом этапе (начальное разучивание движения) ставятся задачи по ознакомлению ребенка с новыми двигательными действиями; созданию у него целостного представления о движении, выполнение его. Исходя из поставленных задач, педагог пользуется методикой начального разучивания, которая включает:

а) показ педагогом образца движения;

б) его детальный показ, сопровождаемый словом;

с) выполнение показываемого движения самим ребенком.

Эти приемы обеспечивают образование в коре головного мозга временных связей, способствуют сознательному запоминанию Ребенком последовательности элементов движения, объединению их в целостный двигательный образ с опорой на мышечные ощущения.

На втором этапе (углубленное разучивание движений) уточняется правильность выполнения ребенком деталей техники разучиваемого упражнения, исправляются ошибки. Зная механизм образования условных рефлексов, педагог восстанавливает в сознании и мышечном ощущении ребенка последовательность элементов движения и конкретность ощущений от выполняемого действия. Обучая, он обращает внимание ребенка на правильность выполнения действия, используя словесное поощрение. Педагог следит за выполнением упражнений каждым ребенком, исправляет, если есть необходимость. На втором этапе обучения движения ребенку уже знакомы, педагог предлагает вспомнить и рассказать, как выполняются упражнения, при этом ребенку даются подсказки названия упражнений. Такое напоминание вызывает идеомоторное представление, ребенок вспоминает последовательность движений и осознанно их выполняет. У него активизируется внимание, память, мышление, появляется желание красиво и правильно выполнить движения. Если у детей они сразу не получаются, то наиболее сложные движения педагог может еще раз показать и дать пояснение к их выполнению. Постепенно приобретенные ребенком навыки двигательного движения закрепляются и совершенствуются; стимулируется его творчество, активность и самостоятельность; он начинает использовать собственный двигательный опыт в повседневной жизни.

На третьем этапе (закрепление и совершенствование двигательного действия) при повторении движений постепенно развивается дифференцированное торможение. Все лишние движения затормаживаются, исчезают, соответствующие показу движения закрепляются словом педагога. На этом этапе обучения движению ребенок сознательно воспринимает задания, целенаправленно действует, действия его автоматические, внимание сосредоточено на качестве движения. У ребенка появляется точность, красота, выразительность движения. Он может выполнять его по названию.

Описание упражнений с кинезио мешочками.

Все упражнения можно поделить на 4 группы

  • Подбрасывание
  • Перемещение
  • Перебрасывание
  • Перекладывание

Усложнение:

  1. Внешний ритм:

- музыка

- метроном

- хлопки и т.д.

2. Слова, тексты

- скороговорки

- стихи

3. Движения

- ходьба

- хлопки

- балансир

- нейро скакалка

Коррекционные занятия с кинезиологическими мячами и мешочками дают возможность детям с ОВЗ «почувствовать» свое тело, они гораздо проще начинают ориентироваться в пространстве. Улучшаются фокусировка внимания, функции самоконтроля. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания. В результате у детей улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка, совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы, улучшаются графические навыки, процессы памяти и внимания, произвольность поведения. Гармонизируются процессы торможения и возбуждения. Как следствие - более высокая продуктивность деятельности.

Упражнения с кинезиологическими мешочками

Комплекс №1 для выполнения одним ребенком.

1. «Пробуждение мешочка». Поглаживание мешочка с обеих сторон. Сначала правая рука сверху, затем левая.

2. «Массаж» двумя руками одновременно.

3. «Покатаем мешочек». Рука ровная, вытянута вперед. Мешочек кладём на тыльную сторону ладони и начинаем плавные движения влево и вправо, вверх и вниз. Далее делаем круговые движения рукой. Меняем руки и повторяем упражнение. Мешочек не должен падать.

Усложнение данного упражнения - используется два мешочка, и участвуют обе руки ребенка одновременно. Круговые движения руками делаем сначала в одну сторону, потом в другую, затем в разные стороны.

4. «Высоко сижу…» Мешочек кладем на голову. Руки на пояс.

1) Поворот один раз на 360 градусов. В одну и в другую сторону.

2) Приседание. Вниз. Вверх.

3) Стоим в позе цапли на правой ноге, затем на левой по 5 секунд.

4) Ловим мешочек, сбрасывая его с головы в обе руки.

5) Ходим с мешочками на голове, спине, плечах и т.д.

5. «Батут». Подбрасывание мешочка по очереди каждой рукой по несколько раз. Сначала ловим мешочек на уровне груди ладонью, смотрящей вверх. Повтор несколько раз. Затем меняем захват, перехватывая его налету на уровне головы, при этом ладонь смотрит вниз – в сторону. Повтор несколько раз.

6. «Котлетка». Мешочек лежит на левой ладони. Ребром правой руки «рубим» мясо. Посолили щепоткой соли. Переложили в правую руку. Ребром левой руки порубили. Левой щепоткой поперчили. Слепили котлетку. Перебрасывание из руки в руку. Пожарили на одной стороне - на левой ладони. Покачиваем рукой. Пожарили на другой стороне - на правой ладони. «Ам» и съели. Имитируем проглатывание. Прячем мешочек за спиной. Глубокий вдох….выдох…3 раза. Пауза.

7. «Карусель». Передаем мешочек за спиной из левой руки в правую. Постепенно увеличивая темп, «раскручиваем карусель». Постепенно замедляем темп. Останавливаемся и меняем направление в другую сторону, передавая теперь мешочек за спиной из правой руки в левую. Раскручиваем «карусель» в другую сторону.

8. «Добываем огонь». Крутим мешочек между лодоней, имитируя добычу огня.

9. «Все мы любим танцевать…» Правой рукой кладем мешочек на поднятое колено согнутой левой ноги. Хлопок в ладоши. Левой рукой кладем мешочек на поднятое колено согнутой правой ноги. Хлопок в ладоши. Повтор несколько раз. Усложнением упражнения может служить перекладывание мешочка из руки в руку несколько раз.

10. «Восьмерка». Упражнение делается в наклон. Ноги на ширине плеч. Мешочек передаем между ног, обводя каждую ногу по траектории цифры восемь. Сначала правая ведущая рука, затем левая. Повтор несколько раз.

11. «Не урони!». Подбрасывание мешочка с хлопком двумя руками – хлопаем в ладоши и ловим мешочек. Ребенок стоит ровно.

12. «Волчок». Подбрасываем мешочек в прыжке, поворачиваемся на 180 градусов и ловим мешочек.

13. «Успей хлопнуть». Подбрасываем мешочек, хлопаем в ладоши под согнутой в колене ногой. Ловим мешочек.

14. «Плечо-голова-плечо». Кладем мешочек на левое плечо, хлопок двумя руками. Кладем мешочек на голову, хлопок двумя руками. Кладем мешочек на правое плечо, хлопок двумя руками. Повтор несколько раз.

15. «Ухо-нос-ухо». Подбрасываем мешочек двумя руками. Дотрагиваемся до левого уха. Ловим. Подбрасываем. Дотрагиваемся до носа. Ловим. Подбрасываем. Дотрагиваемся до правого уха. Повтор несколько раз.

16. «Жонглирование». Жонглирование двумя мешочками.

17. «Строим дом». Упражнение проводится с двумя мешочками. Первый этаж – плечи. Дети, держа мешочки в руках, касаются плечей, руки крест накрест. Второй этаж – уши. Дети поднимают руки к ушам по ровной траектории. Крыша – поднимают руки над головой конусом перекрещивая руки. Повтор несколько раз с ускорением темпа.

18. «Симметричные рисунки». «Представьте, что мешочек умеет рисовать». Дети держат мешочки в обеих вытянутых вперед руках и рисуют одновременно в воздухе круги, треугольники, квадраты, прямоугольники.

19. «Картинки половинки». «Представьте, что мешочки умеют рисовать». Дети держат мешочки в обеих вытянутых руках. Задание нарисовать в воздухе расходящимися в сторону движениями яблоко, бабочку, елочку, божью коровку, домик, человечка.

Комплекс №2 для выполнения детьми в паре.

1. «В какой руке?» Один ребенок прячет мешочек за спиной, другой угадывает. Цель: закрепить понятия «лево-право».

2. «Лови». Бросание мешочков друг другу одновременно, только так, чтобы мешочки не падали. Например: бросаем правой рукой – ловим левой, бросаем правой – ловим правой, бросаем левой – ловим левой. Действия проговариваем.

3. «Вышиваем крестиком». Дети передают мешочек, стоя друг напротив друга, из левой руки в левую руку партнера, тот перекладывает его в свою правую руку и передает его уже в правую руку партнера. Получается траектория крестика. Повтор несколько раз.

4. «Вышиваем крестиком с хлопком». Усложненное упражнение вводится только после успешного выполнения облегченного варианта. Каждый раз, когда руки остаются свободными от мешочка, ребенок должен хлопнуть в ладоши.

Упражнения с кинезиологическими мячами:

Комплекс №1 для выполнения одним ребенком.

  1. Бросок и ловля одновременно двумя руками.
  2. Бросок и ловля мяча одной рукой.
  3. Бросок и ловля сразу двух мячей двумя руками одновременно/попеременно.
  4. Мяч перекидывается из одно руки в другую. Возможен вариант удара о пол или передача мяча за спиной
  5. Мяч бросают в стену и сразу же ловят или дают один раз удариться об пол.
  6. Мяч кидают о стену, успевая сделать хлопок до того, как он очутится в руках.
  7. Мяч кидают в цель, расположенную на стене. Для этого упражнения используют разные цвета мячей и мишеней. При ударе нужно назвать цвет.
  8. Мяч кидают об стену и, когда мяч отлетает, нужно перепрыгнуть через него.
  9. Упражнение по типу тира. На стул ставят предмет. Участник отходит на пару метров и сбивает цель с небольшого расстояния.
  10. Перед игроком ставят горизонтальную мишень. Это может быть ведро или таз. Задача заключается в попадании в эту мишень мячом.
  11. Нужно наклониться вперед и, подталкивая мяч поочередно пальцами правой и левой руки, катить его вокруг стоп вправо и влево, описывая восьмерку.
  12. Мяч бросают о стену и ловят его поочередно правой и левой руками.
  13. На полу рисуется полоса. Для выполнения упражнения необходимо встать в начало этой полосы и двигаться вперед, чеканя мяч об пол то справа линии, то слева от нее.
  14. Описываем мячиком треугольник/букву П: перебрасываем мячик из левой руки в правую с ударом об пол, то же самое можно делать на весу или перекладывать мячик из руки в руку за спиной.

Комплекс №2 для выполнения детьми в паре.

  1. Передача одного или нескольких мячей друг другу.
  2. Игра в ассоциации. Один участник говорит слово и бросает мяч. Второй отвечает с чем оно у него связано. Например: слово «лес» и «дерево». И так же в обратную сторону.
  3. Напарники бросают друг другу мяч с разного расстояния, меняя траекторию полета, смещая по сторонам вправо и влево, вверх и вниз. Нужно пытаться не прижимать мяч к себе, а ловить только руками.
  4. Два игрока садятся напротив друг друга на пол. Раздвигают ноги и перекатывают мяч по полу сначала двумя руками, а потом одной. Мяч должен катиться ровно и прямо в руки партнеру.
  5. Первый участник бросает предмет назад не поворачиваясь. Второй – ловит мяч сзади, после чего они меняются местами.
  6. Напарники кидают другу и ловят мяч одной рукой.
  7. Первый участник кидает мяч и называет месяц, а второй ловит и говорит, к какому времени года он относится.

Комплекс №3 упражнения на ритм.

  1. Задача ребенка – удерживать определенный ритм, который изначально задается определенными хлопками. Нужно так подстроиться, чтобы мячики ударялись синхронно о пол, в момент хлопка ладонями. Если ребенок плохо скоординирован, нужно начинать тренировку с простой ловли мяча.
  2. Отбиваем мячиком ритм (здесь важно вырабатывать свой естественный ритм для произнесения слова и удара мячика) и называем предмет в кинотеатре/цирке/твердые и жидкие/только на букву Б/выше пояса/на полу и другие вариации.
  3. Отбиваем ритм с паузой.1-2-3 пауза 1-2-3.
  4. Чеканка мяча с целью удержать максимальный темп.
  5. Отбивать ритм хлопком/притопами/чередовать 2 хлопка, 1 притоп и т.п.)
  6. Счет под ритм. Можно для начала выбирать медленный ритм и давать простые задания 1+2, 3-2 и т.п. потом ускорять ритм и увеличивать сложность заданий. Здесь главное удерживать ритм.
  7. Лого-ритмические упражнения. Отбиваем мячиком и произносим слово по слогам (мо-ло-ко и т.д.)

Со временем упражнение можно усложнять сменой рук, регулированием высоты отскока мяча (до пояса, груди, выше головы), громкостью «цоканья» (тише/громче) и физическими действиями (приседания, прыжок, шаг и т.п).

Список литературы:

  1. Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности.—Владивосток, 1988.
  2. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека.—М.,1981.
  3. Гилевич И.М., Забара Е.А., Ипполитова М.В. и др. Дети с отклонениями в развитии.—М., 1997
  4. Деннисон П. Гимнастика мозга / перевод С. М. Масгутовой. – М.: Частное Образовательное Учреждение Психологической Помощи «Восхождение», 1997г.
  5. Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика мозга». Пер. С. М. Масгутовой. – М., 1997.
  6. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи.—Дефектология, №4, 1999.
  7. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми\\ Логопед. 2010. №1. С. 36-38.
  8. Использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками / Е. И. Стальская, Ю. С. Корнеева, Е. Г. Ромицына // Северная Двинамай-июнь).
  9. Кинезиология, или природная мудрость тела Н. В. Любимова. - СПб: Невский проспект. - 2005. - 192 с.
  10. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб: КАРО, 2007. - С.14
  11. Крупенчук О.И., Витязева О.В.движение и речь: Кинезиология в коррекции детской речи. – СПб.#1089;.
  12. Овчинникова Т.С., Черная О.В., Баряева Л.Б., Игры, занятия и упражнения с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика. – СПб., Каро, 2010- 248с.
  13. Оглоблина И.Ю., Танцюра С.Ю. Логопедический массаж: игры и упражнения для детей раннего и дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 64с.
  14. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. М., 1994.]
  15. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко Б. Г. Мещерякова. – 2-е изд.: -М.: Педагогика пресс, 2009 – 440с.
  16. Рузина М.С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб.: Речь, 2003
  17. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: Академия, 2002
  18. Сиротюк А. Л. Коррекция проблем обучения и развития методом кинезиологии. -М.: Аркти, 2003. – 156 с.
  19. Сиротюк А.Л. «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения», «Сфера», Москва 2003г
  20. Сиротюк А.Л. «Обучение детей с учётом психофизиологии», «Сфера», Москва 2001г.
  21. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. – 4-е изд.: - Ростов на Дону.: Феникс, 2000 – 542с.
  22. Ханнафорд К. Мудрое движение. Пер. С. М. Масгутовой. – М., 2000
  23. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. - CПб.,1996. –32 с
  24. Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса длявосстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999.
  25. Шереметева Г. Б. Кинезиология. Целебное прикосновение – М.: АмритаРусь, 96с.

Интернет – ресурсы

  1. «Педагогическая библиотека» ()
  2. «Психея» () - Электронные газеты и журналы:
  3. «Психологическая лаборатория» () - Методические разработки:
  4. Интернет – сайт «Веселые развивалки и обучалки» ()
  5. Интернет - сайт «Дети сети…» ()
  6. Психологический центр «Адалин» ()
  7. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ()
  8. Центр практической психологии «ПСИ - ФАКТОР» ()
  9. Электронная библиотека «;: подразделы «Психология», «Психотерапия» ()
  10. Энциклопедия психодиагностики ()


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы коррекции фонематических процессов у обучающихся начальных классов

Цель данной работы – представить некоторые наиболее продуктивные методы и приёмы коррекционного воздействия на учащихся начальных классов, имеющих фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи....

Презентация "Методы и приемы по усовершенствованию техники чтения в начальной школе"

Научить ребенка читать и привить ему любовь к книге -  основная задача  учителя начальных классов.Чтение  воспитывает и развивает ребенка.Слабочитающий ученик в среднем и старшем звене ...

Использование интерактивных методов и приемов для активации учебной деятельности в начальной школе.

   В последнее время  многие педагоги пытаются восстановить старые и создать новые формы работы. Но, «новое-это давно забытое старое.» Одним из возможных направлений ...

Методы и приемы по совершенствованию навыка чтения учащихся начальной школы (таблица Шульте)

Технику чтения, как известно, составляют 4 компонента (осознанность, беглость, выразительность, правильность). Каждый из этих компонентов сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством у...

Статья «Методы и приемы обучения грамматике немецкого языка в начальной школе».

Статья «Методы и приемы обучения грамматике немецкого языка в начальной школе»....

Методы и приемы формирования читательских способностей у детей начальной школы

Методы и приемы формирования читательских способностей у детей начальной школы...