Конспект урока русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Конспект урока русскогог языка во 2 классе составлен в технологии деятельностного метода в УМК "Начальная школа XXI века". Тема урока "Правописание суффиксов -онок, -ёнок".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме:"Правописание суффиксов -онок, -ёнок" | 26.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №4»
Гиздатуллина З.А.
УМК «Начальная школа XXI века»
С.В.Иванов «Русский язык», 2 класс
Тема урока: Правописание суффиксов -онок-, -ёнок
Тип урока: открытие нового знания
Основные цели: 1)сформировать представление о написании суффиксов –ёнок-, -онок-;
2) сформировать опыт выполнения пробного действия, выявления и устранения причины затруднения, умение применять алгоритм выбора суффиксов –ёнок- или –онок-.
Демонстрационный материал: : слайды с изображением детёнышей животных, таблица с эталоном.
Ход урока
I.Организационный момент (1-2мин)
_Сегодня ребята, у нас с вами необычный урок - урок-экскурсия. А куда мы с вами отправимся на прогулку, вы узнаете, если запишете элементы для чистописания.
Зеоеоепеаереке
Слайды 1,2.
-Зоопарк-это музей живой природы, в котором вы можете познакомиться с представителями животного мира нашей планеты.
-Ребята, а у нас в городе есть зоопарк?(да)
-Дикие зверушки приглашают нас к себе в гости.
Просмотр видеофильма «Детский зоопарк»
-Кто из вас был очень внимательным и заметил, каких животных мы увидели в зоопарке?
(Мы увидели детёнышей)
- Кто понял, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Мы будем учиться писать названия детёнышей животных)
-Как мы будем узнавать новое?( Мы сначала должны понять, что мы не знаем, а потом самостоятельно открыть новый способ, новые знания)
-А чтобы работа была успешной на уроке, что необходимо? ( Вспомнить те знания , которые нам пригодятся для изучения нового, внимательно слушать друг друга, быть активными).
-Итак, с чего обычно мы начинаем урок русского языка? ( С повторения необходимых знаний)
-Я желаю вам преодолеть все трудности и открыть новые знания.
II.Актуализация знаний (5-7 мин)
1 задание. Работа по вариантам. Учащиеся отгадывают загадки и подбирают родственные слова, выделяют корни и суффиксы.
1.Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
Лось, лосиха, лосёнок, лосята.
2. За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало-
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)
Лиса, лисица, лисёнок, лисята.
Обобщение знаний учащихся:
-Какие слова называются родственными ? Какие части слова помогают образовывать новые слова? Какие суффиксы образуют слова, обозначающие мам, много детёнышей?( на доске открываются эталоны)
-Что мы с вами повторили? С какой целью? ( Чтобы использовать наши знания при изучении нового)
-А теперь, я что вам предложу сделать? ( Выполнить пробное действие)
2 задание с затруднением.
-А теперь, каждый из вас попробует образовать родственные слова, обозначающие детёнышей волчицы и медведицы.
Дети работают самостоятельно.
- Кто не справился с заданием? Почему? ( я не смог написать суффикс в слове медвежонок)
- Кто справился с заданием, но не уверен, что у него получилось правильно? ( Я сомневаюсь, какую букву написать в суффиксе –онок- или -ёнок-)
III.Проблемное объяснение нового знания (15-17 мин)
Учитель выбирает разные варианты выполнения заданий и прикрепляет на доску.
- Почему у вас получились разные варианты написания слов медвежонок и волчонок?
( Мы не знаем правило написания этих суффиксов)
Учитель убирает неправильные варианты написания слов.
-Как вы думаете, какая гласная буква пишется в суффиксе слова бельчонок после ч? (Выслушиваются варианты детей)
- Что мы знаем об особенностях буквы ч? (Буква ч всегда обозначает мягкий согласный звук. Он шипящий.)
- Какие ещё шипящие согласные вы знаете? (ж, ш)
- Какую цель мы поставим на уроке? ( научиться писать слова с суффиксами –онок и –ёнок)
Открывается тема урока «Правописание суффиксов –онок- и –ёнок»
- Хотите сами попробовать вывести эталон? ( Хотим)
Работа по учебнику «Русский язык» на стр. 109-110 (дети работают парами)
Наблюдение над правописанием суффиксов –ёнок-, -онок-.
лосёнок
тигрёнок
гусёнок
лисёнок
мышонок
волчонок
бельчонок
скворчонок
львёнок
телёнок
ежонок
галчонок
Если ученик не смогут догадаться, в каких случаях пишется в суффиксах гласная о, в каких-ё, учитель задаёт наводящие вопросы
.
-
Можно ли сказать, что после всех мягких согласных пишется суффикс –ёнок-? (нет)
- Можно ли сказать, что суффикс -онок -пишется только после твёрдых согласных звуков? (нет)
- Можно ли сказать, что суффикс –онок- пишется после всех шипящих звуков? (да)
- Какой вывод можем сделать? ( суффикс –онок пишется после всех шипящих звуков , в остальных случаях пишется суффикс –ёнок)
- А теперь обратимся к учебнику и прочитаем правило.
-Хотите сами попробовать написать алгоритм применения правила правописания суффиксов –ёнок-, и –онок-. ( Попробуем)
Работа по группам. Сравнение своего алгоритма с эталоном, который учитель вывешивает на доске.(слайд 3)
1.Прочитать слово. Выделить корень.
2.Определить, какой согласный звук перед суффиксом.
3. После [ж], [ш], [ч] пишем суффикс –онок-,
4. После мягких согласных пишем –ёнок-.
-Какое было затруднение? Вы преодолели затруднение?
IV. Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин)
Отработка правила и алгоритма его применения фронтально.
-Выполним упражнение на отработку алгоритма.
Образуйте слова, обозначающие детёнышей и запишите в два столбика.
-онок- -ёнок-
Два ученика читают надписи на слайдах.
Слайд 4.
Перед бассейном в зоопарке-
Медвежьи следы.
С тяжёлым плеском в полдень жаркий
Медведь выходит из воды. (медвежонок)
Слайд 5.
Эй, не стойте слишком близко-
Я тигрёнок, а не киска! (тигрёнок)
Слайд 6.
На верблюде, на верблюде,
Как в пустыне, ездят люди,
Проезжают мимо рва,
За которым видят льва. (верблюжонок)
Слайд 7.
Белой тундрой целый день
Ходит северный олень. (оленёнок)
Слайд 8.
У колючего ежа
Все в семействе сторожа. (ежонок)
Слайд 9.
Ну а здесь резвятся пони,
Пони-маленькие кони. (жеребёнок)
Слайд 10.
Словно в зимние морозы
В тёплых шубах ходят козы. (козлёнок)
Слайд 11.
Всех огромней в джунглях слон,
Напролом шагает слон,
Грозно бивнями блестит,
Вкусно листьями хрустит. (слонёнок)
V. Самостоятельная работа с самопроверкой (3-5 мин)
-А теперь мы что с вами должны сделать? (выполнить самостоятельную работу)
-Однажды в зоопарке мам и малышей выпустили погулять. Звери разбрелись кто - куда. Вдруг
навстречу им волк. Зверята испугались, бросились наутёк и далеко убежали от своих мам. Помогите им встретиться, напишите малыша.
Мамы и малыши.
Ежиха-
Белка-
Зайчиха-
Учитель организует проверку по слайду 12.
-Ребята, если вы написали верно, поставьте плюс.
-Мамы с малышами благодарят вас за помощь.
Открывается слайд 13, на котором изображены мамы с детёнышами.
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение (5-8 мин)
-Я предлагаю вам закрепить свои знания, выполнив упражнение 2. в учебнике.
Упражнение 2. Запиши названия детёнышей. (два ученика работают у доски, остальные на местах, организуется фронтальная проверка)
слонёнок
волчонок
лосёнок
лисёнок
бельчонок
тигрёнок
моржонок
телёнок
львёнок
оленёнок
барсучонок
мышонок
страусёнок
орлёнок
VII. Итог урока (2-3 мин)
- Какова была цель нашего урока? ( Научиться правильно писать суффиксы –онок- и –ёнок-)
-Вы достигли поставленной цели? ( Да, мы составили алгоритм, выполнили тренировочные упражнения и самостоятельную работу)
- Кто сможет нам рассказать, как нужно правильно подбирать суффикс?
- Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Перед вами лежат колобки с разным выражением лица. Поднимите тот , который соответствует вашему настроению.
Учащиеся оценивают себя.
- Что будете делать дома для того, чтобы знания окрепли? ( Выучим правило в учебнике. Выполним тренировочные упражнения в рабочей тетради).
- Я предлагаю вам выбрать домашнюю работу по желанию:
1. Выполнить задания в рабочей тетради «Пишем грамотно»
2. Написать сочинение о своём любимом животном, используя суффиксы –онок- или –ёнок-.
-Для кого сегодняшний урок прошёл не напрасно? Кто пополнил свои знания новым багажом?
-Прогулка по зоопарку заканчивается. Маленькие детёныши прощаются с вами . (Слайд 14)
Хочется вам пожелать: любите окружающий нас мир, он очень интересен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.
Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. 2. Развивающие:- развивать...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»
Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...
Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку
Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »
Конспект урока русского языка 2 классТема урока: "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система “Начальная школа XXI века”....
Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала
Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....
Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".
Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...