Конспект урока русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_tretem_klasse.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в третьем классе по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».
Учитель: Банникова Нина Валентиновна
Тип урока: комбинированный урок с элементами соревнования.
Формы и методы, используемые на уроке:
-обсуждение изученного материала;
-индивидуальная работа с учащимися;
-работа в парах;
-элементы соревнования;
-самостоятельная работа;
-фронтальная форма познавательной деятельности.
Цели урока и задачи:
1. Закреплять знания, умения, навыки учащихся (писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова) по данной теме.
2. Активизировать познавательную деятельность учащихся через индивидуальную и групповую формы работы, с использованием элемента соревнования.
3. Обогащать речь учащихся, пробуждать интерес к языку, используя занимательные задания развивающего характера, интересные сведения.
Развёрнутый план урока.
I. Оргмомент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Чистописание.
- «Разгадай»
- словарно-орфографическая работа
- пальчиковая гимнастика
- чистописание
- «Запоминай-ка»
IY. Повторение.
- интеллектуальный марафон
- словарная работа
- работа над предложением
Y. Физминутка.
YI.Закрепление.
- индивидуальная работа
- «Исправь ошибку»
- конкурс «Одним словом»
- «Грамматический бой»
- самостоятельная работа
- «Алфавит-аукцион»
- распределительный диктант
YII. Подведение итога урока.
- оценивание
- «Узелок на память»
- «Вспоминай-ка»
YIII. Домашнее задание.
I. Организационный момент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки.
Проверили?
Садитесь и с усердием трудитесь.
II.Объявление темы урока.
-Сегодня мы завершаем изучение большой и трудной темы
« Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне». На уроке мы покажем свои знания, умение работать. Помните, важно не только самому с заданием справиться, но и товарищу помочь, если ему трудно. Свою работу вы будите оценивать в течение всего урока с помощью разноцветных кружочков:
красный – «отличная работа»
зелёный – «хорошая работа»
желтый – «нужно подтянуться в этом вопросе»
синий – «а я этого не знаю»
(дети имеют наборное полотно, на котором они выставляют кружочки после каждого этапа урока)
-В конце урока мы подведём итог нашей работы.
-Мы будем работать по следующему плану:
Чистописание.
Повторение изученного материала.
Закрепление изученной темы.
Задание на дом.
Итог урока.
- Желаю удачи!
III. Чистописание.
- Расшифруйте запись, и вы узнаете, с чего мы начнем нашу работу.
рчмипсьтролпмигскащныизе
чистописание
- Прочитайте слова.
январь декабрь февраль
- Что можете сказать о данных словах?
( имена существительные, отвечают на вопрос что?, неодушевлённые, мужского рода, ед. числа, 2 слога, ударный гласный звук в корне, слова из словаря, на конце слова мягкий согласный звук, мягкость которого обозначается ь, название месяцев, тема «Зима».)
- А какое слово здесь «лишнее»?
( январь – начинается на гласную букву, 6 букв;
февраль – оканчивается на мягкий согласный звук)
- Оценим свою работу.
- Прочитайте эти слова ещё раз.
Определите букву, которую будем писать на чистописании.
Эта буква встречается в одном из этих слов. Эта буква обозначает согласный звук: звонкий, твёрдый, непарный. (Буква н)
Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик дедушка.
Этот пальчик бабушка.
Этот пальчик папа.
Этот пальчик мама.
Этот пальчик я.
Вот и вся моя семья.
- Рассмотрите цепочку букв. Определите закономерность.
яняяняяян (запись сделана на доске письменными буквами)
- Сохраняя закономерность, напишите до конца строчки.
- Запишите название месяцев по порядку. Обозначьте ударение, подчеркните безударную гласную.
- Прочитайте запись на доске. Что это такое?
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
- Объясните смысл данной пословицы. Запишите пословицу в тетрадь.
_ Ребята, а какие слова подарила нам зима, когда пришла к нам в гости?
( Дети называют разные слова, некоторые из них учитель заранее выписал на лист бумаги. Этот лист учитель вывешивает на доске. Дети читают их, и учитель убирает лист.)
- Оцениваем свою работу.
IY. Повторение.
- Мы с вами уже многое изучили, многое узнали. И чтобы этого не забыть,
необходимо - повторить.
( Повторение походит в форме письменного опроса, работа ведётся в специальных блокнотах. Ответ пишем одним-двумя словами. При проверке дети меняются блокнотами, учитель называет правильные ответы.)
Интеллектуальный марафон.
1. На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные?
2. Что обозначает имя существительное?
3. Подберите слово к схеме .
4. Запишите имя существительное мужского рода.
5.Напишите, какие безударные гласные в корне слова нуждаются в проверке.
6.Напишите проверочное слово к слову защищать.
7.Сколько гласных звуков в русском языке?
8. Каким должен стать безударный гласный звук в проверочном слове?
9. Какой буквой проверяется буква е в корне слова, если она стоит в слабой позиции,
10. Всегда ли можно проверить написание безударной гласной в корне слова?
Ответы:
кто?
предмет
поход
любое
и о а я е
защита, защитник
6
ударным
ё
нет
- Оцениваем свою работу.
Словарная работа.
- На вопрос №10 вы ответили «нет». Как же нам поступить в этом случае?
- Верно. Мы обращаемся к словарю.
Давайте вспомним правописание некоторых слов с непроверяемыми безударными гласными в корне.
Устная работа у доски. Вставить буквы, чтобы получилось слово.
д-р-г- х-р-ш-й
п-м-д-р м-л-н-
м-рк-вь ч-рн-й
к-рт-ф-ль п-г-д-
к-р-бль -с-н-
ж-лт-й -б-д
- Оцениваем свою работу.
Работа над предложением.
- Составьте предложение и проведите его полный разбор.
клесты, по, елей, вершинам, хлопотливые, перелетают
- записать предложение;
- подчеркнуть гл. члены предложения;
- выписать словосочетания;
- обозначить части речи;
- выделить орфограммы, которые встречаются в словах этого предложения.
- Найдите в предложении обстоятельство, дополнение, определение.
- Назовите орфограмму, которая встречается чаще других. Давайте вспомним, как проверить безударную гласную в корне.
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Ставь под ударение.
- Оцениваем свою работу.
Физминутка.
Чудеса у нас на свете
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали
Великанами мы стали. Игра «Карлики - великаны»
Y. Закрепление.
- А, теперь используя правило, работаем на карточках.
Индивидуальная работа.
К-1.(у доски)
Вставь буквы. Проверь.
К-рмушка - ... , сн-гирь - ..., кр-льчиха - ..., см-льчак - ..., в-здушный - ..., п-лезный - ..., б-глец - ..., в-рхушка - ..., ц-почка - ... .
К-2. (у доски)
Вставь буквы. Разбери слова по составу.
Выдумка, х-рошенький, покрышка, б-гуны, к-менистый, –реховый, переезд.
К-3. (у доски)
Вставь буквы. Проверь.
М-стерская - .... покр-снел - ..., ч-совщик - ..., тр-щать - ..., кр-чать - ..., Зв-риный - .... ш-луны - .... д-брота - ..., д-леко - ..., в-сёлые - ....
К-4. (такие карточки даются все ученикам)
Контроль в виде взаимопроверки.
М-рской - ..., пт-нец - ..., см-треть - ..., л-сной - ..., сл-ды - ..., б-бры - ..., г-лодный - ..., прош-гал - ..., м-довый - ..., сн-жок - ... .
К-1,2,3-проверяет учитель.
Оцениваем свою работу.
«Исправь ошибку»
Работа в группах. Работу проверяет и оценивает учитель.
Текст записан на карточках.
Зима в лесу.
Побилели паля и луга. Льдом покрылас рика. Она уснула, как в скаске.На диревьях лижат сниговые шубы. Пшыстые варежки на ветках сосен. маладые ёлочьки укрылись мягким снижком. Наснегу кругом узоры птичих слидов.
Оцениваем свою работу.
Конкурс «Одним словом»
- Ребята, в языкознании есть такой раздел – фразеология. Я сейчас буду произносить фразы. Эти фразы красивые, напыщенные ( преувеличенно важный, гордый), скрывающие бедность или лживость содержания речи. Вот такие фразы называются фразеологизмы (обороты речи). Вы должны сказать, что обозначает та или иная фраза.
« Спать мёртвым сном» (крепко)
«В час по чайной ложке» (медленно)
« Вылетело из головы» (забыл)
«Работать, не покладая рук» (усердно)
« Нацарапал как курица лапой» (написать некрасиво)
« Ухом не ведёт» ( не обращает внимания)
« На ухо медведь наступил» (нет музыкального слуха)
Оцениваем свою работу. Кружок берут те, кто отвечал.
«Грамматический бой» Вставить пропущенные буквы.
Команда Команда
«Девочки» «Мальчики»
в-дро в-да
дв-ры с-сна
м-сты з-мля
д-жди т-шина
д-ревня б-рёза
м-дведь ур-жай
к-ньки за-ц
в-рона г-рох
Побеждает команда, которая выполнит задание без ошибок или с наименьшим количеством ошибок.
Оценим свою работу.
Самостоятельная работа. ( Работа в парах)
Работа с текстом. Выполненную работу проверяет учитель.
Вставить пропущенные буквы.
Тр-пинка в-дёт в лес. На д-ревьях др-жат солнечные зайчики. От ярких цв-тов р-бит в глазах. Звонко кр-чит иволга. М-л-дой зайчишка выбежал на д-рогу. У н-ры играют л-сята. Чудесно пахнут душ-стые ландыш-.
Оцените свою работу.
Конкурс «Алфавит-аукцион»
Учитель показывает карточками с буквами и задаёт вопрос. Ответ должен начинаться с данной буквы.
А – река? Амур
Б – дерево? берёза и т.д.
Игру проводим по принципу «Слабого звена».
Оцениваем свою работу.
Распределительный диктант.
Работа с сигнальными карточками «Безударные гласные»( о, а, и, е, я)
- Карточки поднимаем по команде учителя.
Скрипит, голодный, старик, веселье, варенье, добряк, слепой, зверюшка, кричит, стрела, тишина, соринка.
Оцените свою работу.
YI.Подведение итогов.
- Посчитайте свои кружочки. Оценим свою работу. (Дети дают оценку своей работе, а учитель выставляет отметки)
- Чему мы посвятили наш урок?( ответы детей)
- А теперь узелок на память.
Безударные гласные проверяем ударением.
- И теперь последняя «ловушка» на уроке.
Вспомните слова, которые принесла нам зима. ( Зима, мороз, снежок, коньки. кормушка).
- Какая орфограмма объединяет эти слова?
YII.Домашнее задание .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.
Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. 2. Развивающие:- развивать...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»
Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...
Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку
Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »
Конспект урока русского языка 2 классТема урока: "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система “Начальная школа XXI века”....
Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала
Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....
Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".
Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...