Урок русского языка, 4 класс, тема "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
УМК "Начальная школа XXIвека". Урок русского языка . С. Иванов, 4 класс. Тема "Наречие". Урок открытия новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dolgopolova_r.g._4_klass_narechie.docx | 28.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка 4 класс
Тема. «Наречие»
УМК «Начальная школа XXIвека»
Долгополова Раиса Григорьевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя школа №1»
города Каменска – Уральского
Свердловской области
Тема. Наречие.
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: первоначальное ознакомление с наречием;
создать условия для овладения способа нахождения наречий в речи по главным
признакам
Задачи:
личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;
регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
познавательные: создать условия для развития умения анализировать с целью выделения признаков, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;
коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.
Предполагаемый результат: овладение способом нахождения наречий по главным признакам; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер, карточки для опор; листы формата А-3 для работы в группах.
Ход урока.
I Организационный момент. (2 слайд)
Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт вам радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач!
В течение урока не забывайте про осанку. Сели правильно, открыли тетради, записали число, классная работа.
II Актуализация опорных знаний. Создание проблемной ситуации.
- Словарная работа. (3 слайд)
- Устно объяснить орфограммы в словах.
Ф . враль, рис . вать, ру .. кий х . р . шо, а .. уратно, т . традь, лё . кий,
медле .. о, м . ро . ный, . бедать, п . нал.
- Распределить эти слова в таблицу по частям речи. (4 слайд)
- Работа выполняется в парах. Вспомним правила работы в парах. (говорить тихо, уметь слушать, не перебивать друг друга).
- Определим алгоритм, по которому вы будете работать.
(1. Поставить вопрос к слову.
2. Определить, какой частью речи является.
3. Записать в нужный столбик.
На доске появляется схема: ? Ч.Р. Запись)
Проблемная ситуация.
- С какими словами возникают разногласия?
- Если вы считаете, что слово не относится ни к одной из изученных частей речи,
записывайте его в 4 столбик.
(4 слайд) – Самопроверка и самооценка.
- Прочитайте имена существительные.
- Имена прилагательные.
- Глаголы.
- Оцените выполненную работу по известному нормативу.
III. Определение темы урока. Постановка цели, задач. (5 слайд)
- Может быть кто из вас знает, к какой части речи относятся слова четвёртого столбика?
(наречие)
- Вы подтвердите свою догадку, если отгадаете слово, собрав его из рассыпавшихся слов.
- Верно, эти слова – НАРЕЧИЯ. (6 слайд)
– Какая же тема урока? (Наречие) (7 слайд)
- Вы что – либо знаете про эту часть речи?
- Определим цель урока. ( Узнать, что такое наречие, учиться находить и использовать наречия в речи)
- Наш урок - урок – исследование. Чтобы исследование прошло результативно, вам, ребята, понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. К тому же, вы должны быть очень внимательными, ведь на уроке мы с вами должны добыть новые знания.
Давайте составим план. На какие вопросы мы должны найти ответы в процессе исследования?
( Дети высказывают свои предположения, потом появляются на слайде задания для исследования.)
– Задания для исследования (8 слайд)
IV. Открытие новых знаний. Работа над решением поставленных проблем. (9 – 12 слайды)
- Работать над решением поставленных проблем вы будете в группах. У вас прямоугольники разных цветов. Объединитесь в группы по цвету прямоугольника и подойдите к столу с флажком такого же цвета. Выберите ответственного в группе.
(Даю задание руководителю группы. Работа ведётся на формате А - 3)
1 группа. Проводит исследование и готовит ответ на вопрос: На какие вопросы отвечает наречие?
- Подберите к наречиям правильные вопросы:
(А -3) 1. близко, слева, справа - откуда?
2. направо, налево, вверх – как?
3. сегодня, вчера, утром - куда?
4. издалека, сверху, справа - где?
5. поневоле, потому - зачем?
6. нарочно, специально - когда?
7. честно, дружно, интересно - почему?
2 группа. Как изменяется наречие?
( А – 3) по числам (вместе) по родам (вчера) по падежам (напротив)
шагаем _________ пришёл _________ беседка ___________
шагаете _________ пришла _________ беседкой __________
шагают _________ пришло _________ беседку ___________
3 группа. Каким членом предложения является?
Составить предложение и разобрать по членам предложения.
( прошло, олимпиады, интересно, зимней, открытие)
Выступление групп. В процессе выступления на слайде появляется определение наречию как части речи. (12 слайд)
Самооценка и взаимооценка - Оцените, как отработала ваша группа (говорит руководитель группы).
- Прочитайте, что же такое наречие? (12 слайд)
- Откройте учебник на с. 37. Прочитайте правило. О чём ещё надо знать, когда говорим про наречие? (У наречия нет окончания)
V. Домашнее задание. (13 слайд)
VI. Упражнения для глаз. (14 слайд)
Физминутка (15 слайд) (Песня Знайки и его друзей)
VII. Включение в систему знаний. Учимся использовать наречия в речи.
- Соотнеси фразеологизмы с наречиями.
- Вспомните, что такое фразеологизмы? ( Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов. Ещё говорят – это кладезь народной мудрости.)
- Работа выполняется в группах постоянного состава по 4 человека на формате А – 3
Идти черепашьим шагом – близко
Кот наплакал – тесно
Как по маслу – рано
Встать чуть свет – отлично
Рукой подать – мало
Яблоку негде упасть - медленно
Проверка – (16 слайд)
Взаимооценка: как отработал каждый участник группы.
- Дифференцированная работа: учащиеся выбирают уровень, выполняют задание.
1 уровень Образовать и записать словосочетания с наречиями.
Сделал напротив
горячий громко
говорить вчера
беседка издалека
приехал очень
2 уровень Подобрать к данным наречиям – наречия – антонимы.
Близко – (далеко)
Рано - (поздно)
Тихо - (громко)
Широко – (узко)
Трудно - (легко)
(Дети объединяются в группы по выбранным уровням и выполняют проверку.) (17 слайд)
Самооценка: «Я быстро находил наречия» - показать зелёный сигнал
« Я испытывал затруднения» - показать красный сигнал
- От каких частей речи вы задавали вопросы к наречиям? ( им. прилагательное, имя сущест-
вительное, глагол).
Учитель рассказывает о наречии.
Наречие появилось в русском языке позже других частей речи. Слово наречие – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне назвали эту часть речи «приглаголие». Русские грамматисты назвали её точно также.
А вы догадались почему? (т.к. это слово чаще всего стоит при глаголе и поясняет его).
- -Как вы думаете, зачем нужны наречия?
- Сравните два предложения: Друг приехал. Плыли облака.
Друг приехал издалека. Медленно плыли вдали облака.
( Наречия нужны для того, чтобы сделать нашу речь яркой. Наречия поясняют, уточняют, определяют, дополняют другие части речи.)
- Тест. (18 слайд )
- Давайте проверим, как вы поняли, что такое наречие; что вы запомнили с урока.
Тест. Записывайте в строчку буквы с правильными ответами.
1.Наречие – это …
а- склоняемая часть речи
б – спрягаемая часть речи
п – неизменяемая часть речи
2. В предложении наречие чаще всего бывает …
я – обстоятельством
ч – определением
в- дополнением
3. Наречие чаще всего связано с …
М – существительным
Т – глаголом
К – союзом
4. Наречие отвечает на вопросы …
ь – как? куда? почему?
ъ –чем? как? отчего?
э – какой? что делает? как?
(19 слайд )
- Какое слово получилось? (ПЯТЬ) (19 слайд)
- Молодцы!
VIII. Итог урока.
- Ответьте на три ключевых вопроса:
ЧТО ДЕЛАЛИ? ( Знакомились с новой частью речи)
КАК ДЕЛАЛИ? ( Выполняли исследования)
ЗАЧЕМ? ( Чтобы обогатить нашу речь, сделать её более яркой)
«Сегодня на уроке я узнал…»
IX. Рефлексия. (20 слайд )
- Сформулируйте, каков результат вашей работы на уроке.
«На уроке мне было… потому что…»
X. Прогнозирование работы на следующий урок. (21 слайд )
- На все ли вопросы исследования мы ответили в течение урока? (Нет. Например, мы не узнали, как пишутся наречия.)
- Это нам предстоит узнать на следующих уроках.
Учитель благодарит ребят за прекрасную работу на уроке. (22 слайд )
Приложение
Распредели слова в столбики по частям речи.
Вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы.
Ф . враль, рис . вать, ру .. кий, х . р . шо, а .. уратно, т . традь,
медле .. о, м . розный, . бедать, п . нал .
им. сущ. им. прил. глаг. ?
Распредели слова в столбики по частям речи.
Вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы.
Ф . враль, рис . вать, ру .. кий, х . р . шо, а .. уратно, т . традь,
медле .. о, м . розный, . бедать, п . нал .
им. сущ. им. прил. глаг. ?
Распредели слова в столбики по частям речи.
Вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы.
Ф . враль, рис . вать, ру .. кий, х . р . шо, а .. уратно, т . традь,
медле .. о, м . розный, . бедать, п . нал .
им. сущ. им. прил. глаг. ?
Распредели слова в столбики по частям речи.
Вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы.
Ф . враль, рис . вать, ру .. кий, х . р . шо, а .. уратно, т . традь,
медле .. о, м . розный, . бедать, п . нал .
им. сущ. им. прил. глаг. ?
Распредели слова в столбики по частям речи.
Вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы.
Ф . враль, рис . вать, ру .. кий, х . р . шо, а .. уратно, т . традь,
медле .. о, м . розный, . бедать, п . нал .
им. сущ. им. прил. глаг. ?
Приложение
Соотнеси фразеологизмы с наречиями
Идти черепашьим шагом близко
Кот наплакал тесно
Как по маслу рано
Встать чуть свет хорошо
Рукой подать мало
Яблоку негде упасть медленно
Приложение
Образовать и записать словосочетания с наречиями.
Сделал напротив
горячий громко
говорить издалека
беседка очень
приехал вчера
Образовать и записать словосочетания с наречиями.
Сделал напротив
горячий громко
говорить издалека
беседка очень
приехал вчера
Образовать и записать словосочетания с наречиями.
Сделал напротив
горячий громко
говорить издалека
беседка очень
приехал вчера
Образовать и записать словосочетания с наречиями.
Сделал напротив
горячий громко
говорить издалека
беседка очень
приехал вчера
Образовать и записать словосочетания с наречиями.
Сделал напротив
горячий громко
говорить издалека
беседка очень
приехал вчера
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...
Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»
Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века» ...
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Презентация к урокам русского языка. класс.
В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Конспект урока русского языка класс
Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...