Урок русского языка по теме:" Родовые окончания имён прилагательных"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Ладяева Надежда Николаевна

В ходе урока учащиеся смогут систематезировать знания по теме: "Родовые окончания имён прилагательных", будут учиться распознавать их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_na_konkurs_ladyaeva_n.n.rar66.75 КБ

Предварительный просмотр:

        

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Анализ урока.

  1. Описание современных приёмов и методов образования

  1. Новые методики и технологии обучения.

   4.Описание результативных современных

   приёмов и методов использования

   информационных технологий.

   5. Описание педагогических идей и

      инициатив.

   6.Дидактический материал.

Описание современных приёмов и методов образования.

Я работаю в классе по традиционной системе, но пересмотрела своё отношение к традиционному обучению в пользу развивающего. Первые шаги ребёнка в школе очень нелегки. И поэтому я стараюсь увлечь ребят радостью познания, умением и желанием трудиться. Часто вспоминаю слова Я. Корчака: «Уважайте незнание ребёнка», напоминаю детям о том, что не стыдно не знать, а стыдно не спрашивать.

Когда подбираю материал к уроку, ориентируюсь как на сильного, так и на слабого ученика, чётко представляю, кому какой вопрос задам, кого похвалю, а кому, может быть, и улыбнусь вместо замечания. Каждого ребёнка на уроке стараюсь выслушать, не обрывать на полуслове.

Сократ говорил, что удивление – первый шаг к мышлению, а мы стараемся, чтобы оно присутствовало на каждом уроке. С него начинается поиск ответов, обсуждение проблемы, а когда дети затрудняются, мы терпеливо и доходчиво объясняем.

К каждому уроку готовлю много дополнительного материала: дидактические игры, викторины, занимательные вопросы, ребусы, презентации. Задание на дом тщательно продумываю. Важно, чтобы ребёнка не надо было заставлять делать урок, а он сам спешил бы его выполнить. На уроке домашнее задание проверяю, отмечаю самых старательных учеников. Даже слабые ученики тянутся за сильными, стараются выполнить его не хуже других. Таким образом, происходит ненавязчивая активизация познавательной деятельности учащихся.

Практикую также опережающее знакомство учащихся с новым материалом, для чего задаю детям подготовить доклады по теме, используя энциклопедию или другую дополнительную литературу. Данный приём совместной подготовки учителя и ученика развивает самостоятельность младших школьников, расширяет их кругозор, развивает речь.

Стараюсь проводить дифференцированное обучение, соблюдаю дидактические принципы доступности и посильности развития всех учеников в одном коллективе. Поскольку деятельность реализуется через общение, то на развитие влияет не только обучение, но и общение ребёнка с учителем, одноклассниками. Я не возвышаюсь над детьми, а наоборот, стараюсь, как бы стать на их уровень, чтобы они поняли, что все их проблемы для меня значимы, а когда ребёнок чувствует уважение  к себе, то строгость учителя не будет казаться ему обидной. Моя модель общения с детьми – душевная ласка, соединённая со строгостью.

Любую работу с детьми я организую так, чтобы она вызывала положительные чувства. Если у ребёнка что-то не получается, то я всегда вселяю надежду на будущее, никогда не перебиваю учеников, даю возможность всем высказаться. Каждое мнение имеет право быть услышанным. Таким образом, я на практике осуществляю принцип психологической комфортности.

В рамках традиционной системы обучения  я изменила вторую сторону деятельности – процессуальную. Каким образом? Просто трансформировала способы деятельности из развивающих систем в традиционную, которую принято называть классической. Чтобы создать что-то новое, необходимо бережно сохранить то, что есть в традиционной системе, соединить с принципами других систем и усилить. Именно это я и пытаюсь делать.

Обучить ребёнка – значит постоянно использовать приёмы, затрагивающие его личность, его опыт. Центральное место в учебной деятельности моих учеников занимают такие приёмы, как анализ, синтез, доказательство, сопоставление, выявление причинно-следственных связей.

Дидактический процесс строю, опираясь на следующие положения:

1) ученики являются добытчиками знаний;

2) процесс учения становится поисковым;

3) важнейшим звеном процесса обучения является альтернатива, а не образец учителя;

4) опора идёт на два основных принципа: доступность как меру трудности и наглядность как дидактическую поддержку.

Весь учебный процесс я ориентирую на развитие воображения и мышления. На первое место ставлю мышление ученика, а не память, поэтому учащимся разрешено пользоваться различными памятками и другими видами информации. Главное, чтобы ребёнок знал, где найти нужный материал.

Достаточная степень развития мышления – важное условие грамотной организации поисковой, исследовательской деятельности.

Перечислю принципы, которые, по моему мнению, лежат в основе поисков: равенство всех участников; не принудительное привлечение к деятельности; возможность ошибки, за которую ругать не будут; речевое развитие. Ребёнок получает не готовое значение, а сам «открывает» его в процессе решения проблемы. На таких поисковых занятиях возникают партнёрские отношения учителя с детьми, диалог становится ведущим средством общения. И знания, конечно, усваиваются прочнее и впоследствии становятся инструментом саморазвития.

Таким образом, я осуществляю проблемное обучение на основе деятельностного метода по следующей схеме:

1) постановка учебной задачи;

2) »открытие» детьми нового знания;

3) закрепление;

4) самостоятельная работа;

5) контроль и самоконтроль.

Приобретение новых знаний осуществляется так, что становится необходимым возвращение к пройденному, оно обогащается на каждом этапе новым содержанием. Так осуществляется принцип непрерывности обучения.

Принцип осознания процесса обучения строится на том, что  учу детей желанию учиться, а не овладению знаниями. На уроках даю задания, направленные на развитие разных видов мышления: абстрактно-теоретического, наглядно-образного, наглядно-действенного. Мышление ребёнка должно достигнуть того уровня, который нужен для понимания нового материала. Поэтому перед уроком, на котором детям предстоит решить проблему, я заранее, как бы ненавязчиво подвожу их к ней, допускаю размышления вслух, даю задание на сообразительность, которое, как правило, надо выполнить дома, так как для ответа необходимы дополнительные источники. Иногда приходится слышать от детей, что задание решали всей семьёй.

Из всего вышеизложенного очевидно, что на практике я реализую параллельно принципы из разных систем. Дидактические принципы традиционной системы: научность, прочность, доступность, наглядность, сознательность, связь с жизнью – перекликаются с принципами развивающих систем: психологической комфортности, развития всех учащихся в одном коллективе, теоретического мышления и практических действий, непрерывности, высокого, но доступного уровня знаний, вариативности, целостного представления о мире, осознания процесса обучения.

Конечно, это очень непросто, проектирование урока, учебной деятельности, ведь необходимо учитывать множество нюансов, продумывать тщательно каждый момент урока.

Целью моей педагогической деятельности, как учителя начальных классов является формирование личности, владеющей подлинно познавательной мотивацией, самоконтролем и самооценкой в учебной работе; владеющей научным мышлением, имеющей чёткие нравственные ориентиры, являющейся гражданином своей страны и патриотом.

Задачи, которые я ставлю перед собой, следующие:

-обеспечение физического и духовного развития ребёнка в таких условиях, когда обучение становится для него благом, радостью, основной формой выражения детской жизни;

-создание проблемных, поисковых, исследовательских ситуаций на уроках, моделирование ситуации успеха с учётом индивидуальных особенностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач;

-использование учебного материала, как средство воспитания у учащихся чувства патриотизма, чести, любви к Родине и родному краю, формирование активной жизненной позиции.

Решение этих задач позволит воплотить в жизнь мою гипотезу: «Каждый индивидуален и не похож на других».

По этим причинам возникает собственный поиск решения проблемы: «Как сделать уроки интересными для ребят, как построить урок так, чтобы дать возможность ученикам развивать свои индивидуальные возможности?»

Построение и эффективность урока, как основной организационной формы обучения и воспитания младших школьников, зависит от конкретных целей, от содержания учебного материала и в значительной мере от методов обучения, которые должны обеспечивать максимально комфортное для детей общение с учителем. Поэтому одним из способов повышения эффективности урока я считаю использование нестандартных форм обучения: уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки в форме игр и т.д.

Моя главная задача – помочь каждому ученику осознать свою значимость, не потеряться, а утвердиться в окружающем мире. Для этого ему нужны знания, из которых впоследствии появляется уверенность в себе, мотивация к дальнейшему обучению.

Новые методики и технологии обучения.

Состояние здоровья ребёнка при поступлении в школу – это та стартовая позиция, которая во многом определяет успешность не только первого года обучения, но и всех последующих. При анализе медицинских карт первоклассников за 4 года выяснилось, что здоровье детей в процентном отношении ухудшается. Эти данные привели меня к решению – выбрать одним из приоритетных направлений работы с детьми сохранение и укрепление психофизического здоровья.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУНы по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Методы, приёмы и формы обучения, которые использую в своей работе

1.Комфортное начало и окончание  урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помогает детям освоить следующие способы оздоровления:

а) использование положительных установок на успех в деятельности: «У меня всё получится», «Я справлюсь» и т.д.

б) умение настроить себя на положительную волну: «Улыбнись самому себе».

2. Проведение на уроке разнообразных валеологических пауз, дыхательной гимнастики, самомассажа, направленных на поддержание у учащихся высокого уровня  работоспособности.

3. Объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт учащегося.

4. Упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор, творческий характер.

5.Учёт индивидуальных способностей и особенностей ребёнка.

6. Каждый здоровьесберегающий урок должен обязательно включать работу с телом, душой и разумом детей и учителя.

7. Личный пример учителя.

8. Организация саморефлексии.

9. Игровые методы психокоррекции – это игры на всех этапах урока, когда выполнена учебная программа, а именно игры на:

-развитие внимания;

-развитие памяти и восприятия, наблюдательности;

-развитие произвольных движений и самоконтроля;

-развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации;

-развитие мышления и речи.

Учитывая то обстоятельство, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой, стараюсь придерживаться следующей формы организации деятельности на уроках:

-работа в группах;

-работа в парах сменного состава;

-фронтальный опрос;

-использование элементов игры в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников;

-хлопанье в ладоши;

-использование сигнальных карточек.

Стараюсь максимально развивать творческие способности детей. Личностный подход позволяет переосмысливать формы организации урока и всей  классно-урочной деятельности. Урок превращается в творческое общение учителя с учениками и учеников между собой, с одной стороны, и в проблемную дискуссию – с другой. Постепенно отхожу от преимущественно фронтальной работы, комбинируя её с работой в парах, группах. Деля детей на группы, учитываю уровень их умственных способностей, характер каждого ребёнка, межличностные отношения.

Групповая работа позволяет включать в урок разноуровневые и дифференцированные задания. Часто использую работу в парах. Задание дети выполняют вместе или вариативно.

развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

овладевать практическими способами работы с информацией;

развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися;

активизировать познавательную деятельность учащихся;

проводить уроки на высоком эстетическом уровне;

индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Ресурсное обеспечение школы позволяет мне на практике реализовать информационные технологии.

Описание педагогических идей и инициатив.

Главной задачей учителя, я считаю, является привитие интереса к учебным предметам и удержание интереса в дальнейшем. Этому способствует соединение учебной и игровой деятельности.

У детей младшего школьного возраста должно быть сформировано желание и умение учиться, овладение самоконтролем и самооценкой в учебной работе.

Должны владеть умением моделировать учебный материал.

Должна осуществляться преемственность между начальным образованием и последующей её ступенью.

В реализации общения «человек-человек», на мой взгляд, важным является отношение к ребёнку не как к объекту, а как к равноправному субъекту образовательного процесса. Ученику надо помочь научиться учиться (т.е. сформировать учебную деятельность), а далее остаётся лишь позволить ему добывать знания самому и помочь ему сделать это самому.

За время своей педагогической деятельности я заметила, что одна из составных трудностей обучения состоит в том, что дети приходят в школу с различной подготовкой, но с большим желанием учиться. И очень скоро у значительной части школьников это желание пропадает, учёба превращается в тяжёлую повинность. Я стараюсь предложить им такие условия обучения и предъявить такие требования, которые соответствуют их уровню развития. Пытаюсь сделать так, чтобы ребёнок с первых школьных лет оказался в однородной среде, в которой он чувствует себя комфортно, а учёба сопровождается успехом.

Опыт работы свидетельствует о том, что все обучающиеся в образовательных школах дети могут усвоить программу. Но в одном и том, же классе, на одной и той же ступени обучения встречаются дети, которые очень сильно отличаются друг от друга: одни легко схватывают учебный материал, другие усваивают его с трудом; одни очень активны в процессе обучения, другие проявляют пассивность. Добиваться  результатов при обучении пробую при условии учёта индивидуально-психологических развитий школьника. Стараюсь организовать обучение учащихся начальной школы так, чтобы дети научились учиться, смогли использовать эту способность в средней и старшей школе, а главное – то желание, с которым многие малыши пришли в школу, у них  не должно пропасть.

И как бы не сердился порой учитель на своих ребят, он должен помнить слова В. Розова “Доброта – вещь удивительная, она сближает, как ничто другое, она тот язык, на котором всякий захочет разговаривать”. Я ни разу не пожалела, что стала учителем. Школа – моя жизнь, а дети – моя радость.

Дидактический материал

                                                       

 

ая

яя

ой

ый

ий

ое

ее

Бе       рё

зо       ва

я         ро

ща      вес

ной     о

жи       ва

ет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка:" Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных."

Цель: 1. Развивать речь, внимание, логическое мышление, память, воображение,      орфографическую зоркость.           2. Разв...

Урок – соревнование по русскому языку. 4 класс.«Падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода»

Цели урока:  - обобщить знания учащихся по теме «Имя прилагательное», совершенствовать умение писать безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода....

Конспект урока русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода "

Конспект урока русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского  рода....

Презентация к уроку русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода"

Презентация к уроку русского языка 4 класс ""Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского  рода"...

Урок русского языка " Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных".

Урок русского языка для обучающихся 4-х классов по программе " Школа2100"...

Конспект урока русского языка "Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»

Тип урока: формирования умений и навыков. Цель: учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. закреплять умения правильно писать окончан...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание окончаний имён прилагательных" 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: рефлексииЦель урока: создание условий для обобщения и закрепления имеющихся знаний о правописании окончаний имен прилагательных.Задачи урокаДидактические:1. Закрепить знания о правилах в на...