Урок обучения грамоте в 1 классе на тему: "Звуки [ф] [ф,] [ш], буквы Ф,ф,Ш,ш" с использованием игровых технологий.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Кузьмина Клавдия Васильевна

На этом уроке в игровой форме дети знакомятся с новыми звуками и буквами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок обучения грамоте 1 класс23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка  урока

учителя начальных классов МБУ гимназии №35 г.о. Тольятти

Кузьминой Клавдии Васильевны.

           Предмет: Русский язык.

           Класс: 1.

           Тема урока: звуки [ф], [ф’], [ш]; буквы Ф,ф, Ш, ш.

                                              Парные звонкие и глухие согласные.

            Тип урока: объяснение нового материала.

           Цели урока: 1.Образоательные: а) познакомить со звуками  [ ф],    [ ф’],    [ш] и буквами, которые их обозначают. б) научить печатать буквы Ф, ф, Ш, ш и находить их место в словах, читать слова с данными буквами. в) познакомить с  понятием «парные

звонкие и глухие согласные».  

                                   2. Развивающие: а) развивать умение распознавать данные звуки на слух и определять их место в словах, давать характеристику звукам, навык чтения, речь, логическое мышление, умение четко выражать свои мысли.

 3.  Воспитательные: воспитывать уважение друг к другу, умение доставлять радость окружающим и себе, правила культурного поведения.      

          Оборудование: 1.Таблицы с буквами Ф, ф, Ш, ш.

                                         2.Карточки с картинками: шарик, цветы, кукла, флажок, яблоко.

                                          3. Шапочки с буквами Ф и Ш.

                                          4. Таблица « Алфавит».

                                          5. На столах детей – листы для рисования, карандаши, фломастеры.

                                          6. У каждого ребенка текст «Самый лучший подарок»

                                           7. Мультимидийный проектор, ноутбук.

Ход урока.

|. Оргмомент.

 Звенит заливистый звонок,

Зовет ребят он на урок.

Учитель тихо входит в класс.

Он поведет к открытьям нас.

 ||. А.О.З.

    1.Отгадайте загадку.

        Через поле и лесок раздаётся голосок.

        Он бежит по проводам, скажешь здесь, а слышат  

      _ Что это?  (телефон) (картинка на слайде).

      _ А может это эхо? ( Дети доказывают правдивость своего ответа).

     _ Сколько звуков в слове «телефон? Назови их.

    _ На какие группы можно разбить эти звуки?  ( Гласные и согласные).

   _ Чем отличаются гласные звуки от согласных?

   _ Назовите первый звук в слове. Что вы можете сказать об этом звуке?  (согласный, мягкий, глухой).

_  Назовите последний звук в слове. А что можете сказать о нем? ( Согласный, твёрдый,

звонкий).

Валеопауза с применением ковриков для коррекции плоскостопия.

1

    |||. «Открытие» нового знания и формулирование темы урока.

       1.Подведение к теме урока.

           а). Чтение учителем стихотворения Р. Суслова «Слушал Шорох тишину».

                          В тишине лесной глуши

                          Шёпот к шороху спешит.

                          Шёпот  к шороху спешит.

                          Шорох по лесу шуршит.

                           -- Ты куда?

                           -- К тебе лечу.

                           Дай-ка ушко пошепчу.

                           Шу-шу-шу, да ши-ши-ши.

                           Тише, Шорох, не шурши.

                            Навостри-ка  уши,

                             Тишину послушай!        

                          _ Какой звук чаще повторяется в стихотворении?

_ Как вы думаете, о каком звуке будем говорить на уроке?

       2. Ознакомление со звуком  [ш] и буквами Ш, ш. Печатание букв в тетради.

           а) характеристика звука [ш]. Работа в паре.

            Пошепчите друг другу на ушко слово « шёпот».

            Произнесите хором и послушайте первый звук в этом слове.

            Что можете сказать о данном звуке?

             ( согласный, твердый, глухой).

        б). Знакомство с буквами Ш, ш. Работа по таблице, анализ букв.

             ( дети рассматривают буквы, напечатанные на таблице)

_ Сравните их.  Чем они отличаются? Когда мы используем заглавную Ш? Из каких элементов состоят буквы Ш, ш?

 _ На что они похожи?

_ Прочитайте стихотворение (запись на доске).

     Посмотри на букву Ш—

    Буква очень хороша,

    Потому что из неё

    Можно сделать Е и Ё.

      в). Печатание букв в тетради. Можно ли из буквы    Ш   сделать буквы Е и Ё? Как? Напечатайте.

       г). Работа с таблицей « Алфавит». Определение места нахождения буквы Ш в алфавите.

                               Валеопауза по здоровьесберегающей технологии Базарного.

( упражнения с офтальтренажерами для коррекции зрения).

3.Ознакомление с звуками [ф], [ ф'']

    а). Разгадывание ребусов.  Работа с толковым словарем. ( Ребусы изображены на слайде).

ФО                          ФО

РИ                          РИКИ                    

( Фонари, фонарики).  

-Объясните значение этих слов (работа с толковым словарем).

- когда мы говорим «фонари»? «фонарики»?

 _ Как думаете, с каким звуком ещё познакомимся на уроке?

- Что можете сказать об этом звуке? (согласный, твёрдый, глухой).

б) Работа над стихотворением.

       _ Прочитайте стихотворение и найдите слова, в которых есть буква ф?  (запись на слайде).  

       С буквой эф на носу

       Филин ухает в лесу.

в) Характеристика звуков [ф], [ф'].

 - Назовите последний звук в слове «эф».

 - Что можете сказать об этом звуке? ( Согласный, твердый, глухой).

- Назовите первый звук в слове «филин».

_ Что можете сказать об этом звуке? (согласный, мягкий, глухой).

   г). Знакомство с буквами Ф, ф. ( Работа по таблице. Анализ букв).

_ Из каких элементов состоят эти буквы?

_ На что они похожи?

_ Напечатайте эти буквы в тетради.

д) Работа с таблицей « Алфавит». Местонахождение буквы Ф в алфавите.

 |\/. Закрепление нового материала.

Валеопауза. Игра « День рождения букв Ш и Ф

1.Распознавание звуков в словах.

а). Игра « День рождения букв Ш и Ф». Двое детей,   в именах или  фамилиях которых есть эти буквы, надевают на головы шапочки с буквами Ш и Ф.Остальные дети встают в хоровод и поют:

_ Букве ША (Эф) на день рождения

   Испекли мы каравай

  Вот такой вышины,

  Вот такой нижины,

  Вот такой ширины.

  Вот такой ужины.

Каравай, каравай, кого хочешь выбирай!

« Именинники» выбирают детей, в именах (фамилиях) которых есть данные звуки. Они объясняют свой выбор, характеризуя звук, указывают его место в слове.

б) Творческая работа в группах.

_Ребята, в день рождения именинникам принято дарить подарки. Сейчас мы с вами тоже подготовим подарки для именинников. Вы должны нарисовать предмет, в названии которого были бы звуки [ш], [ф], [ф'].

в) Индивидуальная работа.

_ А какие подарки хотели бы выбрать себе сами «именинники?» ( Они выходят к доске и выбирают себе карточки с картинками, объясняя свой выбор. Составляют схемы слов.)

2.  Вручение подарков. Беседа о соблюдении  правил вручения и принятия подарков.

     а). Рассказы детей о том, кому и как они дарили подарки, как они принимали подарки от других.

    б).Работа с текстом « Самый лучший подарок». ( См. приложение №1).

        Чтение текста учителем.

        Ответить на вопросы: кого вы считаете главным героем?

                                                   Какое важное событие произошло в жизни Кати?

          Выборочное чтение: найдите и прочитайте слова с изученными буквами;

                                                прочитайте, что подарили  Кате дядя Юра? Мама? Папа?

                                                Прочитайте вопрос. Как бы вы на него ответили? Почему?

                                                 Подтвердите словами из текста.

       

Валеопауза. ( Игра на внимание «Да, нет».

- Если вы согласны с тем, что я скажу – хлопайте в ладоши и прыгайте. А если нет--- приседайте.

   Друга выручим всегда? Да!

   Врать не будем никогда? Да!

   В классе списывать ответ? Нет!

   Брать в автобусе билет? Нет!

3. Работа по учебнику.

   а). Чтение стихотворения Г. Сапгира.

Филипп Фролов играл в футбол,

Забил в свои ворота гол!

А ты, мой друг, в футбол играл?

Куда голы ты забивал?

    Прочитайте самостоятельно.  Подчеркните  буквы Ф, Ш по выбору.

- Прочитайте слова с подчёркнутыми буквами. ( Выборочное чтение).

б). Беседа по содержанию.

- О ком говорится в стихотворении?

-Куда забил гол Филипп?

-А кто из вас играл в футбол?

-Куда вы забивали голы?

в). Парные звонкие и глухие согласные.

- Прочитайте слова в столбиках на стр.68. Выпишите парами конечные согласные звуки.

Гриб – грипп                                 Б – П

Рукав – шкаф                                В – Ф

Луг – лук                                         Г – К

Плод – плот                                   Д – Т

Гараж – шалаш                             Ж – Ш

Глаз – класс                                    З – С

 

Сделайте вывод.

   

Один звук звонкий, другой глухой. Два звука образуют пару.

_  Прочитайте в учебнике, как называются такие согласные.  

\/.Рефлексия.    

_ Что нового узнали на уроке?

_Чем интересен был урок?

_Что для вас показалось трудным?

\/|. Итог урока.

        И вот опять звенит звонок.

        Как жаль, что кончился урок!

                                       

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте 1 класс Учебник «Азбука» В.Г. Горецкий Тема: Буква «Я,я» и ее звуковое наполнение.

Урок обучения грамоте 1 классУчебник «Азбука» В.Г. ГорецкийУрок обучения грамоте сочетает в себе игровые формы работы с дифференцированными заданиями для групп учащихся с разным уровнем подготов...

урок обучения грамоте 1 класс по теме "Звук Ч , буква Ч"

урок разработан для детей с ограниченными возможностями здоровья с применением дистанционных технологий...

Разработка урока обучение грамоте 1 класс программа"Школа 2100"тема"Строчная гласная буква«я» и её звуки"

Конспект урока для 1 класса программа "Школа 2100" тема" Строчная гласная буква «я» и её звуки "  к конспекту приложена   презентация ...

Технологическая карта урока литературного чтения (урок обучения грамоте). УМК «Школа России» Тема «Звуки [ф\'], [ф] и буквы Ф, ф.

Одной из особенностей ФГОС НОО является их  деятельностный  характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. С учетом требований новых стандартов назрела необходимость изм...

Урок обучения грамоте и письма по теме Звуки { т-ть } , буквы Т т

Учащиеся  знакомятся с согласными звуками [т] — [т`], их особенностями и буквой Т, т. В игровой форме узнают о здоровье...

Конспект урока обучение грамоте 1 класс по теме: «Звуки [г] и [г’], буква Гг» (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование понятия о звуках [г], [г’], графического облика печатных  букв Гг; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые ре...