Урок русского языка " Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Шатанова Ирина Николаевна

Урок русского языка для обучающихся 4-х классов по программе " Школа2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus.yaz_.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ

ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Урок 85 (107–109)

Тема: Правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных. Р/р Свободный диктант

Цели:

– выведение правила написания безударных падежных окончаний имён прилагательных, развитие умений обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять и контролировать написанное;

– овладевать умением свободно излагать содержание текста с именами прилагательными с безударными падежными окончаниями.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

1   2   3  1

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

1. Словарная работа.

1. Игра «Прятки».

а) – По именам прилагательным «найдите» имя существительное с непроверяемой буквой безударного гласного в корне, запишите его, обозначьте орфограмму.

Прекрасная, солнечная, морозная … (погода).

Сладкий, яблочный, горячий, шоколадный … (пирог).

Белые, лёгкие, пушистые, кучевые … (облака).

Свежая, русская, интересная, ежедневная … (газета).

Новое, меховое, дорогое, тёплое … (пальто).

б) – В каждом записанном слове спряталось ещё слово? Выделите его овалом.

в) – Запишите эти слова в несколько столбиков, объединяя по какому-либо признаку. (Род, количество слогов, склонение – склоняемые/несклоняемые и др.)

– Что у вас получилось? (Ученики называют признак и записывают столбики слов.)

2. Составление аналогичной загадки учащимися: записывают имена прилагательные, определяющие предмет.

3. Составление словосочетаний ___________________метро, _____________________шампунь,

__________________________________кофе.

2. Повторение изученного.

Для того, чтобы работа прошла успешно, нам нужно подтвердить, насколько глубоки наши знания об этой части речи. Предлагаю поиграть в игру «Вопросы и ответы»

  • На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
  • Что обозначает имя прилагательное?
  • Каким членом предложения является?
  • Как прилагательное связано с существительным?
  • Какова роль прилагательного в речи?
  • Приведите примеры прилательных-синонимов и прилательных – антонимов.
  • Какие окончания имеют прилагательные мужского, среднего и женского рода?

- Очень хорошо. Вы показали себя внимательными и знающими учениками.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы.

Чист… бельём грязн… души не прикроешь.

- На доске записана пословица. Что нужно сделать, чтобы её восстановить? (нужно дописать пропущенные окончания)

- Восстановите пословицу. У прилагательных определите падеж.

Т.п. Р.п.

Чистым бельем грязной души не прикроешь.

- Какова тема нашего урока? (безударные окончания прилагательных)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

III. Развитие умений.

1. Работа в учебнике.

1. Ответы на вопросы учебника (с. 46–47).

а) Коллективное составление алгоритма.

Закрепление. Запись под диктовку.

 Найди имена прилагательные, поставь ударение. Поставь вопрос от существительного к прилагательному. Спиши, обозначь изучаемую орфограмму.

В зимн.. лесу, по узеньк.. тропинк., в осинов.. рощ., свеж.. ветер, перист… облаками, на неподвижн.. неб., над всежим… п.лями.

2. Свободный диктант.

Упр. 227.

1. Подготовительная работа.

а) Чтение текста вслух. Беседа по содержанию.

– Каким чувством пронизан текст? (Счастьем.)

– Какова его главная мысль? (Человек испытывает счастье от соприкосновения с природой, тонкого восприятия окружающего мира.)

– Кто его автор? Что вы о нём знаете? О чём он рассказывает в тексте? (О реке и её «чудесах» – растительном мире.)

– Как можно озаглавить текст? (На берегу реки. Красота мира природы. Жить – это прекрасно.)

б) Чтение 1-го абзаца.

– О чём этот абзац? (О двух видах рек: в лесах и полях.)

– Какие краски преобладают в этих описаниях? С чем это связано?

Назовите имена прилагательные. Что они обозначают?

– Сколько в этой части предложений? Почему в 1-м предложении нет запятой, а во 2-м есть запятая? Перескажите эту часть.

в) Чтение 2-го абзаца.

– Назовите ключевые слова.

– О каких подводных чудесах здесь говорится?

– Как вы понимаете значение выражения грациозные блюдца (лилий)?

– Какими словами переданы чувства автора в этом абзаце? (Тихо, любуюсь.)

г) Чтение 3-го абзаца.

– Сколько предложений в этом абзаце?

– Каким вам представляется автор?

– Почему он переполнен счастьем? Какие слова усиливают проявление его чувства? (Огромное, рассказать всем.)

2. Орфографическая и пунктуационная работа планируется самими учениками.

– Сформулируйте задания, которые помогут избежать ошибок при письме.

3. Запись текста.

Учитель читает текст по абзацам, ученики по памяти его записывают.

4. Самопроверка. (С опорой на учебник либо учитель собирает работы.)

Примечание: при недостатке времени на уроке учитель может провести работу только по 1-му абзацу после обсуждения содержания текста.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

IV. Итог урока.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

VI. Д/з

 © ООО «Баласс», 2015                                                                                                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

      Содержание урока позволяет учащимся совершенствовать умение правильно писать падежные окончания имён существительных трёх склонений, развивать мышление, внимание, реч...

Урок русского языка:" Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных."

Цель: 1. Развивать речь, внимание, логическое мышление, память, воображение,      орфографическую зоркость.           2. Разв...

Технологическая карта темы урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода».

Технологическая карта темы урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода».  Тема«Правописание безударных падежных окончаний...

Методическая разработка урока русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных".

Урок русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по ФГОС формирует у учащихся обосновывать написание безударных падежных окончаний существительных во всех падежах....

Конспект урока. 4класс. Русский язык "Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных"

Урок связан с замечательным событием - "Спортивная олимпиада. Сочи 2014."...

Конспект открытого урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных».

Разработка урока по русскому языку для 4 класса составлена с учётом ФГОС. Целья урока является обобщение знаний учащихся об имени существительном  и умение правильно писать безударные падежные ок...