"Правописание буквы Ь после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Данный урок построен по типу уроков решения конкретно-практических задач, целью которых является формирование навыка, отработка способа действия. Предлагаемый урок построен с учётом основных требований формирования системно - деятельностного подхода. Соблюдены следующие этапы: 1) демонстрация детьми владения старым способом; 2) оценивание степени владения старым способом; 3) ситуация «разрыва» 4) преобразование модели с учётом «нового открытия» 5) рефлексия.
Тема урока: Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.Цели урока: 1. Формирование орфографических навыков. 2. Дополнение модели правописания буквы ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия. 3.Усвоение алгоритмических образцов рассуждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
пояснительная записка и конспект урока | 76 КБ |
презентация | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
I Пояснительная записка к уроку
Данный урок построен по типу уроков решения конкретно-практических задач, целью которых является формирование навыка, отработка способа действия. Предлагаемый урок построен с учётом основных требований формирования системно - деятельностного подхода. Соблюдены следующие этапы: 1) демонстрация детьми владения старым способом; 2) оценивание степени владения старым способом; 3) ситуация «разрыва» 4) преобразование модели с учётом «нового открытия» 5) рефлексия.
На предыдущем уроке дети способом наблюдения выяснили, что слова, называющие предметы, с шипящими в конце, пишутся с буквой ь только в женском роде единственного числа. Это открытие было представлено в виде модели. На новом уроке учащимся предлагается, опираясь на модель, объяснить правописание слов с изучаемой орфограммой. Среди слов, называющих предметы, мужского и женского рода в форме единственного числа включено слово, называющее действие. Объяснить правописание этого слова по известной модели дети не могут, так возникает ситуация «разрыва», формируются цель и задача урока. К «новому открытию» ученики подходят, используя известный им способ наблюдения за словами. Выясняется, что слова, называющие действия, всегда пишутся с мягким знаком. На основе этого вывода модель дополняется, проговаривается алгоритм правописания слов с шипящими в конце. Использование презентации на уроке позволяет качественно провести работу, возможности анимации позволяют ярко и акцентировано выделить этапы алгоритма проверки написания слов с шипящими в конце. Затем, выполняя действия контроля и оценки, школьники обращают внимание на содержание собственных действий, рассматривают их с точки зрения результата, требуемого учебной задачей.
Физкультминутка проводится по усмотрению учителя, предположительно после 4-го этапа.
Тема урока: Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.
Цели урока:
- Формирование орфографических навыков. Дополнение модели правописания буквы ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия. Усвоение алгоритмических образцов рассуждения.
Задачи урока:
Образовательные:
- С помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися правописания буквы ь после шипящих в конце слов, называющих действия.
- Учить применять на практике правила правописания мягкого знака после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.
Воспитательные:
- Учить высказывать свои мысли и понимать позицию собеседника. Воспитывать любовь к родному языку, культуру общения, аккуратность, усердие, взаимовыручку.
Развивающие:
- Развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, память, речь учащихся, умение анализировать свою деятельность.
- Учить выделять главное, существенное в изучаемом материале.
- Формировать у школьников умения преодолевать трудности в учении, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний.
- Развивать интеллектуальные способности и мыслительные умения.
- Учить переносить имеющие знания и умения в новые ситуации.
Используемое оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.
Интернет ресурсы: www.sight-touch.com; http://www.prozagadki.ru/131-zagadki-pro-medvedja.html; http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-mysh.html; http://www.zagadki.org/riddles/animals/8/ ; http://www.factroom.ru/wp-content/uploads/2011/09/pig.jpg; http://wallpaper.imcphoto.net/animals/brown-bear/big-brown-bear-photo.jpg;
II. Содержательная часть:
2.1. Конспект урока
Деятельность учителя с указанием номера слайда | Деятельность ученика |
Этап 1 урока (5 минут) Систематизация знаний о работах буквы Ь в словах | |
Цель этапа: мотивирование ученика к учебной деятельности. | Цель этапа: обобщение знаний о работе буквы Ь в словах. |
-Отгадайте загадки, запишите отгадки. (Слайд № 2) Проверьте написание слов. Оцените себя. - Что общего в написании слов-отгадок? - Какую работу выполняет буква Ь в этих словах? - Сколько работ буквы Ь мы знаем на сегодняшний момент? (Слайд № 3) | Отгадывают загадки (фронтальная работа), записывают слова в тетрадь (самостоятельная работа). Самопроверка (по образцу). Самооценка (если в написании слов не было допущено орфографических ошибок, рисуется смайлик (или плюс) на полях; если были ошибки, дети их исправляют зелёной пастой) Анализируют. - В написании всех слов есть буква Ь. - В слове медведь буква Ь указывает на мягкость предыдущего согласного. В слове свинья буква Ь вместе с буквой Я служат для обозначения звука [й] на письме. В слове мышь буква Ь указывает на женский род слова, называющего предмет, в форме единственного числа. Обобщают ранее сказанное. |
Этап 2 урока (6-7 минут) Систематизация знаний правописания буквы Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы | |
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». | Цель этапа: повторение алгоритма проверки правописания ь после шипящих в словах, называющих предметы. |
- Вспомните и запишите модель проверки орфограммы «буква Ь после шипящих». - Какие шаги вы обозначили в модели? (Слайд № 4) - Запишите слова, прописывая, где это необходимо, букву Ь. (Слайд № 4) - Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Возьмите зелёную пасту. Оцените работу соседа (знаки +/-). (Слайд №5: до щелчка) | Самостоятельная работа: запись модели. Самоконтроль и самооценка. Самостоятельная работа (с использованием модели). Взаимопроверка: один из учеников читает слово, комментирует своё согласие или несогласие с его написанием у соседа по парте. Сравнивают с эталоном. |
Этап 3 урока (5 минут) Возникновение проблемной ситуации. | |
Цель этапа: выявление места и причины затруднения, формулирование цели урока. | Цель этапа: постановка новой учебной задачи на основе проблемной ситуации. |
Прочитайте слова. (Слайд № 5, после щелчка) - Во всех этих словах есть одна и та же орфограмма. Какая? - Объясните, по какому правилу написана эта орфограмма в каждом из слов. (Слайд №5) - А почему написана буква Ь в слове беречь? - Чего мы ещё не знаем? - Так какая же цель сегодняшнего урока? - Что нужно узнать сегодня на уроке? Учитель фиксирует задачу урока на доске. - Что для этого нужно сделать? | Читают слова: луч, речь, куч, беречь. - Во всех этих словах орфограмма «Ь после шипящих» Объясняют правописание слов: - В слове луч буква Ь не пишется потому, что это слово, обозначающее предмет, мужского рода. В слове речь буква Ь пишется потому, что это слово, обозначающее предмет, женского рода в форме единственного числа. В слове куч буква Ь не пишется потому, что это слово, обозначающее предмет, женского рода в форме множественного числа. Высказывают свои предположения. -Не знаем, как пишутся слова, называющие действия, с шипящими в конце слова. -Правописание слов, называющих действие, с шипящими в конце -Узнать, пишется ли буква Ь после шипящих в словах-действиях и при каких условиях. -Понаблюдать за правописанием слов, называющих действия. |
Этап 4 урока (7-8 минут) Дополнение модели правописания буквы Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия | |
Цель этапа: дополнение алгоритма правописания орфограммы «Ь после шипящих» с учётом слов, называющих действие. | Цель этапа: включение в модель правописания буквы Ь после шипящих слов, называющих действие. |
- Разбейте предложенные слова на группы. (Слайд № 6) - Сколько групп у вас получилось? По какому принципу вы разделили слова на группы? Если дети разделят слова только на две группы, предложить им разбить группу слов, которые пишутся с мягким знаком, на две подгруппы: - Как вы думаете, можно ли разделить слова первой группы на подгруппы? По какому принципу? Если кто-нибудь предложит сразу вариант с тремя группами слов, то попросить их объяснить своё решение. В результате должны получиться три группы слов: слова, обозначающие предметы женского рода в форме единственного числа; слова, обозначающие предметы мужского рода; слова, называющие действие. (Слайд № 6) - Прочитайте ещё слова, называющие действия (слайд № 6: далее по щелчку) - Встретилось ли хоть одно слово, называющее действие, без буквы Ь после шипящих? Что вы теперь можете сказать о правописании слов, называющих действия, с шипящими в конце слов? - Дополните модель орфограммы «буква Ь после шипящих». Фиксирование открытого способа в модели (Слайд № 7) - Какие шаги мы должны выполнить, чтобы правильно написать слова с шипящими в конце слова? | Работают в парах. Записывают слова по группам. С учётом правописания буквы Ь после шипящих в конце слова. Скорее всего, дети разделят слова на две группы: слова, в конце которых пишется мягкий знак и слова, в которых мягкий знак не пишется. Делятся своими наблюдениями. Предлагают варианты дополнения модели. Записывают модель в тетради. Проговаривают алгоритм по модели. |
Этап 5 урока (5 минут) Первичное закрепление. Совершенствование орфографических умений и навыков. | |
Цель этапа: решение задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. | Цель этапа: использование модели правописания буквы Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия, на практике. |
Работа в учебниках. - Найдите словосочетания из упражнения 131 на странице 163. В парах устно объясните написание данных слов. Следите, чтобы сосед соблюдал алгоритм объяснения, то есть действовал по модели. | Парная работа с проговариванием признаков написания слов изучаемой орфограммы.
|
Этап 6 урока (10 минут) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | |
Цель этапа: автоматизация умственных действий по изученным нормам. | Цель этапа: самостоятельное применение открытого способа действия. |
- Найдите и прочитайте задание упражнения 131. - Расскажите, что вам необходимо сделать? - Выполните это задание самостоятельно. - Возьмите зелёную пасту для взаимопроверки. Поменяйтесь тетрадями. Кого-то из вас я попрошу прочитать работу в тетради соседа, оценить признаки проверки. Сначала весь класс слушает одноклассника, потом по заданному образцу оценивает работу соседа по парте. - Поменяйтесь тетрадями вновь. Встаньте (поднимите руки) те, у кого не найдено ни одной ошибки. Теперь поднимитесь те, у кого были ошибки. Вы согласны с замечаниями соседа? - Почему вы допустили ошибки? Как их можно избежать в будущем? | Читают задание молча. - Надо записать слова в два столбика: в один столбик – слова, в которых пишется мягкий знак, а в другой – слова, в которых мягкий знак не пишется. Кроме этого после каждого слова нужно указать в скобках признаки, по которым можно определить, нужно писать мягкий знак или нет. Самостоятельная работа. Взаимопроверка: читают слово и признак его проверки, соглашаются или не соглашаются с мнением соседа по парте. Ставят в тетради плюс или минус на полях. Самооценка. Исполнительская рефлексия учебных действий |
Этап 7 урока (3 минуты) Рефлексия учебной деятельности | |
Цель этапа: рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке | Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
-Достигли мы цели урока? - Выполнили поставленную задачу? - Что нового нам удалось узнать сегодня? -Изменился ли алгоритм проверки орфограммы «мягкий знак после шипящих» в связи с нашим «открытием»? - Какие шаги необходимо выполнить при написании слов с шипящим в конце? Учитель берёт на проверку тетради и ставит отметки отдельным ученикам за работу на уроке. | Рефлексия. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». «Снова о Ь».
Урок русского языка в 3 классе. Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». «Снова о Ь». Цели:* познакомить с ...
Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных.
Урок (4кл. программа "Школа 2100") проходит на интерактивной доске. Ребята на уроке знакомятся с новой орфограммой и выводят орфографическое правило....
Урок русского языка в 3 классе "Правописание мягкого знака после шипящих"
Урок русского языка разработан по теме «Мягкий знак в конце существительных после шипящих» по системе развивающего обучения Л.В.Занкова.В основе урока лежит технология личностно-ориентированного...
Правописание О-Ё после шипящих
Презентация. Обобщение по теме "Правописание О-Ё после шипящих в разных частях слова"...
УМК "Начальная школа 21 века". Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных"
Учителям начальной школы, работающим по УМК "Начальная школа XXI века" (3 класс)...
Интегрированное занятие по информатике и русскому языку в 3 классе. Темы: "Как исправить неверный символ" и "Правописание О-Е после шипящих"
Интегрированное внеурочное мероприятие по информатике и русскому языку в 3 классе. Темы: "Как исправить неверный символ" и "Правописание О-Е после шипящих". Дети знакомятся с управлением клавишами на ...
Урок по русскому языку в 3-м классе по теме"Правописание ь знака после шипящих на конце имен существительных женского рода х
Данный урок был опубликован в материалах Фестиваля педагогических идей " Открытый урок" в 2004-2005 учебном году ( на сайте Фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов).Урок разработан в соответс...