Урок – соревнование по русскому языку. 4 класс.«Падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода»
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Цели урока: - обобщить знания учащихся по теме «Имя прилагательное», совершенствовать умение писать безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода.
- развивать орфографическую зоркость, внимание, память, речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 179.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – соревнование по русскому языку.
4 класс.
«Падежные окончания
имён прилагательных
мужского и среднего рода»
Учитель: Велиуллаева Ю. С.
Цели урока: - обобщить знания учащихся по теме «Имя прилагательное», совершенствовать умение писать безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода.
- развивать орфографическую зоркость, внимание, память, речь.
Подготовка к уроку: класс делится на две команды; у каждого ученика на столе учебник, тетрадь и ручки.
Оборудование:
1. Лепестки цветика – семицветика (из цветной бумаги),
2. Карточки с заданиями.
Ход урока:
- Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня у нас с вами необычный урок русского языка. Мы проведём этот урок в форме конкурсов. Наша задача определить, на сколько хорошо вы усвоили материал по теме «Имя прилагательное».
- Конкурс 1. «Цветик - семицветик» (конкурс капитанов)
(На доске в виде цветка прикреплены лепестки разного цвета, с обратной стороны записаны вопросы)
- К доске выйдут капитаны команд, будут выбирать лепесток, снимать его, читать вопрос, отвечать на него. Команда имеет право помочь, но только в том случае, если капитан не смог ответить сам. Но тогда зарабатывается только 0,5 балла вместо 1.
1. Имя прилагательное обозначает … и отвечает на вопросы …, …, …
2. Имя прилагательное изменяется по … и по… .
3. В предложениях оно связано с …
4. Прилагательные мужского рода в И.п. имеют окончания …
5. Прилагательные женского рода в И.п. имеют окончания …
6. Прилагательные среднего рода в И.п. имеют окончания …
7. Прилагательные во множественном числе в И.п. имеют окончания …
8. Прилагательные мужского и среднего рода в Р.п. имеют окончания …
- Конкурс 2. «Предмет - признак»
- Этот конкурс мы проведём в виде эстафеты. Каждая команда получает карточку с именами существительными (по количеству игроков). Каждый игрок образует от существительного однокоренные прилагательные и записывает его справа, после чего передаёт карточку следующему игроку.
- Закончив работу, передаёте карточку мне.
- Каждый правильный ответ – 1 балл.
Карточка 1. | |
Существительное | Прилагательное |
Длина - … | - длинный |
Туман - … | - туманный |
Скука - … | - скучный |
Картон - … | - картонный |
Вкус - … | - вкусный |
Место - … | - местный |
Капуста - … | - капустный |
Теснота - … | - тесный |
Ячмень - … | - ячменный |
Ужас - … | - ужасный |
Грусть - … | - грустный |
Старина - … | - старинный |
Осень - … | - осенний |
Карман - … | - карманный |
Карточка 2. | |
Существительное | Прилагательное |
Удача - … | - удачный |
Чудеса - … | - чудесный |
Радость - … | - радостный |
Мука - … | - мучной |
Ясность - … | - ясный |
Известие - … | - известный |
Срок - … | - срочный |
Река - … | - речной |
Век - … | - вечный |
Пламя - … | - пламенный |
Огурец - … | - огуречный |
Томат - … | - томатный |
Прелесть - … | - прелестный |
Молоко - … | - молочный |
- Конкурс 3. «Знатоки имён прилагательных».
- По два человека от каждой команды садятся отдельно и письменно склоняют словосочетания:
1. Страшное несчастье.
2. Огромный змей.
- Остальные выполняют упражнение 41 стр. 170 – 171 (в команде можно совещаться во время работы). Затем учитель выбирает по две работы, проверяет их.
Страшное несчастье | Огромный змей |
Им.п. страшное несчастье | Им.п. огромный змей |
Р.п. страшного несчастья | Р.п. огромного змея |
Д.п. страшному несчастью | Д.п. огромному змею |
В.п. страшное несчастье | В.п. огромного змея |
Т.п. страшным несчастьем | Т.п. огромным змеем |
П.п. о страшном несчастье | П.п. об огромном змее |
- Конкурс 4. «Объяснялки»
- Прочитайте словосочетания, объясните их значение, подберите к ним противоположные.
(командам даётся несколько минут для выполнения задания, затем по очереди каждая команда даёт свои ответы)
Карточка 1 | Карточка 2 | ||
Свежий хлеб | Чёрствый хлеб | Глухой лес | Редкий лес |
Свежий ветер | Тёплый ветер | Глухой звук | Звонкий звук (чёткий) |
Свежая рубашка | Грязная рубашка | Глухой человек | Слышащий человек |
Свежая газета | Старая газета | Глухой ворот | Свободный ворот |
- Конкурс 5. «Узнай падеж прилагательного»
Словосочетания написаны на доске, участники команд выходят по очереди и указывают падеж прилагательного.
Для 1 команды | Для 2 команды | ||
По летнему солнцу | Д. п. | С высокого здания | Р. п. |
К младшему брату | Д. п. | В синем море | П. п. |
На высоком дереве | П. п. | За дальним озером | Т. п. |
Из дальнего города | Р. п. | К крайнему окну | Д. п. |
О гусином пере | П. п. | С маленьким щенком | Т. п. |
С верным другом | Т. п. | На высоком столбе | П. п. |
Под ореховым кустом | Т. п. | До позднего часа | Р. п. |
С ясного неба | Р. п. | Под голубым небом | Т. п. |
- Конкурс 6. «Составь предложения»
- Сейчас я вам дам 5 минут на выполнение этого задания. Вы должны составить и записать предложения с данными словосочетаниями. Затем выбрать самые удачные и представить их классу.
- От быстрого бега
- К высокому дубу
- После короткого отдыха
- Лёгким шагом
- Под зимним солнцем
- Конкурс 7. «Смотр знаний»
- Откройте учебники на странице 172 упражнение 44. Спишите текст. Укажите род, число и падеж имён прилагательных. Выделите в них окончания.
- Условие: все работают самостоятельно.
(Учитель собирает тетради с выполненным заданием, проверяет их. Пока ученики выполняют упражнение, учитель подсчитывает баллы за предыдущие шесть конкурсов)
- Итоги игры:
Подсчитываются последние баллы.
Объявляется команда – победитель.
Награждение победителей.
Оценивание учащихся за урок.
Приложение к
уроку
Конкурс 2.
«Предмет - признак»
Карточка 1. | |
Существительное | Прилагательное |
Длина - … | |
Туман - … | |
Скука - … | |
Картон - … | |
Вкус - … | |
Место - … | |
Капуста - … | |
Теснота - … | |
Ячмень - … | |
Ужас - … | |
Грусть - … | |
Старина - … | |
Осень - … | |
Карман - … |
Количество баллов: _______
Конкурс 2.
«Предмет - признак»
Карточка 2. | |
Существительное | Прилагательное |
Удача - … | |
Чудеса - … | |
Радость - … | |
Мука - … | |
Ясность - … | |
Известие - … | |
Срок - … | |
Река - … | |
Век - … | |
Пламя - … | |
Огурец - … | |
Томат - … | |
Прелесть - … | |
Молоко - … |
Количество баллов: _______
Конкурс 3.
«Знатоки имён прилагательных».
1 команда
Страшное несчастье |
Им.п. |
Р.п. |
Д.п. |
В.п. |
Т.п. |
П.п. |
Количество баллов: _______
Конкурс 3.
«Знатоки имён прилагательных».
1 команда
Огромный змей |
Им.п. |
Р.п. |
Д.п. |
В.п. |
Т.п. |
П.п. |
Количество баллов: _______
Конкурс 3.
«Знатоки имён прилагательных».
2 команда
Страшное несчастье |
Им.п. |
Р.п. |
Д.п. |
В.п. |
Т.п. |
П.п. |
Количество баллов: _______
Конкурс 3.
«Знатоки имён прилагательных».
2 команда
Огромный змей |
Им.п. |
Р.п. |
Д.п. |
В.п. |
Т.п. |
П.п. |
Количество баллов: _______
Конкурс 4.
«Объяснялки»
Карточка 1 | |
Свежий хлеб | |
Свежий ветер | |
Свежая рубашка | |
Свежая газета |
Количество баллов: _______
Конкурс 4.
«Объяснялки»
Карточка 2 | |
Глухой лес | |
Глухой звук | |
Глухой человек | |
Глухой ворот |
Количество баллов: _______
Конкурс 6.
«Составь предложения»
1 команда
| |
| |
| |
| |
| |
Конкурс 6.
«Составь предложения»
2 команда
| |
| |
| |
| |
| |
1. Имя прилагательное обозначает … и отвечает на вопросы …, …, …
2. Имя прилагательное изменяется по … и по… .
3. В предложениях оно связано с …
4. Прилагательные мужского рода в И.п. имеют окончания …
5. Прилагательные женского рода в И.п. имеют окончания …
6. Прилагательные среднего рода в И.п. имеют окончания …
7. Прилагательные во множественном числе в И.п. имеют окончания …
8. Прилагательные мужского и среднего рода в Р.п. имеют окончания …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Окончания имён прилагательных мужского, женского и среднего рода.
Урок открытия новых знаний по русскому языку, 3 класс, УМК "Школа 2100" Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС средствами технологии критического мышления....
Конспект урока по русскому языку "Правописание родовых окончаний имён прилагательных"
4 классТЕМА: «Правописание родовых окончаний имён прилагательных». Цели урока:Развивать умения правильно и точно употреблять име...
Урок по русскому языку "Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах"
Обобщение знаний об окончаниях существительных в дательном и родительном падежах, формирование навыков правописания окончаний в родительном и дательном падежах, развитие умения сравнивать....
Конспект урока + презентация по русскому языку на тему: "Склонение имён прилагательных в мужском и среднем роде в ед.ч, в В и Р падежах", 4 кл, УМК "Школа России"
Тема урока: Склонение имён прилагательных в мужском и среднем роде в ед.ч, в В и Р падежахТип урока: закреплениеЦели деятельности учителя: Обобщить знания учащихся о склонении имён прилагательны...
Урок русского языка по теме "Имена существительные мужского, женского, среднего рода".
Данный урок был составлен для учащихся 3 класса по программе "Школа 2100"...
Конспект урока по русскому языку на тему "Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягким окончанием на конце основы." 4 класс
1.Мотивация к учебной деятельности-Ребята, здравствуйте. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Меня зовут Яна Александровна. Открываем тетради, записываем дату, классную работу.2. Актуализация ...