Достижение метапредметных результатов образования: методы и приемы работы (из опыта работы учителя начальных классов)
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Учитель на уроке с использованием элементов метапредметного подхода является конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dostizhenie_metapredmetnyh_rezultatov.docx | 22.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Корнилова Надежда Анатольевна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №588
Колпинского района Санкт-Петербурга
Достижение метапредметных результатов образования: методы и приемы работы (из опыта работы учителя начальных классов)
В последние годы все больше внимания уделяется проблемам развивающего обучения. Небывалый рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески, самостоятельно. Если в недавнем прошлом основной задачей, стоящей перед учителем, была передача ученикам определенной суммы знаний, то в настоящее время на первый план выдвигается задача развития учащихся в процессе обучения.
Задача школы – научить учиться – отсюда новый подход к стандарту.
Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД) [4]. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования второго поколения определяют три группы требований УУД:
- личностные, метапредметные, предметные
Целью разработки метапредметного подхода в образовании и соответственно метапредметных образовательных технологий заключается в том, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и учебных предметов.
Учитель на уроке с использованием элементов метапредметного подхода является конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Что же это такое «Метапредметность»? Метапредметный подход - подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальные способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию. Таким образом, меняется подход к проектированию образовательного процесса.
«Я иду на урок»,- сколько раз за свою педагогическую практику произносим мы эту фразу… Теперь к этой фразе хочется добавить: «На какой?» Уроки-путешествия, уроки решения практических задач, уроки-погружения, уроки-дебаты – по сути то, что когда-то получило определение «нестандартные уроки», было подходом, репетицией урока метапредметного.
Итак, я иду на метапредметный урок. Что я должна учитывать? В любой деятельности человек ставит перед собой вопросы и ищет на них ответы:
- что я делаю? (предмет деятельности);
- для чего я это делаю? (какова цель);
- как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы);
- какой это дает результат?
- за счет чего этот результат достигнут?
Конечно, прежде всего, я работаю на результат. На уроках я реализую данный подход в создании метапредметной ситуации. Метапредметная проблемная ситуация – спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутрипредметной и метапредметной интеграции. Проблемная ситуация устанавливает у учащихся границу между знанием и незнанием. Примерами метапредметных проблемных ситуаций могут служить ситуация неопределенности, например:
Введение математических понятий представляет также много возможностей для организации проблемных ситуаций в классе. Например, ученик получил задания: "К 2 прибавь 5 и помножь на 3". И другое: "К 2 прибавь 5, помноженное на 3". Можно записать обе задачи и вычислить следующим образом:
2+5*3=21
2+5*3=17
Такая запись вызывает удивления у детей. После анализа действий учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильным и зависит от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок. После вписывания скобок, задача принимает вид:
(2+5)*3=21
2+5*3=17
На метапредметном уроке происходит формирование ключевых компетенций: информационной (способ получения и обработки информации на самом высоком уровне), коммуникативной (работа в группах по извлечению информации) и компетенции личностного самосовершенствования.
Использование метапредметной технологии в преподавании математики дает возможность развивать мышление у всех учеников. Суть такого подхода заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи. При этом педагог объясняет ребятам понимание сути задачи, построение эффективных моделей. Ученики могут выдвигать способы решения зачастую методом проб и ошибок. Это не усложнение, а увеличение эффективности работы детей, причем многократное.
Метапредметный урок – это урок, на котором:
• школьники учатся общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, происходит включение ребёнка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребёнка;
• ученик промысливает, прослеживает происхождения важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия, а затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием;
• обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания;
Признаки метапредметного урока:
- самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность обучающихся;
- рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов;
- активизация интереса и мотивации обучения обучающихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт обучающегося.
В пример хочу привести фрагмент урока русского языка во 2 классе по теме «Имя существительное». Цель урока:
Метапредметная: расширить изучение предмета "русский язык" через интеграцию с изобразительным искусством и литературным чтением.
Предметная: обобщение знаний обучающихся об имени существительном.
Метапредметные задачи: развитие универсальных учебных действий обучающихся, решение учебной проблемы (интеграция с предметом "Изобразительное искусство").
- Давайте вспомним, какие картины о зиме мы знаем? (Познавательные, коммуникативные, личностные УУД)
-Приведите примеры имён существительных в названии картин, изображениях.
Работа с источниками информации (со словарём):
учитель зачитывает текст из толкового словаря (и на доске) после вопросов:
-Кто знает, что такое пейзаж? Сани?
Продолжение работы над темой урока. Развитие кругозора. Интеграция с предметом "Литературное чтение":
- Какие литературные произведения о зиме вы знаете? Кто их автор?
- Знаете ли вы произведения Александра Строкина о зиме? А.Строкин –поэт из села Кошки (Книга «Кондурчинское раздолье» Показ). Выпишете из его стихотворения имена существительные, определите их число.
Учитель на уроке с использованием элементов метапредметного подхода является конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
В итоге хочется ещё раз подчеркнуть, что важной задачей для школы в настоящее время становится объединение усилий учителей в развитии познавательной самостоятельности учащихся средствами учебной и внеучебной деятельности, в формировании у них способности учиться в течение всей жизни в постоянно изменяющемся мире. В этом основная задача каждого учителя – учить для жизни!
Список литературы:
1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Сост. Е.В.Савинов. М.: Просвещение, 2011.
3. «Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего образования» (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).
4. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М., 2001.
5. Асмолов А.Г., Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурминская, А. Володарская и др. – М: Просвещение, 2011.
6. Асмолов А.Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А.Г. Асмолов ,И.А. Володарская, Н.Г. Салмина, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова // Вопросы психологии. – 2007. - №4.
7. Вишкарева И.Л. Система работы учителя начальной школы по формированию универсальных учебных действий.-//Практика административной работы в школе.- 2012. №6.
8. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе. / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина – М.: Просвещение, 2009.- 176с.
9. Громыко Ю.В. "Метапредмет: Проблема "Знак".- М., 2001-376 с.
10. Глазунова О.С. Метапредметный подход. Что это? // Учительская газета. 2011. № 9.
11. Горленко Н.М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования. //Народное образование. – 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...
Необходимость дополнительного образования и его влияние на повышение качество обучения и воспитания. (Из опыта работы учителя начальных классов Степановой Н.Н. МОБУ СОШ №21 города Якутск)
Основная цель классного руководителя (общая с родителями) - создание условия для свободгого развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастным потребностям, з...
Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя начальных классов).
Материал статьи будет полезен учителям начальных классов для организации рефлексии на уроках....
"Современные методы и приёмы формирования творческой личности". Из опыта работы учителя начальных классов.
Инновационное развитие современной наукиxviii всероссийская научно-практическая конференцияЯнварские педагогические чтения. Современные методы и приёмы формирования творческой личности...
Статья. «Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя начальных классов)»
Личностные качества закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в эт...
Приемы и методы формирования учебной и познавательной мотивации у обучающихся на уроке (из опыта работы учителя начальных классов)
В данной статье рассмотрены некоторые приёмы и методя для формирования мотивации у детей начальной школы....
Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя начальных классов)
Задачи, стоящие перед любым педагогом, адекватно осознающим реалии времени, научить каждого ребенка мыслить, самостоятельно добывать новые знания, формировать у него потребность в саморазвитии....