КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ: "ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВАХ". 2 КЛАСС
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Цели: ознакомить с признаками однокоренных слов.
Задачи: формировать представление о родственных словах, о корне слова;
- учить подбирать и сравнивать родственные слова, выделять корень слова;
- развивать мышление, воображение, речь;
- способствовать воспитанию любви к красоте слова.
Тип урока: объяснение нового материала.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять в словах корень, применять правило единообразного написания корня в родственных словах, группировать слова по общему корню, подбирать родственные слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ: "ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВАХ". 2 КЛАСС | 20.94 КБ |
prezentatsiya_09.03_russkiy_yazyk.ppt | 1.97 МБ |
samoanaliz.odt | 12.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
Класс: 2 «Б»
Тема: «Общее понятие об однокоренных словах».
Цели: ознакомить с признаками однокоренных слов.
Задачи: формировать представление о родственных словах, о корне слова;
- учить подбирать и сравнивать родственные слова, выделять корень слова;
- развивать мышление, воображение, речь;
- способствовать воспитанию любви к красоте слова.
Тип урока: объяснение нового материала.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять в словах корень, применять правило единообразного написания корня в родственных словах, группировать слова по общему корню, подбирать родственные слова.
Оборудование: учебник Т.Г. Рамзаевой, презентация, карточки с заданием.
План урока:
I.Орг. момент.
II. Словарная работа
III. Самоопределение к деятельности
IV. Работа по теме урока
- Наблюдение над однокоренными словами, значением корня
- Работа по учебнику
V.Закрепление изученного материала.
- Работа по учебнику
- Работа с грамматической сказкой
VI.Рефлексия
VII.Итог урока
VII.Домашнее задание
Этапы урока | Содержание |
I.Орг.момент | -Здравствуйте, ребята! -Откройте тетради, запишите число и классная работа. (1У2 диктует). |
II.Словарная работа | - Вдруг ветер-озорник пробежал по верхушкам деревьев. И посмотрите, что он сделал. В словарных словах все гласные буквы унёс с собой. -Давайте вернём гласные буквы на свои места. (слайд 1) - Какие слова получились? Прочитайте. (Лопата, молоко, пенал, корова, товарищ, учительница.) - Запишите слова в столбик с маленькой буквы и расставьте ударение. - Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и сверьте с доской. (слайд 2) |
III.Самоопределение к деятельности | (На доске записаны слова) Лес, лесной, лесник, лестница, перелесок. - Найдите лишнее слово. (Лестница. Все остальные слова имеют общее значение.) - Попробуйте сформулировать тему урока. (Родственные (однокоренные) слова). |
IV.Работа по теме урока 1.Наблюдение над однокоренными словами, значением корня 2.Работа по учебнику | - А сейчас мы подошли к главному моменту нашего урока: нам предстоит провести исследование и ответить на вопросы:
- А начнём мы со сказки. Жил-был корень -сад-. Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.
Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым Был он только словом.
Это слово, слово-корень Разрастаться стало вскоре. И плоды нам принесло - Стало много новых слов. Каких? Лесник, лесной, лесничий, лесовик…
- Давайте прочитаем, как об этом говорится в учебнике? (стр.43)
|
V.Закрепление изученного материала. 1.Работа по учебнику 2.Работа с грамматической сказкой | -А теперь внимание! Самостоятельное задание. Как настоящие исследователи вы должны подтвердить полученные выводы на практике. - Стр. 43 упр. 291. Сейчас мы поучимся находить в словах общую часть. Посовещайтесь друг с другом и устно выполните задание. - Ученики выполняют задание, проговаривая устно и сравнивая с доской. (слайд 4) - Откройте стр.44 упр.292. Рассмотрите рисунки. Какие деревья на них изображены? (Сосна, кедр, ель.) - Что интересного вы о них знаете? (Ответы детей.) - А как такие деревья называются? ( Хвойные.) - Напишите в столбики название дерева и название шишки. (1 ученик у доски). Сравните, чем сходны между собой слова в каждом столбике. - А сейчас я прочитаю вам сказку. Сказка называется «Чужак». Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать? - Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (Водитель.) - Почему? (Это слово имеет другое значение.) - Почему гости не сразу приметили чужака? (В этом слове тоже корень -вод-.) - Помогите найти ему своих родственников. (Водит, доводить, проводить, заводной, обводить.) - Составьте список родственников Воды и допишите тех из её родни, кто не пришёл к ней в гости в этот раз. Выделите корень. (Вода, водица, подводник, водолаз, водопад, водомерка, водоросли, водичка, водяной, водный.) |
VI.Рефлексия | - На ваших столах лежат карточки с заданием. Ваша задача – найти в каждом столбике лишние слова и вычеркнуть их. (слайд 5) - Какие слова называются однокоренными? (Слова, у которых одинаковый корень.) - Назовите признаки однокоренных слов. (Общий корень и общее значение.) - Встаньте те, кто считают, что работали сегодня на «5», на «4», на «3». |
VII.Итог урока | - Что нового узнали на уроке? (Ответы детей.) |
VIII.Домашнее задание | Стр. 44 упр. 293. Вам нужно списать слова и выделить общую (одинаковую) часть. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
л о п ` а т а м о л о к ` о п е н ` а л к о р ` о в а т о в ` а р и щ у ч ` и т е льн и ц а
Близкие по смыслу Корень слова (общая часть) Однокоренные слова
Чай - чайник сухой - сухарь варить - варенье соль - солонка
лиса лист лисонька лисий ЛИС морской моряк море мороз вода водичка водный водитель МОР ВОД
Предварительный просмотр:
Я, Алексеева Татьяна Владимировна, учитель начальных классов, стаж работы - 2 года. Образование среднее специальное. Мой 2Б класс — это мой первый набор.
Место урока
Тему урока: «Общее понятие об однокоренных словах».
Цели урока: обучающиеся научатся выделять в словах общую часть, применять правило единообразного написания корня в родственных словах, сравнивать родственные слова; обучающийся получит возможность научиться различать слова с одинаковым корнем, но с разным лексическим значением.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся находить корень в словах, подбирать однокоренные слова.
Метапредметные:
Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; умение строить речевое высказывание в устной форме.
Регулятивные: оценивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками; договариваться о распределении работы между собой и соседом; уметь слушать и слышать друг друга; умение находить и исправлять ошибки в работе соседа.
Личностные: формирование позитивной самооценки; развитие критического мышления.
Задачи я поставила к каждому этапу урока.
Орг.момент - создать условия для организации деятельности учащихся.
Самоопределение к деятельности. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня
-Учебно-практическая задача, направленная на формирование ценностно - смысловых установок (показало умение выражения ценностных суждений).
-Учебно-практическая задача, направленная на формирование навыка разрешения проблемы через установление закономерности.
Чтение правила
Учебно - познавательная задача, направленная на формирование умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний.
Закрепление изученного материала. Работа по учебнику
- Решалась учебно-практическая задача, направленная на формирование и оценку навыка сотрудничества (требовалась совместная работа в парах с распределением ответственности за конечный результат. А также решалась учебно-познавательная задача, направленная на формирование навыка самостоятельной работы, интеграции полученных знаний как результат использования логических операций: сравнение, анализ, обобщение, классификация по родовым признакам, построение рассуждений.
Работа с грамматической сказкой
Решение учебно-практической задачи, направленной на формирование навыка разрешения проблемы, требующее принятия решения в ситуации неопределенности.
Рефлексия. Учебно-познавательная задача, направленная на формирование и оценку навыка рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки собственной учебной деятельности и с позиции соответствия учебной задачи и целям урока.
Домашнее задание
Учебно-познавательная задача, направленная на перенос (интеграции) полученных знаний на практике.
Тип урока — открытие новых знаний.
Вид урока — традиционный.
Урок начался с организационного момента. Я постаралась создать доброжелательную атмосферу.
Этапы урока были четко соблюдены. Обратная связь была продуктивной. В соответствии с требованиями стандарта обязательным этапом урока является словарная работа и физминутка, но исходя из конкурсного временного регламента — 35 минут, я посчитала возможным исключить эти этапы урока. Но на обычном уроке всегда присутствуют эти этапы урока.
План урока присутствовал. Считаю, что логика изложения нового материала доступна в соответствии с возрастными особенностями детей. Изложение нового материала основывалось на принцип научности.
Стараюсь на уроке уважительно и внимательно выслушать отвечающего, независимо от уровня его успеваемости. К ученикам в основном обращаюсь по имени. Улыбаюсь детям на уроке, а вот прикосновения стараюсь не использовать, т.к. не все дети это нормально воспринимают. С учениками на уроке я соблюдаю субардинацию, стараюсь им помогать в точных и полных ответах на вопросы, мы общими усилиями формулируем выводы. Стиль общения присутствует такой, как сотрудничество, совместная работа и ведущая деятельность меня, как учителя.
Гигиенические требования к кабинету соответствуют санитарным нормам. В процессе урока присутствовала смена видов деятельности учащихся с чередованием позы.
Урок начинается со стимулирующего введения — гимнастика для пальцев. В течении урока меняются формы учебной деятельности: самостоятельная, фронтальная, групповая, парная работа. Считаю, что внимание у ребят было на оптимальном уровне.
На уроке присутствовали такая форма контроля, как самоконтроль. Планировалась взаимопроверка, но к сожалению, из-за нехватки времени посчитала эту форму контроля опустить.
Рефлексия проводилась на каждом этапе урока. В конце урока был использован методический прием, который называется «Пирамида».
Попыталась провести подготовку обучающихся к воспроизведению нового материала, заинтересовать.
Новый материал дается с помощью подходящих и понятных учащимся слов в соответствии с их возрастной психологией.
Используемые методы для развития личности:
- объяснительно - иллюстративный (упражнение, беседа, практическая работа);
- репродуктивный метод (выполнение заданий по образцу, работа с книгой);
- проблемно — сообщающий (объяснение причин различия в фактах, процессах);
- частично — поисковый (перенос общих признаков известного на новое).
Тем урока — средний, но ребята могут намного лучше. Возможно, не сомгли полностью раскрыться при виде камеры.
Система оценивания учащихся — метод накопительной оценки + методический прием «Пирамида». В процессе урока, я наблюдала, кто из ребят много отвечал на вопросы, просмотрела работу в тетрадях + их самооценка.
Активность учащихся на урке средняя.
На уроке использовались такие наглядные пособия, как схемы и презентация. Дидактический материал — карточки с заданием.
Развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных учебно универсальных действий. На развитие познавательного интереса были использованы эмоционально — привлекательные задания и задания с недостающими и лишними данными, а также творческие задания. А также самостоятельная работа — по заданному образцу, по правилам.
Формы обучения — индивидуальная, парная, групповая и общеклассная.
Метапредметная связь -
Межпредметная связь — это связь с окружающим миром при выполнении упр. 292.
Материал был подан логично, выводы и обобщения старались делать после каждого этапа урока. Четко виден переход от одного этапа урока к другому.
Наверное, не только дети, но и я растерялась, что забыла, как планировалось, спросить у ребят, какие открытия они для себя сделали и что нового узнали.
Уровень усвоения информации — продуктивно-творческий.
Домашнее задания было задано учитывая уровень класса. Инструктаж по выполнению я провела. Урок был окончен в соответствии с конкурсным требованием.
Считаю, что урок поставленных целей достиг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку по теме "Общее понятие о глаголе"
Урок разработан в соответствии с программой по системе Л.В.занкова....
Конспект урока по русскому языку на тему "Общее понятие об имени существительном". 2 класс.
Конспект урока разработан по программе Школа России для учащихся 2 класса....
Конспект урока по русскому языку на тему "Общие грамматические признаки у слов каждой части речи" 2 класс "Перспектива"
Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: обратить внимание детей на наличие общих грамматических свойств у слов каждой части речи; показать роль слов каждой части речи в словесно...
Презентация " Урок русского языка по теме " Общее представление о правописании частей слова" 3класс
Презентация урока русского языка по теме " Общее представление о правописании частей слова" УМК " Школа России"3 класс...
Конспект урока по русскому языку на тему: «Общие грамматические признаки имени прилагательного» (УМК "Перспектива")
Цели деятельности учителя: закрепление знаний об имени прилагательном; развивать умение разбирать имена прилагательные как часть речи;Планируемые результатыПредметные:- закрепить знания об ...
Конспект урока по русскому языку по теме "Общее представление о корне и однокоренных словах".
Данный конспект урока поможет учителю дать представление о корне слова и однокоренных словах....
Технологическая карта по русскому языку по теме "Общее представление о частях речи" (2 класс) УМК: «Школа России 2014», учебник Русского языка: 2 кл.: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий– Ч.2.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: формирование понятия «части речи»Задачи урокаДидактические:формировать у обучающихся понятие «части речи;формировать у...