Русский язык. 2 класс. УМК Школа России. Корень. Однокоренные слова.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
Цели: 1. Формировать умение находить в словах корень, образовывать однокоренные слова.
2. Развивать речь.
3. Пополнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты:
1. Учащиеся научатся находить в словах корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи.
2. Аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.
3. Анализировать, делать выводы, сравнивать.
Задачи урока через планируемые результаты.
Личностные:
• создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
• работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Предметные
• формировать умение находить однокоренные слова, выделять корень слова;
Метапредметные:
Регулятивные УУД
• формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные УУД
• учить соблюдению правил работы в группах, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Познавательные УУД
· развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения.
Методы: словесный, наглядный, репродуктивный
Приемы: рассуждение, создание проблемной ситуации.
Формы организации: групповая, коллективная.
Технологии: здоровьесберегающего обучения, интерактивные технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk._2_klass._koren._odnokorennye_slova.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
2 класс
УМК «Школа России»
Учитель: Папышкина И.А.
Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
Цели: 1. Формировать умение находить в словах корень, образовывать однокоренные слова.
2. Развивать речь.
3. Пополнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты:
1. Учащиеся научатся находить в словах корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи.
2. Аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.
3. Анализировать, делать выводы, сравнивать.
Задачи урока через планируемые результаты.
Личностные:
- создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Предметные
- формировать умение находить однокоренные слова, выделять корень слова;
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные УУД
- учить соблюдению правил работы в группах, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Познавательные УУД
- развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения.
Методы: словесный, наглядный, репродуктивный
Приемы: рассуждение, создание проблемной ситуации.
Формы организации: групповая, коллективная.
Технологии: здоровьесберегающего обучения, интерактивные технологии.
Оборудование: учебник «Русский язык. 2 класс» В.Канакина, В.Горецкий, 2012 год; ручки, карандаши, фломастеры, три листа формата А4, карточки для учащихся; мультимедийные слайдовые презентации в программе «Power Point».
Структура (план) урока:
- Организационный момент.
Цель: создать эмоциональный настрой, рабочую обстановку в классе.
II.Актуализация знаний.
Цель: получить представление о качестве усвоения учащимися ранее изученного
материала, определить опорные знания.
1.Определение темы урока.
2.Чистописание.
3. Словарная работа.
III. Работа по теме урока.
Цель: формировать умение находить в словах корень, образовывать однокоренные слова.
1.Работа по учебнику.
ΙV. Физкультминутка.
Цель: обеспечить кратковременный активный отдых для учащихся во время занятий.
V. Закрепление изученного.
Цель: закрепить изученный материал через систему тренировочных упражнений.
1. Работа по учебнику.
VI. Физкультминутка для глаз.
Цель: снятие глазного напряжения и усталости с глаз, профилактика нарушения зрения, внесение эмоционального заряда.
VII. Закрепление изученного (продолжение).
1. Работа в группах.
VIII. Рефлексия.
Цель: выявить осознанность усвоения знаний по изучаемому материалу.
- Работа в парах.
- Подведение итогов урока.
Цель: определение эффективности урока.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поздороваемся, улыбнемся друг другу, и будем работать дружно и весело.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
II. Актуализация знаний.
- Самоопределение к деятельности.
- Рассмотрите картинки на СЛАЙДЕ (2).
- Что общего между ними?
(корень дерева, корень зуба, корень слова…).
– А как вы думаете, с каким корнем мы будем работать на уроке русского языка?
– Конечно, с КОРНЕМ СЛОВА.
- Что мы уже знаем о корне слова?
- Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба корень? (Это важная, необходимая часть.)
- Какова роль корня в слове?
Рефлексия. (СЛАЙД 3)
На полях есть линеечки. Оцените свои знания по нашей теме. Поработайте «светофорчиками» и поставьте точку на линеечке:
- зелёную - если вы всё знаете и помните по этой теме, умеете находить однокоренные слова, выделять в них корень;
- жёлтую - если что- то подзабыли или сомневаетесь, что знаете всё;
- красную - если вы забыли, что такое корень.
- Чистописание.
- Пальчиковая гимнастика.
(Кончик большого пальца последовательно прикасается к остальным (упражнение выполняется одновременно с правой и левой рукой). Выполнение этого упражнения сочетается с чтением наизусть потешки:)
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
- А теперь проверим свою посадку. Что необходимо помнить? (От нашей правильной посадки зависит красивое письмо в тетрадях.)
Руки? – НА МЕСТЕ
Ноги? – НА МЕСТЕ
Локти? – У КРАЯ
Спина? – ПРЯМАЯ.
- Ребята, у нас сегодня в гостях хомячок Хомка. Он принес задание на минутку чистописания. (СЛАЙД 4)
- Какую букву мы сегодня повторим?
Хх хлеб хлебница хлебороб
- Х – это очень важная буква. С нее начинается важное слово, которое обозначает очень важный продукт питания – хлеб. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб. Тот, кто выращивает хлеб, никогда не бросит где попало недоеденный кусок. Подсчитано: если каждый человек за один день выбросит один кусочек хлеба, то в городе около 200 (двухсот) буханок хлеба окажутся выброшенными.
- Посмотрите, как правильно пишется наша буква.
(ЦОР «Русский язык. 1 класс»)
- Пропишите букву Хх.
- Подчеркните карандашом самое красиво написанное сочетание букв.
- Пропишите слова с буквой х.
- Что вы можете сказать о словах, которые написали?
- Выделите в написанных словах корень. Назовите его.
- Словарная работа.
- А теперь поработаем со словарными словами.
(Работа с ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ)
- Оцените себя. (СЛАЙД 5)
«!» - я сегодня молодец, у меня всё получилось, я написал всё правильно.
«+» - надо ещё слова поучить, я сделал 1 ошибку.
« - » - У меня всё получится в следующий раз.
III. Работа по теме урока.
- Работа по учебнику.
Упр.90 (с.63)
- Прочитайте задание.
- По каким признакам будете искать однокоренные слова? (Сначала смотрим, есть ли у слов общая часть. Потом проверяем близки ли они по смыслу.)
(Самостоятельная работа. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью «светофора».)
(СЛАЙД 6)
- Зелёный – я выполнил всё правильно.
- Жёлтый – я допустил 1 ошибку.
- Красный – мне нужна помощь учителя.
IV. Физкультминутка.
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
V. Закрепление изученного.
1. Работа по учебнику.
Упр. 91. (с.63)
- Прочитайте слова. Чем они похожи? (Они обозначают предметы, в которые что-то кладут.)
- По какому признаку нужно подобрать однокоренные слова? (Нужно вспомнить, что хранят в этом предмете.)
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Взаимооценка.)
VI. Физкультминутка для глаз.
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
VII. Закрепление изученного (продолжение).
1.Групповая работа. (СЛАЙД 7)
- Ребята, сейчас вас ожидает работа в группах. Группы у нас уже образованы. В группах вы должны образовать как можно больше однокоренных слов от слов, которые получат командиры, и записать их на листе бумаги. Работать вы должны дружно, быстро, тихо. Ссориться в группах нельзя, надо договариваться. Слова каждый называет по очереди, группа обсуждает, подходят ли они вам, командир записывает их на листе. На работу вам отводиться ровно 3 минуты. Представитель от группы у доски доказывает и обосновывает выбор слов.
Через 3 минуты мы будем проверять вашу работу.
1-я группа. Лес (СЛАЙД 8)
2-я группа. Гриб (СЛАЙД 9)
3-я группа. Дом (СЛАЙД 10)
4-я группа. Сад (СЛАЙД 11)
( Каждая группа получает лист А3, фломастер, записывает слова, помещает на доску и доказывает выбор этих слов)
Проверка с самооценкой. (СЛАЙД 12)
- Как можно назвать каждую группу слов? (Однокоренные слова.)
- Докажите свою точку зрения. (Однокоренными называются слова, имеющие общее значение и общую часть слова – корень.)
- Ваша группа справилась с заданием?
- Вы работали сами, или вам была необходима помощь?
- Дружно ли работала ваша группа?
VIII. Рефлексия.
- Работа в парах. (СЛАЙД 13)
- Включите нетбуки. Выполните задание на тренажёре «Корень слова.
- На партах у вас лежат листочки с кружочками. За каждый правильный ответ закрашиваете своему соседу по парте зелёный кружок, за неправильный ответ – красный.
- Вернёмся к линеечкам. Найдите линию на полях в конце вашей работы. Сейчас вспомните всё, о чём мы говорили на уроке. Отметьте, увеличилось ли ваше знание о корне, однокоренных словах. Как теперь вы умеете находить однокоренные слова.
( Дети ставят точки на линеечке в зависимости от своих знаний)
IX. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
- Назовите тему сегодняшнего урока.
- Какие слова мы называем родственными?
– Как называется общая часть родственных слов?
– Как по-другому называются родственные слова?
- Зачем нам нужно умение находить однокоренные слова?
– Где нам могут пригодиться знания об однокоренных словах?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Подбор и написание однокоренных слов" (3 класс)
Приложеный материал содержит конспект и презентацию, соответствующие типу урока: урок первичного предъявления новых знаний или универсальных учебных действий (УУД)....
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ: "ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВАХ". 2 КЛАСС
Цели: ознакомить с признаками однокоренных слов.Задачи: формировать представление о родственных словах, о корне слова;- учить подбирать и сравнивать родственные слова, выделять корень слова;- развиват...
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по разделу "Слово в языке и речи"
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по разделу "Слово в языке и речи"...
Урок русского языка 2класс «УМК» Школа России. Тема: Правописание слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным
Цель урока: развивать орфографическую зоркость в написании слов сизученными орфограммами.Задачи урока:Предметныедать понятие о правиле проверки парных согласных в корне слов;сравнение согласных букв ...
Словарные слова по русскому языку. 2 класс. Учебник В.П.Канакиной "Русский язык" по программе "Школа России"
В документе содержатся словарные слова, изучаемые во 2 классе. Слова разбиты на группы, согласно букве, написание которой надо запомнить....
Проект для 4 класса (образец работы ученика) по русскому языку ,логопедическому уроку на тему - "Корень"(часть слова)
Про корни с проверяемыми гласными. Чтобы не ошибиться в правописании безударного гласного, надо слово изменить или подобрать такое родственное слово, в котором бы этот гласный оказался под ...
Предмет РУССКИЙ ЯЗЫК Класс 3 («Школа России») Тема: «Упражнение в изменении существительных по числам и определении рода»
Тема: «Упражнение в изменении существительных по числам и определении рода». Тип урока:...