урок письма и развития речи "Слово. Названия предметов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Слово. Названия предметов»
Урок изучения нового материала.
Цели:
- формировать знания о словах - названиях предметов, умение правильно ставить вопросы к ним;
-корригировать и развивать память, внимание, вербальное восприятие, орфографическую зоркость, мелкую моторику через игровые упражнения; речь через комментирование действий.
- способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу, навыков самостоятельности и самоконтроля, положительной мотивации к обучению.
Оборудование: проектор, компьютер, экран, презентация «Слово. Названия предметов», слова – названия предметов, карточки – слова с вопросами Кто? Что?
Ход урока
- Организационный момент.
а) Настрой на урок.
-Посмотрите, сколько у нас гостей! Сейчас появится ещё один гость, а кто это, вы узнаете, отгадав загадку:
Среди поля голубого –
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тут ходит,
Землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце,
Ну, конечно, это…. (солнце).
- На какую геометрическую фигуру похоже солнышко? ( Круг).
Учащиеся становятся у доски, образуя круг.
б)Психогимнастика.
Утром солнышко проснулось, (потирают глаза кулачками)
Улыбнулось, (улыбаются друг другу)
Потянулось, (потягиваются)
Расправило свои лучики (держимся за руки).
- Я желаю вам хорошего настроения на весь урок!
Сегодня мы на уроке встретимся, я думаю с одними из самых любимых персонажей…
Слайд 2
Однажды солнечным утром Маша зашла в гости к Мише. И Миша начал читать Маше свою самую любимую сказку…
Слайд 3
Слайд 4
И попали Маша с Мишей в чудесную страну «Всезнайленд» в город Грамотеевск! Все её жители очень умные и добрые. Умники пообещали помочь Маше и Мише вернуться домой, если они справятся со всеми заданиями!
Первое задание - Разминка для рук «Пальчики здороваются»
Я здороваюсь везде –
Дома и на улице.
Даже «здравствуй» говорю
Я соседской курице.
(Кончиком большого пальца правой руки (левой руки) поочередно касаться указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.)
- Для чего мы делаем разминку для рук? (Разрабатываем мышцы для письма).
- откройте тетради и запишите число.
Чистописание
-Отгадайте загадку.
Слайд 5
-Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (зима).
Слайд 6
- Назовите первую букву в этом слове. (З)
- пропишите в тетрадях данную букву.
- поставьте ударение в слове «зима».
Слайд 7.
-Какая орфограмма в этом слове? (безударная гласная)
-Что нужно сделать, чтобы не ошибиться? (проверить)
- каким правилом мы пользуемся? (Чтобы не было сомнения, ставь её под ударение)
-Какое же проверочное слово вы подобрали? (зимы)
- А как ласково можно назвать зиму? (зимушка)
Звукобуквенный анализ слова (1 – у доски).
Слайд 8. (Молодцы, ребята!)
- Повторение пройденного материала.
- Работа с карточками.
Вставь в словах пропущенные буквы. Подбери к словам проверочные слова:
С…ва - ______ , г…ра - ______, гл…за -_______, ст…кло - _______, в…дро -________.
Каким правилом правописания ты воспользовался?
Слайд 9.
- Проверка домашнего задания - повторение изученных орфограмм:
Посмотрите, кто нам встретился? (Тётушка Сова). Она предлагает проверить домашнее задание.
- Напомните, что нужно было сделать? (Вставить пропущенные буквы в словах, подберите к словам проверочные слова).
Слайд 10.
- Давайте посмотрим, какие буквы вы должны были поставить.
Слайд 11.
-Как проверяли безударные гласные в словах?
(Если буква гласная вызвала сомнения, ты немедленно её ставь под ударение)
-Как проверить парные глухие и звонкие согласные в словах?
(Звук согласный проверяй – рядом гласный подставляй)
- Поднимите руку, кто справился с заданием без ошибок?
- кто допустил 1 ошибку? И т.д.
А у Васи домашним заданием было: составить слова из данных слогов.
- Какие слова у тебя получились, Вася? (Роза, Лиза, Захар, коза, запах, замок)
Слайд 12.
-Молодцы, вы хорошо справились с заданием, и мы двигаемся дальше. А как рады Маша с Мишей!
III. Работа над темой урока.
Мы двигаемся дальше и сейчас заглянем к Всезнайке.
Усаживайтесь поудобнее, слушайте повнимательнее и запоминайте.
(сопровождение рассказа учителя демонстрацией на мультимедиа)
Слайд 13.
-Давным-давно ещё в глубокой древности человек, познавая природу, мир вокруг себя, дал названия предметам и явлениям, которые его окружали. Он видел небо, солнце, реку и называл их. Он ощущал холод, жару и давал им названия. Человек изобретал и использовал вещи и придумывал, как их назвать : это топор, миска, дом… Дал он названия и своим чувствам, так родились слова любовь, красота, доброта… Когда появились разные профессии, они тоже получили названия : охотник, рыболов… И страшные события нашли отражение в речи, они стали называться голод, война, болезнь…
Весь мир людей, животных, растений, явлений природы, города, реки, горы, страны, события, качества, действия – всё названо, всё имеет своё имя.
Одни слова отвечают на вопрос КТО? Это живые предметы. Остальные слова отвечают на вопрос ЧТО?
И тема нашего сегодняшнего урока «Слово. Названия предметов».
а) Дидактическая игра «Угадай слово»:
Слайд 14.
К | Н | И | Г | А |
-Назовите, что нарисовано на картинках. Из начальных букв этих слов составьте новое слово.
-Что обозначает это слово?
- Какой вопрос можно задать к этому слову?
( составляется опорная схема-таблица)
КОНСТИТУЦИЯ
На доске
растения
явления природы
события
предметы
города, реки, горы, страны
Слайд 15.
Молодцы, ребята!
Слайд 16.
К | Л | О | У | Н |
-Рассмотрите иллюстрации. Из начальных букв этих слов составьте новое слово.
-Что обозначает это слово?
- На какой вопрос оно отвечает?
(дети формулируют вывод, составляется схема)
На доске
люди
рыбы
животные
птицы
профессии людей
Слайд 17.
- Слов, обозначающих предметы, в русском языке очень много, и без них было бы трудно людям понимать друг друга.
- Спасибо Всезнайке. Полученные знания пригодятся при выполнении следующего задания.
Я сейчас буду загадывать вам загадки.
а) Работа с загадками:
-К словам-отгадкам поставить вопрос кто? или что? Объяснить, почему. Распределить слова в 2 столбика.
В огороде вырастаю, а когда я созреваю,
Варят из меня томат, в щи кладут и так едят.(помидор)
Летом бродит без дороги между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (медведь)
Не артист, а голосист, не ездок, а шпоры у ног.
Утром рано встает, детей в школу зовет.(петух)
Что копали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (картофель)
Его весной и летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево)
С хозяином дружит, дом сторожит.
Живет под крылечком, а хвостик колечком.(собака)
(Запишите в тетрадь отгадки).
Вася – стр. 74,75. Списать слова и предложения.
Физкультминутка
Слайд 18 - 30.
Слайд 31. (гимнастика для глаз)
Б) Наблюдение за словами, которые отвечают на вопрос кто? что?
-У художника Кисточкина тоже есть для нас, для Маши с Мишей задание.
(работа по иллюстрации)
Откройте учебник на с.114. упражнение 2.
Вася
Раздели слова на слоги.
Лена – Машина –
Пенал – Девочка –
Лошадка – Книга –
-Рассмотрите картинку. Что изображено?
- что нужно сделать?
-Запишите, кто живет в лесу, потом, что растет в лесу.
Кто? :_________________________________________________.
- Объясните, почему к этим словам мы задаем вопрос КТО?
Что?: _________________________________________________.
-Почему к этим словам надо ставить вопрос ЧТО?
(формулирование вывода с опорой на схему-таблицу)
- Обобщение изученного по теме урока
-Молодцы, ребята. Все жители сказочного города Грамотеевска очень довольны вами. Вы очень старались, и поэтому они приглашают вас немного поиграть в свою любимую игру «Четвёртый лишний».
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Слайд 32-39.
-Из каждой группы слов исключите одно лишнее. Объясните свой выбор:
*тетрадь, ученик, пенал, ручка
* врач, бинт, вата, зелёнка
*телёнок, лошадь, овца, коровник
*сестра, брат, дом, родители
Слайд 40.
-Какие слова отвечают на вопрос КТО?
-Какие слова отвечают на вопрос ЧТО?
Слайд 41.
- ИТОГ УРОКА
Слайд 42.
Добрые умники и умницы за наши старания подарили нам волшебную книгу, в которой нужно будет нарисовать то, что вам сегодня на уроке понравилось. Кто пожелает, может и нарисовать рисунок (но это на самоподготовке).
-С какой темой познакомились на уроке?
-Что нового узнали сегодня на уроке?
-Что было трудным?
- А что понравилось?
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Упражнение 4, стр.115.
Для Васи – карточка.
- ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАВЕРШЕНИЯ УРОКА
Оценки за урок.
Подойдите ко мне те, кому понравился наш урок…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок письма и развития речи по теме "Слова, обозначающие действия одушевлённых предметов и отвечающие на вопрос что делает?"
Урок формирования умения ставить вопрос к словам, обозначающих действия одушевлённых предметов....
Урок письма и развитие речи для обучающихся коррекционной школы 8 вида 3 класс Тема: Согласование действий с названием предметов.
Цель: учащиеся углубят свои знания в согласовании слов-предметов и слов - действийЗадачи: образовательные: Уточнить знания учащихся о словах, обозначающих названия предметов и названи...
Урок письма и развития речи 4 класса по теме "Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей" -урок третий
На данном уроке формируются ключевые компетентности учащихся с ОВЗ как основа успешной социализации их в обществе на основе изучения конкретной темы по письму и развитию речи....
Конспект урока письма и развития речи во 2 классе по теме "Слова – названия предметов, отвечающие на вопрос: кто?"
Тип урока: урок изучения нового материала.Цель: формировать у учащихся знания о словах- названиях предметов, правильно ставить к ним вопросы (кто? или что?).Задачи:- повторение и закрепление знаний уч...
Урок письма и развития речи в 3 классе «Обобщение и закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов»
Урок письма и развития речи для обучающихся 3 класса с ОВЗ.Раздел: «Слово».Тема урока: «Обобщение и закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов»Цель: закрепить...
Конспект урока письма и развития речи в 3 классе на тему: "Упражнения в выделении слов, обозначающих названия предметов"
Тема: «Упражнения в выделении слов, обозначающих названия предметов.»Цели:Образовательные:- Закреплять и систематизировать знания и умения выделять в речи слова, обозначающие названия пред...
Открытый урок по русскому языку "Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов".
Открытый урок для 1 класса...