КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ: "ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВАХ". 2 КЛАСС
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Алексеева Татьяна Владимировна

Цели: ознакомить с признаками однокоренных слов.

Задачи: формировать представление о родственных словах, о корне слова;

- учить подбирать и сравнивать родственные слова, выделять корень слова;

- развивать мышление, воображение, речь;

- способствовать воспитанию любви к красоте слова.

Тип урока: объяснение нового материала.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять в словах корень, применять правило единообразного написания корня в родственных словах, группировать слова по общему корню, подбирать родственные слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Класс: 2 «Б»

Тема: «Общее понятие об однокоренных словах».

Цели: ознакомить с признаками однокоренных слов.

Задачи: формировать представление о родственных словах, о корне слова;

- учить подбирать и сравнивать родственные слова, выделять корень слова;

- развивать мышление, воображение, речь;

- способствовать воспитанию любви к красоте слова.

Тип урока: объяснение нового материала.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять в словах корень, применять правило единообразного написания корня в родственных словах, группировать слова по общему корню, подбирать родственные слова.

Оборудование: учебник Т.Г. Рамзаевой, презентация, карточки с заданием.

План урока:

I.Орг. момент.

II. Словарная работа

III. Самоопределение к деятельности

IV. Работа по теме урока

  1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня
  2. Работа по учебнику

V.Закрепление изученного материала.

  1. Работа по учебнику
  2. Работа с грамматической сказкой

VI.Рефлексия

VII.Итог урока

VII.Домашнее задание

Этапы урока

Содержание

I.Орг.момент

-Здравствуйте, ребята!

-Откройте тетради, запишите число и классная работа. (1У2 диктует).

II.Словарная работа

- Вдруг ветер-озорник пробежал по верхушкам деревьев. И посмотрите, что он сделал. В словарных словах все гласные буквы унёс с собой.

-Давайте вернём гласные буквы на свои места.                                                                                                 (слайд 1)

- Какие слова получились? Прочитайте. (Лопата, молоко, пенал, корова, товарищ, учительница.)

- Запишите слова в столбик с маленькой буквы и расставьте ударение.

- Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и сверьте с доской. (слайд 2)

III.Самоопределение к деятельности

(На доске записаны слова)

Лес, лесной, лесник, лестница, перелесок.

- Найдите лишнее слово. (Лестница. Все остальные слова имеют общее значение.)

- Попробуйте сформулировать тему урока. (Родственные (однокоренные) слова).

IV.Работа по теме урока

1.Наблюдение над однокоренными словами, значением корня

2.Работа по учебнику

- А сейчас мы подошли к главному моменту нашего урока: нам предстоит провести исследование и ответить на вопросы:

  • Какие слова называются однокоренными. Каковы признаки однокоренных слов.

- А начнём мы со сказки.

Жил-был корень -сад-. Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.

  • Как вы думаете, дети, какие слова могли вырасти на этом дереве? (садик, садовник, посадил, посадка, садовый, приусадебный и т.д.)

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым

Был он только словом.

  • Хотите сами стать такими садовниками? Давайте посадим слово-корень -лес-, закончив цепочку однокоренными словами. (Учащиеся работают в тетрадях)

Это слово, слово-корень

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло -

Стало много новых слов. Каких?

Лесник, лесной, лесничий, лесовик…

  • Выделите корень. Прочитайте только корень. Вы поняли, что означает это слово?
  • Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова? Какой вывод сделаем? (В корне заключён смысл слова.  Это главная часть слова. От него «растут» другие слова.)                                
  • - Перечертите схему в справочник.                                        (слайд 3)

- Давайте прочитаем, как об этом говорится в учебнике? (стр.43)

  • - Какие слова называются родственными? (Родственными словами называются те слова, которые имеют общую часть и общее значение.)
  • - Как называется общая часть? (Корень.)
  • - Какие слова называются однокоренными? (Родственные.)

V.Закрепление изученного материала.

1.Работа по учебнику

2.Работа с грамматической сказкой

-А теперь внимание!

Самостоятельное задание. Как настоящие исследователи вы должны подтвердить полученные выводы на практике.

- Стр. 43 упр. 291. Сейчас мы поучимся находить в словах общую часть. Посовещайтесь друг с другом и устно выполните задание.

- Ученики выполняют задание, проговаривая устно и сравнивая с доской.                                                                                    (слайд 4)

- Откройте стр.44 упр.292. Рассмотрите рисунки. Какие деревья на них изображены? (Сосна, кедр, ель.)

- Что интересного вы о них знаете? (Ответы детей.)

- А как такие деревья называются? ( Хвойные.)

- Напишите в столбики название дерева и название шишки. (1 ученик у доски). Сравните, чем сходны между собой слова в каждом столбике.

- А сейчас я прочитаю вам сказку. Сказка называется «Чужак».

   Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

    Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

- Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (Водитель.)

- Почему? (Это слово имеет другое значение.)

- Почему гости не сразу приметили чужака? (В этом слове тоже корень -вод-.)

- Помогите найти ему своих родственников. (Водит, доводить, проводить, заводной, обводить.)

- Составьте список родственников Воды и допишите тех из её родни, кто не пришёл к ней в гости в этот раз. Выделите корень. (Вода, водица, подводник, водолаз, водопад, водомерка, водоросли, водичка, водяной, водный.)

VI.Рефлексия

- На ваших столах лежат карточки с заданием. Ваша задача – найти в каждом столбике лишние слова и вычеркнуть их.             (слайд 5)

- Какие слова называются однокоренными? (Слова, у которых одинаковый корень.)

- Назовите признаки однокоренных слов. (Общий корень и общее значение.)

- Встаньте те, кто считают, что работали сегодня на «5», на «4», на «3».

VII.Итог урока

- Что нового узнали на уроке? (Ответы детей.)

VIII.Домашнее задание

Стр. 44 упр. 293. Вам нужно списать слова и выделить общую (одинаковую) часть.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

л..п..т.. м..л..к.. п..н..л к..р..в.. т..в..р..щ ..ч..т..льн..ц..

Слайд 2

л о п ` а т а м о л о к ` о п е н ` а л к о р ` о в а т о в ` а р и щ у ч ` и т е льн и ц а

Слайд 3

Близкие по смыслу Корень слова (общая часть) Однокоренные слова

Слайд 4

Чай - чайник сухой - сухарь варить - варенье соль - солонка

Слайд 5

лиса лист лисонька лисий ЛИС морской моряк море мороз вода водичка водный водитель МОР ВОД



Предварительный просмотр:

Я, Алексеева Татьяна Владимировна, учитель начальных классов, стаж работы - 2 года. Образование среднее специальное. Мой 2Б класс — это мой первый набор.

Место урока

Тему урока: «Общее понятие об однокоренных словах».

Цели урока: обучающиеся научатся выделять в словах общую часть, применять правило единообразного написания корня в родственных словах, сравнивать родственные слова; обучающийся получит возможность научиться различать слова с одинаковым корнем, но с разным лексическим значением.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся находить корень в словах, подбирать однокоренные слова.

Метапредметные:

Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; умение строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные: оценивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками; договариваться о распределении работы между собой и соседом; уметь слушать и слышать друг друга; умение находить и исправлять ошибки в работе соседа.

Личностные: формирование позитивной самооценки; развитие критического мышления.

Задачи я поставила к каждому этапу урока.

Орг.момент  -  создать условия для организации деятельности учащихся.

Самоопределение к деятельности. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня

-Учебно-практическая задача, направленная на формирование ценностно - смысловых установок (показало умение выражения ценностных суждений).

-Учебно-практическая задача, направленная на формирование навыка разрешения проблемы через установление закономерности.

Чтение правила

Учебно - познавательная задача, направленная на формирование умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний.

Закрепление изученного материала. Работа по учебнику

- Решалась учебно-практическая задача, направленная на формирование и оценку навыка сотрудничества (требовалась совместная работа в парах с распределением ответственности за конечный результат. А также решалась учебно-познавательная задача, направленная на формирование навыка самостоятельной работы, интеграции полученных знаний как результат использования логических операций: сравнение, анализ, обобщение, классификация по родовым признакам, построение рассуждений.

Работа с грамматической сказкой

Решение учебно-практической задачи, направленной на формирование навыка разрешения проблемы, требующее принятия решения в ситуации неопределенности.

Рефлексия. Учебно-познавательная задача, направленная на формирование и оценку навыка рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки собственной учебной деятельности и с позиции соответствия учебной задачи и целям урока.

Домашнее задание

Учебно-познавательная задача, направленная на перенос (интеграции) полученных знаний на практике.

Тип урока — открытие новых знаний.

Вид урока — традиционный.

Урок начался с организационного момента. Я постаралась создать доброжелательную атмосферу.

Этапы урока были четко соблюдены. Обратная связь была продуктивной. В соответствии с требованиями стандарта обязательным этапом урока является словарная работа и физминутка, но исходя из конкурсного временного регламента — 35 минут, я посчитала возможным исключить эти этапы урока. Но на обычном уроке всегда присутствуют эти этапы урока.

План урока присутствовал. Считаю, что логика изложения нового материала доступна в соответствии с возрастными особенностями детей. Изложение нового материала основывалось на принцип научности.

Стараюсь на уроке уважительно и внимательно выслушать отвечающего, независимо от уровня его успеваемости. К ученикам в основном обращаюсь по имени. Улыбаюсь детям на уроке, а вот прикосновения стараюсь не использовать, т.к. не все дети это нормально воспринимают.  С учениками на уроке я соблюдаю субардинацию, стараюсь им помогать в точных и полных ответах на вопросы, мы общими усилиями формулируем выводы. Стиль общения присутствует такой, как сотрудничество, совместная работа и ведущая деятельность меня, как учителя.

Гигиенические требования к кабинету соответствуют санитарным нормам. В процессе урока присутствовала смена видов деятельности учащихся с чередованием позы.

Урок начинается со стимулирующего введения — гимнастика для пальцев. В течении урока меняются формы учебной деятельности: самостоятельная, фронтальная, групповая, парная работа. Считаю, что внимание у ребят было на оптимальном уровне.

На уроке присутствовали такая форма контроля, как самоконтроль. Планировалась взаимопроверка, но к сожалению, из-за нехватки времени посчитала эту форму контроля опустить.

Рефлексия проводилась на каждом этапе урока. В конце урока был использован методический прием, который называется «Пирамида».

Попыталась провести подготовку обучающихся к воспроизведению нового материала, заинтересовать.

Новый материал дается с помощью подходящих и понятных учащимся слов в соответствии с их возрастной психологией.

Используемые методы для развития личности:

  • объяснительно - иллюстративный (упражнение, беседа, практическая работа);
  • репродуктивный метод (выполнение заданий по образцу, работа с книгой);
  • проблемно — сообщающий (объяснение причин различия в фактах, процессах);
  • частично — поисковый (перенос общих признаков известного на новое).

Тем урока — средний, но ребята могут намного лучше. Возможно, не сомгли полностью раскрыться при виде камеры.

Система оценивания учащихся — метод накопительной оценки + методический прием «Пирамида». В процессе урока, я наблюдала, кто из ребят много отвечал на вопросы, просмотрела работу в тетрадях + их самооценка.

Активность учащихся на урке средняя.

На уроке использовались такие наглядные пособия, как схемы и презентация. Дидактический материал — карточки с заданием.

Развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных учебно универсальных действий. На развитие познавательного интереса были использованы эмоционально — привлекательные задания и задания с недостающими и лишними данными, а также творческие задания.  А также самостоятельная работа — по заданному образцу, по правилам.

Формы обучения — индивидуальная, парная, групповая и общеклассная.

Метапредметная связь -

Межпредметная связь — это связь с окружающим миром при выполнении упр. 292.

Материал был подан логично, выводы и обобщения старались делать после  каждого этапа урока. Четко виден переход от одного этапа урока к другому.

Наверное, не только дети, но и я растерялась, что забыла, как планировалось, спросить у ребят, какие открытия они для себя сделали и что нового узнали.

Уровень усвоения информации — продуктивно-творческий.

Домашнее задания было задано учитывая уровень класса. Инструктаж по выполнению я провела. Урок был окончен в соответствии с конкурсным требованием.

Считаю, что урок поставленных целей достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Общее понятие о глаголе"

Урок разработан в соответствии с программой по системе Л.В.занкова....

Конспект урока по русскому языку на тему "Общее понятие об имени существительном". 2 класс.

Конспект урока разработан по программе Школа России для учащихся 2 класса....

Конспект урока по русскому языку на тему "Общие грамматические признаки у слов каждой части речи" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: обратить внимание детей на наличие общих грамматических свойств у слов каждой части речи; показать роль слов каждой части речи в словесно...

Презентация " Урок русского языка по теме " Общее представление о правописании частей слова" 3класс

Презентация урока русского языка по теме " Общее представление о правописании частей слова" УМК " Школа России"3 класс...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Общие грамматические признаки имени прилагательного» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя:  закрепление знаний об имени прилагательном; развивать умение разбирать имена прилагательные как часть речи;Планируемые результатыПредметные:- закрепить знания об ...

Конспект урока по русскому языку по теме "Общее представление о корне и однокоренных словах".

Данный конспект урока поможет учителю дать представление о корне слова и однокоренных словах....

Технологическая карта по русскому языку по теме "Общее представление о частях речи" (2 класс) УМК: «Школа России 2014», учебник Русского языка: 2 кл.: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий– Ч.2.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: формирование понятия «части речи»Задачи урокаДидактические:формировать у обучающихся понятие «части речи;формировать у...