Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Перспектива"
календарно-тематическое планирование (русский язык, 2 класс) на тему

  Пояснительная записка

 

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 2 в класса составлена в соответствии с требованиями:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г., № 373.
  • Примерных программ по учебным предметам  Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1 – 5-е изд.,– М.: Просвещение, 2011.
  • Сборник рабочих программ «Перспектива». 1-4 кл. М. «Просвещение».2011 г.
  •  Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №2» НМР РТ, откорректированной в   соответствии с учебным планом гимназии.
  •  Учебного плана образовательного учреждения на 2013-2014учебный год.
  • Положения о  порядке разработки  рабочей программы  по учебному предмету МБОУ «Гимназия №2»

 

Для реализации программного содержания используется  УМК по образовательной системе « Перспектива»:

Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч./ »: Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В-М.: «Просвещение»,2012. 

 

Учебники включены в федеральный перечень на 2013-2014 учебный год.

 

Уровень программы: базовый

 

Общая характеристика программы

Отличительной особенностью курса русского языка является коммуника­тивно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содер­жание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения род­ного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.

     Программа курса обеспечивает целостное изучение  русского языка в начальной школе за счёт реализации трёх принципов:

1)      коммуникативного;

2)      познавательного;

3)      принцип личностной  направленности обучения и творческой активности учащихся;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus.yaz2kl.doc478.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 2 в класса составлена в соответствии с требованиями:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г., № 373.
  • Примерных программ по учебным предметам  Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1 – 5-е изд.,– М.: Просвещение, 2011.
  • Сборник рабочих программ «Перспектива». 1-4 кл. М. «Просвещение».2011 г.
  •  Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №2» НМР РТ, откорректированной в   соответствии с учебным планом гимназии.
  •  Учебного плана образовательного учреждения на 2013-2014учебный год.
  • Положения о  порядке разработки  рабочей программы  по учебному предмету МБОУ «Гимназия №2»

Для реализации программного содержания используется  УМК по образовательной системе « Перспектива»:

Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч./ »: Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В-М.: «Просвещение»,2012.  

Учебники включены в федеральный перечень на 2013-2014 учебный год.

Уровень программы: базовый

Общая характеристика программы

Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.

     Программа курса обеспечивает целостное изучение  русского языка в начальной школе за счёт реализации трёх принципов:

  1. коммуникативного;
  2. познавательного;
  3. принцип личностной  направленности обучения и творческой активности учащихся;

Цели:

  • Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке формирование на этой основе знаковосимволического восприятия, логического мышления и воображения учащихся.
  • Социокультурная цель        изучения русского языка включает формирование        коммуникативных        компетенции учащихся

      как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.

   

Задачи:

  • Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
  • Освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  • Овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  • Воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову.

Место предмета в учебном плане. В федеральном базисном учебном плане на изучение русского языка отводится 5 часов в неделю, всего 170 часов. Программа составлена из расчета 4 часа в неделю по модели 4, рекомендованной Министерством образования и науки Республики Татарстан, № 7699/12 от 3.06.2012 г., 140 часов в год (35 учебных недель).

Из них:

Раздел

По плану РФ

(авторская

программа)

По плану РТ

(рабочая

программа)

Контрольный

диктант

Изложение

 Мир общения. Развитие речи.

20

14 ч

Собеседники

4 ч

3 ч

Слово, предложение и текст в речевом общении

11 ч

8 ч

1(обуч.)

Главный помощник в общении — родной язык

5 ч

2 ч

Фонетика, орфоэпия и графика

65 ч

51 ч

Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами

7 ч

Звук й и буква й 

2 ч

Звук э и буква э 

1 ч

1 ч

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме

7 ч

1

Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши,ча-ща,чу-щу, чк, чн, щн 

7 ч

Слог. Перенос слов

3 ч

2 ч

Ударение. Ударный слог

3 ч

3 ч

Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме

9 ч

3 ч

Правописание слов с непроверяемыми написаниями

2 ч

2 ч

Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме

9 ч

6 ч

Слова с удвоенными согласными

3 ч

5 ч

1

Непроизносимые согласные

3 ч

3 ч

Разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ)

7 ч

4 ч

Контрольная работа. Работа над ошибками.

2 ч

Лексика

20 ч

16 ч

Что рассказало слово

4 ч

4 ч

Имена собственные и нарицательные

3 ч

4 ч

Слова с несколькими значениями

2 ч

2 ч

Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению(омонимы)

1 ч

Слова, близкие по значению (синонимы)

3 ч

2 ч

Слова, противоположные по значению (антонимы)

2 ч

1 ч

Устойчивые сочетания слов

1 ч

Тематические группы слов

2 ч

1 ч

Контрольная работа. Работа над ошибками.

2 ч

Состав слова

15 ч

16 ч

 Как собрать и разобрать слово

1 ч

Корень — главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова

6 ч

5 ч

Приставка

3 ч

3 ч

Суффикс

2 ч

4 ч

1

Окончание

1 ч

Контрольная работа. Работа над ошибками.

2 ч

Морфология. Части речи

32 ч

21 ч

Что такое части речи

3 ч

2 ч

Имя существительное

7 ч

6 ч

Глагол

6 ч

6 ч

1

Имя прилагательное

9 ч

4 ч

Предлог

5 ч

3 ч

Контрольная работа. Работа над ошибками.

2 ч

Синтаксис

15 ч

11 ч

1

1(обуч.)

Повторение изученного за год.

3 ч

11 ч

 Всего:

170 ч.    

  140 ч    

 5 ч    

  2 ч  

                                                                                       

Гимназический компонент:

Дополнительный занимательный материал к каждой теме содержится в рубрике «Для любознательных».

Собеседники. - Факты из истории письменной речи.

Слово, предложение и текст. - Текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение. Типы предложений.. - Языковые  единицы.

Гласные и согласные звуки. -  Классификация звуков. Роль гласных и согласных звуков в речи. Орфограммы.

Твердые и мягкие согласные звуки. - Позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука.

Безударные гласные. - Алгоритм проверки безударных гласных в слове. Подбор родственных слов.

Что рассказало слово. - Этимология слова (происхождение его значения)

Части речи. - Морфологический разбор слова. Варианты окончаний имен существительных во множественном числе

Содержание  программы

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Разделы

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости — мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика[1]. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чущу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн,  щн;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож, рожь, мышь);

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Планируемые результаты.

Личностные:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  •  способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания ,письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметные:

  • начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
  • умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного);
  •  умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
  • способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

УМК

Для учителя

Для учащихся

Интернет-ресурсы

Прогр амма:

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Стандарты второго поколения. Начальная школа.,Москва “Просвещение”,2011г.

2. Сборник рабочих программ «Перспектива». 1-4 кл. М. «Просвещение».2011 г.

Учебник: 

Л.Ф.Климанова,Т.В.Бабушкина. Русский язык. 2класс  в 2 ч. (1-4). М.: «Просвещение», 2012г.

                                 

1. Л.Ф.Климанова,Т.В.Бабушкина. Русский язык. 2класс  в 2 ч. (1-4). М.: «Просвещение», 2012г.

2. Л.Ф.Климанова;. Т.В.Бабушкина, Русский язык. Методическое пособие. М.: «Просвещение», 2012г.

3. В.А.Синякова. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 2 класс. Москва. «ВАКО»,2012г.

4. А.О.Орг, Н.Г.Белицкая. Олимпиады по русскому языку. 2 класс. «Экзамен». Москва.2007 г.

Л.Ф.Климанова,Т.В.Бабушкина. Русский язык. 2класс  в 2 ч. (1-4). М.: «Просвещение», 2012г.

 

                                                             

 п/п

Тема

Кол – во

часов

Планируемые результаты

УУД

Дата проведения

план

факт

Мир общения. Развитие речи - 14 ч

Собеседники

      4ч

1

Представление о ситуации, общения, её компонентах: собеседники, тема и цель общения, способы и результат общения.

Выражение собственного мнения.

1

Уметь:

Ориентироваться в ситуации общения: выделять тему и цель общения, сопоставлять цель и результат общения.

Анализировать. сопоставлять способы общения в зависимости от ролевых отношений партнёров (взрослый —  ребёнок). Выделять в речи слова и предложения как средства общения. Строить высказывание в устной и письменной форме. Анализировать интонационно-звуковую сторону речи, устранять недочёты в произношении отдельных звуков и слов.  Наблюдать за мелодикой, темпом речи, силой голоса, изменять их в зависимости от речевой задачи. Обдумывать и планировать ответ, отбирать слова и выражения в зависимости от учебной задачи: объяснить, сообщить, убедить. Контролировать свою речь в процессе общения.  Проявлять творческую активность в процессе сотрудничества, выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий.  Соблюдать правила общения: проявлять к собеседнику внимание, терпение. 

Проявлять уважение к чужому мнению, опираться на морально-этические нормы. Составлять диалоги на заданные темы

Личностные:

- осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры;

- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;

- познавательный интерес к русскому языку.

Регулятивные:

1.Определять цель учебной деятельности:

- представлении о ситуации общения, ее компонентах: собеседники, тема и цель общения, способы и результат общения;

- различении устных и письменных форм речи;

- ознакомлении с историей речи, с требованиями кустной и письменной речи;

-  совершенствовании процесса восприятии речи: понимание смысла высказывания партнёра.

2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками:

 -ознакомлении с историей речи, с требованиями к устной и письменной речи;

-  совершенствовании процесса восприятии речи: понимание смысла высказывания партнёра. Представление об интонационной законченности предложения и смысловых частях высказывания, интонационной выразительности речи;

- различении функции слова и предложения; - определении типов предложений по цели высказывания и по интонации;

- выделении общих признаков текста, основных свойств и озаглавливании текста;

-определении типов текстов: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение;

- ознакомлении с основными языковыми единицами, их особенностями.

3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану:

- представлении о ситуации общения, ее компонентах: собеседники, тема и цель общения, способы и результат общения;

- различении устных и письменных форм речи;

- ознакомлении с историей речи, с требованиями к устной и письменной речи;

-  совершенствовании процесса восприятии речи: понимание смысла высказывания партнёра. Представление об интонационной законченности предложения и смысловых частях высказывания, интонационной выразительности речи;

- различении функции слова и предложения;

- определении типов предложений по цели высказывания и по интонации;

- выделении общих признаков текста, основных свойств и озаглавливании текста;

-определении типов текстов: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение;

- ознакомлении с основными языковыми единицами, их особенностями.

4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям. Определенным совместно с учителем:

Определенным совместно с учителем при:

- представлении о ситуации общения, ее компонентах: собеседники, тема и цель общения, способы и результат общения;

- различении устных и письменных форм речи;            - ознакомлении с историей речи, с требованиями к устной и письменной речи;

-  совершенствовании процесса восприятии речи: понимание смысла высказывания партнёра. Представление об интонационной законченности предложения и смысловых частях высказывания, интонационной выразительности речи;

- различении функции слова и предложения.

 Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, рабочей тетради на печатной основе, словарей при:

- определении корня, приставки, суффикса и окончания.

- составлении наглядно-образных моделей состава слова;

- назывании частей слова;

- нахождении  корня слова;

- подборе однокоренных слов;

- применении  нужного  алгоритма  для проверки корня;

- доказательстве  родства однокоренных слов, объяснении  общности их значения;

- выделении в слове приставки, суффикса;

- образовании  новых слов с помощью приставки и суффикса;

-различении предлогов  и приставок;

- правильном употреблении  окончания и объяснении  его роли для связи слов в предложении или в  словосочетании.

ориентироваться в учебнике и находить ответы в тексте, иллюстрациях при:

- определении корня, приставки, суффикса и окончания.

- составлении наглядно-образных моделей состава слова;

- назывании частей слова; - нахождении  корня слова;

- подборе однокоренных слов;

- применении  нужного  алгоритма  для проверки корня; - доказательстве  родства однокоренных слов, объяснении  общности их значения;        

 - выделении в слове приставки, суффикса;  

- образовании  новых слов с помощью приставки и суффикса;   -различении предлогов  и приставок;

- правильном употреблении  окончания и объяснении  его роли для связи слов в предложении или в  словосочетании.

Коммуникативные:

- выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий , формировать свои мысли в устной и письменной форме, аргументировать своё мнение и позицию;

составлять несложные монологические высказывания (устные и письменные),  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью при:

- определении корня, приставки, суффикса и окончания.

- составлении наглядно-образных моделей состава слова;

- назывании частей слова;

- нахождении  корня слова;

- подборе однокоренных слов;

- применении  нужного  алгоритма  для проверки корня;

- доказательстве  родства однокоренных слов, объяснении  общности их значения;

- выделении в слове приставки, суффикса;

- образовании  новых слов с помощью приставки и суффикса;

-различении предлогов  и приставок;

- правильном употреблении  окончания и объяснении  его роли для связи слов в предложении или в  словосочетании.

 

2

Язык — самое удобное и основное средство общения. Различение устных и письменных форм речи. Факты из истории письменной речи.

1

3

Требования к устной и письменной речи. Устные рассказы. Культура устной и письменной речи.

1

4.

Совершенствование процесса восприятия речи: понимание смысла высказывания партнёра, представление об интонационной законченности предложения и смысловых частях высказывания, интонационной выразительности речи.

1

Слово, предложение и текст в речевом общении

5

Различия функции слова и предложения.

1

Выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему; правильно оформлять его на письме и в устной речи. Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации. 

Определять тему текста, подбирать заглавия. Составлять план текста: на основе памяток, образцов, на основе выделения главной мысли в каждой смысловой части текста (с помощью учителя). Практически различать текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение.  Сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной, групповой и коллективной работы.

Использовать в общении деловые тексты (записки, письма, объявления, приглашения). Составлять текст заданного типа: описание, повествование, рассуждение. Письменно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 3—5 предложений на заданную тему. Писать изложение текста в 40—55 слов (с использованием вопросов) 

6

Типы предложений по цели высказывания и по интонации.

1

7

Текст. Признаки текста. Основные свойства текста.

1

8

Выделение самых общих признаков текста (состоит из предложений, связанных по смыслу, имеет тему и заглавие).

1

9

Заглавие текста. Последовательность  предложений в тексте. Смысловое единство предложений в тексте.

1

10

Типы текстов: текст- описание, текст-повествование, текст-рассуждение и их особенности.

1

11

План текста. Составление планов к данным текстам. Обучающее изложение по сказке К. Ушинского «Утренние лучи»

1

12

Работа над ошибками. Создание собственных текстов по предложенным планам. 

1

Главный помощник в общении — родной язык

13

Основные языковые единицы, их особенности. Общее представление о языке как знаковой системе.

1

Называть основные языковые единицы: звуки, буквы, слова, предложения, текст; определять их роль в речи.

 Сравнивать, различать языковые единицы.

 Объединять в группы языковые единицы. 

Давать определения основным языковым единицам

14

Простейшие наглядно-образные модели слов и предложений.

1

Фонетика, орфоэпия и графика - 54ч.

Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами

15

Классификация  различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков.

1

Рассказывать о гласных и согласных звуках, их классификации по наглядно-образной схеме Звукограда.

 Различать гласные и согласные звуки.

 Классифицировать согласные звуки: глухие и звонкие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные).

 Называть все буквы русского алфавита правильно, называть буквы в алфавитном порядке. 

Объяснять значение знания алфавита для работы с различными справочниками. 

Изображать буквы русского алфавита с помощью пластических движений рук, тела и рисунков

Личностные: 

- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;

- познавательный интерес к русскому языку

Регулятивные: 

1. определять цель учебной деятельности

2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками

3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану

4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям.

Познавательные:

Общеучебные:

-ориентироваться в учебнике  - назывании всех букв русского алфавита; - объяснении значения знания алфавита для работы с различными справочниками; - находить ответы на вопросы в учебном тексте, иллюстрациях при:

- рассказывании о гласных и согласных звуках; - различении гласных и согласных звуков и букв их обозначающих;

- классифицировании согласных звуков: глухие и звонкие (парные и непарные), твердые и мягкие(парные и непарные);

- назывании букв русского алфавита и объяснении значения знания  алфавита для работы с различными справочниками;

-  различении букв и и й;

- делении слов на части для переноса и знании правил переноса слов;

- орфографически верном написании слов с буквой э;

- формулировать  выводы в результате совместной работы класса и учителя при:

- классифицировании  гласных и согласных звуков по наглядно-образной схеме Звукограда.

Коммуникативные:

-умение общаться, строить монологическое высказывание, проявлять творческую активность в процессе сотрудничества при:

- рассказывании о гласных и согласных звуках; - различении гласных и согласных звуков и букв их обозначающих;                  - назывании букв русского алфавита и объяснении значения знания  алфавита для работы с различными справочниками;

- делении слов на части для переноса и знании правил переноса слов.

16

Различие звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных.

1

17

Алфавит. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности.

1

18

Сфера использования алфавитного порядка начальных букв слов. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

1

19

Роль гласных и согласных звуков в речи.

1

20

Передача звуков речи на письме.

1

21

Возможные расхождения произношения и написания.

1

22

Понятие орфограммы.  Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

1

Звук й и буква й 

23

Сравнение звуков и (гласного) и й (согласного).

1

Различать букву м, обозначающую согласный звук, и букву и, обозначающую гласный звук. 

Делить на части для переноса слова с буквой й

24

Перенос слов с буквой й в середине слова

1

Звук э и буква э 

1 ч

 25

Слова с буквой э в начале и в середине слова

1

Орфографически верно писать слова с буквой э

 Личностные: 

- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;

- познавательный интерес к русскому языку 

1.Определять цель учебной деятельности при:

-различении твердых и мягких согласных на основе их произношения; -обозначении мягкости согласных звуков на письме двумя способами: с помощью мягкого знака и гласных букв е, ё, и, ю, я, которые стоят после буквы мягкого согласного звука; - ознакомлении с позициями, в которых буквы  е, ё, и, ю, я обозначают два звука.

2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при:

-различении твердых и мягких согласных на основе их произношения; -обозначении мягкости согласных звуков на письме двумя способами: с помощью мягкого знака и гласных букв е, ё, и, ю, я, которые стоят после буквы мягкого согласного звука; - ознакомлении с позициями, в которых буквы  е, ё, и, ю, я обозначают два звука.

3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при:

-различении твердых и мягких согласных на основе их произношения; -обозначении мягкости согласных звуков на письме двумя способами: с помощью мягкого знака и гласных букв е, ё, и, ю, я, которые стоят после буквы мягкого согласного звука; - ознакомлении с позициями, в которых буквы  е, ё, и, ю, я 22.обозначают два звука.

4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям. Определенным совместно с учителем при:

-различении твердых и мягких согласных на основе их произношения; -обозначении мягкости согласных звуков на письме двумя способами: с помощью мягкого знака и гласных букв е, ё, и, ю, я, которые стоят после буквы мягкого согласного звука; - ознакомлении с позициями, в которых буквы  е, ё, и, ю, я обозначают два звука.

Познавательные:

- ориентироваться в учебнике и находить ответы в тексте, иллюстрациях при:

- составление рассказа по картинкам и вопросам;

- формировании  алгоритма обозначения мягкости согласных звуков на письме; - поиске ответов на проблемные вопросы.

Коммуникативные:

- вести диалог со взрослыми и сверстниками, планировать совместную деятельность с ними, оформлять свои мысли в устной и письменной форме при ; - различении твердых и мягких согласных на основе их произношения;

-обозначении мягкости согласных звуков на письме двумя способами: с помощью мягкого знака и гласных букв е, ё, и, ю, я, которые стоят после буквы мягкого согласного звука;

- ознакомлении с позициями, в которых буквы  е, ё, и, ю, я обозначают два звука.

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме

26

Парные и непарные по мягкости-твёрдости согласные звуки.

1

Обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, ю, я, и. 

Сопоставлять случаи обозначения мягкости согласных с помощью мягкого знака и с помощью букв е, ё, ю, я, и

 

27

Первый способ обозначения мягкости согласного звука на письме: с помощью мягкого знака.

1

28

29.

Второй способ обозначения мягкости согласного звука на письме: с помощью гласных е, ё, ю, я, и, которые стоят после буквы мягкого согласного звука.

Обозначения твердости согласного звука на письме: с помощью гласных а, о, у, ы, э, которые стоят после буквы твердого согласного звука.

1

1

30

 Контрольный диктант за 1 четверть по теме «Гласные и согласные звуки и буквы»». «В  парке». (стр.50, КИМ, 2012)

1

31

Работа над ошибками. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я

1

Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши,ча-ща,чу-щу, чк, чн, щн 

32

Сохранение традиции и написании данных буквосочетаний.

1

Писать слова с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. Объяснить, почему эти написания являются традиционными.

Личностные: 

- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;

- познавательный интерес к русскому языку

Регулятивные: 

1.Определять цель учебной деятельности

2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками

3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану

4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям. Определенным совместно с учителем

Познавательные:

- ориентироваться в учебнике и находить ответы в тексте, иллюстрациях; учитывать разные мнения, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Коммуникативные:

- выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий , формировать свои мысли в устной и письменной форме, аргументировать своё мнение и позицию;

-  составлять несложные монологические высказывания (устные и письменные),  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умения договариваться, выслушивать мнение собеседника

33

Буквосочетания жи-ши.

1

34

Буквосочетания ча-ща.

1

35

Буквосочетания чу-щу.

1

36

Буквосочетания чк, чн, щн.

1

37

Образование слов и форм слов с данными буквосочетаниями

1

Слог. Перенос слов

38

Гласные звуки как слогообразующие.

1

Проводить звуко-буквенный анализ слов;

делить слова на слоги;

определять количество слогов в слове;

переносить слова по слогам

Личностные:

- осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; - понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; - положительная мотивация к предмету «Русский язык»;  - познавательный интерес к русскому языку.

Регулятивные:

1.Определять цель учебной деятельности

2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками

3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану

4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям. Определенным совместно с учителем

Познавательные:

- ориентироваться в учебнике и находить ответы в тексте, иллюстрациях; учитывать разные мнения, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью при:

- делении слова на слоги и определении  количества слогов в слове;

- объяснении роли ударения в слове и его постановки в слове;

- нахождении ударного и безударного слогов;

- работа с орфоэпическим  и орфографическим словарями  и объяснении их назначения;

- нахождении в тексте слова с безударным гласным в корне;

- нахождении и объяснении орфограммы и использовании алгоритма ее проверки;

- подборе проверочного слова.

Логические:

- анализировать  смысловую связь между родственными словами;

- выбирать  проверочное слово из двух предложенных;

- группировать  слова в зависимости от места ударения.

Коммуникативные:

- выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий , формировать свои мысли в

устной и письменной форме, аргументировать своё мнение и позицию при:

- делении слова на слоги и определении  количества слогов в слове;

- объяснении роли ударения в слове и его постановки в слове;

- нахождении ударного и безударного слогов;

- работа с орфоэпическим  и орфографическим словарями  и объяснении их назначения;

- нахождении в тексте слова с безударным гласным в корне;

- нахождении и объяснении орфограммы и использовании алгоритма ее проверки;

- подборе проверочного слова.

 

Определение количества слогов в слове.

 

39

Правила переноса слов.

1

Ударение. Ударный слог

3 ч

40

Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Роль ударения в слове. Способы определения ударного слога в слове.

1

Объяснять роль ударения в слове, ставить ударение, находить ударный и безударные слоги.

 Работать с орфоэпическим словарём, объяснять его назначение. Находить в тексте слова с безударными гласными в корне. Находить и объяснять орфограмму, использовать алгоритм её проверки.

41

Различение слов-омографов (одинаково пишутся, но произносятся с разным ударением).

1

42

Произношение слов с верным ударением как признак грамотной, культурной речи. Работа с орфоэпическим словарём

1

Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме

3 ч

43

Возможность передачи одинаковых гласных звуков в безударном положении разными буквами.

1

Подбирать проверочные слова

44

Алгоритм проверки безударных гласных в слове.

1

45

Подбор родственных слов для проверки безударного гласного в слове.

1

Правописание слов с непроверяемыми написаниями

2 ч

46

Распределение слов с непроверяемыми написаниями по тематическим группам.

1

Находить в слове и объяснять орфограмму (слова с непроверяемым написанием). 

Записывать под диктовку словарные слова без ошибок, пропусков и искажений. 

Работать с орфографическим словарём

47

Развитие навыков работы с орфографическим словарём

1

Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме

6 ч

48

Парные по звонкости-глухости согласные звуки.

1

Объяснять случаи обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами. 

Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание парных по звонкости-глухости согласных в корне слова). 

Изменять слово так, чтобы орфограмму можно было проверить. Писать орфографически правильно слова с парными по звонкости-глухости согласными в корне слова

Личностные:

- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;

- познавательный интерес к русскому языку при

 Регулятивные:

1.Определять цель учебной деятельности при:

- объяснении случаев обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами; -нахождении в слове и объяснении орфограммы( правописание  парных по звонкости-глухости

согласных, непроизносимых согласных в корне слова) и способов ее проверки; -  нахождении и объяснении орфограммы - слов с удвоенными согласными; -орфографически верном написании слов с парными согласными, непроизносимыми  и удвоенными согласными; - определении слов, не содержащих непроизносимые согласные.

2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при:

- объяснении случаев обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами; -нахождении в слове и объяснении орфограммы( правописание  парных по звонкости-глухости согласных, непроизносимых согласных в корне слова) и способов ее проверки; -  нахождении и объяснении орфограммы - слов с удвоенными согласными; -орфографически верном написании слов с парными согласными, непроизносимыми  и удвоенными согласными; - определении слов, не содержащих непроизносимые согласные.

3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при:

- объяснении случаев обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами; -нахождении в слове и объяснении орфограммы( правописание  парных по звонкости-глухости

согласных, непроизносимых согласных в корне слова) и способов ее проверки; -  нахождении и объяснении орфограммы - слов с удвоенными согласными; -орфографически верном написании слов с парными согласными, непроизносимыми  и удвоенными согласными;  - определении слов, не содержащих непроизносимые согласные.

4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям. Определенным совместно с учителем при:

- объяснении случаев обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами; -нахождении в слове и объяснении орфограммы (правописание  парных по звонкости-глухости

(правописание  парных по звонкости-глухости  согласных, непроизносимых согласных в корне слова) и способов ее проверки; - нахождении и объяснении орфограммы -слов с удвоенными согласными; -орфографически верном написании слов с парными согласными, непроизносимыми  и удвоенными согласными.; - определении слов, не содержащих непроизносимые согласные.

Познавательные:

ориентироваться в учебнике и находить ответы в тексте, иллюстрациях; учитывать разные мнения, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью при:

-объяснении случаев обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами; -орфографически верном написании слов с парными согласными, непроизносимыми  и удвоенными согласными. - определении слов, не содержащих непроизносимые согласные; - извлечение необходимой информации из текстов при: - объяснении случаев обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами;

- нахождении в слове и объяснении орфограммы (правописание  парных по звонкости-глухости согласных, непроизносимых согласных в корне слова) и способов ее проверки; - нахождении и объяснении орфограммы -слов с удвоенными согласными;

- определении слов, не содержащих непроизносимые согласные;

Коммуникативные:

выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий , формировать свои мысли в устной и письменной форме, аргументировать своё мнение и позицию при:

- объяснении случаев обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами; - согласных, непроизносимых согласных в корне слова) и способов ее проверки; - нахождении и объяснении орфограммы -слов с удвоенными согласными;

- орфографически верном написании слов с парными согласными, непроизносимыми  и удвоенными согласными.

49

Возможность обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами.

1

50

Способы проверки парных по звонкости-глухости согласных в конце и в середине слова.

1

51

Алгоритм проверки парных по звонкости-глухости согласных звуков.

1

52

Способы проверки парных по звонкости-глухости согласных звуков путём изменения слова

1

53

Способы проверки парных по звонкости-глухости согласных звуков путём подбора родственных слов

1

Слова с удвоенными согласными

5 ч

54

Удвоенные согласные как орфограмма.

1

Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание удвоенных согласных). 

Писать орфографически правильно слова с удвоенными согласными

55

Работа с орфографическим словарём.

1

56

Перенос слов с удвоенными согласными

1

57

Контрольный диктант за 2 четверть. «Наше село» (стр.49, КИМ, 2012)

1

58

Работа над ошибками. Фонетический разбор слова.

1

Непроизносимые согласные

(3 ч)

59

Алгоритм способа проверки слов с непроизносимыми согласными.

1

Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с непроизносимыми согласными).

 Писать орфографически правильно слова с непроизносимыми согласными

60

Слова, не содержащие непроизносимых согласных.

1

61

Способы проверки непроизносимых согласных.

1

Разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ)

4 ч

62

Две функции мягкого знака.

1

Наблюдать за употреблением разделительного твёрдого знака. Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с разделительным мягким знаком).

 Писать орфографически правильно слова с разделительным мягким знаком

Личностные:

- осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры;

- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

- положительная мотивация к предмету

Регулятивные:

1.Определять цель учебной деятельности при:

- наблюдении за употреблением разделительного твердого знака;

- нахождении в слове и объяснении орфограммы (правописание слов с разделительным мягким знаком);

- написании орфографически правильно слов  с разделительным мягким знаком.

2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при:

- наблюдении за употреблением разделительного твердого знака;

- нахождении в слове и объяснении орфограммы (правописание слов с разделительным мягким знаком); - написании орфографически правильно слов  с разделительным мягким знаком.

3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при:

- наблюдении за употреблением разделительного твердого знака;

- нахождении в слове и объяснении орфограммы (правописание слов с разделительным мягким знаком);

- написании орфографически правильно слов  с разделительным мягким знаком.

4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям. Определенным совместно с учителем при:

- наблюдении за употреблением разделительного твердого знака;

- нахождении в слове и объяснении орфограммы (правописание слов с разделительным мягким знаком); -  написании орфографически правильно слов  с разделительным мягким знаком.

Познавательные:

-  проявлять потребность в  творческом самовыражении при:

наблюдении за употреблением разделительного твердого знака;

- нахождении в слове и объяснении орфограммы (правописание слов с разделительным мягким знаком); - написании орфографически правильно слов  с разделительным мягким знаком ;

-эффективно работать с учебной книгой при:

наблюдении за употреблением разделительного твердого знака;

- нахождении в слове и объяснении орфограммы (правописание слов с разделительным мягким знаком); - написании орфографически правильно слов  с разделительным мягким знаком.

Коммуникативные:

- составлять несложные монологические высказывания (устные и письменные),  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью при:

наблюдении за употреблением разделительного твердого знака;

- нахождении в слове и объяснении орфограммы (правописание слов с разделительным мягким знаком); - написании орфографически правильно слов  с разделительным мягким знаком; - аргументировать свое мнение и позицию при:

наблюдении за употреблением разделительного твердого знака;

- нахождении в слове и объяснении орфограммы (правописание слов с разделительным мягким знаком); - написании орфографически правильно слов  с разделительным мягким знаком. - сотрудничать с учителем и одноклассниками

63

Употребление разделительного мягкого знака после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и.

1

64

Первичные наблюдения за употреблением разделительного твёрдого знака ъ

1

65

Слова с разделительным мягким знаком

1

Лексика (16 часов)

Что рассказало слово

4 ч

Составлять двусторонние модели слов, различать значение слова и его звуко-буквенную форму. 

Сопоставлять слова по звуко-буквенному составу и по значению, классифицировать слова по различным критериям, находить слово с обобщающим значением для тематической группы слов. Пользоваться лингвистическими словарями (орфографическим и толковым). 

Принимать участие в составлении учебных лингвистических словарей (орфографического, толкового)

Личностные:

- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;

- познавательный интерес к русскому языку

Регулятивные:

1.Определять цель учебной деятельности при:

 - различении в слове две стороны: звучание и значение;

- составлении  двусторонней модели слов; - пользовании лингвистическими словарями; - распознавании  имен собственных и нарицательных; - объяснении  принципа возникновения нескольких значений у одного слова;

- различении синонимов  и антонимов; - объяснении  семантики  фразеологических оборотов и использовании их в речи;

- понимании  языка как знаковой  системы, выполняющей  функцию замещения предметов (действий и свойств) окружающего мира.

2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при:

- различении в слове две стороны: звучание и значение;

- составлении  двусторонней модели слов;

- пользовании лингвистическими словарями; - распознавании  имен собственных и нарицательных; - объяснении  принципа возникновения нескольких значений у одного слова;

- различении синонимов  и антонимов; - объяснении  семантики  фразеологических оборотов и использовании их в речи;

- понимании  языка как знаковой  системы, выполняющей  функцию замещения предметов (действий и свойств) окружающего мира.

3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при:

- различении в слове две стороны: звучание и значение;

- составлении  двусторонней модели слов; - пользовании лингвистическими словарями; - распознавании  имен собственных и нарицательных; - объяснении  принципа возникновения нескольких значений у одного слова;

- различении синонимов  и антонимов; - объясни  семантики  фразеологических оборотов и использовании их в речи;

- понимании  языка как знаковой  системы, выполняющей  функцию замещения предметов (действий и свойств) окружающего мира.

4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям. Определенным совместно с учителем при:

- различении в слове две стороны: звучание и значение;

- составлении  двусторонней модели слов; - пользовании лингвистическими словарями; - распознавании  имен собственных и нарицательных; - объяснении  принципа возникновения нескольких значений у одного слова;

- различении синонимов  и антонимов; - объяснении  семантики  фразеологических оборотов и использовании их в речи;               - понимании  языка как знаковой  системы, выполняющей  функцию замещения предметов (действий и свойств) окружающего мира.

Познавательные:

Общеучебные:

- различении в слове две стороны: звучание и значение;               - пользовании лингвистическими словарями; - распознавании  имен собственных и нарицательных; - различении синонимов  и антонимов; - объясни  семантики  фразеологических оборотов и использовании их в речи;  - различении в слове две стороны: звучание и значение; - составлении  двусторонней модели слов;

- пользовании лингвистическими словарями; - распознавании  имен собственных и нарицательных; - объяснении  принципа возникновения нескольких значений у одного слова;

- различении синонимов  и антонимов; - объясни  семантики  фразеологических оборотов и использовании их в речи;

- понимании  языка как знаковой  системы, выполняющей  функцию замещения предметов (действий и свойств) окружающего мира;

- проявлять учебную самостоятельность и потребность в творческом самовыражении при:

- различении в слове две стороны: звучание и значение;

- составлении  двусторонней модели слов; - пользовании лингвистическими словарями; - распознавании  имен собственных и нарицательных; - объяснении  принципа возникновения нескольких значений у одного слова;

- различении синонимов  и антонимов; - объясни  семантики  фразеологических оборотов и использовании их в речи;

- понимании  языка как знаковой  системы, выполняющей  функцию замещения предметов (действий и свойств) окружающего мира;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях при:

- различении в слове две стороны: звучание и значение;

- составлении  двусторонней модели слов; - пользовании лингвистическими словарями; - распознавании  имен собственных и нарицательных; - объяснении  принципа возникновения нескольких значений у одного слова;

- различении синонимов  и антонимов; - объясни  семантики  фразеологических оборотов и использовании их в речи;

- понимании  языка как знаковой  системы, выполняющей  функцию замещения предметов (действий и свойств) окружающего мира.

Коммуникативные:

- выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий , формировать свои мысли в устной и письменной форме, аргументировать своё мнение и позицию;

-  составлять несложные монологические высказывания (устные и письменные),  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью при:

- различении в слове две стороны: звучание и значение;

- составлении  двусторонней модели слов; - пользовании лингвистическими словарями; - различении синонимов  и антонимов; - объясни  семантики  фразеологических оборотов и использовании их в речи;.

66

Слово как двусторонняя единица языка.

1

67

Различение в слове двух сторон: звучания и значения (с помощью простейших структурно-семантических моделей).

1

68

Обобщающее значение слова. Представление об однозначных и многозначных словах.

1

69

Этимология слова (происхождение его значения). Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

1

Имена собственные и нарицательные

4 ч

70

Различие в их функциях: называть целый ряд однородных предметов (имена нарицательные) или единичный предмет (имена собственные)

1

Распознавать имена собственные и имена нарицательные, различать их по функциям

71

Различие в их функциях: называть целый ряд однородных предметов (имена нарицательные)

1

72

Различие в их функциях: называть целый ряд единичных предметов (имена собственные)

1

73

Имена собственные и нарицательные

1

Слова с несколькими значениями

2 ч

74

Необходимые условия для переноса названия с одного предмета на другой.

1

Объяснять принцип возникновения нескольких значений у одного слова. 

Объяснять значение многозначного слова в конкретном тексте

75

Знакомство со словарями (орфографическим, толковым, орфоэпическим)

1

Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению(омонимы)

76

Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению(омонимы)

1

Различать слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению, и многозначные слова.

Слова, близкие по значению (синонимы)

2 ч

77

Синонимы, их роль в речи

1

Объяснять роль в речи синонимов как средства обогащения речи. Использовать синонимы в собственных высказываниях

78

Синонимы в собственных высказываниях

1

Слова, противоположные по значению (антонимы)

1 ч

79

Роль антонимов в речи

1

Подбирать антонимы к словам разных частей речи, находить антонимы в тексте и объяснять их роль

Устойчивые сочетания слов

80

Происхождение устойчивых сочетаний слов и их употребление в речи

1

Объяснять семантику фразеологических оборотов (наиболее употребительных) и использовать их в собственной речи

Тематические группы слов

1 ч

81

Распределение слов по тематическим группам

1

Распределять слова по тематическим группам, дополнять эти группы своими словами.

 Понимать язык (слово, предложение) как знаковую систему, выполняющую функцию замещения предметов (действий и свойств) окружающего мира

Состав слова – 16 ч.

Как собрать и разобрать слово

82

Слово как объединение морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих значение.

1

Наблюдать за строением слова на наглядно-образных моделях. Составлять наглядно-образные модели состава слова.

Называть части слова

Личностные:

- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;

- познавательный интерес к русскому языку

Регулятивные:

1.Определять цель учебной деятельности при:

 - определении корня, приставки, суффикса и окончания.

- составлении наглядно-образных моделей состава слова;

- назывании частей слова; - нахождении  корня слова;

- подборе однокоренных слов; - применении  нужного  алгоритма  для проверки корня; - доказательстве  родства однокоренных слов, объяснении  общности их значения;

- выделении в слове приставки, суффикса; - образовании  новых слов с помощью приставки и суффикса; -различении предлогов  и приставок; - правильном употреблении  окончания и объяснении  его роли для связи слов в предложении или в  словосочетании.

2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при:

- определении корня, приставки, суффикса и окончания.

- составлении наглядно-образных моделей состава слова;

- назывании частей слова; - нахождении  корня слова;

- подборе однокоренных слов; - применении  нужного  алгоритма  для проверки корня; - доказательстве  родства однокоренных слов, объяснении  общности их значения;

- выделении в слове приставки, суффикса; - образовании  новых слов с помощью приставки и суффикса; -различении предлогов  и приставок; - правильном употреблении  окончания и объяснении  его роли для связи слов в предложении или в  словосочетании.

3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при:

- определении корня, приставки, суффикса и окончания; - составлении наглядно-образных моделей состава слова; - назывании частей слова; - нахождении  корня слова; - подборе однокоренных слов; - применении  нужного  алгоритма  для проверки корня; - доказательстве  родства однокоренных слов, объяснении  общности их значения; - выделении в слове приставки, суффикса; - образовании  новых слов с помощью приставки и суффикса; -различении предлогов  и приставок;

- правильном употреблении  окончания и объяснении  его роли для связи слов в предложении или в  словосочетании.

4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям. Определенным совместно с учителем при:

- определении корня, приставки, суффикса и окончания;

- составлении наглядно-образных моделей состава слова;

- назывании частей слова; - нахождении  корня слова; - подборе однокоренных слов; - применении  нужного  алгоритма  для проверки корня; - доказательстве  родства однокоренных слов, объяснении  общности их значения; - выделении в слове приставки, суффикса; - образовании  новых слов с помощью приставки и суффикса; -различении предлогов  и приставок;

- правильном употреблении  окончания и объяснении  его роли для связи слов в предложении или в  словосочетании.

Познавательные;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, рабочей тетради на печатной основе, словарей при:

- определении корня, приставки, суффикса и окончания. - составлении наглядно-образных моделей состава слова; - назывании частей слова; - нахождении  корня слова; - подборе однокоренных слов; - применении  нужного  алгоритма  для проверки корня; - доказательстве  родства однокоренных слов, объяснении  общности их значения; - выделении в слове приставки, суффикса; - образовании  новых слов с помощью приставки и суффикса; -различении предлогов  и приставок;       - правильном употреблении  окончания и объяснении  его роли для связи слов в предложении или в  словосочетании; ориентироваться в учебнике и находить ответы в тексте, иллюстрациях при:

- определении корня, приставки, суффикса и окончания.

 - составлении наглядно-образных моделей состава слова;

- назывании частей слова; - нахождении  корня слова; - подборе однокоренных слов; - применении  нужного  алгоритма  для проверки корня; - доказательстве  родства однокоренных слов, объяснении  общности их значения; - выделении в слове приставки, суффикса; - образовании  новых слов с помощью приставки и суффикса; -различении предлогов  и приставок;

- правильном употреблении  окончания и объяснении  его роли для связи слов в предложении или в  словосочетании.

Коммуникативные:

- выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий , формировать свои мысли в устной и письменной форме, аргументировать своё мнение и позицию;

составлять несложные монологические высказывания (устные и письменные),  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью при:

- определении корня, приставки, суффикса и окончания; - составлении наглядно-образных моделей состава слова; - назывании частей слова; - нахождении  корня слова;

- подборе однокоренных слов; - применении  нужного  алгоритма  для проверки корня; - доказательстве  родства однокоренных слов, объяснении  общности их значения; - выделении в слове приставки, суффикса;- образовании  новых слов с помощью приставки и суффикса; -различении предлогов  и приставок; - правильном употреблении  окончания и объяснении  его роли для связи слов в предложении или в  словосочетании.

83

Наблюдения за строением слова на наглядно-образных моделях. Представление о значении суффиксов и приставок.

1

84

Первоначальное знакомство с составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

1

Корень — главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова

5 ч

85

Закрепление представления о единообразном написании корня, его семантической значимости.

1

Находить корень слова путём сопоставления однокоренных слов, подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи). 

Объяснять лексическое значение корня.

 Различать корни с омонимичным значением. 

Применять алгоритмы проверки безударных гласных и парных по звонкости-глухости согласных в корне слова.

 Проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова путём изменения формы слова или подбора однокоренных слов.

Применять нужный алгоритм для проверки орфограмм корня. Доказывать родство слов, объяснять общность их значения

86

 Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.

1

87

Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сопоставление однокоренных слов по значению и написанию.

1

88

Единообразное написание корня в родственных словах.

1

89

Правописание безударных гласных и парных по звонкости- глухости согласных в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов).

1

Приставка

3 ч

90

Приставка, её роль в слове.

1

Выделять в слове приставку, определять значение, которое придаёт слову приставка (простые случаи).

 Различать предлоги и приставки, писать предлоги раздельно с другими словами. 

Употреблять при написании слов разделительные мягкий и твёрдый знаки.

 Объяснять разницу в употреблении разделительных мягкого и твёрдого знаков

91

Значение, которое приставка придаёт слову.

1

92

Правописание разделительного твёрдого знака

1

Суффикс

4 ч

93

Роль суффикса в слове.

1

Выделять в слове суффикс, определять значение, которое придают слову суффиксы (простейшие случаи)

94

Значение некоторых суффиксов (уменьшительно-ласкательных, со значением действующего лица, детёныша животного и т. п.)

1

95

Контрольный диктант за 3 четверть. «Март». (стр.53, КИМ, 2012)

1

96

Работа над ошибками. Различение изменяемых и неизменяемых слов.

1

Окончание

97

Окончание, его основная функция и отличие от других частей слова

1

Правильно употреблять окончание (простейшие случаи ударного окончания), объяснять его роль для связи слов в предложении или в словосочетании

Морфология  - 21 час

Что такое части речи

2 ч

98

Части речи как группы слов, отвечающих на один и тот же вопрос и объединённых общим значением (предмета, признака предмета, действия).

1

Определять части речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам; правильно употреблять их в речи.

 Использовать в процессе выполнения заданий и усвоения грамматических понятий приёмы наглядно-образного и логического мышления

Личностные:

- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;

- познавательный интерес к русскому языку

Регулятивные:

1.Определять цель учебной деятельности при:

 -определении  частей  речи;

- выборе формы имен существительных из вариантов падежных окончаний;

- нахождении  в предложении глаголов и прилагательных  по вопросу и общему признаку действия и признака и определении их связи с именем существительным;

- определении  числа глаголов;

- применении  алгоритма определения различия между предлогом и приставкой.

2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при:

-определении  частей  речи;

- выборе формы имен существительных из вариантов падежных окончаний;

- нахождении  в предложении глаголов и прилагательных  по вопросу и общему признаку действия и признака и определении их связи с именем существительным;

- определении  числа глаголов;

- применении  алгоритма определения различия между предлогом и приставкой.

3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при:

-определении  частей  речи;

- выборе формы имен существительных из вариантов падежных окончаний;

- нахождении  в предложении глаголов и прилагательных  по вопросу и общему признаку действия и признака и определении их связи с именем существительным;

- определении  числа глаголов;

- применении  алгоритма определения различия между предлогом и приставкой.

4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям. Определенным совместно с учителем при:

-определении  частей  речи;

- выборе формы имен существительных из вариантов падежных окончаний;

- нахождении  в предложении глаголов и прилагательных  по вопросу и общему признаку действия и признака и определении их связи с именем существительным;

- определении  числа глаголов;

- применении  алгоритма определения различия между предлогом и приставкой.

Познавательные: 

- Потребность в творческом самовыражении  при:

-определении  частей  речи;

- выборе формы имен существительных из вариантов падежных окончаний;

- нахождении  в предложении глаголов и прилагательных  по вопросу и общему признаку действия и признака и определении их связи с именем существительным;

- определении  числа глаголов;

- применении  алгоритма определения различия между предлогом и приставкой.

- Эффективно работать с учебной книгой при:

-определении  частей  речи;

- выборе формы имен существительных из вариантов падежных окончаний;

- нахождении  в предложении глаголов и прилагательных  по вопросу и общему признаку действия и признака и определении их связи с именем существительным;

- определении  числа глаголов;

- применении  алгоритма определения различия между предлогом и приставкой.

Коммуникативные:

- составлять несложные монологические высказывания при:

-определении  частей  речи;

- выборе формы имен существительных из вариантов падежных окончаний;

- нахождении  в предложении глаголов и прилагательных  по вопросу и общему признаку действия и признака и определении их связи с именем существительным;

- определении  числа глаголов;

- применении  алгоритма определения различия между предлогом и приставкой.

- выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью при:

-определении  частей  речи;

- выборе формы имен существительных из вариантов падежных окончаний;

- нахождении  в предложении глаголов и прилагательных  по вопросу и общему признаку действия и признака и определении их связи с именем существительным;

- определении  числа глаголов;

- применении  алгоритма определения различия между предлогом и приставкой.

99

Создание представления о грамматическом значении (без введения термина) как о значении, свойственном целым группам слов.

1

Имя существительное

6 ч

100

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

1

Осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных.

 Выбирать формы имён существительных из вариантов падежных окончаний, употреблять эти формы в речи в соответствии с действующими нормами литературного языка. 

Определять число имён существительных

101

Имена существительные собственные и нарицательные.

1

102

Функциональные различия существительных собственных и нарицательных.

1

103

Основные семантические группы собственных имён существительных. Прописная буква в именах собственных.

1

104

Изменение имён существительных по числам.

1

105

Варианты окончаний имён существительных во множественном числе (граммов-грамм)

1

Глагол

6 ч

106

Глагол как часть речи. Значение и употребление в речи.

1

Находить в предложении глаголы по вопросу и общему значению действия.

 Определить число глаголов.

 Ставить вопросы к глаголам в  форме настоящего, прошедшего и будущею времени.

 Составлять рассказы по рисункам, используя глаголы

107

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение) не указывая.

1

108

Наблюдение за изменением глаголов по временам.

1

109

Роль глаголов в речи

1

110

Контрольный диктант за 4 четверть. «Весеннее  утро». (стр.67, КИМ, 2012)

1

111

Работа над ошибками. Составлять рассказы по рисункам, используя глаголы

1

Имя прилагательное

4 ч

112

Имя прилагательное как часть речи. Значение и употребление в речи.

1

Находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению, определять их связь с именами существительными. 

Классифицировать имена прилагательные на основе различий в их значении. 

Редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными, подбирая имена прилагательные с синонимическим или антонимическим значением

113

Изменение имён прилагательных по числам.

1

114

Роль имён прилагательных в речи.

1

115

Обобщение знаний об основных частях речи

1

Предлог

3 ч

116

Предлог, его роль в речи. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.

1

Применять алгоритм определения различия между предлогом и приставкой.

Выбирать предлоги в соответствии с литературными речевыми нормами

117

Раздельное написание предлогов с  другими словами.

1

118

Отличие предлогов от приставок. Различие написания приставок и предлогов

1

Синтаксис -  11 ч

119

Понятие о смысловой и интонационной законченности предложения. Прописная буква в начале предложения.  Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия).  

1

Оформлять предложение на письме в соответствии с правилами пунктуации. 

Составлять предложения, разные по цели высказывания. Находить в предложении главные члены.

Строить предложения, адекватно выражая основную мысль. Составлять текст с изученными орфограммами. 

Предлагать варианты проверки написанного слова и предложения; сравнивать записанный текст с образцом. 

Писать под диктовку предложения и тексты с изученными орфограммами

Уметь классифицировать свои ошибки.

Личностные:

- осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; - понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; - познавательный интерес к русскому языку.

Регулятивные:

1.Определять цель учебной деятельности при:

 - определении: главных членов предложения, типов предложения по цели высказывания и по интонации и типов текстов; - оформлении предложения на письме в соответствии с правилами пунктуации; - составлении предложений, разных по цели высказывания; - нахождении  главных  членов  предложения; - составлении текста с изученными орфограммами; - написании  под  диктовку предложения и текста с изученными орфограммами; - делении  сплошного  текста на предложения; - озаглавливании текста; - написании  записки, письма, приглашения.

2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при:

- определении: главных членов предложения, типов предложения по цели высказывания и по интонации и типов текстов; - оформлении предложения на письме в соответствии с правилами пунктуации; - составлении предложений, разных по цели высказывания; - нахождении  главных  членов  предложения; - составлении текста с изученными орфограммами; - написании  под  диктовку предложения и текста с изученными орфограммами; - делении  сплошного  текста на предложения; - озаглавливании текста; - написании  записки, письма, приглашения.

3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при:

- определении: главных членов предложения, типов предложения по цели высказывания и по интонации и типов текстов; - оформлении предложения на письме в соответствии с правилами пунктуации; - составлении предложений, разных по цели высказывания; - нахождении  главных  членов  предложения; - составлении текста с изученными орфограммами; - написании  под  диктовку предложения и текста с изученными орфограммами; - делении  сплошного  текста на предложения; - озаглавливании текста; - написании  записки, письма, приглашения.

4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям. Определенным совместно с учителем при:

 - определении: главных членов предложения, типов предложения по цели высказывания и по интонации и типов текстов;  - оформлении предложения на письме в соответствии с правилами пунктуации; - составлении предложений, разных по цели высказывания; - нахождении  главных  членов  предложения; - составлении текста с изученными орфограммами; - написании  под  диктовку предложения и текста с изученными орфограммами; - делении  сплошного  текста на предложения; - озаглавливании текста; - написании  записки, письма, приглашения.

Познавательные:

ориентироваться в учебнике при:

определении: главных членов предложения, типов предложения по цели высказывания и по интонации и типов текстов;

- оформлении предложения на письме в соответствии с правилами пунктуации; - составлении предложений, разных по цели высказывания; - нахождении  главных  членов предложения; - составлении текста с изученными орфограммами; - написании  под  диктовку предложения и текста с изученными орфограммами; - делении  сплошного  текста на предложения; - озаглавливании текста; - написании  записки, письма, приглашения;

 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя при:

- определении: главных членов предложения, типов предложения по цели высказывания и по интонации и типов текстов; - оформлении предложения на письме в соответствии с правилами пунктуации; - составлении предложений, разных по цели высказывания; - нахождении  главных  членов  предложения; - составлении текста с изученными орфограммами; - написании  под  диктовку предложения и текста с изученными орфограммами; - делении  сплошного  текста на предложения; - озаглавливании текста; - написании  записки, письма, приглашения.

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи при:

определении: главных членов предложения, типов предложения по цели высказывания и по интонации и типов текстов; - оформлении предложения на письме в соответствии с правилами пунктуации;

- составлении предложений, разных по цели высказывания;

- делении  сплошного  текста на предложения;

- озаглавливании текста; - написании  записки, письма, приглашения; - слушать и понимать речь других; - проявлять творческую активность в процессе сотрудничества; - выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий;

- соблюдать правила общения: проявлять к собеседнику внимание и терпение, уважение к чужому мнению, опираться на морально-этические нормы;- управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

120

Связь слов в предложении.

1

121

Типы предложений по интонации и по цели высказывания.  Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.

1

122

Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.

1

123

Итоговый контрольный диктант. «Гроза» (стр.77, КИМ, 2012)

1

124

Работа над ошибками. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.

1

125

Текст, определение текста, типы текстов

1

126

Записка как вид текста, её особенности.

1

127

Типы текстов.

1

128

Письмо как вид текста, требования к его написанию.

1

129

Приглашение как вид текста, его особенности

1

Повторение изученного за год

11 ч

130

Звуки и буквы. Шипящие согласные.

Повторение изученного за год

1

131

Слог. Ударение. Перенос слов. Повторение изученного за год.

1

Оценивать свои успехи в учебной деятельности.

Владеть основами учебной деятельности: ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения , анализировать результаты, сравнивая их с поставленной целью.

Уметь классифицировать свои ошибки.

132

Безударные гласные звуки.

Повторение изученного за год.

1

133

Непроизносимые согласные

Повторение изученного за год

1

134

Слова с удвоенными согласными.

Повторение изученного за год

1

135

Разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ).  Повторение изученного за год

1

136

Слово и его значение.

Повторение изученного за год

1

137

Состав слова.

Повторение изученного за год

1

138

Части речи.

Повторение изученного за год

1

139

Предложение.

Повторение изученного за год

1

140

Итоговый урок.

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...