Обучение грамоте Урок “Согласные звонкие звуки [в], [в,], отличающиеся по признаку мягкости - твердости. Буквы В, в”.
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
Тезисы к уроку обучение грамоте по теме:
“Согласные звонкие звуки [в], [в,], отличающиеся по признаку мягкости - твердости. Буквы В, в”.
Урок направлен на совершенствование звуко-буквенного анализа слов. Урок начинается с проблемной ситуации, направленной на закрепление ранее изученного материала и выделение нового. Знакомство с согласными звуками проходит дифференцированно в соответствии с техникой чтения учащихся. В конце урока проведена педагогическая и психологическая диагностика, которая помогла проверить, как обучающиеся усвоили тему урока, выполнив задание на выбор. На данном уроке применяются различные технологии: здоровьесберегающие, использование ИКТ, использование элементов развивающего обучения и частично-поисковый метод, игровых методов, а также элементов парной работы на уроке.
Учитель Казанцева Татьяна Геннадьевна
БОУ «СОШ №162» города Омска
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soglasnye_bukvy_vv.doc | 84 КБ |
prezentaciya.ppt | 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Учитель Казанцева Татьяна Геннадьевна
БОУ «СОШ №162» города Омска
Обучение грамоте
Урок “Согласные звонкие звуки [в], [в,], отличающиеся по признаку мягкости - твердости. Буквы В, в”.
Тип урока: изучения нового материала.
Цель: формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Задачи:
образовательные: дать представлений о букве В (как печатается, где находится, из каких элементов состоит), научить читать слоги, слова с буквой В, знать условные обозначения звонкого, твердого и мягкого согласных звуков; звуковой анализ слов на основе одноуровневых, двухуровневых моделей; учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким;
развивающие: развитие логических операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
воспитательные: воспитание аккуратности, культуры общения (умения слушать и слышать других).
Планируемый результат: учащиеся должны уметь выделять в речи согласный звук (в), читать слоги и слова с этим звуком.
Оборудование: учебник «Азбука» УМК «Перспективная начальная школа» с. 67 -68, тетрадь по чтению, письменные принадлежности, карточки с разноуровневыми заданиями, компьютер, проектор, экран, презентация 19 слайдов.
Ход урока
- Организационный момент.
Слайд №1.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
2. Артикуляционная гимнастика
Слайд №2.
Прежде чем перейти к новой теме мы должны разбудить голоса. Давайте это сделаем.
- Что записано на доске? (Буквы)
- Какие звуки они обозначают? (Гласные)
Давайте их пропоём:
А-а-а-а у-у-у-у
А-а-а-а о-о-о-о
А-а-а-а и-и-и-и
А-о-у-и э-э-э-э
А-о-у-и э-э-э-э
Итак, голоса мы разбудили, теперь можно двигаться дальше.
- Знакомство со звуками [в], [в,].
Слайд №3.
-У нас сейчас урок обучения грамоте. Чему мы учимся на них? (анализируем, сравниваем, моделируем, работаем в тетрадях и с учебником, учимся читать и писать, знакомимся с новыми буквами и звуками)
- Посмотрите на доску. (весы, вата, вилка, ум, вода, ура, ванна, усы, ветер)
- Какое задание можно выполнить? (найти сходство и отличие, разделить на группы)
- На сколько групп можно разделить? (на 2, на 3)
Слайд №4.
- Что можно сказать о первой группе? (слова начинаются с гласного звука)
УМ, УРА, УСЫ
- Что можно сказать о второй группе? ( слова начинаются с согласного звука)
весы, вата, вилка, вода, ванна, ветер
- Какое слово может быть лишним? (ум – 2б., 2 зв.; весы – 4 б., 4 зв., ванна – 5б. 5 зв. )
- Что можно сказать о словах 2 и 3 группы?
- Сформулируйте тему урока. Слайд №5.
- Чему будем учиться? Что вы хотите узнать об этой букве?(Сегодня мы будем учиться читать слоги, слова слова с буквой В. Познакомиться со звуками [ в ], [ в’].Учиться отличать звуки [ в ], [ в’] от других звуков;Учиться читать слоги и слова с новой буквой.)
- Как вы думаете, у этих слов будет одинаковая звуковая схема? Почему? Слайд №6
- Сравните первые звуки. Произнесите их.
Что о них можно сказать? Что нужно для этого вспомнить? (Какие бывают звуки)
- Какие у нас звуки? (согласный – при произнесении воздух во рту встречает преграду,
глухой – не слышим его в ушах, звонкий - слышим)
- Чему вы научились, выполняя это задание?
Называние слов со звуками [в], [в,]. Слайд №7.
- Какое задание сейчас будем выполнять?
- Назовите имена девочек. (Вика, Вера, Варя, Вероника)
- Назовите имена мальчиков. (Витя, Вова, Валя, Вася, Влад, Вадим)
- Назовите зимующих птиц. ( Воробей, ворона)
Физкультминутка.
Слайд №8.
- Дайте характеристику звукам буквы В. Какие звуки обозначает буквам В?
Если твердый звук - руки вверх, если мягкий звук – согнуться в поясе.
ВЕТЕР, ВАЗА, ВОДА, КРОВЛЯ, ВЯНУТ, ЛОВИТ, ВОСТОК, ВАРЕНЬЕ, КОРОВА, ВИЛКА, ВОРОБЕЙ.
4. Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей.
Слайд №9.
- Откройте учебники на странице 67. Что изображено в левом верхнем углу? (ВАЗЫ) Чему мы будем учиться выполняя это задание?
- Прочитайте слово «ВАЗЫ» по слогам и орфоэпически.
- Дайте характеристику первому звуку.
Почему первый звук твердый?
- Что изображено справа? (ВЯЗЫ) Слайд №10.
Вяз - дерево. А почему такое название у дерева?
Вяз
Эх, р-раз! Эх, два!
Колет старший брат дрова!
Почему ж один чурбак
Не развалится никак?
В чурбаке топор увяз –
не расколешь вязкий вяз.
В стихотворении можно найти ответ. У этого дерева очень вязкая древесина, его трудно колоть. За это свойство дерево получило свое название.
- Прочитайте слово «ВЯЗЫ» по слогам и орфоэпически.
Дайте характеристику первому звуку.
- Чему научились? (Давать звуковую характеристику)
5. Конструирование большой и малой буквы В.в.
Лучше запомнить образ буквы поможет следующее задание – конструирование буквы.
Рассмотрите образцы печатных букв «В» «в». Слайд №11, 12.
Спать отправились подружки,
Взяли пышные подушки:
Р – одну, а буква В – две.
- Из каких элементов – шаблонов они состоят? (Полуовалы, прямые). Сконструируйте у себя на партах. Проверьте друг у друга.
Буква - это знак, символ. Буквы мы...видим и пишем.
6. Звуковой анализ слов на основе двухуровневых моделей.
- Что изображено на странице? (ВЁДРА, ВЫДРА) Слайд 13.
- Сколько слогов?
- Какой ударный?
- На каком месте в слове стоит буква В?
- Дайте характеристику звуку.
А. А. Черкасов. «Записки охотника Восточной Сибири». Слайд №14.
Где вода и рыба, там можно встретить и выдру; где же нет воды или и есть вода, да без рыбы, там выдры нет. Зверь этот не живет долго на одном месте — живет на берегу какой-нибудь речки или озера до тех пор, пока рыбы достаточно; по уменьшении ее она переселяется к другой рыбной речке или озеру.
Вследствие своей кочевой жизни она никогда не делает себе прочной, постоянной норы, а живет где попало и как попало в наскоро приготовленном гнезде, сделанном где-либо в самом берегу речки или озера или неподалеку от него под большими камнями, плитами, корнями больших деревьев, валежинами и проч. Иногда же выдра помещается на временное житье-бытье и в чужих норах, отбивая их силою у лисиц.
Гнездо или нору выдры узнать нетрудно, потому что около нее всегда валяются рыбьи кости и кости других мелких животных. Кроме того, в зимнее время около норы видны на снегу отпечатки ее лап, которые трудно приписать какому-либо другому зверю, ибо на снегу видны оттиски плавательных перепонок, и след выдры сходен с гусиным.
Физминутка (Зрительная разминка). Слайд №15,16.
-Ваши глазки устали и я приглашаю вас немного отдохнуть.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
7. Практическая работа. Чтение слогов, слов с буквой В. Слайд №17.
Какая работа сейчас нам предстоит? Чему будем учиться?
- Прочитайте мягкие слоги, твердые слоги, согл.+ гл., гл.+солг.
Прочитай слоги в парах (как лиса, как медведь, как старенькие люди).
- Кто прочитал правильно?
Проверка: девочки читают все слоги, где буква В обозначает звук [в,]
мальчики читают все слоги, где буква В обозначает звук [в]
Откроем наши учебники на стр. 68. Пространственная ориентация.
Чему будем учиться?
Прочитайте слова полушепотом друг другу.
Чтение по цепочке.
А) Прочитайте слово - что любит лошадь, злаковое растение.
Б)Прочитайте слово - движение воздуха.
В) Прочитайте слово – он служит для соединения деталей, металлический стержень со спиральной нарехзкой.
Г)Прочитайте соло – с листочками, а не книга, кустарник или дерево с гибкими ветвями и узкими листьями.
д) Прочитайте слова, состоящие из двух слогов.
Волшебная палочка приготовила для нас свои задания.
- Какое задание будем выполнять?
Чтение пар слов на розовом и синем фоне, которые отличаются одним звуком и имеют различное значение. Учащиеся читают пары слов, объясняют их значение. Указывают, какими звуками отличаются данные пары слов.
8. Чистоговорка.
Чтение и заучивание наизусть чистоговорки.
- Прочитайте слова в которых есть звук [в], [в,]
- Чтение в парах. Проговаривание вслух.
9. Итог урока. Устная рефлексия.
- Мы сегодня с вами хорошо поработали;
- Что мы делали? (рассуждали, анализировали, т.е. учились мыслить; творили, развивали свое внимание, учились работать с учебником, учились читать и писать)
Каких результатов достигли? (научились читать слова с буквой В, давать характеристику звкукам и др.)
- Что понравилось на уроке?
- Что было сложно?
10. Педагогическая и психологическая диагностика. Слайд №18, 19.
Вот сейчас вы сами сможете проверить, как вы усвоили тему урока.
Выполните задание НА ВЫБОР:
А) пройти лабиринт из буквы В.
Б) вставьте необходимую заглавную или строчную букву В:
...орона ...ера
...ася ...олк
Выберите то задание, которое вы сиогли бы выполнить.
Если вам на уроке было легко, все было понятно – нарисуйте на этой странице солнышко; если что-то было непонятно, были трудности – нарисуйте облачко.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по литературному чтению на тему: "«Согласные глухие звуки [т] [т’], отличающиеся по признаку мягкости – твердости. Буквы Т т».
Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" 1 класс. Дети познакомятся со звуками [т] [т]\' и буквами Т, т....
Фрагмент урока обучения грамоте (1 класс ПНШ) СОГЛАСНЫЕ ГЛУХИЕ ЗВУКИ [х], [х’], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ-ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ Х, х
Реализация деятельностного подхода на уроках обучения грамоте младших школьников. Цель: познакомить учащихся с условным обозначением глухих твёрдых и мягких звуков при помощи букв Х, х, создать на уро...
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме: «СОГЛАСНЫЕ ЗВОНКИЕ ЗВУКИ [в], [в\'], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ - ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ В, в
Урок соответствует ФГОС...
Урок обучения грамоте (чтение)«Согласные глухие звуки [п], [п’], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости. Буквы П, п", УМК "ПНШ"
Урок обучения грамоте...
Конспект урока обучения грамоте. Тема "Согласные глухие звуки [к], [к,], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы К, к."
Урок обучения грамоте (Перспективная начальная школа)Тема "Согласные глухие звуки [к], [к,], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы К, к." Цели: 1. познакомить с глух...
«Согласные глухие звуки [ф], [ ф\'], отличающиеся по признаку мягкости - твердости. Буквы Ф, ф»
Урок обучения грамоте (чтение)«Согласные глухие звуки [ф], [ ф\'], отличающиеся по признаку мягкости - твердости. Буквы Ф, ф»...
Урок с ЭОР. Тема урока и номер урока в разделе: Согласные звонкие звуки [д], [д`], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости. Буквы Д, д. (Номер урока 46.)
Учебный предмет: Литературное чтение (обучение грамоте) Класс: 1 Тема урока и номер урока в разделе: Согласные звонкие звуки [д], [д`], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости. Буквы Д, д. (Номе...