Конспект урока русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Банникова Нина Валентиновна

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_tretem_klasse.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

        Урок русского языка в третьем классе по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».

       Учитель: Банникова Нина Валентиновна

 

Тип урока: комбинированный урок с элементами соревнования.

 

Формы и методы, используемые на уроке:

-обсуждение изученного материала;

-индивидуальная работа с учащимися;

-работа в парах;

-элементы соревнования;

-самостоятельная работа;

-фронтальная форма познавательной деятельности.

Цели урока и задачи:

1. Закреплять знания, умения, навыки учащихся (писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова) по данной теме.

2. Активизировать познавательную деятельность учащихся через индивидуальную и групповую формы работы, с  использованием элемента соревнования.

3. Обогащать речь учащихся, пробуждать интерес к языку, используя занимательные задания развивающего характера, интересные сведения.

                            Развёрнутый план урока.

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Чистописание.

- «Разгадай»

- словарно-орфографическая работа

- пальчиковая гимнастика

- чистописание

- «Запоминай-ка»

IY. Повторение.

- интеллектуальный марафон

- словарная работа

- работа над предложением

Y. Физминутка.

YI.Закрепление.

- индивидуальная работа

- «Исправь ошибку»

- конкурс «Одним словом»

- «Грамматический бой»

- самостоятельная работа

- «Алфавит-аукцион»

- распределительный диктант

YII. Подведение итога урока.

- оценивание

- «Узелок на память»

- «Вспоминай-ка»

YIII. Домашнее задание.

I. Организационный момент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки.

Проверили?

Садитесь и с усердием трудитесь.

II.Объявление темы урока.

          -Сегодня мы завершаем изучение большой и трудной темы

« Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне». На уроке мы покажем свои знания, умение работать. Помните, важно не только самому с заданием справиться, но и товарищу помочь, если ему трудно. Свою работу вы будите оценивать в течение всего урока с помощью разноцветных кружочков:

красный – «отличная работа»

зелёный – «хорошая работа»

желтый – «нужно подтянуться в этом вопросе»

синий – «а я этого не знаю»

(дети имеют наборное полотно, на котором они выставляют кружочки после каждого этапа урока)

-В конце урока мы подведём итог нашей работы.

-Мы будем работать по следующему плану:

                       Чистописание.

                       Повторение изученного материала.

                       Закрепление изученной темы.

                       Задание на дом.

                       Итог урока.

- Желаю удачи!

III. Чистописание.

- Расшифруйте запись, и вы узнаете, с чего мы начнем нашу работу.

рчмипсьтролпмигскащныизе

                      чистописание

- Прочитайте слова.

январь      декабрь     февраль

- Что можете сказать о данных словах?

( имена существительные, отвечают на вопрос что?, неодушевлённые, мужского рода, ед. числа, 2 слога, ударный гласный звук в корне, слова из словаря, на конце слова мягкий согласный звук, мягкость которого обозначается ь, название месяцев, тема «Зима».)

- А какое слово здесь «лишнее»?

( январь – начинается на гласную букву, 6 букв;

февраль – оканчивается на мягкий согласный звук)

- Оценим свою работу.

- Прочитайте эти слова ещё раз.

Определите букву, которую будем писать на чистописании.

Эта буква встречается в одном из этих слов. Эта буква обозначает согласный звук:  звонкий, твёрдый, непарный. (Буква н)

Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик дедушка.

Этот пальчик бабушка.

Этот пальчик папа.

Этот пальчик мама.

Этот пальчик я.

Вот и вся моя семья.

- Рассмотрите цепочку букв. Определите закономерность.

яняяняяян (запись сделана на доске письменными буквами)

- Сохраняя закономерность, напишите до конца строчки.

- Запишите название месяцев по порядку. Обозначьте ударение, подчеркните безударную гласную.

- Прочитайте запись на доске. Что это такое?

                 Декабрь год кончает, а зиму начинает.

- Объясните смысл данной пословицы. Запишите пословицу в тетрадь.

_ Ребята, а какие слова подарила нам зима, когда пришла к нам в гости?

( Дети называют разные слова, некоторые из них учитель заранее выписал на лист бумаги. Этот лист учитель вывешивает на доске. Дети читают их, и учитель убирает лист.)

- Оцениваем свою работу.

IY. Повторение.

- Мы с вами уже многое изучили, многое узнали. И чтобы этого не забыть,

 необходимо - повторить.

( Повторение походит в форме письменного опроса, работа ведётся в специальных блокнотах. Ответ пишем одним-двумя словами. При проверке дети меняются блокнотами,  учитель называет правильные ответы.)

Интеллектуальный марафон.

1. На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные?

2. Что обозначает имя существительное?

3. Подберите слово к схеме         .

4. Запишите имя существительное мужского рода.

5.Напишите, какие безударные гласные в корне слова нуждаются в проверке.

6.Напишите проверочное слово к слову защищать.

7.Сколько гласных звуков в русском языке?

8. Каким должен стать безударный гласный звук в проверочном слове?

9. Какой буквой проверяется буква е в корне слова, если она стоит в слабой позиции,

10. Всегда ли можно проверить написание безударной гласной в корне слова?

Ответы:

кто?

предмет

поход

любое

и о а я е

защита, защитник

6

ударным

ё

нет

- Оцениваем свою работу.

Словарная работа.

- На вопрос №10 вы ответили «нет». Как же нам поступить в этом случае?

- Верно. Мы обращаемся к словарю.

Давайте вспомним правописание некоторых слов с непроверяемыми безударными гласными в корне.

Устная работа у доски. Вставить буквы, чтобы получилось слово.

д-р-г-                                  х-р-ш-й

п-м-д-р                               м-л-н-

м-рк-вь                               ч-рн-й

к-рт-ф-ль                            п-г-д-

к-р-бль                                -с-н-

ж-лт-й                                 -б-д

- Оцениваем свою работу.

Работа над предложением.

- Составьте предложение и проведите его полный разбор.

клесты, по, елей, вершинам, хлопотливые, перелетают

- записать предложение;

- подчеркнуть гл. члены предложения;

- выписать словосочетания;

- обозначить части речи;

- выделить орфограммы, которые встречаются  в словах этого предложения.

- Найдите в предложении обстоятельство, дополнение, определение.

- Назовите орфограмму, которая встречается чаще других. Давайте вспомним, как проверить безударную гласную в корне.

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Ставь под ударение.

- Оцениваем свою работу.

Физминутка.

Чудеса у нас на свете

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали

Великанами мы стали. Игра «Карлики - великаны»

Y. Закрепление.        

- А, теперь используя  правило, работаем на карточках.

Индивидуальная работа.

 К-1.(у доски)  

 Вставь буквы. Проверь.

К-рмушка -  ... , сн-гирь - ..., кр-льчиха - ..., см-льчак - ..., в-здушный - ..., п-лезный - ..., б-глец - ..., в-рхушка - ..., ц-почка - ... .

К-2. (у доски)

Вставь буквы. Разбери слова по составу.

Выдумка, х-рошенький, покрышка, б-гуны, к-менистый, –реховый, переезд.

К-3. (у доски)

Вставь буквы. Проверь.

М-стерская - .... покр-снел - ..., ч-совщик - ..., тр-щать - ..., кр-чать - ..., Зв-риный - .... ш-луны - .... д-брота - ..., д-леко - ..., в-сёлые - ....

К-4. (такие карточки даются все ученикам)

Контроль в виде взаимопроверки.

М-рской - ..., пт-нец - ..., см-треть - ..., л-сной - ..., сл-ды - ..., б-бры - ..., г-лодный - ..., прош-гал - ..., м-довый - ..., сн-жок - ... .

К-1,2,3-проверяет учитель.

Оцениваем свою работу.

«Исправь ошибку»

Работа в группах. Работу проверяет и оценивает учитель.

Текст записан на карточках.

                                    Зима в лесу.

      Побилели паля и луга. Льдом покрылас рика. Она уснула, как в скаске.На диревьях лижат сниговые шубы. Пшыстые варежки на ветках сосен. маладые ёлочьки укрылись мягким снижком. Наснегу кругом узоры птичих слидов.

Оцениваем свою работу.

Конкурс «Одним словом»

   - Ребята, в языкознании есть такой раздел – фразеология. Я сейчас буду произносить фразы. Эти фразы красивые, напыщенные ( преувеличенно важный, гордый), скрывающие бедность или лживость содержания речи. Вот такие фразы называются фразеологизмы (обороты речи). Вы должны сказать, что обозначает та или иная фраза.

« Спать мёртвым сном» (крепко)

«В час по чайной ложке» (медленно)

« Вылетело из головы» (забыл)

«Работать, не покладая рук» (усердно)

« Нацарапал как курица лапой» (написать некрасиво)

« Ухом не ведёт» ( не обращает внимания)

« На ухо медведь наступил» (нет музыкального слуха)

Оцениваем свою работу. Кружок берут те, кто отвечал.

 «Грамматический бой» Вставить пропущенные буквы.

Команда                                          Команда

«Девочки»                                      «Мальчики»

в-дро                                                                 в-да

дв-ры                                                                с-сна

м-сты                                                                з-мля

д-жди                                                                т-шина

д-ревня                                                             б-рёза

м-дведь                                                             ур-жай

к-ньки                                                               за-ц

в-рона                                                               г-рох

   Побеждает команда, которая выполнит задание без ошибок или с наименьшим количеством ошибок.

Оценим свою работу.

Самостоятельная работа. ( Работа в парах)

Работа с текстом. Выполненную работу проверяет учитель.

Вставить пропущенные буквы.

Тр-пинка в-дёт в лес. На д-ревьях др-жат солнечные зайчики. От ярких цв-тов р-бит в глазах. Звонко кр-чит иволга. М-л-дой зайчишка выбежал на д-рогу. У н-ры играют л-сята. Чудесно пахнут душ-стые ландыш-.

Оцените свою работу.

Конкурс «Алфавит-аукцион»

      Учитель показывает карточками с буквами и задаёт вопрос. Ответ должен начинаться с данной буквы.

А – река?     Амур

Б – дерево?  берёза  и т.д.

Игру проводим по принципу «Слабого звена».

Оцениваем свою работу.

Распределительный диктант.

Работа с сигнальными карточками «Безударные гласные»( о, а, и, е, я)

- Карточки поднимаем по команде учителя.  

Скрипит, голодный, старик, веселье, варенье, добряк, слепой, зверюшка, кричит, стрела, тишина, соринка.

Оцените свою работу.

YI.Подведение итогов.

    - Посчитайте свои кружочки. Оценим свою работу. (Дети дают оценку своей работе, а учитель выставляет отметки)

- Чему мы посвятили наш урок?( ответы детей)

- А теперь узелок на память.

       Безударные гласные проверяем ударением.

- И теперь последняя «ловушка» на уроке.

Вспомните слова, которые принесла нам зима. ( Зима, мороз, снежок, коньки. кормушка).

- Какая орфограмма объединяет эти слова?

YII.Домашнее задание .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку

Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...