Урок обучения грамоте в 1 классе на тему: "Звуки [ф] [ф,] [ш], буквы Ф,ф,Ш,ш" с использованием игровых технологий.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
На этом уроке в игровой форме дети знакомятся с новыми звуками и буквами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок обучения грамоте 1 класс | 23.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока
учителя начальных классов МБУ гимназии №35 г.о. Тольятти
Кузьминой Клавдии Васильевны.
Предмет: Русский язык.
Класс: 1.
Тема урока: звуки [ф], [ф’], [ш]; буквы Ф,ф, Ш, ш.
Парные звонкие и глухие согласные.
Тип урока: объяснение нового материала.
Цели урока: 1.Образоательные: а) познакомить со звуками [ ф], [ ф’], [ш] и буквами, которые их обозначают. б) научить печатать буквы Ф, ф, Ш, ш и находить их место в словах, читать слова с данными буквами. в) познакомить с понятием «парные
звонкие и глухие согласные».
2. Развивающие: а) развивать умение распознавать данные звуки на слух и определять их место в словах, давать характеристику звукам, навык чтения, речь, логическое мышление, умение четко выражать свои мысли.
3. Воспитательные: воспитывать уважение друг к другу, умение доставлять радость окружающим и себе, правила культурного поведения.
Оборудование: 1.Таблицы с буквами Ф, ф, Ш, ш.
2.Карточки с картинками: шарик, цветы, кукла, флажок, яблоко.
3. Шапочки с буквами Ф и Ш.
4. Таблица « Алфавит».
5. На столах детей – листы для рисования, карандаши, фломастеры.
6. У каждого ребенка текст «Самый лучший подарок»
7. Мультимидийный проектор, ноутбук.
Ход урока.
|. Оргмомент.
Звенит заливистый звонок,
Зовет ребят он на урок.
Учитель тихо входит в класс.
Он поведет к открытьям нас.
||. А.О.З.
1.Отгадайте загадку.
Через поле и лесок раздаётся голосок.
Он бежит по проводам, скажешь здесь, а слышат
_ Что это? (телефон) (картинка на слайде).
_ А может это эхо? ( Дети доказывают правдивость своего ответа).
_ Сколько звуков в слове «телефон? Назови их.
_ На какие группы можно разбить эти звуки? ( Гласные и согласные).
_ Чем отличаются гласные звуки от согласных?
_ Назовите первый звук в слове. Что вы можете сказать об этом звуке? (согласный, мягкий, глухой).
_ Назовите последний звук в слове. А что можете сказать о нем? ( Согласный, твёрдый,
звонкий).
Валеопауза с применением ковриков для коррекции плоскостопия.
1
|||. «Открытие» нового знания и формулирование темы урока.
1.Подведение к теме урока.
а). Чтение учителем стихотворения Р. Суслова «Слушал Шорох тишину».
В тишине лесной глуши
Шёпот к шороху спешит.
Шёпот к шороху спешит.
Шорох по лесу шуршит.
-- Ты куда?
-- К тебе лечу.
Дай-ка ушко пошепчу.
Шу-шу-шу, да ши-ши-ши.
Тише, Шорох, не шурши.
Навостри-ка уши,
Тишину послушай!
_ Какой звук чаще повторяется в стихотворении?
_ Как вы думаете, о каком звуке будем говорить на уроке?
2. Ознакомление со звуком [ш] и буквами Ш, ш. Печатание букв в тетради.
а) характеристика звука [ш]. Работа в паре.
Пошепчите друг другу на ушко слово « шёпот».
Произнесите хором и послушайте первый звук в этом слове.
Что можете сказать о данном звуке?
( согласный, твердый, глухой).
б). Знакомство с буквами Ш, ш. Работа по таблице, анализ букв.
( дети рассматривают буквы, напечатанные на таблице)
_ Сравните их. Чем они отличаются? Когда мы используем заглавную Ш? Из каких элементов состоят буквы Ш, ш?
_ На что они похожи?
_ Прочитайте стихотворение (запись на доске).
Посмотри на букву Ш—
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
в). Печатание букв в тетради. Можно ли из буквы Ш сделать буквы Е и Ё? Как? Напечатайте.
г). Работа с таблицей « Алфавит». Определение места нахождения буквы Ш в алфавите.
Валеопауза по здоровьесберегающей технологии Базарного.
( упражнения с офтальтренажерами для коррекции зрения).
3.Ознакомление с звуками [ф], [ ф'']
а). Разгадывание ребусов. Работа с толковым словарем. ( Ребусы изображены на слайде).
ФО ФО
РИ РИКИ
( Фонари, фонарики).
-Объясните значение этих слов (работа с толковым словарем).
- когда мы говорим «фонари»? «фонарики»?
_ Как думаете, с каким звуком ещё познакомимся на уроке?
- Что можете сказать об этом звуке? (согласный, твёрдый, глухой).
б) Работа над стихотворением.
_ Прочитайте стихотворение и найдите слова, в которых есть буква ф? (запись на слайде).
С буквой эф на носу
Филин ухает в лесу.
в) Характеристика звуков [ф], [ф'].
- Назовите последний звук в слове «эф».
- Что можете сказать об этом звуке? ( Согласный, твердый, глухой).
- Назовите первый звук в слове «филин».
_ Что можете сказать об этом звуке? (согласный, мягкий, глухой).
г). Знакомство с буквами Ф, ф. ( Работа по таблице. Анализ букв).
_ Из каких элементов состоят эти буквы?
_ На что они похожи?
_ Напечатайте эти буквы в тетради.
д) Работа с таблицей « Алфавит». Местонахождение буквы Ф в алфавите.
|\/. Закрепление нового материала.
Валеопауза. Игра « День рождения букв Ш и Ф
1.Распознавание звуков в словах.
а). Игра « День рождения букв Ш и Ф». Двое детей, в именах или фамилиях которых есть эти буквы, надевают на головы шапочки с буквами Ш и Ф.Остальные дети встают в хоровод и поют:
_ Букве ША (Эф) на день рождения
Испекли мы каравай
Вот такой вышины,
Вот такой нижины,
Вот такой ширины.
Вот такой ужины.
Каравай, каравай, кого хочешь выбирай!
« Именинники» выбирают детей, в именах (фамилиях) которых есть данные звуки. Они объясняют свой выбор, характеризуя звук, указывают его место в слове.
б) Творческая работа в группах.
_Ребята, в день рождения именинникам принято дарить подарки. Сейчас мы с вами тоже подготовим подарки для именинников. Вы должны нарисовать предмет, в названии которого были бы звуки [ш], [ф], [ф'].
в) Индивидуальная работа.
_ А какие подарки хотели бы выбрать себе сами «именинники?» ( Они выходят к доске и выбирают себе карточки с картинками, объясняя свой выбор. Составляют схемы слов.)
2. Вручение подарков. Беседа о соблюдении правил вручения и принятия подарков.
а). Рассказы детей о том, кому и как они дарили подарки, как они принимали подарки от других.
б).Работа с текстом « Самый лучший подарок». ( См. приложение №1).
Чтение текста учителем.
Ответить на вопросы: кого вы считаете главным героем?
Какое важное событие произошло в жизни Кати?
Выборочное чтение: найдите и прочитайте слова с изученными буквами;
прочитайте, что подарили Кате дядя Юра? Мама? Папа?
Прочитайте вопрос. Как бы вы на него ответили? Почему?
Подтвердите словами из текста.
Валеопауза. ( Игра на внимание «Да, нет».
- Если вы согласны с тем, что я скажу – хлопайте в ладоши и прыгайте. А если нет--- приседайте.
Друга выручим всегда? Да!
Врать не будем никогда? Да!
В классе списывать ответ? Нет!
Брать в автобусе билет? Нет!
3. Работа по учебнику.
а). Чтение стихотворения Г. Сапгира.
Филипп Фролов играл в футбол,
Забил в свои ворота гол!
А ты, мой друг, в футбол играл?
Куда голы ты забивал?
Прочитайте самостоятельно. Подчеркните буквы Ф, Ш по выбору.
- Прочитайте слова с подчёркнутыми буквами. ( Выборочное чтение).
б). Беседа по содержанию.
- О ком говорится в стихотворении?
-Куда забил гол Филипп?
-А кто из вас играл в футбол?
-Куда вы забивали голы?
в). Парные звонкие и глухие согласные.
- Прочитайте слова в столбиках на стр.68. Выпишите парами конечные согласные звуки.
Гриб – грипп Б – П
Рукав – шкаф В – Ф
Луг – лук Г – К
Плод – плот Д – Т
Гараж – шалаш Ж – Ш
Глаз – класс З – С
Сделайте вывод.
Один звук звонкий, другой глухой. Два звука образуют пару.
_ Прочитайте в учебнике, как называются такие согласные.
\/.Рефлексия.
_ Что нового узнали на уроке?
_Чем интересен был урок?
_Что для вас показалось трудным?
\/|. Итог урока.
И вот опять звенит звонок.
Как жаль, что кончился урок!
4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте 1 класс Учебник «Азбука» В.Г. Горецкий Тема: Буква «Я,я» и ее звуковое наполнение.
Урок обучения грамоте 1 классУчебник «Азбука» В.Г. ГорецкийУрок обучения грамоте сочетает в себе игровые формы работы с дифференцированными заданиями для групп учащихся с разным уровнем подготов...
урок обучения грамоте 1 класс по теме "Звук Ч , буква Ч"
урок разработан для детей с ограниченными возможностями здоровья с применением дистанционных технологий...
Разработка урока обучение грамоте 1 класс программа"Школа 2100"тема"Строчная гласная буква«я» и её звуки"
Конспект урока для 1 класса программа "Школа 2100" тема" Строчная гласная буква «я» и её звуки " к конспекту приложена презентация ...
Технологическая карта урока литературного чтения (урок обучения грамоте). УМК «Школа России» Тема «Звуки [ф\'], [ф] и буквы Ф, ф.
Одной из особенностей ФГОС НОО является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. С учетом требований новых стандартов назрела необходимость изм...
Урок по обучению грамоте 1 класс на тему: "Звук [ч\'] и буква Ч"
Открытый урок по чтению в 1 классе....
Урок обучения грамоте и письма по теме Звуки { т-ть } , буквы Т т
Учащиеся знакомятся с согласными звуками [т] — [т`], их особенностями и буквой Т, т. В игровой форме узнают о здоровье...
Конспект урока обучение грамоте 1 класс по теме: «Звуки [г] и [г’], буква Гг» (УМК "Школа России", 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование понятия о звуках [г], [г’], графического облика печатных букв Гг; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые ре...