«Согласные глухие звуки [ф], [ ф'], отличающиеся по признаку мягкости - твердости. Буквы Ф, ф»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Борисенко Елена Анатольевна

Урок  обучения грамоте (чтение)

«Согласные глухие звуки [ф], [ ф'], отличающиеся

по признаку мягкости - твердости. Буквы Ф, ф»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote_chtenie.docx27.55 КБ
Office presentation icon urok_obucheniya_gramote_chtenie.ppt1.62 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

Урок  обучения грамоте (чтение)

«Согласные глухие звуки [ф], [ ф'], отличающиеся

по признаку мягкости - твердости. Буквы Ф, ф»

                                   

                                                                                         Подготовила и провела

                                                                                         учитель начальных классов

                                                                                         Борисенко Е. А.

Цели:

 - Познакомить учащихся с глухими звуками [ф], [ф'];   упражнять в чтении слогов, слов    и текстов с буквой   «ф»; продолжить формирование умений практического    определения звонкости – глухости изучаемых звуков;     закреплять знание условного обозначения звонкого,  глухого, твёрдого и мягкого согласных звуков; учить читать слова по слогам и орфоэпически, формировать  умение читать предложения как относительно законченные   по смыслу структурные единицы.

- Развивать интерес к чтению, устойчивое внимание, мышление, умение строить речевые высказывания.

- Воспитывать культуру учебного труда.

                                       Ход урока

  1. Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь все запоминать.

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

  1. Актуализация опорных знаний.

- Давайте вспомним, чему мы учились на прошлых уроках. Поиграем  в игру «Доскажи словечко».

- Наша речь состоит ….(из предложений).

- Звуки бывают … (гласные и согласные).

- При произнесении согласного звука … (воздух во рту встречает преграду).

- Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие).

- Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные).

- Буквы е, ё, ю, я в начале слова …(обозначают 2 звука). 

  1.  Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности.

- А теперь обратимся к теме нашего сегодняшнего урока. (Слайд 2).

- Посмотрите на экран. Перечислите, что  изображено?

Фиалки, флажок, фея, телефон, жираф, фонарь.

- Определите, какие одинаковые звуки есть в этих словах.

- Кто догадался, о каких звуках пойдет речь на уроке? (О звуках  [ф], [ф’])

- Правильно, тема нашего урока «Звуки [ф],  [ф']. Буква «Ф, ф». 

- Опираясь на тему урока и опорные слова, сформулируйте задачи нашего урока. (Слайд 3).

Познакомимся со …..

Научимся  ….

(Мы  познакомимся со звуками [ф], [ф’] и буквой, которая их обозначает. Будем  учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой. )

  1.   Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей. 

- Отгадайте загадку:

Кто из шляпы достаёт

Зайца всем на удивление?

Это кто же нам даёт

В цирке представление? Это фокусник. Он и пришел  к нам сегодня в гости.

Если будете хорошо работать, то, может быть, он вам покажет сегодня фокус.

- Откройте учебники на с.70. Какое слово закодировано?

- Прочитайте слово «фокус» по слогам. Теперь - орфоэпически.

- Произнесите первый звук в слове «фокус».

- Дайте характеристику звуку [ф] . (Звук согласный глухой твёрдый.)

- Что делает его твердым? Назовите ещё гласные, которые делают согласный звук твердым.

- Кто знает, как называется растение, нарисованное справа? (Фикус -  декоративное вечнозеленое дерево или кустарник с крупными овальными листьями.)

- Прочитайте слово по слогам и орфоэпически.

- Произнесите первый звук в слове «фикус».

- Дайте характеристику звуку [ф']. (Звук согласный глухой мягкий.)

- Объясните, почему звук [ф'] произносится мягко? (За буквой «ф» в слове стоит гласная буква «и».)

V. Знакомство с буквой.

- А теперь посмотрим, какой же буквой обозначаются звуки (ф) и (ф’). Эта буква родится у вас прямо в руках ( на партах у ребят лежит буква р, сложенная вдвое).

Раскройте букву р. Эта буква превратилась в новую букву – «эф». (Слайд 4)

- Давайте пофантазируем и скажем, на что похожа буква «эф»? (ответы детей)

 - Послушайте стихотворения про букву Ф. 

Одновременно на слайде появляются иллюстрации. (Слайд 5).

  1. Филин – два огромных глаза –

Букву Ф напомнит сразу,

Лупоглазый целит взгляд,

Словно фотоаппарат. В. Степанов.

  1. Если б Фёдор иль Федул

Сразу две щеки надул,

Буквы Ф, сомнений нет,

Получился бы портрет.  

  1. Всем известно без подсказки

 Буква Ф как ключ из сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас. В.Степанов

  1. Ножницы я в руки взял –
    Букву Ф я в них узнал.

- Почему на плакате 4 буквы  ф?  (2 печатных: маленькая и большая, 2 письменных: заглавная и строчная).

 -А зачем заглавные буквы? ( С большой буквы пишутся имена, фамилии, отчества, начало предложения…)

- Фокусник приготовил для вас сюрприз. Он дарит вам билет в цирк. Достаньте билет из конверта, который лежит на вашей парте. Так как любой фокус требует тренировки, он решил потренировать и вас в распознавании буквы ф. Наш гость спрятал новую букву среди других букв. Ваша задача –  найти её, зачеркнуть  и посчитать, сколько раз она  встретилась, укажите на обратной стороне эту цифру. Итак, наша тренировка начинается.

УЮМЗРФСЕЗОАФОБЬФКФПРЫВФЯ

Взаимопроверка.

- Поменяйтесь билетами с соседями по парте и проверьте их работу.

- Сколько раз вам  встретилась буква «ф»? (5)

- Поднимите руку, кто не допустил ошибок.

-  Молодцы, вы были очень внимательными.

VI. Сравнение звуковой и буквенной форм на основе двухуровневой модели

 Назовите слово, которое обозначает название предмета, изображённого на рисунке. (Фартук) Объясните значение слова «фартук». Составьте предложение.

Прочитайте слово по слогам, ориентируясь на буквы. Сколько в слове слогов?

Прочитайте слово орфоэпически с ориентировкой на ударение. Назовите ударный слог.

Соотнесите звуковую форму слова с буквенной.

На каком месте в слове стоит буква ф? Какой звук она обозначает? Дайте характеристику звуку [ф].

 - Кто изображен на следующем рисунке?

 - Прочитайте слово «филин» по слогам и орфоэпически. Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог. Произнесите первый звук в слове «филин». Дайте характеристику звуку [ф'].

- Проведем звуковой анализ этих слов по вариантам. Первый вариант выкладывает схему слова «фартук», второй вариант выкладывает схему слова «филин». За доской работают……

Физкультминутка

- Напомню вам, что наш гость выступает на арене цирка. А в цирке часто звучат аплодисменты. Я сейчас буду называть вам слова, имеющие отношение к цирку. Если в слове есть интересующие нас звуки, вы должны 3 раза хлопнуть. Вот так. А если нет – движение головой в разные стороны.

- Арена, афиша, артисты, фокусы, звери, птицы, факир, билет, смех, фонарь, радость, фантазия, удовольствие, буфет.

- Молодцы! Поаплодируем себе.

VII. Эмоциональное чтение слогов на слайде

– Давайте порадуем фокусника  своим чтением.

 - Прочитайте слоги на экране: аф, оф, иф , фо, фу, фы, фя, фе, фё  (Слайд 6). 

шепотом (хором)

громко (хором)

радостно (девочки)

вопросительно (мальчики)

торжественно (один)

- По какому признаку слоги можно разделить на группы?

- Какие гласные обозначают мягкий звук?

VIII. Чтение слогов и слов (стр.71)  (Слайды №7, 8, 9)

После чтения обучающиеся объясняют значение слов «футляр» (коробочка, чехол для хранения вещи), «дельфин» (морское млекопитающее из семейства китов), «фонарь» (осветительный прибор).

Я хочу загадать вам слово, в нем 2 слога, второй слог ударный.

Найдите его.

 - Составьте предложения с данными словами.

Физкультминутка

Гимнастика для глаз.

(К указке прикрепляется бабочка.)

Прилетела бабочка,

Села на указку,

Попытайтесь вслед за ней

Пробежаться глазками.

Глазками передвигаем БАБОЧКУ согласно командам: вверх, вправо, влево, вниз.

IX. Задания на развитие речи, внимания.

Замените в слове первый звук на звук [ф]: (Слайд №10)

БАНТИК – …          МАРШ -  …

ПАРА – …                НОРМА - …

МАНЕРА – …          ПЛОТ - ….

Игра «Кто больше запомнит слов?»

Фотограф Федя фотографировал филина, фокусника, факира, фазана, фиалку, футболиста, фрегат, фрукты! Фу!

X. Итог урока.

-Папа сына похвалил,

Он про букву Ф спросил.

– Как вы думаете, что рассказал про букву Ф сын?

XI. Рефлексия.

- В конце урока нашему гостю хотелось бы узнать, какое у вас сейчас настроение. Достаньте из конверта два смайлика. Раскрасьте смайлик с изображением такого настроения, которое у вас сейчас. Используйте цвет, подходящий к вашему настроению.

- Кто заканчивает урок с хорошим настроением, поднимите вверх свой смайлик.  (Слайд 13).

Закончен урок, и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились!

- А за хорошую работу наш гость, как и обещал,  дарит вам свой фокус и подарок - памятку. Итак, слушайте заклинание!

Чудо чудное явись,

Нашим деткам покажись,

Ты дневник скорей открой

И найди подарок свой!    (Слайд №11)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок обучения грамоте (чтение) УМК Перспективная начальная школа Согласные глухие звуки [ф],[ф ` ], отличающиеся по признаку мягкости – твёрдости. Буквы Ф,ф. Подготовила: учитель начальных классов Борисенко Е. А. с. Китаевское МОУ СОШ №3

Слайд 3

Познакомимся…. Научимся….

Слайд 6

аф, оф, иф, фо, фу, фы, фя, фе, фё

Слайд 7

Осветительный прибор

Слайд 8

Дельфин – это млекопитающее из семейства китов.

Слайд 9

Футляр В.Даль (Толковый словарь) ФУТЛЯ́Р м. немецк. коробочка, ларчик, трубка, укладочка, чехол, куда вкладывается сберегаемая вещь.

Слайд 10

Б АНТИК – … М АРШ - … П АРА – … Н ОРМА - … М АНЕРА – … П ЛОТ - ….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте Урок “Согласные звонкие звуки [в], [в,], отличающиеся по признаку мягкости - твердости. Буквы В, в”.

Тезисы к уроку обучение грамоте по теме: “Согласные звонкие звуки [в], [в,], отличающиеся по признаку мягкости - твердости. Буквы В, в”. Урок направлен на совершенствование звуко-буквенного анализ...

Урок по теме: "Согласные звуки [п], [пʼ], отличающиеся по признаку мягкости – твердости. Буквы П, п."

Разработка урока по предмету Обучение грамоте с использованием ИКТ. Разработан в соответствии с ФГОС...

Разработка урока по литературному чтению на тему: "«Согласные глухие звуки [т] [т’], отличающиеся по признаку мягкости – твердости. Буквы Т т».

Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" 1 класс. Дети познакомятся со звуками [т] [т]\' и буквами  Т, т....

Фрагмент урока обучения грамоте (1 класс ПНШ) СОГЛАСНЫЕ ГЛУХИЕ ЗВУКИ [х], [х’], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ-ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ Х, х

Реализация деятельностного подхода на уроках обучения грамоте младших школьников. Цель: познакомить учащихся с условным обозначением глухих твёрдых и мягких звуков при помощи букв Х, х, создать на уро...

Согласные звуки [c], [c*], отличающиеся по признаку мягкости – твердости. Буквы С,с.

Урок обучения грамоте по программе "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока обучения грамоте. Тема "Согласные глухие звуки [к], [к,], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы К, к."

Урок обучения грамоте (Перспективная начальная школа)Тема "Согласные глухие звуки [к], [к,], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы К, к." Цели: 1.   познакомить с глух...