"род имени существительного", урок русского языка, 2 класс, система Л. В. Занкова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Чиркова Ирина Сергеевна

Урок по системе Л. В. Занкова, составлен в соответствии с новыми требованиями ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod_sushchestvitelnogo.doc64 КБ
Office presentation icon rod_sushchestv_1.ppt1.16 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

«Род имён существительных»

2 класс, система Л.В. Занкова

Подготовила: Чиркова Ирина Сергеевна

Тип урока: знакомство с новой темой.

Формируемые УУД:

Личностные:

- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

- проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

Регулятивные:

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения,

- сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

- вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

Познавательные:

- делать выводы на основе обобщения;

- определять последовательность действий для решения предметной задачи.

Коммуникативные:

- подтверждать аргументы фактами;

- слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

Оборудовние:

1. Мультимедийная презентация.

2. Линейки «Шкала оценок» (у каждого ребёнка)

3. Памятка «Секрет запоминания родов» (у каждого ребёнка)

4. «Копия письма»   (у каждого ребёнка)

5. Таблица для заполнения (у каждого ребёнка)

6. Текст письма у учителя

7. Плакат с местоимениями.    

Ход урока.

  1.Этап самоопределения к деятельности

1.Организация детей к уроку.(слайд 1)

- С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Начинаем урок!

2.  Психологический настрой к уроку.

1          2          3          4          5          6          7          8          9          10

- Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.

2. Актуализация знаний.   

  1.  - Узнайте, о какой части речи будем говорить.

     Найди лишнюю часть речи (слайд 2):

Молодость, доброта, деловой.

Друг, написать, Лондон.

 - Почему  лишнее? (прилагательное, глагол – лишнее, остальные слова - сушествительные)

- Назовите тему нашего урока. (имя существительное, мы будем пополнять знания об этой части речи.   (слайд 3)

  1. Работа в парах .

- Вспомните, что знаете об имени существительном, посоветуйтесь в парах и в тесте отметьте верный ответ.

Тест.

1. Что такое имя существительное?        

  1. Часть слова.
  2. Член предложения.
  3. Часть речи.

2. Что обозначает  имя существительное?        

  1. Признак предмета.
  2. Предмет, явления природы и др.
  3. Действие предмета.

3. На какие вопросы отвечает имя существительное?        

  1. Как? Откуда? Где?
  2. Кто? Что?
  3. Что делать? Что сделать?

4. Каким членом предложения может быть существительное?        

  1. Только подлежащим.
  2. Подлежащим и второстепенным членом предложения.
  3. Подлежащим, сказуемым, обстоятельством, дополнением, определением.

5. Перечисли несколько признаков имени существительного.        

  1. Одушевлённое или неодушевлённое.
  2. Собственное или нарицательное.
  3. Изменяется по числам.
  4. Спряжение.

3. Обобщение о существительном.

 - Расскажите, все, что знаете об имени существительном.        

(Это самостоятельная часть речи;

- обозначает предмет;

- отвечает на вопросы кто? что?;

- в предложении может быть подлежащим и второстепенным членом предложения.

- изменяется по числам

- может быть одушевленными или неодушевленными, собственными или нарицательными.)

- Какие слова можно употреблять в речи вместо существительных? (МЕСТОИМЕНИЯ – они наши помощники сегодня на уроке –ОН, МОЙ, ОНА,МОЯ, ОНО, МОЁ.)

 4.Классификация имен существительных.

- Что  можно сказать об этих сущ.? (словарные  слова) (слайд 4)

 - Распределите имена существительное на 2 группы по известным признакам (одушевленности и неодушевленности), отметьте орфограммы.  (два ученика выполняют задание у доски)                                                          

Что?                                                                          Кто?

Лопата,                                                                     Заяц,
газета,                                                                      ворона,
письмо,                                                                    воробей.      

Москва.

- Ребята,  что вы скажете о  работе ребят у доски? Если у вас в тетради была ошибка – отметьте на полях. (слайд 5)

  1.   Фиксация затруднения в деятельности.
  1. Чтение письма и его разбор.

– Я заметила, что слово письмо лишнее, оно не словарное. Об одном интересном письме я бы хотела вам рассказать. Моя соседка Оля дружит с Майклом. Он живёт в иностранном городе, о котором мы уже сегодня упоминали. (Лондон).

- Столица какого государства Лондон?

- На каком языке говорят в этой стране?

- Майкл пишет на русском языке, но предложения его звучат необычно. Оля разрешила прочесть это письмо вам, чтобы вы подсказали, в чём его необычность. У вас есть копия письма, следите, слушайте внимательно.

Письмо Майкла

     Здравствуй, мой любимый подруга Оля! Я часто вспоминаю нашу  встречу в вашем доме. Твой добрый мама угощала меня пирогами. А твоя умный папа учил меня играть в лото. Твоя милая дедушка рассказывал о своей молодости. Я полюбила Россию и русских людей за их доброту. Ваша Майкл.

2.Обсуждение письма.

-Что вас рассмешило, а, может, удивило?

( Не знает русского языка.  Неправильно употребляет слова.)

4. Постановка учебной задачи.

1. - А что именно Майкл не знает? (как правильно согласовать слова)

-  Как правильно согласовать слова мы сможем объяснить Майклу разобравшись в теме урока: «Род имен существительных». Итак, задачи урока – понять, что такое род существительных, научиться определять род имён существительных. Сегодня мы говорим о существительных только в единственном числе.

2.- Поможем Майклу, исправим ошибки.

(Читают, исправляют ошибки. Два консультанта у компьютера исправляют текст.) (слайд 7).

Проверка исправленных предложений. Читают по цепочке.

3. Вывод

- Практически мы умеем правильно употреблять имена существительные в устной речи, т.к. мы люди русские. Но практические знания должны опираться на науку.

Поэтому мы приступаем к научно – исследовательской работе.

5. Построения проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

     1. Исследовательская работа в парах.

- На 1 этапе : Выпишите  из письма Майкла имена существительные по инструкции. Сделаем это вместе, можно помогать друг другу в парах. Писать карандашом, можно  исправлять.

 Последовательное выполнение задания, согласно инструкции.

(Учитель наблюдает и по необходимости помогает группам.) (слайд 8)        

  1. Найди и подчеркни имена существительные, обозначающие одушевлённые предметы в единственном числе.
  2. Подумай каким словом – помощником можно заменить мужчину, женщину?
  3. Запиши слова-помощники  в таблице в 1 и 2 столбике в красной рамке.
  4. Запиши в 1 столбик имена существительные, которые называют  мужчин.
  5.  Запиши во 2 столбик имена существительные, которые называют женщин.

- Заполняют таблицу.

- Сравним! (Учитель открывает часть своей таблицы.) (слайд 9)

Проверьте друг друга в парах.

- Имя существительное какого рода называет мужчину?

- Назовите слова-помощники.

- Запишите в рамку- мужской род.

(Учитель открывает рамки в своей таблице.) (слайд 9)

- Имена существительные какого рода называют женщину?

- Назовите слова-помощники.

- Запишите в рамку- женский род. (слайд 9)

Итак, мы записали одушевлённые сущ. мужского и женского рода. В третий столбик ничего не записали.

 

  1. - Как вы думаете, только ли одушевленные существительные могут быть женского и мужского рода?

- Продолжим наше исследование.

- На 2-ом этапе работы вам предстоит – распределить в группы имена существительные, обозначающие неодушевленные предметы.

- Вернитесь к письму и найдите несколько сущ. неодушевлённых в единственном числе, поставьте их сразу в начальную форму.

- Давайте возьмём несколько сущ. и определим их род. (дом, лото, молодость, встреча, общение) (слайд 10)

- Запишите слова в таблицу.

(Учитель наблюдает и по необходимости помогает группам.)

(слайд 11)

- Что вы заметили?(слово лото не записали)

- Почему?

- А как вы думаете, какой это род?

- Дайте свое название.(СРЕДНИЙ РОД)

- Какие слова – помощники могут быть у этого рода? (оно, мое средний род)

(слайд 12)

5. Первичное закрепление во внешней речи

- Правильно?

- Давайте сделаем вывод.

- Каких родов бывают имена существительные?

- Как определить род имен существительных? (слайд 13)

- Я предлагаю вам отправить Майклу стихотворение – памятку:

«Секрет запоминания родов»

Женский род - запомню я

И скажу: “она моя”.

И запомню род мужской,

И опять скажу: “он мой”.

Средний род: “оно моё”

Это правило моё!

Покажите, как надо в  словах определять род. Придумайте своё слово.

Устно по алгоритму: вьюга- она моя-ж.р.

6. Физминутка.

Я посоветую Оле отправить Майклу наш национальный сувенир – матрёшку. Понаблюдаем за ней. (зарядка лля глаз)

(по окончании физминутки – чистый слайд № 14)

          7.Самостоятельная работа с самопроверкой

 1. - В письме Майкла вы увидели ПОСТ СКРИПТУМ. Он пишет, что пробовал подобрать к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное, надписать над ним род. Майкл прислал Оле свои слова, помогите ей напишите, какие слова можно вставить. Определи род имен существительных.

Ловкая …, мягкая …, теплое …, крепкая …, поздний …, глубокое …, робкая …, легкий …

2. Взаимопроверка в парах

3.- Многие иностранцы не могут разобраться в наших фразеологических  оборотах, которые обогащают нашу речь. (слайд 14)

- Определите род этих существительных и вставьте во фразеологический оборот.

Крутился, как  ______ в колесе.
Ловить каждое  _____ .
Зайти в  ______ .

8. Рефлексия.

- Итак, достигли ли мы целей урока? Задайте себе вопросы: понял ли я, что такое род имени существительного? Могу ли я определить род имени существительного?   Покажите на своих «Линейках оценок» своё количество баллов.

9. Домашнее задание

- Большое спасибо за ту помощь, которую вы оказали Оле. Майкл прислал ей открытки с видами  прекрасной столицы Англии. (слайд ). Думаю, вам стоит узнать больше об этом городе и выучить «Секрет запоминания родов».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 2 КЛАСС Автор: Чиркова Ирина Сергеевна, учитель высшей квалификационной категории, МАОУ «Гимназия № 24», г. Магадан

Слайд 2

НАЙДИ ЛИШНЮЮ ЧАСТЬ РЕЧИ : МОЛОДОСТЬ, ДОБРОТА, КРАСНЫЙ. ДРУГ, НАПИСАТЬ, ЛОНДОН.

Слайд 3

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Слайд 4

Л_ПАТА, ЗА_Ц, Г_ЗЕТА, В_РОНА, М_СКВА, ПИС_МО, В_Р_БЕЙ.

Слайд 6

ЗДРАВСТВУЙ, МО Й ЛЮБИМ ЫЙ ПОДРУГА ОЛЯ! Я ЧАСТО ВСПОМИНАЮ НАШУ ВСТРЕЧУ В ВАШЕМ ДОМЕ. ТВО Й ДОБР ЫЙ МАМА УГОЩАЛА МЕНЯ ПИРОГАМИ. А ТВО Я УМНЫЙ ПАПА УЧИЛ МЕНЯ ИГРАТЬ В ЛОТО. ТВО Я МИЛ ЫЙ ДЕДУШКА РАССКАЗЫВАЛ О СВОЕЙ МОЛОДОСТИ. Я ПОЛЮБИЛ РОССИЮ И РУССКИХ ЛЮДЕЙ ЗА ИХ ДОБРОТУ. ВАШ МАЙКЛ.

Слайд 7

ИНСТРУКЦИЯ : Найди в письме и подчеркни имена существительные, обозначающие одушевлённые предметы в единственном числе. Подумай каким словом – помощником можно заменить мужчину, женщину? Запиши слова-помощники в таблице в 1 и 2 столбике в красной рамке. Запиши в 1 столбик имена существительные, которые называют мужчин. Запиши во 2 столбик имена существительные, которые называют женщин.

Слайд 8

ПАПА ПОДРУГА ДЕДУШКА МАМА М АЙКЛ О ЛЯ ОН, МОЙ ОНА, МОЯ М.Р. Ж.Р.

Слайд 9

ДОМ ЛОТО МОЛОДОСТЬ ВСТРЕЧА

Слайд 10

ПАПА ПОДРУГА ДЕДУШКА МАМА М АЙКЛ О ЛЯ ДОМ МОЛОДОСТЬ ВСТРЕЧА ОН, МОЙ ОНА, МОЯ М.Р. Ж.Р.

Слайд 11

ПАПА ПОДРУГА ЛОТО ДЕДУШКА МАМА М АЙКЛ О ЛЯ ДОМ МОЛОДОСТЬ ВСТРЕЧА М.Р. Ж.Р. СР.Р. ОН, МОЙ ОНА, МОЯ ОНО, МОЁ

Слайд 12

ЖЕНСКИЙ РОД – ОНА, МОЯ МУЖСКОЙ РОД – ОН, МОЙ СРЕДНИЙ РОД – ОНО, МОЁ

Слайд 13

КРУТИЛСЯ, КАК ______ В КОЛЕСЕ. ЛОВИТЬ КАЖДОЕ _______ . ЗАЙТИ В ______ . белка слово тупик

Слайд 14

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Достижение метапредметных результатов на уроках русского языка, в системе Л.В.Занкова

Данная статья отражает опыт работы учителя начальных классов  по использованию активных методов обучения, проектной деятельности, творческих письменных работ учащихся и др. для  достижения м...

Планирование уроков русского языка по системе Л. В. Занкова в 1 классе

Тематическое  планирование  уроков  русского  языка  в 1 классе  по  учебнику  А. В. Поляковой...

Урок русского языка по системе Л.В.Занкова. 3 класс

Урок по теме: " Три склонения имен существительных. Обобщение."...

разработка урока русского языка по системе Л.В.Занкова : «Связь грамматической и лексической сочетаемости слов»

Этот урок формирует представления учащихся о связи грамматической и лексической сочетаемости слов в предложении....

Развитие творческой личности младшего школьника на урока русского языка по системе Л.В.Занкова.

Развитие творческой личности младшего школьника на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова....

Развитие познавательного интереса на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова

Развитие познавательного интереса на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова...

«Формирование коммуникативных УУД через различные виды деятельности на уроках русского языка в системе Л.В.Занкова»

В данной статье речь идет о формировании коммуникативных УУД на уроках русского языка....