урок письма и развития речи "Слово. Названия предметов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

урок для 4 классса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slova.nazvaniya_predmetov.docx214.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Слово. Названия предметов»

Урок изучения нового материала.

Цели:

- формировать знания о словах - названиях предметов, умение правильно ставить вопросы к ним;

-корригировать и  развивать   память,  внимание, вербальное восприятие, орфографическую зоркость, мелкую моторику через игровые упражнения; речь через комментирование действий.

- способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу, навыков самостоятельности и самоконтроля, положительной мотивации к обучению.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, презентация «Слово. Названия предметов», слова – названия предметов, карточки – слова с вопросами  Кто? Что?

Ход урока

  1. Организационный момент.

а) Настрой на урок.

-Посмотрите, сколько у нас гостей! Сейчас появится ещё один гость, а кто это, вы узнаете, отгадав загадку:

                      Среди поля голубого –

                      Яркий блеск огня большого.

                      Не спеша огонь тут ходит,

                      Землю – матушку обходит,

                      Светит весело в оконце,

                      Ну, конечно, это…. (солнце).

- На какую геометрическую фигуру похоже солнышко? ( Круг).

Учащиеся становятся у доски, образуя круг.

б)Психогимнастика.

Утром солнышко проснулось, (потирают глаза кулачками)

Улыбнулось, (улыбаются друг другу)

Потянулось, (потягиваются)

Расправило свои лучики (держимся за руки).

- Я желаю вам хорошего настроения на весь урок!

Сегодня мы на уроке встретимся, я думаю с одними из самых любимых персонажей…

Слайд 2

Однажды солнечным утром Маша зашла в гости к Мише. И Миша начал читать Маше свою самую любимую сказку…

 

Слайд 3

Слайд 4

И попали Маша с Мишей в чудесную страну «Всезнайленд» в город Грамотеевск! Все её жители очень умные и добрые. Умники пообещали помочь Маше и Мише вернуться домой, если они справятся со всеми заданиями!

Первое задание -  Разминка для рук «Пальчики здороваются»

 

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «здравствуй» говорю

Я соседской курице.

(Кончиком большого пальца правой руки (левой руки) поочередно касаться указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.)

- Для чего мы делаем разминку для рук? (Разрабатываем мышцы для письма).

- откройте тетради и запишите число.

Чистописание 

-Отгадайте загадку.

Слайд 5

-Кто поляны белит белым,

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины? (зима).

Слайд 6

- Назовите первую букву в этом слове. (З)

- пропишите в тетрадях данную букву.

- поставьте ударение в слове «зима».

Слайд 7.

-Какая орфограмма в этом слове? (безударная гласная)

-Что нужно сделать, чтобы не ошибиться? (проверить)

- каким правилом мы пользуемся? (Чтобы не было сомнения, ставь её под ударение)

-Какое же проверочное слово вы подобрали? (зимы)

- А как ласково можно назвать зиму? (зимушка)

Звукобуквенный анализ слова (1 – у доски).

Слайд 8. (Молодцы, ребята!)

  1. Повторение  пройденного материала.

  1. Работа с карточками.

Вставь в словах пропущенные буквы. Подбери к словам проверочные слова:

С…ва - ______ , г…ра - ______, гл…за -_______, ст…кло - _______, в…дро -________.

Каким правилом правописания ты воспользовался?

Слайд 9.

  1.  Проверка домашнего задания - повторение изученных орфограмм:

Посмотрите, кто нам встретился? (Тётушка Сова). Она предлагает проверить домашнее задание.

- Напомните, что нужно было сделать? (Вставить пропущенные буквы в словах, подберите к словам проверочные слова).

Слайд 10.

- Давайте посмотрим, какие буквы вы должны были поставить.

Слайд 11.

-Как проверяли безударные гласные в словах?

(Если буква гласная вызвала сомнения, ты немедленно её ставь под ударение)

-Как проверить парные глухие и звонкие согласные в словах?

(Звук согласный проверяй – рядом гласный подставляй)

- Поднимите руку, кто справился с заданием без ошибок?

- кто допустил 1 ошибку? И т.д.

А у Васи домашним заданием было: составить слова из данных слогов.

- Какие слова у тебя получились, Вася? (Роза, Лиза, Захар, коза, запах, замок)

Слайд 12.

-Молодцы, вы хорошо справились с заданием, и мы двигаемся дальше. А как рады Маша с Мишей!

III. Работа над темой урока.

Мы двигаемся дальше и сейчас  заглянем к  Всезнайке.

 Усаживайтесь поудобнее, слушайте повнимательнее и запоминайте.

(сопровождение рассказа учителя демонстрацией на мультимедиа)

Слайд 13.

-Давным-давно ещё в глубокой древности человек, познавая природу, мир вокруг себя, дал названия предметам и явлениям, которые его окружали. Он видел небо, солнце, реку и называл их. Он ощущал холод, жару и давал им названия. Человек изобретал  и использовал вещи и придумывал, как их назвать : это топор, миска, дом… Дал он названия и своим чувствам, так родились слова любовь, красота, доброта… Когда появились разные профессии, они тоже получили названия : охотник, рыболов… И страшные события нашли отражение в речи, они стали называться голод, война, болезнь…

 Весь мир людей, животных, растений, явлений природы, города, реки, горы, страны, события, качества, действия – всё названо, всё имеет своё имя.

 Одни слова отвечают на вопрос КТО? Это живые предметы. Остальные слова отвечают на вопрос ЧТО? 

 

И тема нашего сегодняшнего урока «Слово. Названия предметов».

а) Дидактическая игра «Угадай слово»:

Слайд 14.

       К

         Н

          И

      Г

        А

-Назовите, что нарисовано на картинках. Из начальных букв этих слов составьте новое слово.

-Что обозначает это слово?

- Какой вопрос можно задать к этому слову?

 ( составляется опорная схема-таблица)

 

 КОНСТИТУЦИЯ          

На доске

              растения

     явления природы                                                                                              

     события                                                                                                      

     предметы  

     города, реки, горы, страны

Слайд 15.

Молодцы, ребята!

Слайд 16.

       К

     Л

     О

     У

     Н

-Рассмотрите иллюстрации. Из начальных букв этих слов составьте новое слово.

-Что обозначает это слово?

- На какой вопрос оно отвечает?

(дети формулируют вывод, составляется схема)

На доске

люди

рыбы

животные                                          

птицы

профессии людей

                                                           

Слайд 17.

- Слов, обозначающих предметы, в русском языке очень много, и без них было бы трудно людям понимать друг друга.

- Спасибо Всезнайке. Полученные знания пригодятся при выполнении следующего задания.

Я сейчас буду загадывать вам загадки.

а) Работа с загадками:

-К словам-отгадкам поставить вопрос кто?  или   что? Объяснить, почему. Распределить слова в 2 столбика.

 В огороде вырастаю, а когда я созреваю,

Варят из меня томат, в щи кладут и так едят.(помидор)

Летом бродит без дороги между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (медведь)

Не артист, а голосист, не ездок, а шпоры у ног.

Утром рано встает, детей в школу зовет.(петух)

Что копали из земли, жарили, варили?

Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (картофель)

Его весной и летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево)

С хозяином дружит, дом сторожит.

Живет под крылечком, а хвостик колечком.(собака)

(Запишите в тетрадь отгадки).

Вася – стр. 74,75. Списать слова и предложения.

Физкультминутка

Слайд 18 - 30.

Слайд 31. (гимнастика для глаз)

Б) Наблюдение за словами, которые отвечают на вопрос кто? что?

-У  художника Кисточкина тоже есть для нас, для Маши с Мишей задание.

(работа по иллюстрации)

Откройте учебник на с.114. упражнение 2.

Вася

Раздели слова на слоги.

Лена –                               Машина –

Пенал –                             Девочка –

Лошадка –                        Книга –

-Рассмотрите картинку. Что изображено?

- что нужно сделать?

-Запишите, кто живет в лесу, потом, что растет в лесу.

Кто? :_________________________________________________.

- Объясните, почему к этим словам мы задаем вопрос КТО?

Что?: _________________________________________________.

-Почему к этим словам  надо ставить вопрос ЧТО?

(формулирование вывода с опорой на схему-таблицу)

  1. Обобщение изученного по теме урока

-Молодцы, ребята. Все  жители сказочного города Грамотеевска очень довольны вами. Вы очень старались, и поэтому они приглашают вас немного поиграть в свою любимую игру «Четвёртый лишний».

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Слайд 32-39.

-Из каждой группы слов исключите одно лишнее. Объясните свой выбор:

*тетрадь, ученик, пенал, ручка

* врач, бинт, вата, зелёнка

*телёнок, лошадь, овца, коровник

*сестра, брат, дом, родители

Слайд 40.

-Какие слова отвечают на вопрос КТО?

-Какие слова отвечают на  вопрос ЧТО?

Слайд 41.

  1. ИТОГ  УРОКА

Слайд 42.

Добрые умники и умницы за наши старания подарили нам волшебную книгу, в которой нужно будет нарисовать то, что вам сегодня на уроке понравилось. Кто пожелает, может и нарисовать рисунок (но это на самоподготовке).

     -С какой темой познакомились на уроке?

-Что нового узнали сегодня на уроке?

-Что было трудным?

- А что понравилось?

  1. ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ

Упражнение 4, стр.115.

Для Васи – карточка.

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАВЕРШЕНИЯ УРОКА

Оценки за урок.

Подойдите ко мне те, кому понравился наш урок…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма и развития речи по теме "Слова, обозначающие действия одушевлённых предметов и отвечающие на вопрос что делает?"

Урок формирования умения ставить вопрос к словам,  обозначающих действия одушевлённых предметов....

Урок письма и развитие речи для обучающихся коррекционной школы 8 вида 3 класс Тема: Согласование действий с названием предметов.

Цель: учащиеся углубят свои знания в согласовании   слов-предметов и слов - действийЗадачи: образовательные: Уточнить знания учащихся о словах, обозначающих названия предметов и названи...

Урок письма и развития речи 4 класса по теме "Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей" -урок третий

На данном уроке формируются ключевые компетентности учащихся с ОВЗ как основа успешной социализации их в обществе на основе изучения конкретной темы по письму и развитию речи....

Конспект урока письма и развития речи во 2 классе по теме "Слова – названия предметов, отвечающие на вопрос: кто?"

Тип урока: урок изучения нового материала.Цель: формировать у учащихся знания о словах- названиях предметов, правильно ставить к ним вопросы (кто? или что?).Задачи:- повторение и закрепление знаний уч...

Урок письма и развития речи в 3 классе «Обобщение и закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов»

Урок письма и развития речи для обучающихся 3 класса с ОВЗ.Раздел: «Слово».Тема урока: «Обобщение и закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов»Цель: закрепить...

Конспект урока письма и развития речи в 3 классе на тему: "Упражнения в выделении слов, обозначающих названия предметов"

Тема: «Упражнения в выделении слов, обозначающих названия предметов.»Цели:Образовательные:- Закреплять и систематизировать знания и умения выделять в речи слова, обозначающие названия пред...