Орг. момент. Покажите готовность к уроку.
Подготовительный этап. -Миша решил подготовиться к сегодняшнему уроку. Посмотрите, что он пытается сделать? -Давайте ему поможем. -Какие бывают звуки? -Какую характеристику мы даем гласным звукам? -Что мы знаем о согласных?
-А Маша предлагает вам игру «Доскажи словечко». Давайте поиграем с Машей. «Звуки мы слышим, а буквы…» «В слове столько слогов, сколько в нем…» «После твердых согласных пишутся гласные…» «После мягких согласных пишутся гласные …» «Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука если …» -Молодцы! -Я вам тоже предлагаю игру. Скоро Новый год. Найдите глазами у нас в классе ель. -Хлопните столько раз, сколько звуков в этом слове. -Сколько раз надо было хлопнуть? Почему? -Топните столько раз, сколько букв в этом слове? -Сколько раз надо было топнуть? -Молодцы! Все эти знания нам пригодятся для дальнейших этапов работы. Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей. -Посмотрите на доску. -Назовите предметы. Что они обозначают. -Нос – орган чувств. -Лось – самый крупный из современных оленей. Вес взрослого животного достигает шестисот килограммов. Бегает лось редко. Даже ходить помногу не любит. Но если лось бежит, то кажется, что он парит над землей. Бежит лось легко и бесшумно. Вот такое это интересное животное. Ребята, Миша утверждает, что звуковая структура этих слов одинаковая, а Маша что-то сомневается. Поработайте в парах. Составьте звуковые модели этих слов.
-Что общего в строении этих слов?
-В чём отличие?
-Произнесем эти звуки хором. Теперь мальчики, девочки, произнесите друг другу. -Дайте характеристику первому звуку, второму звуку. -Откройте учебники на с. 56. Проверьте, правы ли мы были. Покажите. -Молодцы! Были внимательными. -Помогите нашим друзьям. -Найдите на странице тему нашего урока. Поставьте пальчик. -Кто сформулирует тему урока?
-Какие цели мы поставим перед собой? -Молодцы! -Скажите, каким образом можно дать характеристику звуку? -Произнесите еще раз друг другу новые звуки. -Итак, ребята, звуки [c] и [c*] мы будем обозначать буквами. Конструирование буквы. -Имя этой буквы «эс» -Почему использовали заглавную и строчную буквы?
-Рассмотрите печатный образец. -На что похожа эта буква?
-А Маша нашла такое стихотворение. Буквы С на Э дивится, Словно в зеркало глядится. Сходство есть наверняка, Только нету языка. -А теперь ваша задача сконструировать эту букву. -Какие элементы использовали?
-Звуки [c], [c*] будем обозначать строчной буквой в квадратных скобках.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (про оленя) Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели. -Продолжаем нашу работу. -Рассмотрите иллюстрации в книге. -Что здесь изображено? -Объясните значение этих слов.
-Прочитайте первое слово по слогам; с ориентировкой на ударение. -Сколько в слове слогов? -Назовите ударный. -На каком месте в слове соты стоит буква эс? -Какой звук обозначает буква эс в слове соты? -Дайте характеристику звуку [c].
-Почему звук [c] произносится твердо? - Прочитайте второе слово по слогам; с ориентировкой на ударение. -Сколько слогов? Назовите ударный. -Произнесите первый звук. -Дайте ему характеристику. -Почему звук [c*] произносится мягко.
-Прочитайте третье слово по слогам; с ударением. -Сколько слогов? Какой ударный? -Какой звук в слове рысь обозначает буква эс? -Дайте характеристику этому звуку. -Объясните, почему звук [c*] произносим мягко. -Назовите буквы, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука. Составьте предложение с любым словом. -Миша составил такое предложение: Рысь живет в лесу. Давайте поможем Маше составить схему этого предложения.
Чтение слогов по заданным схемам. -Чем похожи слоги в первом и втором столбиках?
-Прочитаем вслух хором. -Чем похожи слоги третьего и четвертого столбика?
-Прочитаем хором. -Что можете сказать про 5 и 6 столбики?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Посмотрите глазками вправо, влево, вверх, вниз. Продолжим нашу работу. Чтение слогов и слов. с.57. Чему сейчас мы должны научиться? -Прочитаем хором первую строчку. Прочитайте слово предмет; слово признак. -Прочитаем вторую строчку. -Что обозначает слово население? -Прочитаем 3-ю строчку. -Когда мы говорим сам? -Прочитаем 4-ю строчку. -Объясните значение слов сырой и отсырел? Чтение и заучивание наизусть скороговорки. -Поставьте пальчик на следующее задание. -Объясните, что обозначает этот значок. -Что обычно мы читаем в ускоренном темпе? -Послушайте скороговорку. -Какое настроение у вас вызвали строчки этой скороговорки? -Чему вы улыбались? -Прочитайте шепотом. Прочитаем хором. -Какие трудности встречаются при чтение этой скороговорки? Прочитаем громко. Прочитаем тихо. Прочитаем с наращиванием темпа. Начнем медленно и будем ускоряться. -Кто прочитает быстро? -Что перепутал автор? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Чтение и анализ рассказа Россия. -Рассмотрите иллюстрацию. -Что здесь нарисовано? -Как можно назвать эту картину? -Миша и Маша назвали эту иллюстрацию «Малая родина». -Что мы называем малой родиной? -Сейчас ребята, у которых зеленые карточки на столах будут читать на них текст самостоятельно. А потом нам расскажут, что нового они узнали. -Ребята, у которых карточек нет будут читать со мной текст учебника. Словарная работа. -Прочитайте слова на доске.
-Объясните значение каждого слова. 1.Чтение учителем. -Как называется наша страна? 2.Чтение по цепочке. -Как называется ваша малая родина? В каком городе вы живете? -Теперь спросим у ребят, которые читали самостоятельно. Что нового они узнали? -Наш урок подходит к концу. -С какими звуками мы сегодня познакомились? -Дайте им характеристику. -Какой буквой обозначаются эти звуки? -У вас на столе есть разноцветные карточки. Покажите, в названии какого цвета есть новый звук? Рефлексия. -Ребята, Миша написал бабушке письмо. «Дорогая бабушка, я учусь в школе. Мне очень нравиться на уроках составлять звуковые схемы, узнавать новые буквы». Ребята, а чтобы написали вы.
|
Дети показывают светофором.
Восстановить таблицу. (дети выходят к доске по одному и восстанавливают таблицу, передвигая слова и значки). Слайд 1.
Дети продолжают фразу.
3 раза. Буква е обозначает два звука, а Ь звука не обозначает.
3 раза. В этом слове 3 буквы.
Слайд 2. Рисунки: нос, лось Дети объясняют, как могут.
Дети составляют схемы слов. Готовность показывают светофором. (Может вызвать одну пару к доске) -В этих словах по три звука, по одной гласной, две согласных, по одному слогу. В одном слове на конце согласный звук [c] глухой, а в другом слове звук [c*] – мягкий. (На доску вывешиваются схемы глухого твердого звука и глухого мягкого звука.)
Дети показывают светофором.
Согласный, глухой, твердый звук [c] и согласный, глухой, мягкий звук [c*].
-Произнести и послушать.
(Дети произносят друг другу звуки.) (На доску вывешиваются буквы)
-Заглавная нужна для записи имен, фамилий и т.д. Все остальные слова пишем со строчной буквы.
(Дети называют свои ассоциации)
(повесить картинку)
-Большой полуовал и половинный. (На доске продолжается схема)
-Сито, соты, рысь. -Соты – ячейки из воска, которые делают пчелы из воска для меда и кладки яиц. -Сито – приспособление для просеивания муки или чего-нибудь, в виде мелкой сетки натянутой на обруч. -Рысь – хищное животное семейства кошачьих.
2 со
-На первом.
[c] -Он согласный, глухой, твердый.
-За буквой эс стоит буква о.
си-то
2, си [c*] -Он согласный, глухой, мягкий.
-За буквой эс стоит гласная буква и.
рысь
1 рысь
[c*]
-Он согласный, глухой, мягкий.
За букой эс стоит буква ь.
е, ё, ю, я, ь
Работа в парах.
Начинаются с гласного звука и заканчиваются глухим согласным. (дети читают хором)
-Начинаются с глухого, твердого согласного.
-Начинаются с мягкого согласного.
Читать слоги и слова.
Население – жители страны, города.
-Намок от воды.
Будем читать в ускоренном темпе.
-Скороговорки.
ро-ди-лись – родились ро-ди-те-ли – родители а-ро-мат – аромат смо-ро-ди-на – смородина
|