Урок русского языка, 4 класс, тема "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Долгополова Раиса Григорьевна

УМК "Начальная школа XXIвека". Урок русского языка . С. Иванов, 4 класс. Тема "Наречие". Урок открытия новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolgopolova_r.g._4_klass_narechie.docx28.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  4 класс

Тема. «Наречие»

УМК «Начальная школа XXIвека»

Долгополова Раиса Григорьевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «Средняя школа №1»

города  Каменска – Уральского

Свердловской области

Тема. Наречие.

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока:   первоначальное ознакомление с наречием;  

                       создать условия для овладения способа нахождения наречий в речи по главным  

                        признакам

Задачи:

личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;

регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

познавательные: создать условия для развития умения анализировать с целью выделения признаков, обобщать,  сравнивать, строить  логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;

коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить  развитие монологической и диалогической речи.

Предполагаемый результат: овладение способом нахождения наречий  по главным признакам; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление  навыков сотрудничества.

Оборудование: мультимедиапроектор,  экран, компьютер,  карточки для опор; листы  формата А-3 для работы в группах.

        Ход урока.  

I Организационный момент. (2 слайд)

     

        Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт вам радость общения друг с другом. Я желаю вам  успехов и творческих удач!

     В течение урока не забывайте про осанку. Сели правильно, открыли тетради, записали число, классная работа. 

II  Актуализация опорных знаний. Создание проблемной ситуации.

  1.  Словарная работа.  (3 слайд) 

- Устно объяснить орфограммы в словах.

                                 Ф . враль, рис . вать, ру .. кий х . р . шо, а .. уратно, т . традь, лё . кий,

                                 медле .. о, м . ро . ный,  . бедать,  п . нал.

  1. Распределить эти слова в таблицу по частям речи. (4 слайд)

- Работа выполняется в парах.  Вспомним правила работы в парах.   (говорить тихо, уметь слушать, не перебивать друг друга).

- Определим алгоритм, по которому вы будете работать.

       (1. Поставить вопрос к слову.

        2. Определить, какой  частью речи  является.

        3. Записать в нужный столбик.

                                            На доске появляется схема:    ?             Ч.Р.             Запись)

Проблемная ситуация.

      - С какими словами возникают разногласия?

      - Если вы считаете, что слово не относится ни к одной  из изученных частей речи,  

        записывайте его в 4 столбик.

(4 слайд) – Самопроверка и самооценка.

- Прочитайте имена существительные.

- Имена прилагательные.

- Глаголы.

 - Оцените выполненную работу по известному нормативу.

III. Определение темы урока. Постановка цели, задач. (5 слайд)

      - Может быть кто из вас знает, к какой части речи относятся слова четвёртого  столбика?

(наречие)

     - Вы подтвердите свою догадку, если отгадаете слово, собрав его из рассыпавшихся слов.

- Верно, эти слова – НАРЕЧИЯ. (6 слайд)  

– Какая же тема урока?  (Наречие)  (7 слайд)

  - Вы что – либо знаете про эту часть речи?

        - Определим цель урока.  ( Узнать, что такое наречие, учиться находить и использовать наречия в речи)

            - Наш урок  -  урок – исследование.  Чтобы исследование прошло результативно, вам, ребята, понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.  К тому же, вы должны быть очень внимательными, ведь на уроке мы с вами должны добыть новые знания.

    Давайте составим план. На какие вопросы мы должны найти ответы в процессе исследования?

( Дети высказывают свои предположения, потом появляются  на слайде задания для исследования.)

– Задания для исследования  (8 слайд)

     

IV.   Открытие новых знаний. Работа над решением поставленных проблем.  (9 – 12 слайды)

        - Работать над решением поставленных проблем вы будете в группах.  У вас прямоугольники разных цветов. Объединитесь в группы по цвету прямоугольника и подойдите к столу с флажком такого же цвета. Выберите ответственного в группе.

(Даю задание руководителю группы. Работа ведётся на формате А - 3)

1 группа.  Проводит исследование и готовит ответ на вопрос:  На какие вопросы отвечает наречие?

- Подберите к наречиям правильные вопросы:

 (А -3)        1. близко, слева, справа -                    откуда?

        2. направо, налево, вверх –         как?

        3. сегодня, вчера, утром -          куда?

        4. издалека, сверху, справа -         где?

        5. поневоле, потому -          зачем?

        6. нарочно, специально -         когда?

        7. честно, дружно, интересно -         почему?

2 группа.         Как изменяется наречие? 

     ( А – 3)     по числам    (вместе)              по родам    (вчера)                  по падежам (напротив)

             шагаем _________                    пришёл _________                беседка ___________

             шагаете _________                   пришла _________                беседкой __________

                      шагают _________                    пришло _________               беседку ___________

           

3 группа.           Каким членом предложения является?

                   Составить предложение и разобрать по членам предложения.

     ( прошло, олимпиады, интересно, зимней, открытие)

Выступление групп. В процессе выступления на слайде появляется определение  наречию как части речи. (12 слайд)

Самооценка и взаимооценка - Оцените, как отработала ваша  группа  (говорит руководитель группы).

- Прочитайте, что же такое наречие?  (12 слайд)

- Откройте учебник на с. 37. Прочитайте правило. О чём ещё надо знать, когда говорим про наречие?       (У наречия нет окончания)

V. Домашнее задание.  (13 слайд)

VI.  Упражнения для глаз.    (14 слайд)

Физминутка (15 слайд) (Песня Знайки и его друзей)

VII.  Включение в систему знаний. Учимся использовать наречия в речи.

  1. Соотнеси фразеологизмы с наречиями.

- Вспомните, что такое фразеологизмы?  ( Фразеологизмы - это устойчивые  сочетания слов. Ещё говорят – это кладезь народной мудрости.)

- Работа выполняется в группах постоянного состава  по 4 человека на формате А – 3

Идти черепашьим шагом –         близко

Кот наплакал –        тесно

Как по маслу –         рано

Встать чуть свет –         отлично

Рукой подать –                 мало

Яблоку негде упасть -               медленно

Проверка – (16 слайд)

           Взаимооценка: как отработал каждый участник группы.

  1.  Дифференцированная работа: учащиеся выбирают уровень, выполняют задание.

1 уровень   Образовать и записать словосочетания с наречиями.

         Сделал             напротив

        горячий        громко

                        говорить                          вчера

                        беседка                            издалека

                        приехал                           очень

                2 уровень   Подобрать к данным наречиям – наречия – антонимы.

                                   Близко –       (далеко)        

        Рано -         (поздно)

                        Тихо -           (громко)

                                   Широко –      (узко)

                                   Трудно -         (легко)

(Дети объединяются в группы по выбранным уровням и выполняют проверку.)  (17 слайд)

Самооценка:  «Я быстро находил наречия»  - показать зелёный сигнал

        « Я испытывал затруднения» - показать красный сигнал

- От каких частей речи вы задавали вопросы к наречиям? ( им. прилагательное, имя сущест-

вительное, глагол).

Учитель рассказывает о наречии.

Наречие появилось в русском языке позже других частей речи. Слово наречие – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень  речь  как бы связывает его с глаголом. Древние римляне назвали эту часть речи «приглаголие». Русские грамматисты назвали её точно также.

 А вы догадались почему?  (т.к. это слово чаще всего стоит при глаголе и поясняет его).

  1. -Как вы думаете, зачем нужны наречия?

   - Сравните два предложения:   Друг приехал.                        Плыли облака.

                                          Друг приехал издалека.         Медленно плыли вдали облака.

( Наречия нужны для того, чтобы сделать нашу речь яркой.  Наречия поясняют, уточняют, определяют, дополняют другие части речи.)

  1. Тест. (18 слайд )

- Давайте проверим,  как вы поняли, что такое наречие;  что вы запомнили с урока.

Тест. Записывайте в строчку буквы с правильными ответами.

1.Наречие – это …

а- склоняемая часть речи

б – спрягаемая часть речи

п – неизменяемая часть речи

2. В предложении наречие чаще всего бывает …

я – обстоятельством

ч – определением

в- дополнением                            

3. Наречие чаще всего связано с …

М – существительным

Т – глаголом

К – союзом

4. Наречие отвечает на вопросы …

ь – как?  куда?  почему?

ъ –чем? как? отчего?

э – какой? что делает? как?

 (19 слайд )

- Какое слово получилось?   (ПЯТЬ)  (19 слайд)

- Молодцы!

VIII. Итог урока.

        - Ответьте на три ключевых вопроса:

       ЧТО ДЕЛАЛИ?   ( Знакомились с новой частью речи)

       КАК ДЕЛАЛИ?   ( Выполняли исследования)

       ЗАЧЕМ?               ( Чтобы обогатить нашу речь, сделать её более яркой)

 «Сегодня на уроке я узнал…»

IX.  Рефлексия.    (20 слайд )

         - Сформулируйте, каков результат вашей работы на уроке.

«На уроке  мне было… потому что…»

X. Прогнозирование  работы на следующий урок.   (21 слайд )

         - На все ли вопросы исследования мы ответили в течение урока? (Нет.  Например, мы не узнали, как пишутся наречия.)

             - Это нам предстоит узнать на следующих уроках.

Учитель благодарит ребят за  прекрасную работу на уроке. (22 слайд )

                                                     Приложение

Распредели слова в столбики по частям речи.

Вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы.

                             

                Ф . враль,   рис . вать,   ру .. кий,  х . р . шо,  а .. уратно,  т . традь,  

                медле .. о,  м . розный,  . бедать,  п . нал  .

им. сущ.        им. прил.                    глаг.                   ?

Распредели слова в столбики по частям речи.

Вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы.

                             

                Ф . враль,   рис . вать,   ру .. кий,  х . р . шо,  а .. уратно,  т . традь,  

                медле .. о,  м . розный,  . бедать,  п . нал  .

им. сущ.        им. прил.                    глаг.                   ?

 

Распредели слова в столбики по частям речи.

Вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы.

                             

                Ф . враль,   рис . вать,   ру .. кий,  х . р . шо,  а .. уратно,  т . традь,  

                медле .. о,  м . розный,  . бедать,  п . нал  .

им. сущ.        им. прил.                    глаг.                   ?

Распредели слова в столбики по частям речи.

Вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы.

                             

                Ф . враль,   рис . вать,   ру .. кий,  х . р . шо,  а .. уратно,  т . традь,  

                медле .. о,  м . розный,  . бедать,  п . нал  .

им. сущ.        им. прил.                    глаг.                   ?

Распредели слова в столбики по частям речи.

Вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы.

                             

                Ф . враль,   рис . вать,   ру .. кий,  х . р . шо,  а .. уратно,  т . традь,  

                медле .. о,  м . розный,  . бедать,  п . нал  .

им. сущ.        им. прил.                    глаг.                   ?


                                                                                                                                                                                               Приложение

Соотнеси  фразеологизмы  с наречиями

Идти черепашьим шагом                 близко

Кот  наплакал                                     тесно

Как  по  маслу                                     рано

Встать  чуть  свет                               хорошо

Рукой  подать                                      мало

Яблоку  негде  упасть                       медленно


                                                                                                        Приложение

Образовать и записать словосочетания с наречиями.

Сделал                       напротив

горячий                     громко

говорить                    издалека

беседка                      очень

приехал                     вчера

Образовать и записать словосочетания с наречиями.

Сделал                       напротив

горячий                     громко

говорить                    издалека

беседка                      очень

приехал                     вчера

Образовать и записать словосочетания с наречиями.

Сделал                       напротив

горячий                     громко

говорить                    издалека

беседка                      очень

приехал                     вчера

Образовать и записать словосочетания с наречиями.

Сделал                       напротив

горячий                     громко

говорить                    издалека

беседка                      очень

приехал                     вчера

Образовать и записать словосочетания с наречиями.

Сделал                       напротив

горячий                     громко

говорить                    издалека

беседка                      очень

приехал                     вчера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...