"Родовые окончания имен прилагательных" Урок русского языка в 3 классе.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Бражникова Валентина Федоровна

УМК "Школа России". На уроке учащиеся обобщают и закрепляют знания  об имени прилагательном; отрабатывают навыки правописания окончаний имен прилагательных;  развивают  умения            определять род и число; распознавать имена прилагательные в тексте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russ.docx19.89 КБ
Файл r.pptx265.99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе.

Тема урока:  "Родовые окончания имен прилагательных"

Цель урока

1) обобщить и закрепить знания учащихся об имени прилагательном;

2) формировать навыки правописания окончаний имен прилагательных;

3) развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать
          связь имен прилагательных с именами существительными, определять род и число;

4) расширять словарный запас детей;

5) развитие орфографической зоркости;

6) воспитывать чувство гуманного отношения друг к другу, любовь к природе; учить          работать в группах.

Материал.        Учебник «Русский язык»3 класс  Л.М.  Зеленина, Т. Е. Хохлова. УМК «Школа России».  Предложения из художественных произведений. Сборник упражнений Москва. «Просвещение».

Оборудование.    Компьютер ,проектор, презентация к уроку. Словарные картинки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверь, дружок,

 Готов ли ты начать урок?

 Всё ль в порядке

 Книжка, ручка и тетрадка?

 Проверили? Садитесь!

 С усердием трудитесь!

Учитель. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Мы в лес за наукой

 Сегодня пойдём.

 Смекалку, фантазию нашу возьмём.

 Дорогой с пути никуда не свернём,

 Но чтобы лес нам скорее достичь,

 Должны мы по тропке

 Красиво пройтись!

2. Минутка чистописания.

1) ая, -ый, -ое, -яя, -ее, -ой, -ые,  -ый, - ие.

–Ребята, какую орфографию вы здесь видите?  (окончание имен прилагательных)

- На какие группы их можно разделить? (окончания мужского рода, женского рода,

среднего рода, множественного числа)

-  О  какой части речи будем говорить на уроке? (имя прилагательное)

               -  Что такое имя прилагательное, и что обозначают имена прилагательные?

               -  Как изменяются имена прилагательные?  (изменяется по числам)

          -  На какие вопросы отвечают имена прилагательные в единственном числе и во множественном числе?        

        -   Еще как изменяются имена существительные?  (изменяется по родам)  Слайд 1.

        -   Как узнать род имен прилагательных?  С какой частью речи связаны имена прилагательные?

3. Словарная работа.

-Записываем  словосочетание существительное и прилагательное.  Картинки. (Ворона, петух, комната, пальто, молоко, мебель, класс.)

-определите род и число имен прилагательных.  (Проверка.   Работа в парах) Слайд 2.

    4. Цель нашего урока: научиться писать родовые окончания имен прилагательных.

5. Фронтальная беседа.

– на какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода?

– какие окончания они имеют?

– на какой вопрос отвечают прилагательные женского рода?

– какие окончания они имеют?

– на какой вопрос отвечают прилагательные среднего рода?

– какие окончания они имеют?

6. Работа с учебником.

С.111 упр.21.  Проверьте свои выводы с учебником с. 112

7. Физминутка.

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

8.Игровое упражнение «Закончи фразу»

Сахар сладкий, а лимон ...

Луна видна ночью, а солнце ...

Огонь горячий, а лед ...

Река широкая, а ручей ...

Камень тяжелый, а пух ...

-Определить род и число имен прилагательных.

9.Самостоятельная работа. Слайд 3.

Спиши текст. Выдели окончания прилагательных, укажи род.

-Проверка в парах.  Слайд 4.

Первое предложение разобрать по членам предложения. Выписать словосочетания, начертить схему предложения.

10. Обобщение.

-Итак, над какой темой работали на уроке? Какие цели ставили?

Что нужно сделать, чтобы правильно написать родовые окончания имени прилагательного?

11.  Рефлексивно - оценочный этап.

Тест

1.Укажи имя прилагательное.

А) утеплять;

Б) теплый;

В) тепло.

2.Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному:

Зимн...  утро.

А) - ие;

Б) - ее;

В) - яя.

3. Укажи прилагательное, противоположное по значению данному:

Зелёная нить тонкая, а красная …

А) гладкая;

Б) короткая;

В) толстая.

4. Род и число имени прилагательного зависит от:

А) имени существительного;

Б)  глагола;

В) местоимения.

5. Выберите верное утверждение:

А) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим;

Б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым.

В) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным членом

предложения;

12. Контроль

– Обменяйтесь с соседом по парте, проверьте правильность ответов. (б, б, в, а, в)

13. Рефлексия.

– Оцените свою деятельность на уроке. На полях поставьте себе оценку  карандашом.

– Кто доволен своей работой?

14. Домашнее задание.

С.112, упр. 23.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мужской род какой? -ой, - ый , - ий Женский род какая? - ая , - яя Средний род какое? - ое , -ее. Родовые окончания имен прилагательных

Слайд 2

Алгоритм Чтобы определить род и число имени прилагательного, надо: 1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное. 2. Определить род и число имени существительного. 3. По роду и числу имени существительного определить род и число имени прилагательного. Помни: Род имён прилагательных определяется только в единственном числе.

Слайд 3

Под кустом притаился…зверек. У него … уши, … хвост. Тело покрыто… шерстью. Есть …зубы, но обороняться ими он не может. Заяц

Слайд 4

Заяц Под кустом притаился маленький ( м.р., ед.ч. ) зверек. У него длинные ( мн.ч. ) уши, короткий ( м.р., ед.ч . ) хвост. Тело покрыто серой ( ж.р., ед.ч. ) шерстью. Есть острые ( мн.ч. ) зубы, но оборонятся ими он не может.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"род имени существительного", урок русского языка, 2 класс, система Л. В. Занкова

Урок по системе Л. В. Занкова, составлен в соответствии с новыми требованиями ФГОС....

«Употребление в речи имен прилагательных» - урок русского языка в 3 классе.

  На уроке использован Microsoft PowerPoint в качестве программной оболочки, в которой создана мультимедийная презентация через интерактивную доску Smart, что  позоляет вписать ...

Урок русского языка в 3 классе. Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

В основу урока положен проблемно-поисковый метод решения учебной задачи. На уроке использованы коллективные и групповые формы работы....

Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание родовых окончаний имен прилагательных"

Урок проводится в 3 классе (возраст детей - 9-10 лет).Материал урока способствует развитию умений изменять имена прилагательные по родам в единственном числе, образовывать словосочетания, состоящие из...

Систематизация знаний об имени прилагательном. Урок русского языка в 4 классе

Урок русского языка в 4 классе."Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном"...

"2-е склонение имен существительных" — урок русского языка, 4 класс

Технологическая карта урока русского языка для 4 класса по теме: "2-е склонение имен существительных"...