Употребление и написание слов с приставками
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Донская Надия Фаридовна

Технологическая карта открытого урока по теме: "Употребление и написание слов с приставками"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_pristavkam_sozdano.docx38.52 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

УУД

1.Организационный этап.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Вступают в диалог с учителем.

 -Проверьте, все ли готово к уроку? Пусть вам этот урок принесет новые знания и радость общения. Желаю вам удачи.

Самоопределение (Л.)

Мотивация к учебной деятельности (Л.)

2. Минутка чистописания.

Организация работы с проектором и выводом задания на экран. (Слайд № 2, 3)

Слушают задание учителя, отвечают на поставленные вопросы. Письмо буквы «В»

1                             3                         5

А                            ?                          Д

- Внимание на экран.

Что вы знаете о звуке «в»? Назовите слово, которое начинается со звука «в» и обозначает призыв быть сосредоточенней, собранней?

Принимать учебную задачу, планировать действие (Р.)

3. Словарная работа.

Организует диалог, обращает детей к исторической справке.

(Слайд №4, 5)

Отвечают на вопросы учителя, обмениваются мнениями, подбирают однокоренные слова, составляют предложения, анализируют их.

- Внимание на экран.

Историческая справка: внимать (от «вън» и «имать») означает «брать», «вбирать в себя». Подберите однокоренные слова, составьте предложение и разберите по членам и частям речи.

Словарь:

внимание, внимательный, внимательно, внимать.

Внимательный мальчик перевел бабушку через дорогу.

Мальчик (какой?) внимательный

Перевел (кого?) бабушку

Перевел (куда?) через дорогу

Поиск необходимой информации из справочников и энциклопедий (П.)

Воспитание моральных норм  поведения (Л.)

4. Формирование проблемы, планирование деятельности.

В позиции консультанта, побуждает учащихся к принятию темы, организует диалог, в ходе которого формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока.

(Слайд № 6)

Ставят цель урока, составляют план.

- Что вы еще можете сказать о букве «В»?

«В»  может быть предлогом и приставкой.

- Над какой темой мы будем работать?

- Какая цель нашего урока?

- Какой план урока?

- Какие еще части слова вы знаете?

- Внимание на экран.

Принимать учебную задачу, планировать действие (Р.)

5. Актуализация знаний.

Организация работы с проектором и выводом задания на экран. (Слайд № 7, 8, 9, 10)      

Слайд №11

Воспроизведение имеющихся знаний.

Выбор верного утверждения.

Работа в группах.

1. Выбираем верное утверждение:

1. Слово не может быть без корня

2. Слово не может быть без суффикса

3. Слово не может быть без приставки

4. Слово не может быть без окончания

  1. Докажи.
  1. Что такое корень?

1.Окончание – это изменяемая часть слова

2. Окончание – это неизменяемая часть слова

  1. Докажи.
  2. Для чего служит окончание в речи?

1. Суффикс стоит за корнем

2. Суффикс стоит в конце слова

  1. Докажи.
  2. Для чего служит суффикс?

1. Приставка стоит за корнем

2. Приставка стоит перед корнем

  1. Докажи.
  1. Для чего служит приставка?

- Какие приставки вы знаете?

- Назовите слова с приставками.

- Какая часть речи чаще всего употребляется с приставками?

- Докажи.

Анализ объекта (П.)

Умение строить речевое высказывание (П.)

Контроль знаний и коррекция (Р.)

Умение структурировать знания (П.)

Сличение результата с заданным эталоном (Р.)

Умение сотрудничать со сверстниками (К.)

6. Этап выявления места и причины затруднения.

 В позиции консультанта.

(Слайд №12, 13)

Составляют слова с приставками.

- Перед вами 2 глагола: ходить и лезть. Образуйте новые слова от этих глаголов при помощи приставок.

- Со всеми ли приставками употребляются данные глаголы?

- Образуйте глаголы с приставкой о.

- Обратите внимание на правописание приставок.

 

Способ решения новой задачи (П.)

Умение выражать собственные мысли (К.)

7. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Выборочный диктант

(Слайд № 14, 15)

Записывают глаголы, выделяют приставки.  

1. Самопроверка.

      Как-то утром волк проснулся,

Потянулся, облизнулся.

Спел любимую свою –

«Укушу да разжую

И пустился чин по чину.

На обед искать дичину.

- Итак, сколько глаголов у вас получилось? (8).

- Выделите приставки и подчеркните орфограммы в них.

- Сравните с записью на экране.

- Оцените свою работу на лестнице успеха.

Целеполагание (Р.)

Прогнозирование (Р.)

Самопроверка, самооценка (Р)

8.Физкультминутка.

Чтение стихотворения.

Выполнение движений.

      Как-то утром волк проснулся,

Потянулся, облизнулся.

Спел любимую свою –

«Укушу да разжую!»

И пустился чин по чину.

На обед искать дичину.

Только вся его еда

Разбежалась кто куда.

Зайцы убежали,

Птицы улетели

И лёгкие, как тени,

Умчались прочь олени.

Ориентирование на здоровый образ жизни (Л.)

9.  Работа с фразеологизмом

Выделение в стихотворении фразеологизма.

(Слайд №17, 18, 19)

Объяснение значения устойчивого выражения.

Учитель: У этого стихотворения есть продолжение:

И пришлось ребята волку

Зубы положить на полку…

А на полку зубы класть –

Это не большая сласть!

Учитель:

- Что интересного вы заметили в этом стихотворении?

- Как вы его понимаете?

Формулировать собственное мнение и позицию (К.)

Умение выражать свои мысли (К.)

10. Этап первичного закрепления с проговариванием.

Подводит к выводу.

Дети делают вывод.

- Почему положить мы написали вместе, а на полку отдельно?

 По – это приставка, пишем вместе.

На – это предлог, пишем отдельно.

Самоопределение (Л.)

Контроль знаний и коррекция (Р.)

11. Этап самостоятельной работы с самопроверкой.

Побуждает к выполнению самостоятельной работы и рефлексии.

(Слайд №20)

Слайд №21, 22.

Выполняют самостоятельную работу и проверяют её. Оценивают свою работу.

Дифференцированная работа по карточкам.

№1.  Вставить пропущенные буквы. Приставки выделить, а предлоги подчеркнуть.

В лес примч...лся первый сне... .

Попр..сился на н...чле... .

Перепуганный не в шутку,

Прим...рять стал зайчик шу...ку!

 Без иголки, без портного

Шу...ка новая готова.

№2.   Вставить пропущенные буквы, отредактировать.  Приставки выделить, а предлоги подчеркнуть.

Закрутила м...тел.... Белка посп...шила к гн...зду. Гнездо (Оно) у зв...рька теплое. Забралась белка в гн...здо, прикрылась пуш...стым хвостиком. Х...лодный ветер и м...роз не страшны зв...р...ку (ему).

№3. Работа с деформированным текстом. Составьте из слов каждой строчки предложение.

Морозы, трескучие, на, стояли, улице.

Утро, каждое, сад, Костя, выносил, в, корм, птицам.

Прилетали, к, кормушке, и, воробьи, синички.

- Найдите в каждом предложении предлоги  и приставки.

- Ребята, карточки под номером №1 и №2 я просмотрела, а №3 мы проверим вместе.

- Прочитайте предложения.

- Почему птицам зимой нужно помогать? (Им холодно и голодно)

- Как мы помогали птицам зимой?

(Мы провели акцию «Покормите птиц!»)

- Как вы думаете, а сейчас весной надо помогать им?

- А какое объявление мы писали зимой?

- С какого слова мы его начали?  (Внимание!)

- Что мы хотели этим сказать?  (Мы хотели призвать всех желающих принять участие в этом добром деле.)

Смыслообразование (Л.)

Планирование своего действия (Р.)

Самооценка (Л.)

Применение полученных знаний в новых условиях (П.)

Применение полученных знаний на практике.

12. Рефлексия деятельности (итог урока)

Задаёт вопросы, побуждает к рефлексии.

(Слайд №21, 22)

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают выводы.

Отгадай-ка. 

А теперь пришло время интеллектуального марафона. Я загадала слово:

1. В слове есть окончание, корень, приставка и суффикс.

2. Корень тот же, что и в словах: обмен, изменить, меняла (-мен-).

3. В приставке две буквы "е" (пере-).

4. Суффикс тот же. Что и в словах травка, шубка (-к-).

5. Окончание - первая буква алфавита (-а).

Ответ: "переменка"

Итог урока.

- Учитель: Наверное, все уже поняли, раз появилось слово «переменка», наш урок подошёл к концу. А это значит, пора подводить итоги.

- Что общего между приставкой и предлогом и в чем различие?

- Где вы будете применять полученные знания?

- Вы хорошо сегодня поработали. Я довольна вами. Благодарю всех за работу!

Рефлексия.

Оцените свою работу. Заполните листы самооценки.

Анализ индивидуальной деятельности

на уроке русского языка по теме "Части слова. Приставка"

Фамилия _____________________ Имя ____________________

Я знаю

да

нет

не знаю

не всегда

Все части слова

 

 

 

Что такое приставка

 

 

 

Я умею

Отличать приставку от предлога

 

 

 

Писать приставки без ошибок

Оцените свое настроение. Возьмите тот смайлик, который выражает ваше настроение.

XV. Домашнее задание:

упражнение 73, стр.68 (подготовиться к письму под диктовку) 

         

 

Регулятивные УУД.

Выявление основного в своей деятельности.

Личностные УУД.

Установление связи между учебной деятельностью, мотивом, результатом, выделение смысла учебной деятельности (рефлексия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка «Употребление и написание слов с приставками (закрепление)» 3 класс

Данный урок используется в программе "Планета знаний" , является последним уроком по теме «Употребление и написание слов с приставками»; на уроке используются активные формы организации деятельн...

Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание слов с заглавными буквами К, Н. Упражнения в чтении.

Урок  обучения грамоте по прогамме "Школа 2100" по ФГОС Технологии: технология деятельностного  метода обучения, ИКТ, проблемно-диалогическая, технология оценивания уче...

Открытый урок. Тема урока: «Употребление и написание слов с приставками (закрепление)»

План - конспект открытого  урока в 3 классе по УМК "Планета знаний"....

Презентация к открытому уроку. Тема урока: «Употребление и написание слов с приставками (закрепление)»

Презентация к открытому уроку по УМК "Планета знаний".  Тема:«Употребление и написание слов с приставками (закрепление)»...

Закрепление написания слов с приставками

Тема урока «Закрепление написания слов с приставками». Это урок закрепления пройденного материала. Перед этой темой дети повторили состав слова, как пишутся приставки и предлоги, гласные «а и о». След...

«Употребление и написание слов с приставками (закрепление)»

Цель урока:формирование образовательных компетенций у учащихся 3 класса в предметной области «Русский язык» по теме: «Употребление и написание слов с приставками»,обобщение зна...