правописание окончаний существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

данный урок расчитан для учащихся начальной школы. здесь рассмотриваются правописания окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_okonchaniy.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных  1, 2, 3, склонения в единственном числе в предложном падеже». 

  

Цели: 

-Совершенствовать умения распознавать падежи, тип склонения существительных, обосновывать написание окончаний 1,2, 3 склонения в единственном числе в предложном падеже, употреблять существительные в нужном падеже.

-Развивать память, наблюдательность, речь учащихся, учить их делать выводы, обобщения.

-Расширять знания детей. 

                                      Ход урока: 

1.Орг. момент. 

- Вы уже обратили внимание,  что совершим путешествие в сказку, поможет вспомнить падежи имен существительных, и их окончания. Поэтому вы должны быть особенно внимательными, собранными и активными.

2.Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока. 

Ребята, любите ли вы сказки?

Слайд 1  (теремок)

Что это? (Теремок). По какой сказке мы будем путешествовать?

К какому склонению относится это слово? (II скл.)

Укажите падеж. (И.п.)

Запишите это слово в тетради по середине строчки. Это название нашей сказки, которую мы будем вспоминать вместе.

Наступила зима. Падают снежинки. В лесу живут лягушка, мышь, лиса, заяц, петух и медведь. В лесу холодно зверям.

Слайд 2 ( появляются фигуры зверей)

Записать предложение: В лесу живут лягушка, мышь, лиса, заяц, петух и медведь.( в качестве словарной работы).

Увидела мышь теремок. Подбежала к теремку и стучит в дверь.

Где стоит мышь? (Мышь стоит у теремка).

Предложение записывается детьми в тетрадях .Учащиеся определяют падеж существительного у теремка.

На каком этаже поселилась мышь? (Мышь поселилась на первом этаже). Предложение записывается с комментированием в тетрадях. Учащиеся показывают склонение, падеж слова на этаже.

Слайд 3 фигурка мыши.

Слайд 4 фигура лягушки.

А где стала жить лягушка? (Лягушка стала жить в подвале). Предложение записывается с комментированием в тетрадях, определяя склонение, падеж слова в подвале.

Слайд 5 фигура лисы.

А где любит сидеть лиса? Куда она забралась?  ( Лиса сидит на печи). Записывается предложение с комментированием. Определяют склонение и падеж существительного на печи.

Слайд 6 фигура петуха.

А куда залетел петух? (Петух живет на крыше). Определяют склонение и падеж существительного.

3. Беседа. 

 Все ли   существительные в предложном падеже имеют одинаковые окончания?  

Почему существительные в теремке, на этаже, в подвале, на крыше в предложном падеже имеют окончания – е, а существительное  на печи  окончание – и? (Первые существительные I,II скл., а на печи – III скл.)

Сделайте вывод, когда в предложном падеже пишется  окончание – е, а когда – и.

Детям предлагается алгоритм. Слайд 7

       Предл. падеж им . сущ.  

             -Е                    - И

          I, II скл.               III скл.

О ком эта сказка?  Слайд 8. (Эта сказка о мыши, лягушке, лисе, зайце, петухе). Предложение записывается с комментарием, учащиеся объясняют правописание окончаний существительных в предложном падеже.

Какие предлоги употребляются с предложным падежом существительных. Слайд 9 (в, на, о). ребята, кто это ещё бредет к теремку. Слайд 10 (Медведь бредет к теремку).

Что сейчас произойдет?

Заключение.

Придумайте свой конец сказки, чтобы теремок остался целым и невредимым. (Ребята могут сказать, что медведь большой, и они ему сделали рядом с теремком  берлогу.)

Где живет медведь? (Медведь живет в берлоге)

Предложение записывается.

Почему в слове в берлоге окончание – е?

О ком позаботились звери? (Звери позаботились о медведе).

Какое окончание в этом слове? Почему?

Что помогло зверям? (Зверям помогла дружба).

Итог 

И нам с вами помогла дружба. Мы познакомились с героями сказки, которые научили нас правильно писать окончания в предложном падеже имен существительных разных склонений.

Давайте уточним, когда мы пишем окончание – е, а когда – и в этом падеже?

Какие предлоги употребляются с предложным падежом?

Рефлексия

-Какая орфограмма была сегодня главной на уроке.

-Кто может сказать, что он научился  правильно писать окончания в предложном падеже имен существительных разных склонений.

Кому ещё это сложно?

-Не переживайте, у нас ещё будут уроки по этой теме, всё у вас получится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок проек, "Правописание окончаний существительных в родительном падеже"

Урок прект, "Правописание окончаний имен существительных" русский язык 4 класс. Разработан с требованиями ФГОС....

Правописание окончаний существительных в родительном падеже.4 класс

Тема раскрывается на основе знакомства с птицами. Ученики узнают почему птиц так назвали....

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: Правописание окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах

Тема: «Правописание окончаний в родительном, дательном и предложном падежах» Цели:  - Развитие умения распознавать родительный, дательный, предложные падежи...

Урок русского языка "Правописание окончаний существительных 1,2,3 склонения"

Тема: правописание безударных падежных окончаний существительных 1,2,3 склонения.Задачи урока:Обучающие:● Совершенствовать умение учащихся определять типы склонения и падежи имен существительных...