«Согласные глухие звуки [ф], [ ф'], отличающиеся по признаку мягкости - твердости. Буквы Ф, ф»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Урок обучения грамоте (чтение)
«Согласные глухие звуки [ф], [ ф'], отличающиеся
по признаку мягкости - твердости. Буквы Ф, ф»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_gramote_chtenie.docx | 27.55 КБ |
urok_obucheniya_gramote_chtenie.ppt | 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
Урок обучения грамоте (чтение)
«Согласные глухие звуки [ф], [ ф'], отличающиеся
по признаку мягкости - твердости. Буквы Ф, ф»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Борисенко Е. А.
Цели:
- Познакомить учащихся с глухими звуками [ф], [ф']; упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «ф»; продолжить формирование умений практического определения звонкости – глухости изучаемых звуков; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твёрдого и мягкого согласных звуков; учить читать слова по слогам и орфоэпически, формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы.
- Развивать интерес к чтению, устойчивое внимание, мышление, умение строить речевые высказывания.
- Воспитывать культуру учебного труда.
Ход урока
- Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь все запоминать.
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
- Актуализация опорных знаний.
- Давайте вспомним, чему мы учились на прошлых уроках. Поиграем в игру «Доскажи словечко».
- Наша речь состоит ….(из предложений).
- Звуки бывают … (гласные и согласные).
- При произнесении согласного звука … (воздух во рту встречает преграду).
- Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие).
- Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные).
- Буквы е, ё, ю, я в начале слова …(обозначают 2 звука).
- Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности.
- А теперь обратимся к теме нашего сегодняшнего урока. (Слайд 2).
- Посмотрите на экран. Перечислите, что изображено?
Фиалки, флажок, фея, телефон, жираф, фонарь.
- Определите, какие одинаковые звуки есть в этих словах.
- Кто догадался, о каких звуках пойдет речь на уроке? (О звуках [ф], [ф’])
- Правильно, тема нашего урока «Звуки [ф], [ф']. Буква «Ф, ф».
- Опираясь на тему урока и опорные слова, сформулируйте задачи нашего урока. (Слайд 3).
Познакомимся со …..
Научимся ….
(Мы познакомимся со звуками [ф], [ф’] и буквой, которая их обозначает. Будем учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой. )
- Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей.
- Отгадайте загадку:
Кто из шляпы достаёт
Зайца всем на удивление?
Это кто же нам даёт
В цирке представление? Это фокусник. Он и пришел к нам сегодня в гости.
Если будете хорошо работать, то, может быть, он вам покажет сегодня фокус.
- Откройте учебники на с.70. Какое слово закодировано?
- Прочитайте слово «фокус» по слогам. Теперь - орфоэпически.
- Произнесите первый звук в слове «фокус».
- Дайте характеристику звуку [ф] . (Звук согласный глухой твёрдый.)
- Что делает его твердым? Назовите ещё гласные, которые делают согласный звук твердым.
- Кто знает, как называется растение, нарисованное справа? (Фикус - декоративное вечнозеленое дерево или кустарник с крупными овальными листьями.)
- Прочитайте слово по слогам и орфоэпически.
- Произнесите первый звук в слове «фикус».
- Дайте характеристику звуку [ф']. (Звук согласный глухой мягкий.)
- Объясните, почему звук [ф'] произносится мягко? (За буквой «ф» в слове стоит гласная буква «и».)
V. Знакомство с буквой.
- А теперь посмотрим, какой же буквой обозначаются звуки (ф) и (ф’). Эта буква родится у вас прямо в руках ( на партах у ребят лежит буква р, сложенная вдвое).
Раскройте букву р. Эта буква превратилась в новую букву – «эф». (Слайд 4)
- Давайте пофантазируем и скажем, на что похожа буква «эф»? (ответы детей)
- Послушайте стихотворения про букву Ф.
Одновременно на слайде появляются иллюстрации. (Слайд 5).
- Филин – два огромных глаза –
Букву Ф напомнит сразу,
Лупоглазый целит взгляд,
Словно фотоаппарат. В. Степанов.
- Если б Фёдор иль Федул
Сразу две щеки надул,
Буквы Ф, сомнений нет,
Получился бы портрет.
- Всем известно без подсказки
Буква Ф как ключ из сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас. В.Степанов
- Ножницы я в руки взял –
Букву Ф я в них узнал.
- Почему на плакате 4 буквы ф? (2 печатных: маленькая и большая, 2 письменных: заглавная и строчная).
-А зачем заглавные буквы? ( С большой буквы пишутся имена, фамилии, отчества, начало предложения…)
- Фокусник приготовил для вас сюрприз. Он дарит вам билет в цирк. Достаньте билет из конверта, который лежит на вашей парте. Так как любой фокус требует тренировки, он решил потренировать и вас в распознавании буквы ф. Наш гость спрятал новую букву среди других букв. Ваша задача – найти её, зачеркнуть и посчитать, сколько раз она встретилась, укажите на обратной стороне эту цифру. Итак, наша тренировка начинается.
УЮМЗРФСЕЗОАФОБЬФКФПРЫВФЯ
Взаимопроверка.
- Поменяйтесь билетами с соседями по парте и проверьте их работу.
- Сколько раз вам встретилась буква «ф»? (5)
- Поднимите руку, кто не допустил ошибок.
- Молодцы, вы были очень внимательными.
VI. Сравнение звуковой и буквенной форм на основе двухуровневой модели
Назовите слово, которое обозначает название предмета, изображённого на рисунке. (Фартук) Объясните значение слова «фартук». Составьте предложение.
Прочитайте слово по слогам, ориентируясь на буквы. Сколько в слове слогов?
Прочитайте слово орфоэпически с ориентировкой на ударение. Назовите ударный слог.
Соотнесите звуковую форму слова с буквенной.
На каком месте в слове стоит буква ф? Какой звук она обозначает? Дайте характеристику звуку [ф].
- Кто изображен на следующем рисунке?
- Прочитайте слово «филин» по слогам и орфоэпически. Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог. Произнесите первый звук в слове «филин». Дайте характеристику звуку [ф'].
- Проведем звуковой анализ этих слов по вариантам. Первый вариант выкладывает схему слова «фартук», второй вариант выкладывает схему слова «филин». За доской работают……
Физкультминутка
- Напомню вам, что наш гость выступает на арене цирка. А в цирке часто звучат аплодисменты. Я сейчас буду называть вам слова, имеющие отношение к цирку. Если в слове есть интересующие нас звуки, вы должны 3 раза хлопнуть. Вот так. А если нет – движение головой в разные стороны.
- Арена, афиша, артисты, фокусы, звери, птицы, факир, билет, смех, фонарь, радость, фантазия, удовольствие, буфет.
- Молодцы! Поаплодируем себе.
VII. Эмоциональное чтение слогов на слайде
– Давайте порадуем фокусника своим чтением.
- Прочитайте слоги на экране: аф, оф, иф , фо, фу, фы, фя, фе, фё (Слайд 6).
шепотом (хором)
громко (хором)
радостно (девочки)
вопросительно (мальчики)
торжественно (один)
- По какому признаку слоги можно разделить на группы?
- Какие гласные обозначают мягкий звук?
VIII. Чтение слогов и слов (стр.71) (Слайды №7, 8, 9)
После чтения обучающиеся объясняют значение слов «футляр» (коробочка, чехол для хранения вещи), «дельфин» (морское млекопитающее из семейства китов), «фонарь» (осветительный прибор).
Я хочу загадать вам слово, в нем 2 слога, второй слог ударный.
Найдите его.
- Составьте предложения с данными словами.
Физкультминутка
Гимнастика для глаз.
(К указке прикрепляется бабочка.)
Прилетела бабочка,
Села на указку,
Попытайтесь вслед за ней
Пробежаться глазками.
Глазками передвигаем БАБОЧКУ согласно командам: вверх, вправо, влево, вниз.
IX. Задания на развитие речи, внимания.
Замените в слове первый звук на звук [ф]: (Слайд №10)
БАНТИК – … МАРШ - …
ПАРА – … НОРМА - …
МАНЕРА – … ПЛОТ - ….
Игра «Кто больше запомнит слов?»
Фотограф Федя фотографировал филина, фокусника, факира, фазана, фиалку, футболиста, фрегат, фрукты! Фу!
X. Итог урока.
-Папа сына похвалил,
Он про букву Ф спросил.
– Как вы думаете, что рассказал про букву Ф сын?
XI. Рефлексия.
- В конце урока нашему гостю хотелось бы узнать, какое у вас сейчас настроение. Достаньте из конверта два смайлика. Раскрасьте смайлик с изображением такого настроения, которое у вас сейчас. Используйте цвет, подходящий к вашему настроению.
- Кто заканчивает урок с хорошим настроением, поднимите вверх свой смайлик. (Слайд 13).
Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились!
- А за хорошую работу наш гость, как и обещал, дарит вам свой фокус и подарок - памятку. Итак, слушайте заклинание!
Чудо чудное явись,
Нашим деткам покажись,
Ты дневник скорей открой
И найди подарок свой! (Слайд №11)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Познакомимся…. Научимся….
аф, оф, иф, фо, фу, фы, фя, фе, фё
Осветительный прибор
Дельфин – это млекопитающее из семейства китов.
Футляр В.Даль (Толковый словарь) ФУТЛЯ́Р м. немецк. коробочка, ларчик, трубка, укладочка, чехол, куда вкладывается сберегаемая вещь.
Б АНТИК – … М АРШ - … П АРА – … Н ОРМА - … М АНЕРА – … П ЛОТ - ….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте Урок “Согласные звонкие звуки [в], [в,], отличающиеся по признаку мягкости - твердости. Буквы В, в”.
Тезисы к уроку обучение грамоте по теме: “Согласные звонкие звуки [в], [в,], отличающиеся по признаку мягкости - твердости. Буквы В, в”. Урок направлен на совершенствование звуко-буквенного анализ...
Урок по теме: "Согласные звуки [п], [пʼ], отличающиеся по признаку мягкости – твердости. Буквы П, п."
Разработка урока по предмету Обучение грамоте с использованием ИКТ. Разработан в соответствии с ФГОС...
Разработка урока по литературному чтению на тему: "«Согласные глухие звуки [т] [т’], отличающиеся по признаку мягкости – твердости. Буквы Т т».
Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" 1 класс. Дети познакомятся со звуками [т] [т]\' и буквами Т, т....
Фрагмент урока обучения грамоте (1 класс ПНШ) СОГЛАСНЫЕ ГЛУХИЕ ЗВУКИ [х], [х’], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ-ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ Х, х
Реализация деятельностного подхода на уроках обучения грамоте младших школьников. Цель: познакомить учащихся с условным обозначением глухих твёрдых и мягких звуков при помощи букв Х, х, создать на уро...
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме: «СОГЛАСНЫЕ ЗВОНКИЕ ЗВУКИ [в], [в\'], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ - ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ В, в
Урок соответствует ФГОС...
Согласные звуки [c], [c*], отличающиеся по признаку мягкости – твердости. Буквы С,с.
Урок обучения грамоте по программе "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока обучения грамоте. Тема "Согласные глухие звуки [к], [к,], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы К, к."
Урок обучения грамоте (Перспективная начальная школа)Тема "Согласные глухие звуки [к], [к,], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы К, к." Цели: 1. познакомить с глух...