Урок по теме: "Согласные звуки [п], [пʼ], отличающиеся по признаку мягкости – твердости. Буквы П, п."
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Разработка урока по предмету Обучение грамоте с использованием ИКТ. Разработан в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 40.92 КБ |
k_uroku.pptx | 1.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Согласные звуки [п], [пʼ], отличающиеся по признаку мягкости – твердости. Буквы П, п.
Цели деятельности педагога:
- создать условия для знакомства с глухими звуками [п], [пʼ]; упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «П»;
- учить дифференцировать эти звуки по твердости-мягкости и сравнивать их по очереди с соответствующей парой согласных звонких [б], [бʼ];
- продолжить формирование умений практического определения звонкости-глухости изучаемых звуков; закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на примере сравнения минимальных пар слов;
- закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков;
- раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную;
- формировать умения читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: развитие основ самоорганизации – организация исследовательского пространства ученика.
Регулятивные УУД: самостоятельно ставит цель предстоящей практической работы, планирует способы достижения поставленной учебной задачи и оценивает результат своей работы.
Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать другого ученика и учителя; обсуждать индивидуальные результаты конструирования печатных букв.
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; моделировать различные языковые единицы.
Предметные УУД: дифференцировать глухие звуки [п], [пʼ] на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов и текстов; читать исходные и преобразованные слова путем замены или дополнения в них одного звука, а также обратного прочтения слов-перевертышей; читать, запоминать, воспроизводить по памяти чистоговорки, в которых варьируются изучаемые звуки.
Оборудование: слоговые карточки, переносные доски, загадки, фишки-звуки, мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока
- Организационный момент.
Внимание! Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Книга, карандаш, тетрадка?
- Формулирование учащимися темы и цели урока.
- Внимание на экран. Назовите изображенных на экране животных. (слон, тигр, панда, попугай, снегирь, сова, дятел, лев)
- Разделите этих животных на две группы. Дайте название каждой группе. (птицы – попугай, снегирь, сова, дятел; звери – слон, панда, тигр, лев)
- Молодцы! Посмотрите на экран и проверьте правильность выполнения задания.
- А теперь попробуйте в каждой группе найти лишнее слово. Объясните свой выбор. (попугай - три слога, в остальных по два; панда – два слога, в остальных по одному)
- Посмотрите на экран. Правильно вы выполнили задание? Молодцы!
- Назовите исключенные слова. Что в них общего?
- Сформулируйте тему урока и, опираясь на слайд, сформулируйте цели нашего урока.
(Познакомиться со звуками [п], [пʼ] и буквой, которая их обозначает; учиться отличать звуки [п], [пʼ] от других звуков: учиться читать слоги и слова с новой буквой)
- Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием.
3. Конструирование большой и малой букв П, п.
- Рассмотрите образцы печатных букв. Из каких элементов-шаблонов они состоят?
Попробуйте составить эту букву у себя на партах. Молодцы!
- Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в квадратных скобках и правилом соотношения буквы и звуков.
- На странице 75 в правом верхнем углу рассмотрите схемы звуков. Какие звуки обозначает буква п? (твердый глухой звук и мягкий глухой звук).
- Молодцы!
5. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели.
- Рассмотрите иллюстрации в книге. Что здесь изображено? (пушка, пешка)
- Прочитайте слово пушка по слогам. Сколько в слове слогов? (два)
- Назовите ударный слог.
- На каком месте в слове стоит буква п? (в начале слова)
- Какой звук обозначает буква п в слове пушка?
- Дайте характеристику звуку. (согласный глухой твердый)
- Объясните, почему звук [п] произносится твердо? (за буквой п стоит гласная буква у)
- Молодцы!
- Прочитайте слово пешка по слогам.
- Сколько в нем слогов? Назовите ударный слог.
- Произнесите первый звук в слове пешка.
- Дайте характеристику звуку [пʼ]. (согласный глухой мягкий)
- Объясните, почему звук [пʼ] произносится мягко? (за буквой п в слове пешка стоит буква е)
- назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука. (е,ё,и,я,ю)
6. Физкультминутка (музыкальное сопровождение)
Птички в гнездышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят,
И тихонько все летят.
7. Чтение слогов и пар слов на странице 75.
- Чем похожи слоги в каждом столбике?
- Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (в первом столбике слоги начинаются с гласного звука, во втором со звука [п], в третьем со звука [пʼ])
- Прочитайте слова на голубом фоне. Выделите в каждой паре слово, которое отличается одним лишним звуком.
- Молодцы!
- Прочитайте чистоговорку.
- Какой звук чаще всего повторяется в этой чистоговорке?
- Кто знает, что обозначает слово «перепёлка»?
- Посмотрите на экран. Перепел – полевая птица, родственная куропатке.
8. Задания на развитие речи, внимания.
1. Кто больше запомнит слов.
- Послушайте рассказ.
Пошел петух путешествовать. По полю погулял. Поклевал пшеницу. Пруд по пути попался. Поостерегся петушок. Покупался в песке. Попрыгал. Пескарей попугал. Поглядел – полдень. Перышки почистил. |
- Какие слова вы запомнили?
- Назовите слова, которые начинаются на звук [п]?
- Назовите слова, которые начинаются на звук [пʼ]?
- Молодцы!
2. Загадки.
- Отгадайте загадки. Назовите звук с которого начинается слово.
Любимая детская игрушка, В этой узенькой коробке | Холод лютый эта птица В Антарктиде не боится, Посреди снегов и льдин В море плавает (пингвин!) Новый дом несу в руке, |
- Разделите слова-отгадки на слоги. Давайте проверим. Посмотрите на экран.
-Почему в слове петрушка три слога? (три гласные буквы)
- Запишите слово пенал в тетрадь. Сделайте звуко-буквенный разбор этого слова. (один ученик у доски)
-Посмотрите на экран. Проверьте. Молодцы!
3. Помощь Пете Ошибкину.
-К нам за помощью снова обратился Петя Ошибкин. Поможем?
- Посмотрите, как он выполнил задание. Проверьте его работу и исправьте ошибки, если они есть. Возьмите доски и поработайте в парах.
- Докажите свои исправления.
-Молодцы. Я думаю, что Петя остался очень доволен.
4. Слоговой аукцион.
- Придумайте слова, в которых слог пи был бы первым.
- Придумайте слова, в которых слог па был вторым.
9. Подведение итогов. Рефлексия.
- Что для вас на уроке было новым?
- Какое задание было сложным?
- Какое задание было интересным?
- О чем расскажите дома родителям?
- У вас на партах лежат смайлики. Поднимите тот, который оценивает вашу работу.
- Спасибо вам за урок. Я считаю, что вы все сегодня поработали очень хорошо.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПТИЦЫ сова попугай дятел снегирь ЗВЕРИ слон панда лев тигр
сова – 2 слога Попугай – 3 слога дятел – 2 слога снегирь – 2 слога с лон – 1 слог п анда – 2 слога л ев – 1 слог т игр – 1 слог
п опугай – панда – [ п ] [ п ]
ЦЕЛИ: Познакомиться… Учиться отличать… Учиться читать…
ЦЕЛИ: Познакомиться со звуками [ п ], [ пʼ ] и буквой, которая их обозначает Учиться отличать отличать звуки [ п ], [ пʼ ] от других звуков Учиться читать слоги и слова с новой буквой
Перепел – полевая птица, родственная куропатке.
пе-тру-шка [ пʼ ] пе-нал [пʼ ] пор-тфель [ п ] пин-гвин [ пʼ ]
Петя Ошибкин пу ́ ля - [ п у ́ л й ʹ а]- О ́ льга - [о л ́ ь г а ]- ́ • • • •
У меня все получилось. Я испытывал затруднения. Мне было очень сложно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте Урок “Согласные звонкие звуки [в], [в,], отличающиеся по признаку мягкости - твердости. Буквы В, в”.
Тезисы к уроку обучение грамоте по теме: “Согласные звонкие звуки [в], [в,], отличающиеся по признаку мягкости - твердости. Буквы В, в”. Урок направлен на совершенствование звуко-буквенного анализ...
Разработка урока по литературному чтению на тему: "«Согласные глухие звуки [т] [т’], отличающиеся по признаку мягкости – твердости. Буквы Т т».
Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" 1 класс. Дети познакомятся со звуками [т] [т]\' и буквами Т, т....
Фрагмент урока обучения грамоте (1 класс ПНШ) СОГЛАСНЫЕ ГЛУХИЕ ЗВУКИ [х], [х’], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ-ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ Х, х
Реализация деятельностного подхода на уроках обучения грамоте младших школьников. Цель: познакомить учащихся с условным обозначением глухих твёрдых и мягких звуков при помощи букв Х, х, создать на уро...
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме: «СОГЛАСНЫЕ ЗВОНКИЕ ЗВУКИ [в], [в\'], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ - ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ В, в
Урок соответствует ФГОС...
Согласные звуки [c], [c*], отличающиеся по признаку мягкости – твердости. Буквы С,с.
Урок обучения грамоте по программе "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока обучения грамоте. Тема "Согласные глухие звуки [к], [к,], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы К, к."
Урок обучения грамоте (Перспективная начальная школа)Тема "Согласные глухие звуки [к], [к,], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы К, к." Цели: 1. познакомить с глух...
«Согласные глухие звуки [ф], [ ф\'], отличающиеся по признаку мягкости - твердости. Буквы Ф, ф»
Урок обучения грамоте (чтение)«Согласные глухие звуки [ф], [ ф\'], отличающиеся по признаку мягкости - твердости. Буквы Ф, ф»...