Конспект урока по русскому языку
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) по теме
Конспект урока по теме "Падежные окончания существительных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yarmarka.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ.
Тема: Упражнение в различении падежей и написании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа.
Цель:
1) развивать умение распознавать падежи имен существительных, развивать умение проверять безударные окончания имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах;
2)развивать логическое мышление через выполнение тестовых заданий;
3) развивать коммуникативно-речевые способности.
4)формировать устойчивое внимание, вырабатывать навыки самостоятельности в учебном процессе.
5)воспитывать взаимопомощь, товарищество.
6)познакомить учащихся с русскими народными традициями и произведениями фольклора.
Тип урока: Закрепление изученного материала.
Форма проведения: Урок-соревнование «Ярмарка знаний».
Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, музыкальное сопровождение, картины русских художников, тестовые задания, карточки с заданиями, классная доска, магнитная доска.
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.
Приёмы: работа в группах, индивидуальная работа, фронтальная работа, взаимопроверка.
ХОД УРОКА:
1.ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
Зарядка для рук(стоя)
Вот помощники мои, (хлопки в ладоши)
Их как хочешь поверни. (вращение рук в кистях)
По дороге белой, гладкой (ладошка “моет” другую)
Скачут пальцы, как лошадки. (пальцы “бегают” по столу)
Чок-чок-чок, чок-чок-чок (постучать в кулачки)
Скачет резвый табунок. (хлопки в ладоши)
ОСАНКА
2.Минутка чистописания.
- Открыли тетради ,записали число.
25 февраля классная работа.
- МКП: самая любимая буква .Любит только себя…..
- я Я.
(Образец буквы).Пропишите в тетради.
3.СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА
- Сегодня на уроке мы мысленно побываем на ярмарке. (слайд1,2)
- Что такое ярмарка?
- Ярмарка - большой торг обычно с увеселениями, веселыми развлечениями. В прошлом ярмарки располагались в хорошо защищенных местах, на пересечении торговых путей . В старину на Руси всегда проводили народные ярмарки. Они на Руси были любимым времяпровождением. Со всей округи съезжались на ярмарку люди. Все в красивых, праздничных одеждах. И чего только на ярмарке не было. Вот здесь продают пряники, бублики, крендельки. Рядом пыхтят горячие самовары .А там яркие платки, разноцветные ткани, ленты, бусы. Коробейники и лоточники с шумом продают свой товар. А рядом веселые скоморохи. В центре ярмарки большая карусель. Оттуда доносится смех и шутки. Их считали великим праздником, а согласно народной мудрости: празднику рада любая душа! Люди плясали, пели песни, хвалились ремеслом, мерялись силой, дарили подарки! Шумит веселая ярмарка.
- Посмотрите внимательно на это слово.(слайд 3)
В этом слове как бы две частички, пришедшие к нам из немецкого языка: «яр»- значит год, «маркт»- торг, базар. Вот и получилось: ежегодный торг, базар.
- Запишите это слово в тетрадь, повторив три раза.
- Поставьте ударение, подчеркните орфограмму. Какую орфограмму подчеркнули?(безударный гласный «а» в корне слова)
- Какой частью речи является слово ярмарка? Что можете рассказать про существительное?(сущ, неод, нариц., ж.р., в ед. числе)
- Сколько букв в слове?(7).Сколько звуков?(8) Почему звуков больше?(«я» в начале слова даёт два звука).Когда ещё два звука?
- Как понять шумит ярмарка, если это неодушевлённый предмет? (шум голосов).
- (слайд)
- Предложение: (На) площ…д… гор..да шумит в…сёл… ярм…рка.
- Прочитать предложение. Вставьте пропущенные буквы. Докажите.
- Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Назовите грамматическую основу. Подчеркните.(падеж подлеж, число; время сказуемого)
- Что говорится про ярмарку?(весёлая).
- Что мы можем рассказать про предложение: (по количеству грамматических основ, по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов предложения).
Физминутка
ОСАНКА
4Актуализация знаний.
Учитель.
- Сегодня у нас ярмарка знаний по русскому языку!
- На нашей ярмарке знаний, в торговых рядах сегодня продаются поистине бесценные товары! Как вы думаете, за что вы можете их купить?(За хорошие знания по русскому языку).
-В нашей ярмарке знаний участвуют
«Добрые молодцы».
«Красные девицы»
- В нашей ярмарке участвуют родители. Они – зрители на нашей ярмарке.
- Чтобы на ярмарку попасть, надо посмотреть на доску.
На доске буквы : е п ж а д и
- Назовите буквы. Какие звуки они обозначают? Чем отличаются буквы и звуки? На какие группы можно разделить эти звуки? Почему? Назовите согласные. Что можете про них сказать? Назвать их пары? Какой лишний?(ж)Почему?(всегда твёрдый).Какую орфограмму надо знать ,чтобы правильно писать сочетание с этой буквой?
- Какое слово можно составить из всех этих букв?(падежи).
- Сколько падежей мы знаем?(6)
- Назвать падежи. На какие вопросы отвечают существительные в: Д.п.,В.п.,П.п.,Т.п.,Р.п.,И.п.
- В каком падеже не используются предлоги? Как называется форма существительных в И.п.? Каким членом предложения являются существительные в И.п.?
- Какой падеж всегда дружит с предлогами?
- Изменение существительных по падежам….(склонение)
- Сколько типов склонений знаем?
- Какие существительные относятся к первому склонению?(примеры).Доказать.
- Какие существительные относятся ко второму склонению?(примеры).Доказать.
- Какие существительные относятся к третьему склонению?(примеры).Доказать.
- К какому склонению относится слово « ярмарка»?(1)
5.Нас встречает ПЕРВЫЙ ТОРГОВЫЙ РЯД «СКЛОНЕНИЕ»
- Гостей давно здесь - поджидали,
Ярмарку без вас не начинали.
-В первом торговом ряду команды покупают «Склонение».
- Что такое склонение? (изменение существительных по падежам).
- По одному человеку работают у доски.
Слова на карточках: пряник, свистулька, каравай, молодёжь, игрушка, молоко, ватрушка , матрёшка, платок, карусель,
- Как вы думаете какое задание здесь надо выполнить? (распределить на группы по типу склонения)
- Распределите имена существительные по группам(каким).Запишите эти группы в тетради.
- Проверка
-Что связывает эти слова между собой? (Всё это можно увидеть на ярмарке).
Физминутка
ОСАНКА
6.. ВТОРОЙ ТОРГОВЫЙ РЯД «ПАДЕЖИ».
-Во втором торговом ряду команды покупают «Падежи».
- Посмотрите внимательно на задание и скажите, что надо сделать. : (каждому падежу – подставить его вопросы ) .Записать падежи с вопросами в тетрадь. Просклонять слово «ярмарка». Какое окончание у сущ. 1ого склон в П.п,.Д.п.,Р.п.,и т.д.
И.п. о ком? о чём?
Р.п. кого? что?
Д.п. кто? что?
В.п. кого? чего?
Т.п. кто? что?
П.п. кем? чем?
- Проверка.
6.ТРЕТИЙ ТОРГОВЫЙ РЯД САМЫЙ ДЛИННЫЙ
«БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»
Гляди не моргай, рот не разевай!
Ворон не считай, правильно отвечай!
-В третьем торговом ряду команды покупают товар «Безударные окончания имен существительных ».
-Кто напомнит алгоритм проверки безударных окончаний имен существительных?
1.Задаём вопрос
2. Определяем склонение.
3. Определяем падеж.
4. Определяем окончание.
Учитель.
-Товар «Безударные окончания имен существительных» очень дорогой, поэтому он продается по частям.
1) Задание «По кругу»: у имён существительных вставить пропущенные окончания. Мальчики ,ваш круг первый. Девочки, ваш второй.(на листочке).Проверка.
2) Задание «Исправь ошибки»: в тексте найти и исправить ошибки. Каждая команда получает текст и коллективно выполняет задание.
По дорожки, по тропиночки идём,
Разудалую мы песенку паём.
Нынче ярмарка весёлая у нас,
Приглашаем всех на ярмарка сейчас!
У дядюшке Якова покупай товару всякого.
Есть веники для бане, для Мише и для Ване.
А в этой маленькой корзинки ленты, кружева, ботинки!
-Проверка.
- Самый дорогой товар «Безударные окончания имен существительных» купили добрые молодцы и красные девицы.
7.ЧЕТВЕРТЫЙ ТОРГОВЫЙ РЯД
Самый сложный ряд. Итоговый тест. Если его проходим, значит не зря сегодня были на ярмарке.
8.ПЯТЫЙ ТОРГОВЫЙ РЯД «ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА».
-Внимание! Внимание! Внимание!
Закрывается веселое гуляние!
Все купили, что хотели!
Без покупки не ушли!
Народ разбегается,
Наша ярмарка закрывается!
Учитель.
-Последний торговый ряд «Подведение итогов урока».
-О чём говорили на уроке?
- Что запомнили?
- Что получилось лучше всего?
9.ШЕСТОЙ ТОРГОВЫЙ РЯД «ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).
Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....