Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме: «СОГЛАСНЫЕ ЗВОНКИЕ ЗВУКИ [в], [в'], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ - ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ В, в
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Урок соответствует ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_obucheniya_gramote_v_1_klasse_po_teme.docx | 34.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме:
«СОГЛАСНЫЕ ЗВОНКИЕ ЗВУКИ [в], [в'], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ - ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ В, в
Учитель начальных классов: Шарафутдинова Ю. Р. 1 «А» класс МБОУ Братовщинская СОШ
Тип урока: изучение нового материала.
Цели деятельности педагога: создать условия для знакомства со звонкими звуками [в], [в']; упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «в»; закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на примере сравнения минимальных пар слов; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст и корректировать его; воспитывать любовь к животным.
Планируемые результаты учащихся:
Личностные УУД: понимание важности нового социального статуса «ученик»; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика»; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту).
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке.
Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать другого ученика - партнера коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты конструирования печатных букв.
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).
Предметные УУД: дифференцировать звонкие звуки [в], [в'] на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов и текстов; читать исходные и преобразованные слова путем замены или дополнения в них одного звука, а также обратного прочтения (слева направо) слов-перевертышей; читать, запоминать, воспроизводить по памяти чистоговорки, в которых варьируются изучаемые звуки.
Оборудование:
- Н. Г. Учебник «Агаркова Ю. А., Агарков Ю. А. «Азбука» для 1 класса. Москва АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК 2011
- Карточки для учащихся с образцами печатных букв.
- Картинки «ворона», «воробей», «выдра», «вёдра».
- Карточки для звуковых схем слов.
- Верёвочки для конструирования букв.
Ход урока.
Этапы урока | Содержание урока | Примечание |
| Прозвенел и смолк звонок, Начинаем мы урок. Улыбнулись, подтянулись, Друг на друга посмотрели И спокойно тихо сели. | |
| Учитель: - Ребята, угадайте, что нарисовано на картинках: Окраской – сероватая, Повадкой – вороватая, Крикунья хрипловатая, Известная персона Это… (ворона) Учитель открывает первую картинку. Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков, В тёплый край не улетаю, Здесь под крышей обитаю. Чирик – чирик! Не робей! Я бывалый… (воробей) Учитель открывает вторую картинку. - Ребята, посмотрите на картинки, представленные на доске. - Что в этих словах общее? (первый звук, одинаковый слог) - Сравниваем первые звуки, произносим. - Где в природе слышали отдельно этот звук? Если дети не знают, можно использовать загадку: По полю рыщет, Поёт да свищет, Деревья ломает, К земле приклоняет. ( ветер) Учитель: - Давайте, потренируемся произносить этот звук вместе.
Вертлявый ветер вырывал Ворота, как вертушки, Ворчливый ворон воровал Вчерашние ватрушки. - Давайте произнесём эту скороговорку с разной интонацией: Первые две строчки с радостью, а дальше - вопросом; первые две строчки – с озорством, а дальше - с хитринкой. Учитель: - Ребята, выделите первый звук в слове ветер, сравните со звуком в словах с картинками. (В слове ветер звук «В» - мягкий, а в словах ворона, воробей, – твёрдый). - А теперь попытайтесь сами сформулировать тему урока, закончив предложение: «Звуки…, … и буквы …, … .» Далее учитель предлагает учащимся, отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений, записанных на доске, сформулируем задачи урока.
| На доске две перевернутые картинки, под ними пустые клеточки по количеству букв в словах. На доске появляется картинка ветер со звуковой схемой слова. Скороговорка напечатана на доске для читающих детей. На доске напечатана тема, задачи урока с пропущенными словами. |
| Учитель: - Ребята, давайте пропоём звук «в»? Что вы услышали? Какой звук «в»? Докажите. - согласный, т.к. не поётся;
Проверяем пальчиками, работают ли голосовые связки: звонкий или глухой согласный. - звонкий, т.к. произносится громко, голосом; Понаблюдаем, в каком положении губы при произнесении звука (мягкий согласный – “на улыбочке”, без “улыбочки” — твёрдый согласный). - может быть твердым, может быть мягким) - парный, т.к. есть похожий глухой звук –« ф» | |
«Азбука» с. 67 |
- Составьте звукобуквенную схему слова «вёдра», используя дидактический материал – фишки.
| |
| - Попробуем прочитать слоги с новой буквой. - Назовите гласные буквы, дающие команду согласным: “Читайся твёрдо!” - Прочитайте твёрдые слоги - слияния. - Назовите гласные буквы, дающие команду согласным: “Читайся мягко!” - Прочитайте мягкие слоги - слияния. После чтения учащиеся анализируют слоги каждого столбика. - Чем похожи слоги в каждом столбике? - Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? ( в первом столбике даны слоги, которые начинаются с гласного звука. Во втором – слоги начинаются со звука (в). В третьем – слоги начинаются со звука (в,). | |
| Встаньте рядом со своей партой и повторяйте движения со мной: Воробьишко потянулся (потянуться, руки вверх) Распрямился, встрепенулся, (выпрямили спинку, махи руками) Головной кивнул 3 раза, (наклоны головы) Подмигнул он правым глазом, Лапки в сторону развёл (руки в сторону) И по жёрдочке прошёл, (ходьба на месте) Прогулялся и присел, (приседание) Свою песенку запел: (стоя на месте) «Чик чирик – чик чирик.» Учитель: - Ребята, давайте вспомним, при помощи каких символов люди записывают звуки? (букв) - А вы хотите узнать, как пишется буква «вэ»? (да) - Ребята, это буква «вэ», запомните её имя, а на что похожа наша буква? Может мы уже видели, похожие буквы или цифры? (на букву р, цифру 3) Из каких частей можно составить букву? (прямая палочка, два полуовала) - Отгадайте загадку: «К единице три приставим, Что за букву мы составим?» (букву в) | На доске образцы печатных букв Вв, Р, цифры 3. |
| - Ребята, попробуйте выложить букву «В» при помощи трех верёвочек у себя на парте. А я посмотрю, как у вас получилось. - Рассмотрите образцы печатных букв «В», «в». Чем похожи, а чем буквы отличаются? - Для чего нужна заглавная буква? — Что нам поможет запомнить эту букву? (Дети чертят её на ладошке, спинах друг друга, носиком, локтём в воздухе). | |
Работа в группах.
| После чтения учитель предлагает класс поделить на 3 команды (группы). Каждая команда получает схему – прямоугольник и находит слова соответствующие схеме. Одна команда находит слова-предметы, вторая слова-признаки, третья слова-действия.
- Отодвиньте книгу на край стола и немного отдохнём.
Любопытный мальчик Сева, Смотрит вверх он, смотрит вниз До носочков дотянись».
Чтение минимальных пар слов (на розовом фоне), которые отличаются Чтение пар слов на голубом фоне и выделение в каждой из них слова, которое отличается одним лишним звуком. После чтения учащиеся объясняют значение слов и составляют предложения с данными словами. Произнесение текста в ускоренном темпе.
Учитель: - Мы сегодня с вами хорошо поработали. - Что мы делали на уроке? (Рассуждали, анализировали, учились мыслить, развивали внимание, учились работать с книгой, учились читать.) - Каких результатов достигли? (научились читать слоги, слова с буквами В,в.) - Все молодцы! Спасибо за урок! | Учащиеся каждой группы подбирают слова соответствующим схемам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте с презентацией по теме: Согласные звуки (ф) и (ф,),буква ф. Строчная буква ф.
Урок по развитию умений и навыков всех видов речевой деятельности: чтения, говорения , письма и слушания.На уроке использованы разные виды работы, методы и приемы....
Конспект урока обучения грамоты " Обобщение: непарные по глухости-звонкости звонкие согласные звуки и буквы
Урок построен в соответствии с ФГОС....
Конспект урока обучения грамоте 1 класс по теме: "Буквы М,м. Звуки [м],[м"]."
В работе представлен подробный конспект урока по программе "Школа России" с использованием электронного носителя, который прилагается к учебнику....
Конспект урока обучение грамоте 1 класс УМК "Школы России" по теме: " Согласные звуки [б], буквы Б,б ".
Конспект урока содержит хорошее мотивирующее начало урока, достаточное количество упражнений для развития артикуляционного аппарата, задан быстрый темп, подобраны интересные задания, которые позволяют...
Методическая разработка к уроку литературного чтения (обучение грамоте) 1 класс по теме: «Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д»
Литературное чтение 1 класс, программа «Школа России»Учитель: Предаль Светлана Павловна, учитель высшей квалификационной категорииТема урока: «Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д»Тип уро...
Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс по тема: "Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф".
Урок литературного чтения (обучение грамоте) для 1 класса по теме "Согласные звуки и буквы Фф" разработан с учетом ФГОС по УМК "Школа России". Данный урок явля...
Конспект урока обучение грамоте 1 класс по теме: «Звуки [г] и [г’], буква Гг» (УМК "Школа России", 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование понятия о звуках [г], [г’], графического облика печатных букв Гг; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые ре...