Урок русского языка "Роль имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_rol_imen_prilagatelnykh.docx | 39.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта учебного занятия по русскому языку
Класс 3 ОС «Школа 2100» Учитель Русанова С.В.
Общая характеристика учебного занятия
Тема | Роль имен прилагательных в речи | |
Цель | Формировать понятие о роли имен прилагательных в русском языке; развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать, а также развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, внимание, речь учащихся; воспитывать любовь к языку; бережное отношение к животным; умение работать в коллективе; воспитывать аккуратность ведения тетрадей. | |
Основное содержание темы, термины и понятия | Имя прилагательное, роль в речи, словосочетание. | |
Планируемый результат | Предметные | УУД |
Распознавать имена прилагательные среди других частей речи; определять лексическое значение имен прилагательных; составлять словосочетания с именами прилагательными. | Личностные: оценивать учебную деятельность, деятельность в команде. Регулятивные: определять цель деятельности с помощью педагога, составлять план, следовать плану, контроль собственной деятельности. Коммуникативные: сотрудничать при работе в команде, определять степень успешности своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные: установление причинно-следственных связей, проведение сравнительного анализа, формирование способов эффективного чтения и размышления, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». | |
Межпредметные связи | ||
Учебный предмет (курс) | Формы приемы работы | Ресурсы |
Литературное чтение. Окружающий мир | Фронтальная, парная, групповая, самостоятельная. Системно-деятельностный подход. Технология развития критического мышления. Исследование. | Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 3-го класса. Презентация Smart Notebook для интерактивной доски. |
Структура учебного занятия (этапы)
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся (возможные ответы) |
1. Организационный момент Цель этапа: самоопределение к деятельности. | Утром ранним кто–то странный - Солнце встречает каждого из нас теплом. Дарит каждому хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость. - Запишите в тетрадях сегодняшнее число. | Слушают стихотворение, наблюдают за сменой слайдов. Здороваются. Проверяют рабочие места, настраиваются на работу. Записывают число, вид работы. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель этапа: актуализация опыта и предыдущих знаний учащихся для постановки цели учебной деятельности. Показатели реального результата этапа: активизируются имеющиеся знания, постановка проблемного вопроса. | 1. Чистописание (выполняется в рабочей тетради) - Игра «Шифровка». Какие слова зашифрованы? Ансев, анилд, анул. - Что общего у этих слов? - Повторим написание этой буквы. Работайте на двух строках, самостоятельно соединяя «н» и «нн» в росчерк. - Как вы считаете, какая орфограмма «просит», чтобы о ней вспомнили? Игра «Кто последний» - Назвать слово с удвоенной согласной «н». - Добавьте к каждому слову окончание «-ий» или «-ый». Запишите получившиеся пары слов. 2. Актуализация знаний по теме «Имя прилагательное» - Что объединяет получившиеся слова? (весенний, длинный, лунный) Заполнение денотатного графа «Имя прилагательное» . Имя прилагательное Обозначает Отвечает Изменяется Связано | - Весна , длина, луна. - Имена существительные. Неодушевленные имена существительные. В каждом слове два слога. Второй слог ударный. В каждом слове есть буква н. У детей получаются индивидуальные росчерки. Два ученика работают на доске. - Удвоенная согласная. Побеждает ученик, назвавший последнее слово. Весна – весенний; длина – длинный; луна – лунный. - Удвоенная «н», слова отвечают на вопрос «какой?», это имена прилагательные. Групповая работа. - Каждая группа должна закончить граф: подобрать существенные признаки понятия «имя прилагательное», привести примеры. |
3.Постановка учебной задачи. Цель этапа: создание условий для формулирования детьми темы и задачи урока. Показатели реального результата этапа: сформулирована тема урока, определены цель и желаемый результат урока. | - Разгадайте загадку: Сам ..., …, сюртук …, - Почему не получается? - Каких слов? - Послушайте еще раз: Сам алый, сахарный, сюртук зеленый, бархатный! - Какие слова помогли отгадать загадку? - Какой частью речи являются эти слова? - Какой вывод можно сделать? - А в чем заключается важность? Прием «Корзина идей». Обращение к материалу, собранному в «корзину идей» осуществляется в течение всего урока. - В течение урока мы постараемся ответить на вопрос о том, какова роль имен прилагательных в нашей речи. - Назовите тему урока. - Чего должны достичь? | Дают разные ответы. Не хватает слов. Это арбуз! Алый, сахарный, зеленый, бархатный. Именем прилагательным. Имена прилагательные очень важную роль играют в нашей речи, очень нужны. Дети выдвигают различные предложения, предположения. Все записывается на доске. Роль имен прилагательных в речи. - Понять, зачем нужны имена прилагательные. |
4.Построение плана выхода из затруднений. Цель этапа: планирование учебной деятельности. Показатели реального результата этапа: определен план решения учебной задачи. | Пред вами пункты плана урока. Поставите их в нужном порядке. Самостоятельно выполнить задания. Уметь определять роль прилагательного в словосочетании. Узнать, для чего нужны имена прилагательные? Сказать, чему научились. | Дети на интерактивной доске переставляют пункты в нужном порядке. 1. Узнать, для чего нужны имена прилагательные? 2. Уметь определять роль прилагательного в словосочетании. 3. Самостоятельно выполнить задания. 4. Сказать, чему научились. |
5. Решение учебной задачи. Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения. Показатели реального результата этапа: активная работа учащихся в группах, найдено решение проблемы. Чередование с этапом Первичное закрепление Цель этапа: Установление осознанности восприятия. Показатели реального результата этапа: проговаривание изученного материала. | Схема «Фишбоун» - Итак, мы определили проблему нашего урока: узнать, какова роль имен прилагательных в речи, собрали «корзину идей», составили план. Начнем доказывать наши предположения. Фиксировать результаты будем с помощью схемы «Фишбоун», а помогут нам «открыть» новое знание наши друзья – животные. - Внимательно прочитайте записанные на доске слова (коллективно) Хитрая, пуш_стая, к_рова, с_бака, верная, б_льшая, л_са, кошка. 1. Словарная работа - Какие буквы пропущены? Докажите свой ответ. - На какие группы можно разбить эти слова с точки зрения русского языка? Желательно добиться доказательного ответа на этот вопрос. - Запишем существительные лиса На доске рисунки - Это кто? - Какая орфограмма? - Классифицируйте этих животных? - В чем вы видите отличие домашних животных от диких? - Всегда ли домашние животные живут дома, сытые, ухоженные? - Сформулируйте правило для тех людей, которые решили завести себе домашнее животное? Роль № 1. Характеристика. - Работайте в парах, определите и запишите прилагательные, которые подходят к данным существительным. Важно обратить внимание на то, что могут получиться разные варианты таких записей. - Какими вы представляете себе большую корову и хитрую корову? Что позволило вам создать разные образы одного и того же животного? - Внесем в схему справа несколько примеров: верная собака, хитрая лиса. - Чем помогли нам эти слова? - Какую роль выполняют имена прилагательные в этом случае? - Запишем напротив словосочетаний в схему «характеристика предметов» | Слова с безударной гласной, проверяемой ударением: Лиса, проверочное слово лис., большая – больше. Собака, корова - словарные слова. Пушистая, сочетание жи, щи пиши с буквой и. ) Имена существительные, имена прилагательные Дети записывают по одному слову на доске. Животные. Запись учеником слова животные. Гласные после шипящих. Дикие и домашние. За домашними животными ухаживает человек, а дикие заботятся сами о себе. Нет, иногда люди выгоняют своих питомцев на улицу. Перед тем, как завести животное, надо подумать, сможешь ли ты за ним ухаживать, ведь они зависят от нас. Они - наши друзья, любимцы Могут получиться следующие записи: Хитрая лиса, верная собака, пушистая кошка, большая корова. Большая собака, верная кошка, хитрая корова, пушистая лиса. И т.п. Имена прилагательные были разными. Слова помогли узнать о данном животном, описали их. Помогает охарактеризовать предмет. |
Первичное закрепление. Работа по- вариантам А)1 вариант: выбрать и записать слова, описывающие лису. 2 вариант: выбрать и записать слова, описывающие собаку. - Кроме данных , вы можете придумать и записать свои слова, характеризующие этих животных. Хищная, хитрая, умная, рыжая, пятнистая, белая, верная. Роль № 2. Уточнение. - Вспомните, почему в начале урока вам сразу не удалось отгадать загадку? - Поиграем, я вам загадаю загадку: уши, лапы, хвост. - А почему у вас разные ответы? - Запишем в схему справа пример о загадках. - Загадаю ещё раз: Длинные уши, пушистый хвост, мягкие лапки. - Почему во второй раз дан точный ответ? Значит, зачем нужны прилагательные? - Дополним записи в схеме слева словом – «уточнение» Роль № 3. Понимание смысла - Многие владельцы домашних животных приводят своих питомцев на выставки, чтобы все могли увидеть, какие ухоженные и красивые собаки и кошки. На одной из таких выставок первый приз взяла кошка цвета маренго. - Как выглядит эта кошка? - Почему кошки у вас получаются разными? - А где можно узнать? Верно, в таких случаях на помощь приходят различные толковые словари. Обратимся к «Толковому словарю русского языка» - Что помогло понять, какого цвета была кошка? - Какую роль в этом случае выполняет имя прилагательное? Запишите этот вывод в схему. Первичное закрепление - Работайте в группах. Найдите в толковом словаре слово, смысл которого раскрывается в большей степени с помощью имен прилагательных. Роль № 4. Украшение и обогащение речи. Работа в группах. Прочитайте отрывок из произведения Э. Сетона-Томпсона «Домино» (История одного черно-бурого лиса) И ответьте на вопрос: Каково назначение в этом тексте имен прилагательных? - Итак, каково назначение в этом тексте имен прилагательных? - Попробуйте из текста некоторые прилагательные. Что получается? - Запишите в схему справа прилагательные, которые вам больше понравились. - Каково назначение имен прилагательных в этом случае? - Закончим схему. Запись слева: украшают, обогащают. | Проверка 1 в.- хищная, хитрая, умная, рыжая,…; 2 .- умная, хитрая, рыжая, пятнистая, белая, верная,… Отсутствовали имена прилагательные, с помощью которых можно понять, о чем идет речь. Кот, лиса, волк, мышка, собака, … Нет точного описания Заяц. Имена прилагательные уточняют сведения о предметах и явлениях. Дети выдвигают различны предположения. Непонятно, что это за цвет – маренго В словаре «Маренго – это сероватый оттенок черного цвета» Запишите в схему справа это выражение. Сероватый, черный – это имена прилагательные Помогает понять смысл неясных слов. Понять смысл Лучше указать номер страницы в словаре для каждой группы заранее. Находят слова, зачитывают. «Черно-бурого лисенка, пока он еще не переменил своей детской шубки, легко принять за обыкновенного. Только с приближением зимы можно обнаружить красоту счастливца. И вот, когда прошла осень и в Голдере наступили морозные ночи, темнеющая зимняя шуба Домино с каждым днем становилась все пышнее и гуще, хвост с белым кончиком - пушистее, а темная полоса поперек морды - все чернее, резко выделяясь, подобно маске, среди обрамляющей ее серебристой шерсти. Голова и шея также приобрели блестящий черный цвет. Наконец, как звезды, усеивающие темное ночное небо, появились "блестящие белые кончики волос на фоне черного, как мрак, меха. Тот, кто видел черномазого лисенка в июле, ни за что не узнал бы его теперь, в ноябре, в полном блеске благородного зимнего наряда: Домино превратился в великолепного черно-бурого лиса.» Возможно, будет несколько вариантов: про описание животного (роль № 1), про то, что красиво написано – это важнее. Не так интересно и уже не таким красивым представляем лисенка. Благородный черный наряд. Обогащают и украшают нашу речь. | |
6. Включение в систему знаний. Цель этапа: Включение знаний в систему жизненного опыта. Показатели реального результата этапа: учащиеся самостоятельно включают новые знания в общую систему. | В итоге получается схема, в которой верхняя часть - вывод не заполнен. К нему обратимся на стадии рефлексии. Первичное закрепление Взаимоопрос. Приём «Толстый и тонкий вопросы» - Задайте друг другу по одному «тонкому и толстому» вопросу по материалам урока. Например: тонкий вопрос: Для чего нужны прилагательные в словосочетаниях «хитрая лиса, серый волк»? Что такое «маренго»? Почему загадку про арбуз с первого раза не удалось разгадать? На какие группы делятся животные? Толстый вопрос: Каким образом имена прилагательные украшают нашу речь? | |
7.Рефлексия деятельности (итог урока). Цель этапа: проверка уровня достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося. Показатели реального результата этапа: дети делают вывод о решении / нерешении проблемы урока. Оценивают свои личные достижения. 5 минут | IV. Стадия «Рефлексия» 1. «Корзина идей» - Настало время подвести итог. Давайте еще раз заглянем в корзинку идей, которую мы собирали в начале урока. Какие предположения подтвердились, какие оказались лишними? 2. Синквейн. - Составьте синквейн по теме сегодняшнего урока. 3. Закончить «Фишбоун». - В нашей схеме «Фишбоун» осталась пустой верхняя часть, где должен быть написан вывод, главная мысль нашего урока. Какие у вас есть варианты?
4. Оценка деятельности. - Оцените свою работу на уроке: активно ли вы участвовали в обсуждении, смогли ли самостоятельно ответить на все вопросы и т.п. 5. Переход к теме следующего урока На экране появляются слова из грамматической сказки «Скромные просители От рождения у Прилагательных были очень покладистые характеры. Они с удовольствием согласовывались бы во всем с Существительными…»(Волина В.В. Веселая грамматика. – М.:Знание,1995. – 336 с.) - Как вы считаете, о чем пойдет речь на следующем уроке? Верно, на следующем уроке мы выясним, каким образом связаны между собой имена прилагательные и имена существительные. - Молодцы, было приятно услышать от вас много умных мыслей! Спасибо за урок! | Высказывания детей. Дети работают в группах, зачитывают свои синквейны, выбирается лучший, который глубже отражает тему урока «Роль имен прилагательных в речи» Возможен такой вариант синквейна: Прилагательное Разнообразное, живописное Уточняет, поясняет, украшает Очень замечательное – имя прилагательное! Эпитет Варианты: Имя прилагательное – разнообразное. Имя прилагательное имеет несколько ролей. Чтобы все отличным стало, разных признаков немало! Будем всюду замечать и к месту в речи их вставлять! Дети в тетради рисуют оценочную шкалу. Варианты: о прилагательных и существительных, о связи прилагательных и существительных, как существительные помогали прилагательным и т.п. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по родам и числам".
Урок, обобщающий знания об имени прилагательном как части речи....
Конспект урока + презентация «Связь имени прилагательного с именем существительным в словосочетании и предложении» (УМК Школа России, 2 класс)
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО...
Конспект урока "Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного" (3 класс, УМК "Школа России")
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку на тему: "Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного". Данный конспект предназначен ...
Конспект урока. Тема:" Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательные"
Тема: Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательныеЦели деятельности учителя: -дать понять в...
Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"
систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...