Урок русского языка. 4 класс. "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью". Конспект урока + презентация.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Ядыкина Ольга Николаевна

В разработку входит конспект урока русского языка в 4 классе  по теме "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью",  УМК "Школа 2100" , автор: Е.В. Бунеева, Н.А. Исаева.

 Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока : развитие умений отличать предложения с прямой речью от других; наблюдение за расстановкой знаков препинания  в таких предложениях;

наблюдение за использованием предложений с прямой речью в художественном тексте;

воспитание любви к родному языку с помощью сказок  А.С. Пушкина.

К конспекту  урока прилагается презентация, которая поможет доступно и интересно объяснить учащимся новый материал. Разработка представляет интерес для учителей четвертых классов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pryamaya_rech.rar173.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка.

Тема: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели: развитие умений отличать предложения с прямой речью от других; наблюдение за расстановкой знаков препинания  в таких предложениях;

наблюдение за использованием предложений с прямой речью в художественном тексте;

воспитание любви к родному языку с помощью сказок  А.С. Пушкина.

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран.

Ход урока.

  1. Организационный момент. (Слайд 1.)

 II.       Словарная работа.

  1. Словарный диктант «Наоборот».

- Если я назову имя существительное, то вы запишите однокоренное имя прилагательное, если назову имя прилагательное, то вы запишите имя существительное. Обозначьте орфограммы.

  1.  Самопроверка и самоконтроль. (Слайд 2.)    

Тревога, десерт, алмазный, фантастический, свобода, традиция.

III. Введение в раздел.  

- Как вы думаете, все ли правила пунктуации вы знаете?

- Откройте учебник на с. 73 и прочитайте название раздела.

- Кто уже знает, что такое прямая речь? Сегодня на уроке проверим, так ли это?

(Если нет ответа, тогда вопрос к классу: «Что же сегодня на уроке мы будем открывать?»)

IV.  Постановка проблемы.

— Послушайте два предложения. Чем они различаются?

Учитель произносит:

1) Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре, что тайное всегда становится явным.

2) Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре: «Тайное всегда становится явным».

- Чем они различаются ? (Смысловым оттенком)

- Какое предложение точнее передает слова мамы ? (Второе)

- Ваши предположения по оформлению предложения с прямой речью на письме? 

(Дети высказывают свои предположения по оформлению.)  

- Надеюсь, в конце урока мы сможем более точно.

V. Постановка учебных задач.    

Работа по учебнику. Чтение диалога Игоря и Оли.  С. 82.

(Диалог обсуждается в парах.)

После чего ученики формулируют основные вопросы урока. (Слайд 3)

  1. Что такое прямая речь?
  2. Как отличить от других предложений предложение с прямой речью?
  3. Как оформляется прямая речь на письме?

VI. Открытие новых знаний. Поиск решения проблемы.

  1. Нахождение прямой речи и слов автора.

А) Наблюдение по учебнику упражнение 83.

- Прочитайте про себя. Определите из каких сказок даны строки («Сказка о царе Салтане и сыне его Гвидоне», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне»)

- Кто автор этих стихотворных отрывков?

- Прочитайте выразительно первый отрывок. Сколько предложений в первом отрывке? (Одно)

-  Кому принадлежат выделенные слова? Откуда это известно?  Затем дети читают   отрывки и отвечают на вопросы.

- Прочитайте в предложениях только прямую речь.

- Что такое прямая речь? (Обращаюсь к первой учебной задаче)                 

- Почему эта речь получила такое название?

Б) Чтение определения

(Слайд 4) Прямая речь — это передача чужой речи дословно, без изменения.

- Как отличить от других предложений предложение с прямой речью? (Обращаюсь ко второй учебной задаче)

- Из чего состоят предложения с прямой речью?   (Из слов автора и прямой речи.)

В) Работа над определением.

-  Прочитайте определение на с. 84.

-  Назовите ключевые слова.

- Какие сокращения вводятся для них? (А- слова автора, П – прямая речь) (Слайд 5)

- Задайте вопрос к каждой части.

- В каких случаях мы используем предложения с прямой речью? (1 часть)

- В какой из них содержится ответ на вопрос: Что такое прямая речь? Что такое слова автора? (2 часть)

2. Пунктуационное оформление предложений с прямой речью.

- Как оформить на письме предложения с прямой речью? (Обращаюсь к третьей учебной задаче)  

А) - Понаблюдаем, как оформляются на письме предложения с прямой речью.

- Как выделена прямая речь в отрывках из упражнения 83 (Жирный шрифт, кавычки)

 -  Как вы думаете, почему прямая речь заключается в кавычки?  (Чтобы знать ее границы.))

- Какой еще знак «сигнализирует», предупреждает: дальше будет прямая речь? (двоеточие)

Б) - Сравните свой вывод с авторским в рамке учебника на с. 85

- О чем еще не отмеченном вами, здесь говорится? (О знаках препинания в конце прямой речи)

- Как вы думаете от чего еще зависит выбор знака – точка, вопросительный, восклицательный, многоточие (От содержания прямой речи, цели высказывания, интонации)

- Обратите внимание, где стоят эти знаки. (Слайд 6) (А: «П». , А: «П!», А: «П?», А: «П…»)

VII. Развитие речевых и правописных умений.

Упражнение 84 выполняется по «шагам» в задании.

3 четверостишие записать в тетрадь и построить схему.

VIII. Первичное закрепление материала.

  1. - А теперь потренируемся в расстановке знаков препинания в предложениях с прямой речью. К каждому предложению составьте схему. Упражнение 85  (Слайд 7)
  2. Самопроверка  и самоконтроль. (Слайд 8).
  3. Дополнительно: упражнение 48 (дидактический материал). Самостоятельная работа – расставить недостающие знаки препинания. (Слайд 9)

IX. Итог урока.

— Прочитайте ключевые слова урока.   Все ли они соответствуют теме урока? (Слайд 10)

* Чужая речь.

Слова автора.

Прямая речь.

Однородные члены.

Дословно.

- Вернемся к задачам урока.

  1. Что такое прямая речь?
  2. Как отличить от других предложений предложение с прямой речью?
  3. Как оформляется прямая речь на письме?

IХ.  Домашнее задание.

1. Выписать из учебника «Литературное чтение» одно предложение с прямой речью.

2.  По ключевым словам уметь передать содержание правила на с. 84

Урок русского языка в 4 классе

«Предложения с прямой речью»

                                                  Учитель: Ядыкина О.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Прямая речь". Конспект урока русского языка в 4-м классе с презентацией ("Школа России")

Конспект урока, презентация, приложения в виде карточек для парной, групповой, самостоятельной работы....

Урок русского языка в 4 классе по теме "Знаки препинания в предложениях с прямой речью"

На уроке в увлекательной форме даются основные правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, дается понятие "цитата". Работа организована таким образом, что ученики пол...

Урок русского языка в 4 классе (Школа 2100). Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Конспект урока по русскому языку в 4 классе ("Школа 2100") на тему "Знаки препинания в предложениях с прямой речью"....

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе По теме « Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не».

Урок направлен на углубление  знаний учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, роль в предложении, положительный и отрицательный смысл глаголов)....

Урок русского языка УМК Перспективная начальная школа .Характеристика предложения и разбор слова как части речи.4 класс

Русский язык №13.3. Характеристика предложения и разбор слова как части речи.Тип урока: Открытия новых знаний ОНЗ   Цель – систематизировать сведения о членах предложения и на примере ...

Урок русского языка во 2 классе Конспект урока на тему: «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи».

Тип урока: урок открытия нового знанияЦЕЛЬ:познакомить учащихся со словами, обозначающими признакипредметов, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие? и ихролью в речиФормирование УУД:ЛИЧНОСТ...