Открытый урок. Тема урока: «Употребление и написание слов с приставками (закрепление)»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
План - конспект открытого урока в 3 классе по УМК "Планета знаний".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_0.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Планета знаний»
Предмет – русский язык
Класс – 3
Тип урока – обобщение и систематизация знаний
Особенности данного урока:
- данный урок является последним уроком по теме «Употребление и написание слов с приставками»;
- на данном уроке использовались активные формы организации деятельности учащихся
- на уроке используется мультимедийная презентация, ведётся работа в парах
Тема урока: «Употребление и написание слов с приставками (закрепление)»
Цель урока:
формирование образовательных компетенций у учащихся 3 класса в предметной области «Русский язык» по теме: «Употребление и написание слов с приставками»,
обобщение знаний детей о приставке как части слова, её словообразовательной роли и написании.
Учебные задачи:
1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
- уметь высказывать своё мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- ориентироваться в своей системе знаний.
- восстановить знания учащихся о приставке и её роли в слове; углубить представление о данной морфеме через наблюдение за словами с разными значениями действий
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
- формирование умения взаимодействовать в статичных парах на основе сочетательного диалога.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- формирование умения различать приставки и предлоги, выделять орфограммы, связанные с правописанием предлогов и приставок; применять правило проверки орфограммы, выделять приставки в глаголах.
- определить уровень сформированности умений видеть приставки в именах существительных, прилагательных, глаголах и определять их значение; совершенствовать умение толковать значение слов, образованных с помощью приставок; учить выделять приставку в слове.
- воспитывать внимание к слову в процессе чтения текста; дифференцировать задания с учётом темпов усвоения учащимися сведений по морфемике, словообразованию; учить переключать внимание посредством смены видов деятельности.
Средства (оборудование): учебник по русскому языку (УМК «Планета знаний» 3 класс, 2 часть), рабочая тетрадь № 2 (УМК «Планета знаний» 3 класс),компьютер, карточки с дифференцированными заданиями.
План урока.
- Организационный момент
Учитель: Здравствуйте! Итак, у нас урок русского языка. Проверьте, всё ли готово у вас к уроку. Пусть этот урок принесёт вам новые знания и радость общения друг с другом.
Желаю вам удачи.
- Сообщение темы и целей урока
Учитель: Откройте тетради, запишите число и классная работа.
Сегодня на уроке мы обобщим все те знания, что вы получили на предыдущих уроках о частях слова, поподробнее остановимся на приставках, вспомним, какую роль они выполняют в словах и бывают ли в приставках орфограммы.
- Минутка чистописания
Учитель: И начнём мы как обычно с минутки красивого письма. Внимательно посмотрите на данную запись.
1 | 3 | 5 |
а | ? | д |
- Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания
- Что можете сказать об особенностях написания строчной буквы в?
- Напишите 1 строчку букву
- Словарная работа
- Какие звуки даёт буква в?
- Назовите мне слово, которое начинается со звука в- и обозначает призыв быть сосредоточенней, собранней (внимание)
- Что означает это слово?
- Может истоки этого слова подскажут нам смысл? Давайте обратимся к исторической справке.
Слово внимать (от «вън» и «имать») означает «брать», «вбирать в себя», усваивать услышанное или прочитанное.
- Запишите это слово несколько раз, поставьте ударение и подчеркните орфограммы
- Подберите однокоренные слова к этому слову. Почему эти слова называются однокоренные? (у них один корень внима-)
- Актуализация знаний о частях речи
Учитель: Какие ещё части слова вы знаете?
Уже несколько уроков мы изучаем части слова и сейчас я хочу проверить, насколько хорошо вы усвоили части слова. Внимание на экран.
1. Выбираем верное утверждение:
1. Слово не может быть без корня
2. Слово не может быть без суффикса
3. Слово не может быть без приставки
4. Слово не может быть без окончания
- Что такое корень?
1.Окончание – это изменяемая часть слова
2. Окончание – это неизменяемая часть слова
- Для чего служит окончание в речи?
1. Суффикс стоит за корнем
2. Суффикс стоит в конце слова
- Для чего служит суффикс?
1. Приставка стоит за корнем
2. Приставка стоит перед корнем
- Для чего служит приставка?
VI. Употребление приставок
Учитель: Приставок в русском языке огромное количество.
- Слова какой части речи чаще всего употребляются с приставками? Приведите примеры.
- Верно ли утверждение, что от глагола при помощи приставок можно образовать огромное количество однокоренных слов? Со всеми ли приставками употребляются глаголы?
Давайте проверим. Внимание на экран.
Перед вами два глагола: ходить и лезть. Образуйте новые слова от этих глаголов при помощи приставок. Со всеми ли приставками употребляются данные глаголы? Запишите в два столбика и выделите приставки(2 человека у доски)
VII. Наблюдение над значением приставок
- Какой частью речи являются все эти слова? Все они обозначают действия. Но действия имеют разные оттенки.
- Какие оттенки значений действий могут вносить приставки?
( начало действия, окончание действия, кратковременности, совместности, удаления,
приближения и т.д.)
VIII. Правописание гласных в приставках
Учитель: Есть ли орфограммы в выделенных приставках? Напомните, в каких приставках всегда пишется а- ? ( за, на, над, раз, рас)
Выборочный диктант
Давайте проверим, умеете ли вы писать гласные в приставках. Я диктую вам предложения, вы выписываете только глаголы.
Как-то утром волк проснулся,
Потянулся, облизнулся.
Спел любимую свою –
«Укушу да разжую!»
И пустился чин по чину.
На обед искать дичину.
Итак, сколько глаголов у вас получилось? (8). Выделите приставки и подчеркните орфограммы в них.
А теперь давайте проверим. Обменяйтесь тетрадями и попытайтесь найти ошибки в тетради своего соседа. Исправляем карандашом. Верните тетради назад и проверьте, допустили ли вы ошибки.
Поднимите руку те, у кого ошибок нет. Молодцы! Остальным надо быть внимательнее.
IX. Физкультминутка
Как-то утром волк проснулся,
Потянулся, облизнулся.
Спел любимую свою –
«Укушу да разжую!»
И пустился чин по чину.
На обед искать дичину.
Только вся его еда
Разбежалась кто куда.
Зайцы убежали,
Птицы улетели
И лёгкие, как тени,
Умчались прочь олени.
X. Работа с фразеологизмом
Учитель: У этого стихотворения есть продолжение:
И пришлось ребята волку
Зубы положить на полку…
А на полку зубы класть –
Это не большая сласть!
Учитель:
- Какое устойчивое выражение используется в этом стихотворении?
- Как вы его понимаете?
- Запишите этот фразеологизм в тетрадь – а рядом запишите его толкование.
- Есть ли разница в оттенках глаголов положить и класть?
- А в культуре использования этих глаголов в речи?
XI. Правописание предлогов и приставок
Учитель: А теперь обратите внимание вот на что, почему слово «положить» записано слитно, а «на полку» раздельно?
- Итак, что нужно делать, если сомневаешься, предлог перед тобой или приставка?
- Что ещё необходимо помнить?
- Дифференцированная работа
Выберите себе задание, с которым вы справитесь.
1 уровень:
Отличи, где приставка, а где предлог. упр. 68 стр.67. В этом упражнении и предлоги и приставки записаны в скобках. Вы должны понять, где предлоги, где приставки. И записать их правильно.
- Запишите предложения, раскрывая скобки. Приставки выделяем, предлоги подчёркиваем.
- Проверяем.
1.Павлик (от)в..рил дверь (в)кухню. Старушка (с)нимала (с)противня горячие пирожки.(В.Осеева) 2.Загремели взрывы, о(т/д)гремели. Те, кто воевали, п(о/а)с..дели. (Настя С.)
2 уровень:
Задание. Запиши стихотворение. Найди слова с приставками и выдели их. Подчеркни грамматические основы последнего предложения.
Уж тает снег, бегут ручьи,
в окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
и лес оденется листвою.
(А.Плещеев)
(с.68 упражнение 72)
3 уровень:
Задание. Какой из предлогов неуместен в словосочетании? Зачеркни его. Запиши словосочетания. Выдели приставки. Вставь недостающие буквы.
Вы...хали из/с села, зац..пился за/о скатерть, выпол.. от/из норы, вц..пился в/за руку, взобрался в/на гору.
(Рабочая тетрадь на печатной основе с.23 задание 7).
ХII. Отгадай-ка
А теперь пришло время интеллектуального марафона. Я загадала слово:
1. В слове есть окончание, корень, приставка и суффикс.
2. Корень тот же, что и в словах: обмен, изменить, меняла (-мен-).
3. В приставке две буквы "е" (пере-).
4. Суффикс тот же. Что и в словах травка, шубка (-к-).
5. Окончание - первая буква алфавита (-а).
Ответ: "переменка"
ХIII. Итог урока.
- Учитель: Наверное, все уже поняли, раз появилась слово «переменка», это значит наш урок подошёл к концу. А это значит, пора подводить итоги. Скажите, чему научились? Что интересного было на уроке? Что понравилось?
- Что вы можете сказать о приставке?
- Что общего между суффиксом и приставкой и в чем различие?
Вы хорошо сегодня поработали. Я довольна вами. Благодарю всех за работу!
XIV. Рефлексия
Оцените свою работу: Заполните листы самооценки
Анализ индивидуальной деятельности на уроке русского языка по теме "Части слова. Приставка" | |||
Фамилия _____________________ Имя ____________________ | |||
Я знаю | да | нет | не знаю не всегда |
Все части слова |
|
|
|
Что такое приставка |
|
|
|
Я умею | |||
Отличать приставку от предлога |
|
|
|
Писать приставки без ошибок |
XV. Домашнее задание:
упражнение 73, стр.68 подготовиться к письму под диктовку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка «Употребление и написание слов с приставками (закрепление)» 3 класс
Данный урок используется в программе "Планета знаний" , является последним уроком по теме «Употребление и написание слов с приставками»; на уроке используются активные формы организации деятельн...
Употребление и написание слов с приставками
Технологическая карта открытого урока по теме: "Употребление и написание слов с приставками"...
Презентация к открытому уроку. Тема урока: «Употребление и написание слов с приставками (закрепление)»
Презентация к открытому уроку по УМК "Планета знаний". Тема:«Употребление и написание слов с приставками (закрепление)»...
Закрепление написания слов с приставками
Тема урока «Закрепление написания слов с приставками». Это урок закрепления пройденного материала. Перед этой темой дети повторили состав слова, как пишутся приставки и предлоги, гласные «а и о». След...
Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: Тема урока: В. Осеева. «Сыновья». 2 класс
Образовательная система: ________Школа 21 век_______________________________Класс: _2__ Дата проведения урока: _____Предмет:__Литературное чт...
«Употребление и написание слов с приставками (закрепление)»
Цель урока:формирование образовательных компетенций у учащихся 3 класса в предметной области «Русский язык» по теме: «Употребление и написание слов с приставками»,обобщение зна...
Технологическая карта урока технологии УМК «Школа России», 2 класс. Тема урока Тема урока: «Строчка прямых стежков»
Цель урока: формирование у обучающихся знаний о видах швов; умений изготовления закладки для книги, в технике вышивка, строчка прямых стежков с зигзагом.Задачи урокаПланируемые результатыДидактич...