Блок заданий и уроков по теме "Фразеология"
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) по теме
Разработка недельного погружения в тему "Фразеология"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frazeologiya.rar | 309.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Погружение 15-1
Ход урока:
Орг.момент:
Словарная работа на тему «Время и место»:
- однажды
- вчера
- сегодня
- завтра
- вдруг
- потом
- четверг
- суббота
- вокруг
10. здесь
11. около
12. издалека
13. сейчас
14. теперь
15. скоро
С любыми словами составить 3 предложения и записать.
Актуализация знаний: Вспомним тему прошлого погружения (Лексика. Синонимы, антонимы, омонимы)
Что такое лексика? Синонимы? Антонимы? Омонимы? (+примеры)
Соберите из этих слов предложение: речь, состоит, из, предложений, а, предложения, состоят, из, слов.
Верно! Мы уже знаем, что наша речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Не зная значение каждого слова, нельзя понять, о чём говорится в предложении. Но, оказывается, есть предложения, смысл которых складывается не из значения отдельных слов, а только от их сочетания. И мы сегодня узнаем, как такие предложения называются.
Подумайте и кратко (одним словом) ответьте на вопрос: «О каком человеке говорят?»:
- У него куры денег не клюют (БОГАТЫЙ)
- Он обведёт вокруг пальца кого-либо (ОБМАНЕТ)
- Он ходит по струнке перед кем-то (БОИТСЯ, ВЫСЛУЖИВАЕТСЯ, ПОДЧИНЯЕТСЯ)
- Он не лезет за словом в карман (НАХОДЧИВЫЙ, МНОГО ЗНАЕТ)
- Он звёзд с неба не хватает (ГЛУПЫЙ, НЕУДАЧЛИВЫЙ)
Как называются такие предложения, которые имеют тайный, «крылатый» смысл? Это фразеологизмы! Их нельзя придумать самому, а можно только запомнить и употреблять в своей речи. Они выделены в отдельную лексическую группу, так как отражают жизнь народа, народный дух, традиции и историю. Наша с вами задача сегодня - узнать как можно больше фразеологизмов и научиться ими пользоваться.
Итак, для начала разберемся с этим термином.
Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий устойчивые выражения языка.
Фразеологизмы – устойчивые, крылатые выражения.
Примеры фразеологизмов (разместить в классе для ознакомления):
Зачитать и записать несколько примеров:
Фразеологический минимум.
№ | Фразеологизмы | Их значения |
1 | Бабушкины сказки | выдумки. |
2 | Белая ворона | человек резко отличающийся от других |
3 | Битый час | довольно долго |
4 | Биться как рыба об лед | делать что-то безрезультатно. |
5 | Бить баклуши | бездельничать |
6 | Бок о бок | рядом |
7 | Болеть душой | сильно переживать |
8 | Брать в руки | самому начать что-то делать |
9 | Брать за сердце | волновать |
10 | Брать слова обратно | отказаться от сказанного |
11 | Браться за ум | начинать серьезно заниматься каким-то делом |
12 | Бросить камень | обвинить кого-то |
13 | Буря в стакане воды | большое волнение по ничтожнейшему поводу. |
14 | В два счета | быстро, мигом |
15 | В ежовых рукавицах | в строгости |
16 | В поте лица | усердно |
17 | В розовом цвете | лучше чем есть на свете |
18 | Вверх тормашками | наоборот, не так как надо |
19 | Ветер свистит в карманах | нет у кого-то денег |
20 | Витать в облаках | мечтать |
21 | Водить за нос | обманывать |
22 | Водой не разольешь | очень дружно |
23 | Войти в историю | стать известным |
24 | Все шишки валятся | преследуют неудачи |
25 | Вставлять палки в колеса | мешать |
26 | Всем миром | вместе |
27 | Высасывать из пальца | выдумывать |
28 | Глаза на мокром месте | плакать |
29 | Гол как сокол | беден |
30 | Голова на плечах | умный |
31 | Грести лопатой | быть богатым |
32 | Делить шкуру неубитого медведя | заранее делить прибыль от несуществующего дела |
33 | Держать язык за зубами | молчать |
34 | До свадьбы заживет | скоро пройдет |
35 | Душа болит | волноваться |
36 | Ждать у моря погоды | бездействовать |
37 | За тридевять земель | очень далеко |
38 | Задирать нос | важничать |
39 | Зарубить на носу | запомнить |
40 | Засучив рукава | усердно работать |
41 | Зайти в тупик | попасть в безвыходное положение |
42 | Золотые руки | умелый человек |
43 | Из мухи делать слона | преувеличивать |
44 | Изо дня в день | каждый день |
45 | Как белка в колесе | действовать безрезультатно |
46 | Как иголка в стоге сена | что-то что невозможно найти |
47 | Как с неба свалился | неожиданно возник |
48 | Как сквозь землю провалился | исчез |
49 | Как снег на голову | неожиданно |
50 | Кот в мешке | что-то неизвестное |
51 | Как две капли | очень похож |
52 | Львиная доля | большая часть чего-либо |
53 | Много воды утекло | много времени прошло |
54 | На авось | понадеяться на случай |
55 | На вес золота | очень дорогой |
56 | На каждом шагу | везде |
57 | На ночь глядя | вечером |
58 | На скорую руку | быстро |
59 | На широкую ногу | богато |
60 | Не в своей тарелке | неуютно |
61 | Не верить глазам | крайне удивляться |
62 | Не находить места | волноваться |
63 | Ни жив, ни мертв | уставший |
64 | Ни свет, ни заря | очень рано |
65 | Начинать с Азов | начинать с самого начала |
66 | Одним махом, одним духом | сразу |
67 | От всей души | искренне |
68 | От корки до корки | ничего не пропуская |
69 | Положа руку на сердце | правдиво |
70 | Правая рука | помощник |
71 | Птица высокого полета | важный человек |
72 | Птица низкого полета | невлиятельный человек |
73 | Руки опускаются | пропадает желание что-то делать |
74 | С глазу на глаз | наедине |
75 | Седьмая вода на киселе | дальний родственник |
76 | Сложа руки | бездельничать |
77 | Уносить ноги | убегать |
78 | У черта на куличках | очень далеко |
79 | Ходить вокруг да около | говорить намеками |
80 | Яблоку негде упасть | места нет |
Упражнение 1. Послушайте стихотворения, дополните их необходимыми фразеологизмами. Объясните, когда так говорят. Запишите Фразеологизм в тетради.
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой … (НЕ РАЗОЛЬЁШЬ)
Ежата – детки хоть куда!
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых …(РУКАВИЦАХ)
Как много принято у змей,
Кусают за ногу гадюки.
А потому при встрече с ней
Берите, дети, ноги… (В РУКИ)
Мы исходили городок
Буквально вдоль и … (поперёк),
И так устали мы в дороге,
Что еле волочили …(ноги).
Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес, кто … (по дрова).
Ребята слушать их не стали:
От этой песни уши …(вяли).
Упражнение 2. Замените фразеологизмы подходящими выражениями (работа в группах по 4 человека)
Наташа целый день била баклуши (...............). Ее не брало за сердце (...............), что у нее по математике будет в четверти «два». Она всегда говорила, что ей никогда не понять эту математику. Битый час (...............) она сидела перед раскрытой книгой. Она смогла лишь решить пару примеров. И только она закрыла книгу, как увидела в окне одноклассницу. Она жила бок о бок (...............), в соседнем доме. Мама держала Лену в ежовых рукавицах (...............). В два счета (...............) Наташа выбежала на улицу. Она показала тетрадь подружке. Та посмотрела и сказала: «Хватит витать в облаках!(...............). Ты написала все вверх тормашкам (...............)». Они вместе пошли к Лене домой. Битый час (...............), в поте лица (...............) Лена объясняла Наташе правило умножения в столбик. Но так и ни разу Лена не бросила камень в Наташу (...............). После того, как Лена объяснила новую тему, Наташа в два счета (...............) решила сразу шесть примеров. После занятий Лена сказала: «Не будь белой вороной в классе (...............), это бабушкины сказки (...............), что ты никогда не сможешь понять математику». Старайся, у тебя все получится!
Упражнение 3. Найти фразеологизмы-синонимы, запишите их парами и укажите значение
В поте лица | Птица высокого полета | |
Сложа руки | Как с неба свалился | |
Как снег на голову | От всей души | |
Буря в стакане воды | Считать ворон | |
Положа руку на сердце | Как сельди в бочке | |
Человек с большой буквы | Засучив рукава | |
Летит стрелой | Много шума из ничего | |
Как огурцы в банке | Мчится сломя голову |
Упражнение 4. Выполни указания
-- Встанем, как аршин проглотили.
-- Проголосуем обеими руками.
-- Согнемся в три погибели.
-- Попрыгаем, как заяц.
-- Дадим задний ход.
-- Посмотрим друг другу в глаза.
-- Сделаем хорошую мину при плохой игре.
-- Побьем друг другу челом.
-- Разведем руками.
-- А теперь - руки в брюки.
-- Подержим нос по ветру.
-- Намылим друг другу голову.
Упражнение 5. Распредели устойчивые сочетания в колонки со значением.
бездельничать | обманывать | быстро |
Во весь дух, валять дурака, на всех парусах, обводить вокруг пальца, сломя голову, морочить голову, бить баклуши, втирать очки, сидеть сложа руки, во все лопатки, водить за нос, со всех ног, высунув язык
Упражнение 6. Найди в тексте фразеологизмы и запиши их вместе со значениями.
Мой друг.
Мой друг Саша живёт в двух шагах от моего дома. Мы с ним - не разлей вода! У Саши золотые руки - он может сам смастерить скворечник и починить сломавшуюся игрушку. А наша учительница говорит, что у Саши светлая голова, ведь учится мой друг на одни пятёрки! Саша никогда не закрывает глаза на чужую беду, всей душой старается помочь в трудную минуту. Как хорошо, что у меня есть такой друг!
Упражнение 7. Составь фразеологизмы, объясни их.
уносить | зайти | в руки | |||||||
львиная | лопатой | ноги | в тупик | лица | |||||
доля | опускаются | в поте | счета | ||||||
грести | руки | брать | в два |
ДЗ: Составить рассказ, используя 5 фразеологизмов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование тестовых заданий на уроках русского языка
Презентация к выступлению на семинаре учителей...
Задания к уроку внеклассного чтения по книге "Волшебник Изумрудного города"
конспект урока внеклассного чтения и задания для подготовки к уроку...
ДОКЛАД «Развитие мышления учащихся через систему содержательно-логических заданий на уроках математики в начальной школе»
Современная начальная школа идет по пути усложнения содержания по целому ряду традиционных предметов. Математика не является исключением. Интеллект человека в первую очере...
Творческие задания на уроке математики
Творческие задания, игры на уроках математики...
Конспект урока по обучению грамоте (письмо) Тема урока: Первое задание. На уроке. Что в центре круга?
Конспект урока по обучению грамоте (письмо)Тема урока: Первое задание. На уроке. Что в центре круга? Тип урока: урок открытия нового знания.Цель деятельности учителя:- формировать навыки копирова...
выступление на педагогическом совете - «Домашнее задание в современной школе» на тему: «Каким может быть домашнее задание на уроке ритмики»
Педагогический совет «Домашнее задание в современной школе»30.12.2019выступление учителя Очеретовой О.А.на тему:«Каким может быть домашнее задание на уроке ритмики» В...
Блок технологических карт уроков по математике для развития познавательных УУД у младших школьников с помощью наглядных средств на уроках математики, УМК "Школа России", 2 класс
В блок собрано 8 технологических карт уроков математики для развития познавательных УУД у младших школьников с помощью наглядных средств....