Урок русского языка в 4 классе с использованием ИКТ по теме "Синтаксический разбор предложения".
методическая разработка (русский язык, 4 класс) по теме
Урок русского языка по теме "Синтаксический разбор предложения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus_yaz.zip | 109.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия г.Навашино
Урок русского языка в 4 классе
с использованием ИКТ в образовательном процессе
(программа «Начальная школа 21 века»)
Тема: «Синтаксический разбор предложения»
разработала и провела
учитель начальных классов
Шмакова Т.В.
2012 год
Конспект урока по русскому языку по теме:
«Синтаксический разбор предложения»
4 класс
Цель урока: активизировать имеющие знания учащихся о видах предложений (на основе умения определять грамматическую основу предложения и разбирать его по членам), формировать умение синтаксического анализа предложения.
Задачи:
- развивать и обогащать устную и письменную речь учащихся, привлекая для этого отрывки их художественных произведений
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, повысить экологическое образование детей.
Ход урока:
На доске | Листопад Иван Бунин
Вот на ветке лист кленовый. МУЗЫКА
Звучит музыка
|
2. Словарная работа | Продолжаем тему осени И я вам предлагаю словарь осени. Ваша задача: вставить пропущенные орфограммы и записать их в тетрадь. З_л_тая, вет_р, моро_ит (дождь), шел_ст, _седлые (птицы), к_рмушки, ул_тают Проверим работу: (учащиеся произносят слова, проговаривая орфограммы – слова появляются поочерёдно на экране) Что объединяет эти слова? (эти слова на тему «Осень») Все словарные слова я записала в три группы и добавила в каждую из них еще несколько слов, которые помогут нам составить интересные предложения . Золотая птицы кружатся Перелетные листья падают Разноцветный ветер улетают Шаловливый ковёр покрывает Тёплые листопад наступила К какой части речи относятся слова 1 группы? ( 2 и 3 группы?)(прилагательные, существительные и глагол) А какие еще части речи вы знаете? (наречие , местоимение) Эти части речи помогут нам в дальнейшей работе. И тема нашего урока: «Синтаксический анализ предложения» Правила Предложение Виды предложений по цели высказывания (Повествовательные, вопросительные, побудительные) По интонации - восклицательные Девочка читает книгу… Который час… Не шумите, пожалуйста… |
3. Развитие речи ( Слайд – осенний лес) | Ребята посмотрите на картину неизвестного художника и составьте нераспространенное предложение. Кому сложно можно использовать слова – помощники. (учащиеся составляют – Наступила осень.) Дайте синтаксическую характеристику предложения. А сейчас нужно это предложение сделать распространенным, т.е. добавить второстепенные члены. ( Прочитайте варианты предложений). Какое самое интересное предложение? Какими членами предложения вы распространили предложение? Какие это части речи? Давайте запишем это предложение. В городе наступила золотая осень. (Пропуская строку для заголовка. Ребята записывают предложение себе в тетрадь.) Работа по вариантам: А сейчас я предлагаю работу по вариантам. 1 вариант составляет распространенное предложение со словом листья, 2 вариант – со словом ветер. Давайте проверим работу у доски. ( 2 ученика – зачитывают свои предложения и записывают их на доске) Листья кружатся и пестрым ковром украшают землю.(Повест., невосклиц.,распрост., двусост., простое, с однородн. членами) Шаловливый ветер поднимает их с земли. (Повест., невосклиц.,распрост., двусост., простое) Давайте усложним работу: соедините два предложения в одно. Какое предложение получилось? Докажите. Записываем это предложение себе в тетрадь. ( устно дайте синтаксический анализ предложения - Повест., невосклиц.,распрост., двусост., сложное). Назовите мне все словосочетания их этого предложения ( 1 вариант произносит из 1 части сложного предложения, а 2 вариант – из второй части) |
4. Физкультминутка | Физкультминутка: Отдых на полянке Работа в группах: Шалунишка не только помог нам отдохнуть , но решил и запутать слова в предложении. Ваша задача: распутать этот хоровод и поставить их в нужный порядок ( Каждой паре выдаются 2 осенних листика, на каждом из которых написаны слова. Задача каждой пары составить из слов предложения . А затем под диктовку одного ученика записать в тетрадь )
(Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края) – учащиеся устно составляют синтаксическую характеристику предложения. |
5. Проверка домашнего задания | Домашнее задание: Я дала домашнее задание – составить интересные предложения о птицах, которые остаются в городе и о своем отношении к этому времени года. Давайте сейчас послушаем ребят и оценим их работу. 1-й ученик:(зачитывает предложения, которые мы составили в классе) В городе наступила золотая осень. Листья кружатся и пёстрым ковром украшают землю, а шаловливый ветер поднимает их с земли. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. 2-й ученик: ( зачитывает предложения о птицах, которые не улетают в теплые края) А с наступлением холодов оседлым птицам питаться нечем. Мы готовим кормушки и подкармливаем птиц. Наблюдать за птицами очень интересно . 3-й ученик: Осень – это прекрасное время года. Вместе с листьями хочется кружиться и танцевать, радоваться красоте осенней природы. Что объединяет все эти предложения? (общая тема) Можем ли мы сказать, что мы составили с вами текст. |
6. Подведение итогов урока | Если вспоминать типы текста, то какой текст у нас с вами получился ( учащиеся отвечают: повествование с элементами описания) |
7. Домашнее задание | Озаглавите текст и запишите в тетради заголовок текста. И нарисуйте мне вихрь листопада. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс с использованием ЭОР "Главные и второстепенные члены предложения"
Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне, актуализировать умение правильного написания словарных слов; умение определять главные члены предложения, мотиви...
Технологическая карта урока русского языка, 3 класс, система Л.В. Занкова. Тема "Разбор словосочетаний: письменный и устный анализ строения словосочетания".
В разработке урока указаны планируемые результаты (УУД), система работы на уроке детей и учителя (виды деятельности), показаны этапы урока над новой темой, различные формы работы учащихся....
Урок русского языка 3 класс по теме :"Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу."
Урок составлен в соответствии с ФГОС. В ходе урока использованы элементы исследовательской работы учащихся. Поставлены проблемные вопросы, способствующие созданию поисковых сит...
Презентация урока русского языка 2 класс (Школа России) "Главные и второстепенные члены предложения"
Представлена презентация урока русского языка 2 класс (Школа России)...
Презентация к уроку русский язык 2 класс по теме "Упражнение в составлении схемы предложения"
Упражнение в составлении схемы предложения...
Самоанализ к уроку русский язык 2 класс по теме "Упражнение в составлении схемы предложения"
Упражнение в составлении схемы предложения...
Урок русского языка. 3 класс. Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Правописание.
Урок русского языка. 3 класс. Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Правописание. Программа: Начальная школа XXI века....