Обучение грамоте Урок “Согласные звонкие звуки [в], [в,], отличающиеся по признаку мягкости - твердости. Буквы В, в”.
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Тезисы к уроку обучение грамоте по теме:
“Согласные звонкие звуки [в], [в,], отличающиеся по признаку мягкости - твердости. Буквы В, в”.

Урок направлен на совершенствование звуко-буквенного анализа слов. Урок начинается с проблемной ситуации, направленной на закрепление ранее изученного материала и выделение нового. Знакомство с согласными звуками проходит дифференцированно в соответствии с техникой чтения учащихся. В конце урока проведена педагогическая и психологическая диагностика, которая помогла проверить, как обучающиеся усвоили тему урока, выполнив задание на выбор. На данном уроке применяются различные технологии: здоровьесберегающие, использование ИКТ, использование элементов развивающего обучения и частично-поисковый метод, игровых методов, а также элементов парной работы на уроке.

Учитель Казанцева Татьяна Геннадьевна
БОУ «СОШ №162» города Омска

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soglasnye_bukvy_vv.doc84 КБ
Office presentation icon prezentaciya.ppt2.55 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель Казанцева Татьяна Геннадьевна

БОУ «СОШ №162» города Омска

Обучение грамоте

Урок “Согласные звонкие звуки [в], [в,], отличающиеся по признаку мягкости - твердости. Буквы В, в”.

Тип урока: изучения нового материала.

Цель: формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Задачи:

образовательные: дать представлений о букве В (как печатается, где находится, из каких элементов состоит), научить читать слоги, слова с буквой В, знать условные                                        обозначения звонкого, твердого и мягкого согласных звуков; звуковой анализ слов на основе одноуровневых, двухуровневых моделей; учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким;

развивающие: развитие логических операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

воспитательные: воспитание аккуратности, культуры общения (умения слушать и слышать других).

Планируемый результат: учащиеся должны уметь выделять в речи согласный звук (в), читать слоги и слова с этим звуком.

Оборудование: учебник «Азбука» УМК «Перспективная начальная школа» с. 67 -68, тетрадь по чтению, письменные принадлежности, карточки с разноуровневыми заданиями, компьютер, проектор, экран, презентация 19 слайдов.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Слайд №1.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.

2. Артикуляционная гимнастика

              Слайд №2.

Прежде чем перейти к новой теме мы должны разбудить голоса. Давайте это сделаем.

- Что записано на доске? (Буквы)

- Какие звуки они обозначают? (Гласные)

Давайте их пропоём:

А-а-а-а            у-у-у-у

А-а-а-а            о-о-о-о

А-а-а-а            и-и-и-и

А-о-у-и           э-э-э-э

А-о-у-и           э-э-э-э

Итак, голоса мы разбудили, теперь можно двигаться дальше.

  1. Знакомство со звуками [в], [в,].

Слайд №3.

  -У нас сейчас урок обучения грамоте. Чему мы учимся на них? (анализируем, сравниваем, моделируем, работаем в тетрадях и с учебником, учимся читать и писать, знакомимся с новыми буквами и звуками)

- Посмотрите на доску. (весы, вата, вилка, ум, вода, ура, ванна, усы, ветер)

- Какое задание можно выполнить? (найти сходство и отличие, разделить на группы)

- На сколько групп можно разделить? (на 2, на 3)

Слайд №4.

- Что можно сказать о первой группе? (слова начинаются с гласного звука)

        УМ, УРА, УСЫ

- Что можно сказать о второй группе? ( слова начинаются с согласного звука)

весы, вата, вилка,  вода,  ванна, ветер

- Какое слово может быть лишним? (ум – 2б., 2 зв.; весы – 4 б., 4 зв., ванна – 5б. 5 зв. )

- Что можно сказать о словах 2 и 3 группы?

- Сформулируйте тему урока. Слайд №5.

- Чему будем учиться? Что вы хотите узнать  об этой букве?(Сегодня мы будем учиться читать слоги, слова слова с буквой В. Познакомиться со звуками [ в ], [ в’].Учиться отличать звуки [ в ], [ в’] от других звуков;Учиться читать  слоги и слова с новой буквой.)

- Как вы думаете, у этих слов будет одинаковая звуковая схема? Почему? Слайд №6

- Сравните первые звуки. Произнесите их.

Что о них можно сказать? Что нужно для этого вспомнить? (Какие бывают звуки)

- Какие у нас звуки? (согласный – при произнесении воздух во рту встречает преграду,

глухой – не слышим его в ушах, звонкий - слышим)

- Чему вы научились, выполняя это задание?

 Называние слов со звуками [в], [в,].  Слайд №7.

- Какое задание сейчас будем выполнять?

- Назовите имена девочек. (Вика, Вера, Варя, Вероника)

- Назовите имена мальчиков. (Витя, Вова, Валя, Вася, Влад, Вадим)

- Назовите зимующих птиц. ( Воробей, ворона)

  Физкультминутка.

Слайд №8.

- Дайте характеристику звукам буквы В. Какие звуки обозначает буквам В?

  Если твердый звук - руки вверх, если мягкий звук – согнуться в поясе.

ВЕТЕР, ВАЗА, ВОДА, КРОВЛЯ, ВЯНУТ, ЛОВИТ, ВОСТОК, ВАРЕНЬЕ, КОРОВА,  ВИЛКА, ВОРОБЕЙ.

4. Звуковой анализ слов на основе одноуровневых  моделей.

Слайд №9.

- Откройте учебники на странице 67.  Что изображено в левом верхнем углу? (ВАЗЫ) Чему мы будем учиться выполняя это задание?

- Прочитайте слово «ВАЗЫ» по слогам и орфоэпически.

- Дайте характеристику первому звуку.

Почему первый звук твердый?

- Что изображено справа? (ВЯЗЫ) Слайд №10.

Вяз - дерево. А почему такое название у дерева?

Вяз

Эх, р-раз! Эх, два!

Колет старший брат дрова!

Почему ж один чурбак

Не развалится никак?

В чурбаке топор увяз –

 не расколешь вязкий вяз.

В стихотворении можно найти ответ. У этого дерева  очень вязкая древесина, его трудно колоть. За это свойство дерево получило свое название.

- Прочитайте слово «ВЯЗЫ» по слогам и орфоэпически.

Дайте характеристику первому звуку.

- Чему научились? (Давать звуковую характеристику)

5. Конструирование большой и малой буквы В.в.

Лучше запомнить образ буквы поможет следующее задание – конструирование буквы.

Рассмотрите образцы печатных букв «В» «в». Слайд №11, 12.

Спать отправились подружки,

Взяли пышные подушки:

Р – одну, а буква В – две.

- Из каких элементов – шаблонов они состоят? (Полуовалы, прямые). Сконструируйте у себя на партах. Проверьте друг у друга.

Буква - это знак, символ. Буквы мы...видим и пишем.

6. Звуковой анализ слов на основе двухуровневых  моделей.

- Что изображено на странице? (ВЁДРА, ВЫДРА) Слайд 13.

- Сколько слогов?

- Какой ударный?  

- На каком месте в слове стоит буква В?

- Дайте характеристику звуку.

А. А. Черкасов. «Записки охотника Восточной Сибири».  Слайд №14.

Где вода и рыба, там можно встретить и выдру; где же нет воды или и есть вода, да без рыбы, там выдры нет. Зверь этот не живет долго на одном месте — живет на берегу какой-нибудь речки или озера до тех пор, пока рыбы достаточно; по уменьшении ее она переселяется к другой рыбной речке или озеру.

Вследствие своей кочевой жизни она никогда не делает себе прочной, постоянной норы, а живет где попало и как попало в наскоро приготовленном гнезде, сделанном где-либо в самом берегу речки или озера или неподалеку от него под большими камнями, плитами, корнями больших деревьев, валежинами и проч. Иногда же выдра помещается на временное житье-бытье и в чужих норах, отбивая их силою у лисиц.

Гнездо или нору выдры узнать нетрудно, потому что около нее всегда валяются рыбьи кости и кости других мелких животных. Кроме того, в зимнее время около норы видны на снегу отпечатки ее лап, которые трудно приписать какому-либо другому зверю, ибо на снегу видны оттиски плавательных перепонок, и след выдры сходен с гусиным.

 Физминутка (Зрительная разминка). Слайд №15,16.

-Ваши глазки устали и я  приглашаю вас немного отдохнуть.

Глазки видят всё вокруг,

 Обведу я ими круг.

 Глазком видеть всё дано-

 Где окно, а где кино.

 Обведу я ими круг,

 Погляжу на мир вокруг.

7. Практическая работа. Чтение слогов, слов с буквой В.  Слайд №17.

Какая работа сейчас нам предстоит? Чему будем учиться?

- Прочитайте мягкие слоги, твердые слоги, согл.+ гл., гл.+солг.

Прочитай слоги в парах (как лиса, как медведь, как старенькие люди).

- Кто прочитал правильно?

Проверка: девочки читают все слоги, где буква В обозначает звук [в,]

мальчики читают все слоги, где буква В обозначает звук [в]

Откроем наши учебники на стр. 68. Пространственная ориентация.

Чему будем учиться?

Прочитайте слова полушепотом друг другу.

Чтение по цепочке.

А) Прочитайте  слово - что любит лошадь, злаковое растение.

Б)Прочитайте слово - движение воздуха.

В) Прочитайте слово – он служит для соединения деталей, металлический стержень со спиральной нарехзкой.

Г)Прочитайте соло – с листочками, а не книга, кустарник или дерево с гибкими ветвями и узкими листьями.

д) Прочитайте слова, состоящие из двух слогов.

Волшебная палочка приготовила для нас свои задания.

- Какое задание будем выполнять?

Чтение пар слов на розовом и синем фоне, которые отличаются одним звуком и имеют различное значение. Учащиеся читают пары слов, объясняют их значение. Указывают, какими звуками отличаются данные пары слов.

8. Чистоговорка.

Чтение и заучивание наизусть чистоговорки.

- Прочитайте слова в которых есть звук [в], [в,]

- Чтение в парах. Проговаривание вслух.

9. Итог урока. Устная рефлексия.

- Мы сегодня с вами хорошо поработали;

- Что мы делали? (рассуждали, анализировали, т.е. учились мыслить; творили, развивали свое внимание, учились работать с учебником, учились читать и писать)

Каких результатов достигли? (научились читать слова с буквой В, давать характеристику звкукам и др.)

- Что понравилось на уроке?

- Что было сложно?

10. Педагогическая и психологическая диагностика. Слайд №18, 19.

Вот сейчас вы сами сможете проверить, как вы усвоили тему урока.

Выполните задание НА ВЫБОР:

А) пройти лабиринт из буквы В.

Б) вставьте необходимую заглавную или строчную букву В:

...орона           ...ера

...ася            ...олк

Выберите то задание, которое вы сиогли бы выполнить.

Если вам на уроке было легко, все было понятно – нарисуйте на этой странице солнышко; если что-то было непонятно, были трудности – нарисуйте облачко.

                                                       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературному чтению на тему: "«Согласные глухие звуки [т] [т’], отличающиеся по признаку мягкости – твердости. Буквы Т т».

Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" 1 класс. Дети познакомятся со звуками [т] [т]\' и буквами  Т, т....

Фрагмент урока обучения грамоте (1 класс ПНШ) СОГЛАСНЫЕ ГЛУХИЕ ЗВУКИ [х], [х’], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ-ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ Х, х

Реализация деятельностного подхода на уроках обучения грамоте младших школьников. Цель: познакомить учащихся с условным обозначением глухих твёрдых и мягких звуков при помощи букв Х, х, создать на уро...

Конспект урока обучения грамоте. Тема "Согласные глухие звуки [к], [к,], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы К, к."

Урок обучения грамоте (Перспективная начальная школа)Тема "Согласные глухие звуки [к], [к,], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы К, к." Цели: 1.   познакомить с глух...

«Согласные глухие звуки [ф], [ ф\'], отличающиеся по признаку мягкости - твердости. Буквы Ф, ф»

Урок  обучения грамоте (чтение)«Согласные глухие звуки [ф], [ ф\'], отличающиеся по признаку мягкости - твердости. Буквы Ф, ф»...

Урок с ЭОР. Тема урока и номер урока в разделе: Согласные звонкие звуки [д], [д`], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости. Буквы Д, д. (Номер урока 46.)

Учебный предмет: Литературное чтение (обучение грамоте) Класс: 1 Тема урока и номер урока в разделе: Согласные звонкие звуки [д], [д`], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости. Буквы Д, д. (Номе...