Методическая разработка на тему: «Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики» Конспект урока обучения грамоте, 1 класс
методическая разработка по русскому языку (1 класс)
Данная методическая разработка представляет собой подробный конспект урока с целью способствовать формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создать условия для выявления уровня развития лексики по предмету "Обучение грамоте" у учащихся 1 класс (УМК "Школа России").
Планируемые результаты по данному уроку:
Дети различают устную и письменную речь;
определяют предложение;
выполняют правила поведения на уроке;
составляют устный рассказ по иллюстрации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 13.77 КБ |
metodicheskaya_razrabotka.docx | 13.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему: «Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики»
Конспект урока обучения грамоте, 1 класс
Тема | Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики |
Педагогическая цель | Способствовать формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создать условия для выявления уровня развития лексики |
Тип урока | Решение учебной задачи, диагностика |
Планируемые результаты (предметные) | Различают устную и письменную речь; определяют предложение; выполняют правила поведения на уроке; составляют устный рассказ по иллюстрации |
Личностные результаты | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий. Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства (рисунки, схемы); логические – осуществляют анализ иллюстраций. Коммуникативные: учатся работать в группе; соблюдают речевой этикет в ситуациях учебного общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой |
Основное содержание темы, понятия и термины | Речь устная и письменная. Предложение |
Образовательные ресурсы | Набор картинок с фабульным развитием действия (сюжетная картина «Пробуждение природы весной») |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организация начала урока. Проверка готовности | Фронтальная. Словесный. Беседа | Приветствие учащихся. Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие | Проявляют эмоциональную отзывчивость на веселое стихотворение, | Фронтальный. Наблюдение учителя |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Будем мы трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы ученики. – Проверим готовность к уроку | индивидуальных учебных принадлежностей на столе | пробуждающее любознательность | ||
II. Подготовка к основному этапу занятия. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа, рассказ учащихся | – Давайте вспомним правила, как вести себя в классе, как надо сидеть за партой, как выходить к доске, как обращаться к учителю и отвечать на заданные вопросы. Какие пословицы и поговорки об учении вы узнали? (Век живи, век учись. Красна птица пером, а человек ученьем. Не учась, и лаптя не сплетешь. Повторенье – мать учения. Сытое брюхо к ученью глухо. Тяжело в учении легко в бою. Ученого учить – портить. Ученье свет, а неученье тьма. Учи других – и сам поймешь. Чтоб других учить, надо свой разум наточить.) | Демонстрируют выполнение правил поведения. Рассказывают пословицы и поговорки об учении | Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы, интернет-ресурсов. Проявляют готовность к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний | Индивидуальный. Результат выполнения домашнего творческого задания |
III. Обобщение и систематизация. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме | Фронтальная. Словесный. Рассказ учителя, работа с учебником «Азбука», «Прописями» | Общее представление о речи. – Все, что люди говорят, – это устная речь. Речь служит для выражения мыслей и чувств людей. Любой рассказ, разговор, ответ на вопрос – все это устная речь. | Слушают рассказ учителя. Рассматривают «Азбуку» (находят иллюстрации и буквы), «Прописи» | Практически различают речь устную | Фронтальный. Наблюдение учителя |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
В «Азбуке» кроме картинок, страницы заполнены значками (буквами). Этими значками записаны рассказы, стихи, сказки. Это тоже речь, но не устная, а письменная. Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо научиться читать. (Показывает «Прописи».) Это тетрадь, в которой ученики учатся писать | |||||
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Мы листики осенние, На ветках мы сидим (дети поднимают руки вверх). Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели (движения руками из стороны в сторону). И на землю тихо сели (дети приседают). Ветер снова набежал И листочки все поднял (кружатся на месте). Закружились, полетели И на землю снова сели (дети садятся по местам). | Декламируют стихотворение, выполняют движения | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Коллективный. Правильное выполнение упражнений |
Фронтальная. Словесный, практический. Рассказ учителя, работа со | Предложение. – Наша речь состоит из предложений. | Находят и показывают схематическое изображение предложения в «Азбуке» | Принимают учебную задачу урока и осуществляют её решение под руководством учителя | Фронтальный. Работа со схемой, дидактическое упражнение |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
схемой предложения, дидактическое упражнение | даже еще не зная букв, можно записать, обозначив его схемой. Тогда легче определить, сколько сказано предложений. (Учитель показывает, как можно обозначить предложение, изображает схему на доске.) Начало предложения показано черточкой, выступающей над полоской слева, а конец предложения – точкой справа от полосы | в процессе выполнения учебных действий | |||
IV. Контроль Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции | Фронтальная. Словесный. Беседа. Индивидуальная. Практический. Работа с иллюстрациями, дидактическое упражнение «Оживи картинку», работа со схемой предложения | – Что такое устная речь? – Что такое письменная речь? – Назовите сказки, из которых взяты иллюстрации. – Что делает девочка? – Что делают гуси? – Составьте предложение к схеме. – О чем говорили Емеля и щука? – Опишите иллюстрацию | Отвечают на вопросы учителя – «Гуси-лебеди», «По щучьему велению». – Девочка бежит. Гуси летят. Пересказывают разговор Емели и щуки. Описывают иллюстрацию | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Последовательно | Фронтальный. Устный ответ. Индивидуальный. Рассказ, устный ответ. (Результаты выполнения дидактического упражнения заносятся в диагностическую карту (см. Приложения 1, 2 урока 1).) |
Физкультминутка (Упражнение для рук) | Вот помощники мои, Их как хочешь поверни (ладони вверх и вниз). По дороге белой, гладкой (сжимание и разжимание пальцев) Скачут пальцы, как лошадки. Чок-чок-чок, чок-чок-чок, Скачет резвый табунок (прыжки). | Декламируют стихотворение, выполняя движения | Осуществляют профилактику утомления | Коллективный. Правильное выполнение упражнений |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Индивидуальная. Практический. Дидактическое упражнение «Составь рассказ» | – Составьте рассказ по сюжетной картинке. – Разложите картинки так, чтобы можно было составить связный последовательный рассказ | Выполняют дидактическое упражнение. Составляют рассказ по сюжетной картине «Пробуждение природы весной» | Умеют составлять рассказы по набору картинок с фабульным развитием действия | Индивидуальный. Рассказ по картине (см. Приложения 1, 2 урок 1) | |
V. Рефлексивно-оценочный. Мобилизация на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества | Фронтальная. Словесный. Обобщающая беседа. Практический. Упражнение «Укрась торт» | – Что мы делали на уроке? – Что вам понравилось? – Кого можно похвалить? – Я доволен своей работой на уроке – красный цвет. – Я хорошо работал, но умею еще лучше – зеленый. – Работа не получилась, не доволен собой – синий цвет | Отвечают на вопросы учителя, выполняют упражнение | Оценивают свою деятельность на уроке | Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, выполнение упражнения |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему: «Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики»
Конспект урока обучения грамоте, 1 класс
Тема | Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики |
Педагогическая цель | Способствовать формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создать условия для выявления уровня развития лексики |
Тип урока | Решение учебной задачи, диагностика |
Планируемые результаты (предметные) | Различают устную и письменную речь; определяют предложение; выполняют правила поведения на уроке; составляют устный рассказ по иллюстрации |
Личностные результаты | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий. Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства (рисунки, схемы); логические – осуществляют анализ иллюстраций. Коммуникативные: учатся работать в группе; соблюдают речевой этикет в ситуациях учебного общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой |
Основное содержание темы, понятия и термины | Речь устная и письменная. Предложение |
Образовательные ресурсы | Набор картинок с фабульным развитием действия (сюжетная картина «Пробуждение природы весной») |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организация начала урока. Проверка готовности | Фронтальная. Словесный. Беседа | Приветствие учащихся. Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие | Проявляют эмоциональную отзывчивость на веселое стихотворение, | Фронтальный. Наблюдение учителя |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Будем мы трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы ученики. – Проверим готовность к уроку | индивидуальных учебных принадлежностей на столе | пробуждающее любознательность | ||
II. Подготовка к основному этапу занятия. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа, рассказ учащихся | – Давайте вспомним правила, как вести себя в классе, как надо сидеть за партой, как выходить к доске, как обращаться к учителю и отвечать на заданные вопросы. Какие пословицы и поговорки об учении вы узнали? (Век живи, век учись. Красна птица пером, а человек ученьем. Не учась, и лаптя не сплетешь. Повторенье – мать учения. Сытое брюхо к ученью глухо. Тяжело в учении легко в бою. Ученого учить – портить. Ученье свет, а неученье тьма. Учи других – и сам поймешь. Чтоб других учить, надо свой разум наточить.) | Демонстрируют выполнение правил поведения. Рассказывают пословицы и поговорки об учении | Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы, интернет-ресурсов. Проявляют готовность к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний | Индивидуальный. Результат выполнения домашнего творческого задания |
III. Обобщение и систематизация. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме | Фронтальная. Словесный. Рассказ учителя, работа с учебником «Азбука», «Прописями» | Общее представление о речи. – Все, что люди говорят, – это устная речь. Речь служит для выражения мыслей и чувств людей. Любой рассказ, разговор, ответ на вопрос – все это устная речь. | Слушают рассказ учителя. Рассматривают «Азбуку» (находят иллюстрации и буквы), «Прописи» | Практически различают речь устную | Фронтальный. Наблюдение учителя |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
В «Азбуке» кроме картинок, страницы заполнены значками (буквами). Этими значками записаны рассказы, стихи, сказки. Это тоже речь, но не устная, а письменная. Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо научиться читать. (Показывает «Прописи».) Это тетрадь, в которой ученики учатся писать | |||||
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Мы листики осенние, На ветках мы сидим (дети поднимают руки вверх). Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели (движения руками из стороны в сторону). И на землю тихо сели (дети приседают). Ветер снова набежал И листочки все поднял (кружатся на месте). Закружились, полетели И на землю снова сели (дети садятся по местам). | Декламируют стихотворение, выполняют движения | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Коллективный. Правильное выполнение упражнений |
Фронтальная. Словесный, практический. Рассказ учителя, работа со | Предложение. – Наша речь состоит из предложений. | Находят и показывают схематическое изображение предложения в «Азбуке» | Принимают учебную задачу урока и осуществляют её решение под руководством учителя | Фронтальный. Работа со схемой, дидактическое упражнение |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
схемой предложения, дидактическое упражнение | даже еще не зная букв, можно записать, обозначив его схемой. Тогда легче определить, сколько сказано предложений. (Учитель показывает, как можно обозначить предложение, изображает схему на доске.) Начало предложения показано черточкой, выступающей над полоской слева, а конец предложения – точкой справа от полосы | в процессе выполнения учебных действий | |||
IV. Контроль Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции | Фронтальная. Словесный. Беседа. Индивидуальная. Практический. Работа с иллюстрациями, дидактическое упражнение «Оживи картинку», работа со схемой предложения | – Что такое устная речь? – Что такое письменная речь? – Назовите сказки, из которых взяты иллюстрации. – Что делает девочка? – Что делают гуси? – Составьте предложение к схеме. – О чем говорили Емеля и щука? – Опишите иллюстрацию | Отвечают на вопросы учителя – «Гуси-лебеди», «По щучьему велению». – Девочка бежит. Гуси летят. Пересказывают разговор Емели и щуки. Описывают иллюстрацию | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Последовательно | Фронтальный. Устный ответ. Индивидуальный. Рассказ, устный ответ. (Результаты выполнения дидактического упражнения заносятся в диагностическую карту (см. Приложения 1, 2 урока 1).) |
Физкультминутка (Упражнение для рук) | Вот помощники мои, Их как хочешь поверни (ладони вверх и вниз). По дороге белой, гладкой (сжимание и разжимание пальцев) Скачут пальцы, как лошадки. Чок-чок-чок, чок-чок-чок, Скачет резвый табунок (прыжки). | Декламируют стихотворение, выполняя движения | Осуществляют профилактику утомления | Коллективный. Правильное выполнение упражнений |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Индивидуальная. Практический. Дидактическое упражнение «Составь рассказ» | – Составьте рассказ по сюжетной картинке. – Разложите картинки так, чтобы можно было составить связный последовательный рассказ | Выполняют дидактическое упражнение. Составляют рассказ по сюжетной картине «Пробуждение природы весной» | Умеют составлять рассказы по набору картинок с фабульным развитием действия | Индивидуальный. Рассказ по картине (см. Приложения 1, 2 урок 1) | |
V. Рефлексивно-оценочный. Мобилизация на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества | Фронтальная. Словесный. Обобщающая беседа. Практический. Упражнение «Укрась торт» | – Что мы делали на уроке? – Что вам понравилось? – Кого можно похвалить? – Я доволен своей работой на уроке – красный цвет. – Я хорошо работал, но умею еще лучше – зеленый. – Работа не получилась, не доволен собой – синий цвет | Отвечают на вопросы учителя, выполняют упражнение | Оценивают свою деятельность на уроке | Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, выполнение упражнения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте и развития речи в 1 классе по программе Школа России.
Конспект урока обучения грамоте и развития речи в 1 классе. Тема урока "Согласные звуки [г], [г\'] . Буква Гг. Цель урока познакомить с согласными звуками [г], [г\']. Буквой Гг. Работать над развитием р...
Обучение грамоте 1 класс тема: Устная и письменная речь. Предложение.Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики.
Способность формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создавать условия для выявления уровня развития лексики....
Разработка урока русского языка в 1 классе по УМК "Гармония" по теме"Речь устная и письменная. Предложение"
Аннотация к уроку русского языкаУрок русского языка по образовательной системе УМК «Гармония» организован в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Данный...
Конспект урока по русскому языку на тему "Речь устная и письменная."
Предмет: русский язык.Класс: 1-3Тема: Речь устная и письменная.Тип урока: урок усвоения новых знанийЦель: создать условия для формирования первоначальных представлений об устной и письменной речи, о я...
Обучение грамоте 1 класс "Речь устная и письменная. Предложение"
Конспект к уроку обучения грамоте 1 класс "Речь устная и письменная. Предложение" УМК Школа России...
Конспект урока 1 класс. Речь устная и письменная. Предложение
Речь устная и письменная. Предложение 2 Цель урокаСпособствовать формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развити...
занятия по обучению грамоте по программе «Будущий первоклассник» на тему: «Речь устная и письменная»
Вводный урок по обучению грамоте по программе "Будущий первоклассник"...