Конспект урока русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Конспект урока русскогог языка во 2 классе составлен в технологии деятельностного  метода в УМК "Начальная школа XXI века". Тема урока "Правописание суффиксов -онок, -ёнок".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                           Учитель начальных классов

                                                                                           МБОУ «СОШ №4»

                                                                                           Гиздатуллина З.А.

                                                                                           УМК «Начальная школа XXI века»

                                                                                            С.В.Иванов «Русский  язык», 2 класс

Тема урока: Правописание суффиксов -онок-, -ёнок 

Тип урока: открытие нового знания

Основные цели: 1)сформировать представление о написании  суффиксов –ёнок-, -онок-;

2) сформировать опыт выполнения пробного действия, выявления и устранения причины затруднения, умение применять алгоритм выбора суффиксов –ёнок- или –онок-.

Демонстрационный материал: : слайды с изображением детёнышей животных, таблица с эталоном.

Ход урока

I.Организационный момент (1-2мин)

_Сегодня ребята, у нас с вами необычный урок -  урок-экскурсия. А куда мы с вами отправимся на прогулку, вы узнаете, если запишете элементы для чистописания.

Зеоеоепеаереке

Слайды 1,2.

-Зоопарк-это музей живой природы, в котором вы можете познакомиться с представителями животного мира нашей планеты.

-Ребята, а у нас в городе есть зоопарк?(да)

-Дикие зверушки  приглашают нас к себе в гости.

Просмотр видеофильма «Детский зоопарк»

-Кто из вас был очень внимательным и заметил, каких животных мы увидели в зоопарке?

(Мы увидели детёнышей)

-  Кто понял, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Мы будем учиться писать названия детёнышей животных)

-Как мы будем узнавать новое?( Мы сначала должны понять, что мы не знаем, а потом самостоятельно открыть новый способ, новые знания)

-А чтобы работа была успешной на уроке, что необходимо? ( Вспомнить те знания , которые нам пригодятся для изучения нового, внимательно слушать друг друга, быть активными).

-Итак, с чего обычно мы начинаем урок русского языка? ( С повторения необходимых знаний)

-Я желаю вам преодолеть все трудности и открыть новые знания.

II.Актуализация знаний (5-7 мин)

1 задание. Работа по вариантам. Учащиеся отгадывают загадки и подбирают родственные слова, выделяют корни и суффиксы.

1.Трав копытами касаясь,  

               Ходит по лесу красавец.        
              Ходит смело и легко,

               Рога раскинув широко. (Лось)

Лось, лосиха, лосёнок, лосята.

       2. За деревьями, кустами

          Промелькнуло быстро пламя.

          Промелькнуло, пробежало-

          Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

Лиса, лисица, лисёнок, лисята.

Обобщение знаний учащихся: 

-Какие слова называются родственными ? Какие части слова помогают образовывать новые слова? Какие суффиксы образуют слова, обозначающие мам,  много детёнышей?( на доске открываются эталоны)

-Что мы с вами повторили? С какой целью? ( Чтобы использовать наши знания при изучении нового)

-А теперь, я что вам предложу сделать? ( Выполнить пробное действие)

2 задание с затруднением.

-А теперь, каждый из вас попробует образовать родственные слова, обозначающие детёнышей волчицы и медведицы.

Дети работают самостоятельно.

- Кто не справился с заданием? Почему? ( я не смог написать суффикс в слове медвежонок)

- Кто справился с заданием, но не уверен, что у него получилось правильно? ( Я сомневаюсь, какую букву написать в суффиксе –онок- или -ёнок-)

III.Проблемное объяснение нового знания (15-17 мин)

Учитель выбирает разные варианты выполнения заданий и прикрепляет на доску.

- Почему у вас получились разные варианты написания слов медвежонок и волчонок?

( Мы не знаем правило написания этих суффиксов)

Учитель убирает неправильные варианты написания слов.

-Как вы думаете, какая гласная буква  пишется в суффиксе слова бельчонок  после ч? (Выслушиваются варианты детей)

- Что мы знаем об особенностях буквы ч?  (Буква ч всегда обозначает мягкий согласный звук.  Он шипящий.)

- Какие ещё шипящие согласные вы знаете? (ж, ш)

- Какую цель мы поставим на уроке? ( научиться писать слова с суффиксами –онок и –ёнок)

Открывается тема урока «Правописание суффиксов –онок- и –ёнок»

- Хотите сами попробовать вывести эталон? ( Хотим)

Работа по учебнику «Русский язык» на стр. 109-110 (дети работают парами)

   

Наблюдение над правописанием суффиксов –ёнок-, -онок-.

лосёнок

тигрёнок

гусёнок

лисёнок

мышонок

волчонок

бельчонок

скворчонок

львёнок

телёнок

ежонок

галчонок

Если ученик не смогут догадаться, в каких случаях пишется в суффиксах гласная о, в каких-ё, учитель задаёт наводящие вопросы

.

-

Можно ли сказать, что после всех мягких согласных пишется суффикс –ёнок-? (нет)

- Можно ли сказать, что суффикс -онок -пишется  только после твёрдых  согласных звуков? (нет)

- Можно ли сказать, что суффикс –онок- пишется после всех шипящих звуков? (да)

- Какой вывод можем сделать? ( суффикс –онок пишется после всех шипящих звуков , в остальных случаях пишется суффикс –ёнок)

- А теперь обратимся к учебнику и прочитаем правило.

-Хотите сами попробовать написать алгоритм применения правила правописания суффиксов –ёнок-, и –онок-. ( Попробуем)

Работа по группам. Сравнение своего алгоритма с эталоном, который учитель вывешивает на доске.(слайд 3)

1.Прочитать слово. Выделить корень.

2.Определить, какой согласный звук перед суффиксом.

3. После [ж], [ш], [ч] пишем суффикс –онок-,

4. После мягких согласных пишем –ёнок-.

-Какое было затруднение? Вы преодолели затруднение?

IV. Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин)

Отработка правила и алгоритма его применения фронтально.

-Выполним упражнение на отработку алгоритма.

Образуйте слова, обозначающие детёнышей и  запишите в два столбика.

-онок-                                        -ёнок-

Два ученика читают надписи на слайдах.

Слайд 4.

Перед бассейном в зоопарке-

Медвежьи следы.

С тяжёлым плеском в полдень жаркий

Медведь выходит из воды.  (медвежонок)

Слайд 5.

Эй, не стойте слишком близко-

Я тигрёнок, а не киска! (тигрёнок)

Слайд  6.

На верблюде, на верблюде,

Как в пустыне, ездят люди,

Проезжают мимо рва,

За  которым  видят льва. (верблюжонок)

Слайд   7.

Белой тундрой целый день

Ходит северный олень.  (оленёнок)

Слайд 8.

У колючего ежа

Все в семействе сторожа. (ежонок)

Слайд 9.

Ну а здесь резвятся пони,

Пони-маленькие кони. (жеребёнок)

Слайд 10.

Словно в зимние морозы

В тёплых шубах ходят козы. (козлёнок)

Слайд 11.

Всех огромней в джунглях слон,

Напролом шагает слон,

Грозно бивнями блестит,

Вкусно листьями хрустит. (слонёнок)  

V. Самостоятельная работа с самопроверкой  (3-5 мин)

-А теперь мы что с вами должны сделать? (выполнить самостоятельную работу)

-Однажды в зоопарке мам и малышей  выпустили  погулять.  Звери разбрелись кто - куда. Вдруг

навстречу им волк.  Зверята испугались, бросились наутёк и далеко убежали от своих мам. Помогите им встретиться, напишите малыша.

Мамы и малыши.

Ежиха-

Белка-

Зайчиха-

Учитель организует проверку по слайду 12.

-Ребята, если вы написали верно, поставьте плюс.

-Мамы с малышами благодарят вас за помощь.

Открывается слайд 13, на котором изображены мамы с детёнышами.

VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение (5-8 мин)

-Я предлагаю вам закрепить свои знания, выполнив упражнение 2. в учебнике.

Упражнение 2. Запиши названия детёнышей. (два ученика работают у доски, остальные  на местах, организуется фронтальная проверка)

слонёнок

волчонок

лосёнок

лисёнок

бельчонок

тигрёнок

моржонок

телёнок

львёнок

оленёнок

барсучонок

мышонок

страусёнок

орлёнок

VII. Итог урока (2-3 мин)

- Какова была цель нашего урока? ( Научиться правильно писать суффиксы –онок- и –ёнок-)

-Вы достигли поставленной цели? ( Да, мы составили алгоритм, выполнили тренировочные упражнения и самостоятельную работу)

- Кто сможет нам рассказать, как нужно правильно подбирать суффикс?

- Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Перед вами лежат колобки с разным выражением лица. Поднимите тот , который соответствует вашему настроению.

Учащиеся оценивают себя.

- Что будете делать дома для того, чтобы знания окрепли? ( Выучим правило в учебнике. Выполним тренировочные упражнения в рабочей тетради).

- Я предлагаю вам выбрать домашнюю работу по желанию:

1. Выполнить задания в рабочей тетради «Пишем грамотно»

2. Написать сочинение о своём любимом животном, используя суффиксы –онок- или –ёнок-.

-Для кого сегодняшний урок прошёл не напрасно? Кто  пополнил свои знания новым багажом?

-Прогулка по зоопарку заканчивается. Маленькие детёныши прощаются с вами . (Слайд 14)

Хочется вам пожелать: любите окружающий нас мир, он очень интересен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку

Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...