Урок русского языка в 3 классе. Правописание родовых окончаний имен прилагательных.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
В основу урока положен проблемно-поисковый метод решения учебной задачи. На уроке использованы коллективные и групповые формы работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мужской род какой? - ой – ый – ий Женский род какая? - ая – яя Средний род какое? - ое -ее
Лёгкая работа – нетрудная, несложная Лёгкий мороз - небольшой, слабый Лёгкое ранение - неопасное
Тест Имя прилагательное Выберите правильный ответ.
1.Имя прилагательное обозначает: а ) признак предмета б) предмет в) действие предмета
2.Имя прилагательное отвечает на вопросы: а) кто? что? б) что делает? что сделал? что делать? в) какой? какая? какое? какие?
3.С какой частью речи связано имя прилагательное? а) с глаголом б) с существительным
4.Какие окончания имеют прилагательные женского рода? а) -ой, - ый , - ий б) - ая , - яя в) – ое , -ее
5.Какие окончания имеют имена прилагательные мужского рода? а) - ое , -ее б) - ая , - яя в) –ой, - ый , - ий
6.Какие окончания имеют прилагательные среднего рода? а) - ое , -ее б) - ая , - яя в) –ой, - ый , - ий
Контроль 1.а 2.в 3.б 4.б 5.в 6.а
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
в 3 классе
«Правописание родовых окончаний имён прилагательных».
Учитель: Ковбас Н.С.
3 класс. Учебник Л.М. Зеленина
Тема: Правописание родовых окончаний имён прилагательных.
Обучающая цель:
-научить правописанию окончаний имён прилагательных с основой на мягкий и твёрдый согласный звук через проблемную ситуацию;
-формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных;
-закреплять умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имён прилагательных с существительными, определять род и число;
-способствовать развитию орфографической зоркости.
Развивающая цель:
-развивать внимание и логическое мышление;
-расширять словарный запас уч-ся.
Воспитательная цель:
-создание атмосферы доброжелательности между уч-ся, учителем;
- Учить работать в группах, парах.
Ход урока
1.Орг. момент
- Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
2.Проверка д/з
- Вспомните, какое домашнее задание выполняли?
( Сочинение-описание на тему «Моё любимое животное».)
-Как вы понимаете высказывание « Мы в ответе за тех, кого приручили».
-Скажите, какой частью речи являются слова при помощи, которых вы описывали животных?
- С какой целью используем в своей речи имена прилагательные?
3.Актуализация знаний.
Работа в парах.
- А что такое имя прилагательное и что вы о нём знаете, вы расскажите друг другу по команде, используя карточки-вопросы, которые лежат у вас на партах. На 1,2,3 вопросы отвечают ребята 1в., а на 4,5,6 вопросы отвечают ребята 2в.
(У детей на партах карточки-вопросы « Что я знаю об имени прилагательном»)
Что я знаю об имени прилагательном
1.Что такое имя прилагательное?
2.Что обозначает имя прилагательное?
3.На какие вопросы отвечает имя прилагательное? Примеры.
4.С какой частью речи связано имя прилагательное?
5.Что образует имя прилагательное с существительным?
6.Какое слово главное, какое зависимое? Примеры.
4.Актуализация опорных знаний.
Словарная работа.
-Замените словосочетание именем прилагательным, имена прилагательные запишите, определите род и выделите окончание.
-Сок из моркови – морковный
-Варенье из земляники – земляничное
-Кисель из молока – молочный
-Суп из гороха – гороховый
-Салат из капусты - капустный
-Хлеб из пшеницы – пшеничный
-Пюре из картофеля – картофельное
- Печенье из овса – овсяное
- Сок из помидоров – томатный
Проверка.
- Поменялись тетрадями, проверьте работу друг друга.
-Какую тему вам напомнила словарная работа?
-Ребята, обратите внимание на задание, по данному заданию сформулируйте тему урока. (1 слайд)
1в. 2в.
Смешн… заяц Больш… деревня
смешн… песенка больш… город
смешн… происшествие больш… озеро
-Какую цель поставим себе на урок?
-А для чего нам это нужно?
- Как определить род имён прилагательных?
-На какой вопрос отвечают им. прилаг. мужского рода? (2 слайд)
- Какие имеют окончания? Примеры.
- На какой вопрос отвечают им. прилаг. женского рода?
Какие имеют окончания? Примеры.
- На какой вопрос отвечают им. прилаг. среднего рода?
-Какие имеют окончания? Примеры.
- Допишите окончания им. прилаг-ных.
1в. выполняет задание слева
2в. выполняет задание справа
-Докажите, что вы правильно написали окончания прилагательных?
-Как проверить правильность написания окончаний им. прилаг.?
6. Проблемная ситуация.
Работа в группах.
- Всегда ли можно проверить окончание имён прилагательных вопросом?
(столкновение мнения уч-ся с вопросом, уч-ся ещё раз вслух ставят вопросы и выясняют, что вопросы не всегда помогают в правильном написании окончаний имён прилагательныхных)
- А сейчас будете работать в группах.
- Определите, кто у вас будет спонсор знаний.
- 1-ой группе предлагаю исследовать:
- В каких случаях пишется окончание -ый, -ий у имён прилагательных мужского рода?
-2-ой группе предлагаю исследовать:
- В каких случаях пишется окончание -яя у имён прилагательных женского рода?
-3-ей группе предлагаю исследовать:
- В каких случаях пишется окончание -ее у имён прилагательных среднего рода?
-У вас на партах карточки со словосочетаниями, возьмите их и исследуйте окончания.
1 группа
Син… карандаш
Добр… человек
2 группа
Син… лента
Добр… ученица
3 группа
Син… небо
Добр… сердце
Поиск решений.
Учитель ведёт диалог.
1.Выделите основу слова имён прилагательных.
2.Посмотрите внимательно, на какой звук оканчивается основа слова.
- определите, твёрдый или мягкий звук?
- посмотрите, какое окончание пишется в этих случаях?
3. Влияет ли твёрдость и мягкость на окончание им. прилаг-ных?
- Сделайте вывод в своей группе, составьте схему с помощью карточек.
( Представитель 1 группы показывает схему, делает вывод.)
(Представитель 2 группы показывает схему, делает вывод.)
(Представитель 3 группы показывает схему, делает вывод.)
Вывод: Если основа прилагательного мягкая, то окончание начинаем писать с буквы обозначающей мягкость звука.
Физкультминутка.
Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места!
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руками взмахнули,
Кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
Плавно руками, дети, помашем,
Это к нам птицы летят,
Как они сядут, мы тоже покажем,
Крылышки сложим назад.
7. Работа по учебнику.
с.111 упр.24
Уч-ся выполняют задание у доски с объяснением.
Вечерний туман, вечерняя заря, вечернее небо.
-В каких случаях пишутся окончания –ий, -яя, -ее?
Вывод:
8. Самостоятельная работа.
Храбрость, смелость, силач, крепыш, синева, зима.
- Прочитайте слова, какой частью речи они являются?
-От данных слов образуйте имена прилагательные
-от 1 слова прилагательное мужского рода
-от 2 слова прилагательное женского рода
- от 3 слова прилагательное среднего рода
и снова м.р., ж.р., ср.р.
-Определите род, выделите окончания.
-Проверка.
Храбрый, смелая, сильное, крепкий, синяя, зимнее.
-Что нужно сделать, чтобы правильно написать родовые окончания имён прилагательных?
9. Упражнение для закрепления.
Разноуровневые задания.
1 уровень
-Посмотрите на экран, следующее упражнение для закрепления. (3слайд)
-Допишите окончания имён прилагательных, определите род, выделите окончания.
- Определите значение слова лёгкий, заменяя его в каждом отдельном сочетании соответствующим синонимом.
Лёгк… работа - (нетрудная, несложная)
Лёгк… мороз - (небольшой, слабый)
Лёгк… ранение – (неопасное для жизни)
2уровень.
Запишите рассказ, выбирая имена прилагательные.
Сегодня ( отличн.., замечательн.., чудесн..) день.
Впереди виден ( густ.., таинствен.., незнаком..) лес.
В лесу ( высок.., зелён.., могуч..,) деревья.
Вдали ( старин.., камен.., таинствен.., ) крепость.
Мы идём по ( узк.., широк.., лесн..) тропинке к крепости.
-Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании родовых окончаний имён прилагательных?
10. Тест. (4слайд)
Выберите правильный ответ.
1. Имя прилагательное обозначает:
а) признак предмета
б) предмет
в) действие предмета
2. Имя прилагательное отвечает на вопросы:
а) кто? что?
б) какой? какая? какое? какие?
в) что делает? что сделал? что сделала?
3. С какой частью речи связано имя прилагательное?
а) с глаголом
б) с существительным
4. Какие окончания имеют прилагательные женского рода?
а) –ой, -ый, -ий
б) –ая, -яя
в) – ое, -ее
5. Какие окончания имеют прилагательные мужского рода?
а) – ой,- ый, -ий
б) –ая, -яя
в) –ое, -ее
6. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
а) –ой, -ый, -ий
б) –ая, -яя
в) –ое, -ее
-Обменяйтесь работами с соседом, проверьте правильность ответов.
Проверка. (5 слайд)
- Поднимите руку, кто справился с тестом.
11. Рефлексия.
Предлагаю вам закончить высказывание.
Сегодня на уроке я:
-научился
- было трудно
- было интересно
12.Домашнее задание стр. 111. упр.26.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме " Правописание родовых окончаний имён прилагательных"
Урок для 4 класса по программе " Школа России". Цели составлены в соответствии с ФГОС....
Урок русского языка по теме: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.
Урок русского языка по теме "Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе” разработан с учётом методических требований системы Л.В.Занкова. ...
презентация к открытому уроку по русскому языку "Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных."
Открытый урок соответствует ФГОС НОО. УМК "Школа России"...
Урок русского языка. 4 класс. "Правописание безударных окончаний имен существительных"
урок закрепления...
Русский язык, 3 класс «Правописание родовых окончаний имен прилагательных»
Русский язык, 3 класс. Программа "Школа России" Тема урока: "Правописание родовых окончаний имён прилагательных"технологическая карта урока, рабочий лист, презентация...
Конспект урока русский язык 4 класс "Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже"
Цель урока: Сформировать представление о написании окончание имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.Развитие умения распознавать падеж имен прилагательных; развива...
Технологическая карта к уроку русского языка 4 класс "Правописание падежных окончаний имен прилагательных"
Технологическая карта к уроку русского языка 4 класс "Правописание падежных окончаний имен прилагательных"...