Урок письма и развития речи в 3 классе «Обобщение и закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Юлия Петровна Бойко

Урок письма и развития речи для обучающихся 3 класса с ОВЗ.

Раздел: «Слово».

Тема урока: «Обобщение и закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов»

Цель: закрепить и обобщить знания о словах, обозначающих названия предметов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc137 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt2.94 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Письмо и развитие речи

на тему: «Обобщение и закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов»

3 класс

Автор:

Бойко Юлия Петровна

Место работы:

КОУ «Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Должность:

учитель начальных классов

Раздел: «Слово».

Тема урока: «Обобщение и закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов»

Цель: закрепить и обобщить знания о словах, обозначающих названия предметов.

Задачи урока:

Коррекционно-образовательные: 

  • Закрепить навык практического употребления слов, обозначающих названия предметов.
  • Формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос «Кто?» от слов, отвечающих на вопрос «Что?».
  • Учить находить слова предметы в тексте, подбирать их самостоятельно; классифицировать.
  • Способствовать развитию орфографической зоркости.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать аналитико-синтетическую деятельность в процессе закрепления  материала.
  • Развивать восприятие, внимание, память, мышление, фонематический слух.
  • Способствовать обогащению лексического запаса, развитию речи.
  • Продолжить формировать умение работать с учебником, рисунками, схемами.
  • Развивать навыки самостоятельной работы, умения планировать свою деятельность    на уроке.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать мотивацию к учению и интерес к предмету, трудолюбие, умение работать в коллективе, взаимодействовать со сверстниками.
  • Формировать навыки самоконтроля, культуру поведения.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Учебно-методическое обеспечение: 

Программа: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида  0 – 4 классы.  /Под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Просвещение,  2011.

Учебник: Аксёнова А.К. Русский язык 3 класс: Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская.- М.: Просвещение, 2012. — 237с.

Оборудование и ресурсы: ПК, мультимедийная презентация «Слова предметы», загадки, предметные картинки,  фишки для оценивания, сигналы для самооценки, рабочие тетради, карточки с заданием, раздаточный дидактический материал.

Индивидуально-дифференцированный подход: для зоны актуального развития – карточки.

Методы обучения:

  • словесные – беседа, познавательные вопросы, указания к действию, постановка перед учащимися цели урока, пояснение, объяснение, повторение и уточнение,  сравнение, напоминание.
  • наглядные - демонстрация иллюстраций, презентация,  сигналы обратной связи.
  • практические – показ, упражнение, работа с учебником, дидактическая игра, связь с жизненной ситуацией.
  • стимулирующие – создание проблемной ситуации, соревнование, похвала, поощрение, подчеркивание достижений, ситуация успеха, занимательность информации.

Формы организации урока и виды деятельности

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Виды деятельности:

  • словарная работа
  • классификация по вопросам: кто? что?
  • коррекционные упражнения
  • игровые приёмы
  • работа с учебником
  • самостоятельная работа
  • дидактическая физминутка
  • работа у доски
  • работа в парах
  • устные ответы

План урока

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

5) Первичное закрепление

  • в знакомой ситуации (типовые)
  • в изменённой ситуации (конструктивные).

6) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

7) Коллективное выполнение. Самостоятельная работа.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

9) Рефлексия (подведение итогов занятия).

10)  Оценка деятельности учащихся.

Ход урока

I. Организация начала урока - мотивация к учебной деятельности:               (Слайд 2)

Громко прозвенел звонок - 
Начинается урок.
Все ль на месте,

Всё ль в порядке 
Книжка, ручка и тетрадка? 
Проверили? Садитесь! 
С усердием трудитесь! 

II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Д/з с. 153, упр. 25.

- Все выполнили домашнее задание?

- При сравнении предметов, какой ставили вопрос? (Чего?) Какие предметы сравнивали? (Блюдце, солнце, морковь, дерево.)

- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос Что? Чего? Чем? (Неживые предметы.)

- Названия предметов подчеркнули?

(Замена тетрадей.)

III. Актуализация знаний.

Тетрадь с наклоном положу, 
Ручку правильно держу. 
Сяду прямо, не согнуть, 
За работу я возьмусь! 

а) Гимнастика для пальцев «Лесенка», «Закрутим винтик».                              (Слайд 3 - 4)   

б) Записать число и слова «Классная работа».

в) Минутка чистописания.                                                                                          (Слайд 5)  

    Ряд букв: а, о, п, и, е, я. 

- Определите, какую букву будем писать? В этом ряду она лишняя. Объясните, почему она лишняя? (Это буква «пэ»).

- Какой звук она обозначает? Дайте характеристику этому звуку.

- Из каких элементов состоит заглавная  буква «пэ»?

- Из каких элементов состоит строчная буква «пэ»?

- Давайте пропишем эту букву в воздухе.

- Пропишите в тетради строчку букв, чередуя прописную и строчную буквы.

- Для чего нам нужна заглавная буква? (ответы детей)

- Что можно сказать о гласных: а, о, п, и, е, я? (Ошибкоопасные гласные)              (Слайд 6)

г) Работа со словарём.                                                                                                   (Слайд 7)

- Найдите в словарике слова, которые начинаются на букву «пэ», прочитайте и запомните, как пишутся эти слова. (Песок, погода, понедельник, портфель, посуда, праздник, пятница.) Учебник закрыть.

- Запишите слова под диктовку.

Грамматическое задание: поставить ударение, выделить безударную гласную, вертикальной чертой разделить слова на слоги.

Проверка с проговариванием (песок – ударная гласная «о», надо запомнить безударную гласную «е» в первом слоге и т.д.).

- Какой вопрос мы можем поставить к данным словам? (Что?)

- Какой вопрос вы зададите к слову медведь? (Кто?) Почему?

Игра: «Кто живёт в лесу?»                                                                                              (Слайд 8) 

Учитель называет слова: заяц, петух, ворона, медведь, собака, сорока, корова, лисица, воробей. Если животные по месту обитания живут в лесу - дети хлопают в ладошки, нет - топают ногами.

- Что эти слова обозначают? (Названия предметов.)

- На какие вопросы отвечают слова - названия предметов? (Кто? Что?)

- Как вы думаете, над чем мы будем с вами работать на уроке? (Мнение учащихся).

На вопросы отвечаем,

Когда нужно – замолкаем.

В теме будем разбираться,

Главное – не отвлекаться!

IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Сегодня на уроке мы повторим слова, которые отвечают на вопросы «Кто?» или «Что?»

- Так с какими словами будем сегодня работать?                                                           (Слайд 9)

Беседа о видах слов, отвечающих на вопросы «Кто?» или «Что?»

 - Как вы думаете, много или мало в русском языке слов, отвечающих на вопросы «Кто?» или «Что?».

-  А что могут обозначать слова, отвечающие на вопросы «Кто?» или «Что?» (учитель проговаривает группу слов – дети проговаривают, каким одним словом их можно классифицировать):                                                                                                          (Слайд 10)

а) пенал, дом, магазин, дерево – это … (предметы);

б) писатель, рабочий, сестра, ученик – это … (люди);

в) дождь, ветер, гололёд, жара – это … (явления природы);

г) орёл, ворона, сорока, чайка – это … (птицы);

д) тигр, олень, заяц, лось – это … (звери);

е) яблоня, цветы, трава, грибы – это (растения);

ж) трамвай, машина, автобус, поезд – это … (транспорт);

з) топор, молоток, отвёртка, пила – это … (инструменты).

- Спишите слова с доски в тетрадь: предметы, люди, явления природы, птицы, звери, растения, транспорт, инструменты.                                                                           (Слайд 11) 

- Что эти слова обозначают? На какие вопросы отвечают?

Вывод: Значит, предметы мы можем видеть, слышать, потрогать.

V. Первичное закрепление  в знакомой ситуации (типовые)

Игра: «Кто? или Что?» Цель. Закрепление правильной постановки вопросов к словам, обозначающих предметы. Доска делится на две части. В первой с вопросом «Кто это?», во второй с вопросом «Что это?». Ученики выходят по порядку к доске, берут картинку, называют предмет, изображенный на ней, и ставят к слову вопрос. Картинку ученик прикрепляет на доске под соответствующим вопросом:

  • Заяц, петух, ворона, медведь, собака, сорока, корова, лисица, воробей, девочка, ученик.
  • Карандаш, ворота, тарелка, город, деревня, одежда, сахар, комната, молоко.        (Слайд 12)                            

Вывод: О людях и животных мы спрашиваем – кто это? о других предметах спрашиваем – что это?                                                                                                                               (Слайд 13)

Первичное закрепление в изменённой ситуации (конструктивные)

Делу время, потехе час. 
Прочитайте мой рассказ. 
На доске написан текст. 

Учить детей  видеть даже те слова предметы, которые не стоят в именительном падеже.

- А сейчас мы научимся находить слова, которые могут отвечать на вопросы «Кто?» или «Что?» если их чуть – чуть изменить.                                                                             (Слайд 14)

Люблю свой лес в зелёной майке,

Ромашку на лесной лужайке.

Люблю я солнце, добрый ветер,

А маму – больше всех на свете. (В. Ланцетти)

Получается запись:                                                                                                           (Слайд 15) 

Что? Лес, майка, ромашка, лужайка, солнце, ветер, свет.

Кто? Мама.

- Поставьте ударение в словах

Физминутка                                                                                                         (Слайд 16)

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

VI. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

1. Составить словосочетания,  добавив к данному слову предмету второе слово предмет, отвечающее на вопрос чего?                                                                   (Слайд 17)

  • ведро …
  • листья …
  • воротник …
  • глоток …
  • тарелка …

2. Подбери слова на изученные правила (карточки со словами по одной на каждое правило Приложение №1).

Взаимопроверка (работа в парах).

(Слайд 18)

Подбери слова на изученные правила

Словарные слова

Непроверяемая безударная гласная в корне слова

Мягкий знак (Ь) на конце слова

Мягкий знак (Ь) в середине слова

Сочетания гласных с шипящими:

ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ

Парные звонкие и глухие согласные на конце слова

Парные звонкие и глухие согласные в середине слова

Разделительный мягкий знак (Ь)

Разделительный твёрдый знак (Ъ)

Проверяемая безударная гласная в корне слова

VII. Коллективное выполнение.

Ну, ребята, всем молчать, 
Начинаем мы писать 
Вы пишите, не спешите, 
Буквы лучше выводите. 

1. Работа с учебником. Самостоятельная работа упр. 28, с. 154.                             (Слайд 19)

2. Дидактическая игра «Наоборот».                                                                          (Слайд 20)

Цель. Активизация словаря; развитие умения подбирать слова, противоположные по значению. Слова: мир – война, шум – тишина, утро – вечер, день – ночь, холод – жара, храбрость – трусость, небрежность – аккуратность, враг – друг, болезнь – здоровье, радость – грусть, слабость – сила, старость – молодость, чистота – грязь, злость – доброта, вежливость – грубость, потеря – находка, ложь – правда, труд – безделье, горе – счастье. (Выигрывает тот, кто набрал большее количество фишек.)

- А сейчас мы с вами немножко отдохнём и проведём гимнастику для глаз.           (Слайд 21)

Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.
(Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко.
(Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
(Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись.
(Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.      (Слайд 22)

Упр. 29, с. 155.

- А для любознательных (индивидуальные карточки).

                Запиши одним словом.

  1. тополь, клён, берёза, ель –
  2. волк, лиса, заяц, медведь –
  3. сорока, ворона, воробей, аист –
  4. брусника, черника, земляника, смородина –
  5. футболист, хоккеист, волейболист –
  6. шкаф, парта, стол, стул –
  7. молоко, сахар, хлеб, мясо –
  8. костюм, пальто, кофта, платье –
  9. ботинки, сапоги, валенки, туфли –
  10. кукла, мяч, юла, барабан –

IX. Рефлексия (подведение итогов занятия).                                                          (Слайд 23)  

Молодцы ребята!

Вы справились с заданьями

И блеснули знаньями

А волшебный ключ к ученью:

Упорство и терпенье,

Чтобы всё вам не забыть,

Лучше вспомнить, повторить.

Повторенье – мать ученья, так уж говориться,

И для усвоения лучше повториться.

- Перед вами лежит карточка.

- Какая буква повторяется?

- Зачеркните эту букву.

ННСННЛННОНННВННАННН

ПНРНННЕННДННМННЕНННТННЫНН

- Что сегодня мы изучали, прочитайте получившееся слово.                                   (Слайд 24)

- Назовите слова предметы.

- Какое правило мы повторили?

- Какие задания понравились?

- Какие вызвали затруднения?

- Все поработали хорошо.

- Молодцы!

- У вас на столе сигнальные «смайлики настроения».

- Покажите смайлик, который соответствует вашему настроению:                 (Слайд 25)

  • светлое, приятное
  • спокойное
  • грустное

- Я очень рада, что у вас хорошее настроение.
-
Как бы вы оценили свою работу на уроке?                                                           (Слайд 26)

НА УРОКЕ Я …

УРОК БЫЛ …

УРОК МНЕ …

ПОСЛЕ УРОКА Я ПОСТАРАЮСЬ …

X. Оценка деятельности учащихся.

Приложение №1

сирень

альбом

друзья

снегирь

галька

платье

скатерть

пальто

вьюга

метель

пальцы

воробьи

зверь

письмо

варенье

корень

крыльцо

ручьи

десять

будильник

семья

букварь

физкультура

печенье

дверь

сосулька

здоровье

февраль

школьник

братья

шиповник

лыжи

сугроб

карандаши

снежинка

укроп

ландыши

жираф

обрыв

камыши

животное

шарф

кувшин

стрижи

утюг

вершина

ужин

рыбак

чайник

обещание

завод

задача

роща

салют

чайка

площадь

мороз

свеча

щавель

голос

туча

жизнь

сторож

встреча

лыжи

камыш

чашка

моржи

яблоко

часы

пружина

корзина

чучело

чудак

девочка

чугун

ворчун

дежурный

чудовище

чудеса

тарелка

чулки

щука

ворона

чудо

щупальцы

Москва

книжка

рыбка

рабочий

бумажка

кнопка

занавеска

обложка

загадка

верёвка

кружка

клетка

кошка

дорожка

берёзка

катушка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверка готовности Громко прозвенел звонок - Начинается урок. Все ль на месте, Всё ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!

Слайд 2

Гимнастика для пальцев «Лесенка»

Слайд 3

Гимнастика для пальцев

Слайд 4

Минутка чистописания

Слайд 5

Написание безударных гласных а о и е я проверяй по орфографическому словарю.

Слайд 6

Работа со словарём п е сок п о года п о н е дельник п о ртфель п о суда праз д ник пятн и ца

Слайд 7

Игра: «Кто живёт в лесу?» заяц петух ворона медведь собака сорока корова лисица воробей

Слайд 8

Тема урока: «Обобщение и закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов»

Слайд 9

Классификация слов: пенал, дом, магазин, дерево – это … (предметы); писатель, рабочий, сестра, ученик – это … (люди); дождь, ветер, гололёд, жара – это … (явления природы); трамвай, машина, автобус, поезд – это … (транспорт); орёл, ворона, сорока, чайка – это … (птицы); тигр, олень, заяц, лось – это … (звери).

Слайд 10

Проверь себя: Предметы, люди, явления природы, птицы, звери, растения, транспорт, инструменты.

Слайд 11

Игра: «Кто? или Что?» Заяц, петух, ворона, медведь, собака, сорока, корова, лисица, воробей, девочка, ученик. Карандаш, ворота, тарелка, город, деревня, одежда, сахар, комната, молоко.

Слайд 12

Вывод : О людях и животных мы спрашиваем – кто это? о других предметах спрашиваем – что это?

Слайд 13

Найди слова предметы: Люблю свой лес в зелёной майке, Ромашку на лесной лужайке. Люблю я солнце, добрый ветер, А маму – больше всех на свете. (В. Ланцетти)

Слайд 14

Проверь себя: Что? Лес, майка, ромашка, лужайка, солнце, ветер, свет. Кто? Мама.

Слайд 15

Физминутка: Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали, Ножками потопали, Ручками похлопали, Покружились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем.

Слайд 16

Составь словосочетания: ведро … листья … воротник … глоток … тарелка …

Слайд 17

Подбери слова на изученные правила Непроверяемая безударная гласная в корне слова (словарные слова) Мягкий знак (Ь) на конце слова Мягкий знак (Ь) в середине слова Сочетания гласных с шипящими: ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ Парные звонкие и глухие согласные на конце слова Парные звонкие и глухие согласные в середине слова Разделительный мягкий знак (Ь) Разделительный твёрдый знак (Ъ) Проверяемая безударная гласная в корне слова

Слайд 18

Работа с учебником Самостоятельная работа Упр. 28, с. 154.

Слайд 19

Дидактическая игра «Наоборот» мир – война, шум – тишина, утро – вечер, день – ночь, холод – жара, храбрость – трусость, небрежность – аккуратность, враг – друг, болезнь – здоровье, радость – грусть, слабость – сила, старость – молодость, чистота – грязь, злость – доброта, вежливость – грубость, потеря – находка, ложь – правда, труд – безделье, горе – счастье.

Слайд 20

Гимнастика для глаз: Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.) Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево - вправо.) Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.) Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.) В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх - вправо и вверх - влево.) Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.) Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

Слайд 21

Домашнее задание: Упр. 29, с. 155. - А для любознательных (индивидуальные карточки). Запиши одним словом: тополь, клён, берёза, ель – волк, лиса, заяц, медведь – сорока, ворона, воробей, аист – шкаф, парта, стол, стул – молоко, сахар, хлеб, мясо – костюм, пальто, кофта, платье – ботинки, сапоги, валенки, туфли – кукла, мяч, юла, барабан – брусника, черника, земляника, смородина – футболист, хоккеист, волейболист –

Слайд 22

Рефлексия (подведение итогов) Молодцы ребята! Вы справились с заданьями И блеснули знаньями А волшебный ключ к ученью: Упорство и терпенье, Чтобы всё вам не забыть, Лучше вспомнить, повторить. Повторенье – мать ученья, так уж говориться, И для усвоения лучше повториться.

Слайд 23

Итог урока: Что сегодня мы изучали? Назовите слова предметы. Какое правило мы повторили? Какие задания понравились? Какие вызвали затруднения? Все поработали хорошо. Молодцы!

Слайд 24

Моё настроение после урока

Слайд 25

Оцени свою работу на уроке: НА УРОКЕ Я … УРОК БЫЛ … УРОК МНЕ … ПОСЛЕ УРОКА Я ПОСТАРАЮСЬ …

Слайд 26

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку письма и развития речи "Правописание звонких и глухих согласных на конце слова"

Презентация подготовлена к уроку письма и развития речи "Правописание звонких и глухих согласных на конце слова" для обучающихся 4 класса...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе коррекционной школы VIII вида, тема «Слова, обозначающие действие предметов»

Конспект урока по русскому языку в 3 классе коррекционной школы VIII вида, тема «Слова, обозначающие действие предметов»...

Конспект урока письма и развития речи. 3 класс коррекционной школы VIII вида. Тема "Звонкие и глухие согласные на конце слов"

Конспект урока письма и развития речи в 3 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Звонкие и глухие согласные на конце слов"...

Урок письма и развития речи 3 класс Тема урока «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»

Урок письма и развития речи  3 класс Тема урока «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»Цель урока: закрепить умение различать парные звонкие и глухие согласные в конце слов....

Урок письма и развития речи 4 класса по теме "Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей" -урок третий

На данном уроке формируются ключевые компетентности учащихся с ОВЗ как основа успешной социализации их в обществе на основе изучения конкретной темы по письму и развитию речи....

Конспект урока письма и развития речи в 3 классе на тему: "Упражнения в выделении слов, обозначающих названия предметов"

Тема: «Упражнения в выделении слов, обозначающих названия предметов.»Цели:Образовательные:- Закреплять и систематизировать знания и умения выделять в речи слова, обозначающие названия пред...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Обобщение и закрепление знаний. Имена существительные обозначающие название птиц"

План-конспект учебного занятия регионального конкурса интегрированных уроков «Практика интеграции»...