Русский язык 3 класс Тема: «Соединительные гласные о и е в сложных словах»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_3_klass_soedinitelnye_glasnye_o_i_e_v_slozhnykh_slovakh.docx | 302.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык 3 класс
Тема: «Соединительные гласные о и е в сложных словах»
Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
1) формировать представление о написании соединительных гласных о и е в сложных словах.
2) развивать интерес к исследовательской деятельности;
3) формировать умение применять изученные правила;
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель открывает на доске стихотворение:
- Прочитайте стихотворение.
- В чем сложность учения? (Сложность в том, что мы должны сами понять, что мы не знаем, и сами должны «открыть» новое знание.) (Открыть 2 шага учебной деятельности).
- Если все так сложно, может вам не нужно учиться? (Нужно, только так мы сможем узнать новое, стать умными, самостоятельными)
- Я желаю вам на уроке преодолеть все трудности, которые вам встретятся!
- С какими словами мы познакомились на прошлом уроке? (Сложными словами.)
- Сегодняшний урок будет также посвящен сложным словам.
- С чего начнете работу? (С повторения необходимых знаний.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
На доске вывешивается карточка с эталоном.
- Из данных слов выберите слова, соответствующие данному эталону.
Самолёт, пересадка, вездеход, переход, пылесос, мясорубка, походка. |
Самолёт, пересадка, вездеход, переход, пылесос, мясорубка, походка. |
- Почему именно эти слова, соответствуют данному эталону?
- Какие слова не подходят под этот эталон? (пересадка, переход, походка.)
- Почему? (В этих словах один корень)
− С каким заданием вам надо поработать, чтобы понять, что вы не знаете? (Задание на пробное действие.)
− Посмотрите на слова на следующей карточке. Какое задание вы должны выполнить? (Вставить пропущенные гласные буквы).
- Гласная, которая пишется между корнями в сложных словах, называется соединительной гласной.
Пар_ воз, верт_лёт, земл_коп, камн_пад. |
− Выполните задание.
− Кто не выполнил задание?
− Что вы не можете сделать? (Я не смог правильно записать в слове соединительную гласную в словах)
− Кто выполнил задание, каким эталоном вы воспользовались?
− Что вы не можете сделать? (Я не могу назвать эталон, которым воспользовался.)
− Что теперь надо сделать? (Надо остановиться и выяснить, почему у нас возникло затруднение.)
3. Выявление места и причины затруднения.
− Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были вставить пропущенные гласные буквы).
− Как вы выполняли задание?
− В чем затруднение? (Не смогли вставить пропущенные гласные буквы; не смогли объяснить, почему написали такие гласные.)
− Почему же возникло затруднение? (Мы не знаем правила написания соединительной гласной в сложных словах. У нас нет эталона.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
− Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Узнать правило написания соединительной гласной в сложных словах)
− Сформулируйте тему урока. (Правило написания соединительной гласной в сложных словах.)
− Что вы можете использовать для открытия правила? (Можно использовать учебник.)
− Сегодня на уроке вы попробуете открыть правило, не используя учебник, вы будете проводить исследование и на его основе сделаете сами вывод. Работать будете в парах. У вас на столах карточки:
− Что вы видите на карточках? (В словах в задании для пробного действия вставлены гласные.)
− Что вы должны будете сделать? (Надо проанализировать написание букв О-Е, сделать вывод, сформулировать правило, сопоставить с правилом в учебнике.)
5. Реализация построенного проекта.
Учащиеся самостоятельно реализуют план. Одной из пар предлагается озвучить результат своей работы, остальные учащиеся работают на уточнение, добавление.
Возможный ответ учащихся:
− Мы видим, что если первый корень оканчивается на твёрдую согласную, то между корнями пишем соединительную гласную О .
Если первый корень оканчивается на мягкую согласную, то между корнями пишем соединительную гласную Е .
Наш вывод подтвержден правилом в учебнике.
− Теперь давайте составим алгоритм. А теперь вы поработаете в группах. У вас на столах шаги алгоритма, вам надо расставить шаги в нужном порядке.
Учащиеся работают самостоятельно. Одна из групп представляет свой вариант, согласованный вариант алгоритма вывешивается на доску:
ДА НЕТ
−Я предлагаю вам работать в группах. Вспомните правила работы в группах.
В случае необходимости актуализируются другие правила работы в группах.
− Выполните план в группах.
Ответственный от каждой группы получает лист с заданием для работы в группах и листы с шагами алгоритма для оформления ответов (формата А4).
Учащиеся составляют алгоритм из предложенных шагов.
Учитель организует представление результатов. Одна из групп отвечает, остальные дополняют при необходимости.
− Как проверить свое открытие? (Нужно посмотреть в учебнике.)
− Откройте учебники. Проверьте.
Учащиеся читают.
Как нужно действовать, чтобы правильно выбрать соединительную букву о или е в сложных словах.
Если на твёрдый – надо писать о, если на мягкий или на шипящий – е.
|
− Итак, сделайте вывод. (Мы все открыли правильно.)
− Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
− Что вы можете теперь делать? (Писать соединительную гласную в сложных словах)
- Вернёмся к пробному действию и вставим пропущенные соединительные гласные.
Паровоз, землекоп, вертолёт, камнепад. |
− Какой следующий шаг на уроке? (Научиться применять новое правило.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Учитель организует представление результатов. Учащиеся объясняют свой выбор.
Г Глаз_мер, звезд_пад, вод_лаз, сад_вод, пут_водитель, пеш_ход |
− Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно с заданием.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Лун_ход, мыш_ловка, сам_свал, лес_руб |
Луноход, мышеловка, самосвал, лесоруб |
− У кого возникли затруднения при выполнении задания?
− Какие слова у вас вызвали затруднение? (..)
− Каким правилом вы должны были воспользоваться?
− Исправьте ошибку.
− Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться в применении правила.)
− У кого задание не вызвало затруднения?
− Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили новое правило.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
− Что нужно знать, чтобы правильно написать соединительную гласную в сложных словах? (Нужно знать правило написания).
− Предлагаю вам потренироваться в написании сложных слов. упр. 128, стр.108
- Образуйте сложные слова из данных пар слов.
- Какую соединительную гласную букву вы написали.
падать, листья - класс, первый - лёд, колоть - муха, морить - снег, падать - скалы, лазить - сено, косить - | листопад первоклассный ледокол мухомор снегопад скалолаз сенокос |
- Какие ещё орфограммы встретились вам в словах?
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
− Какую цель вы перед собой ставили? (Открыть эталон написания соединительной гласной в сложных словах).
− Удалось ли достичь цели?
− Кто из вас смог сам открыть новое знание? Докажите.
− Вернемся к пословице. Легко ли было открывать новое знание, какие трудности встретились?
− Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Перед вами карточки с числами 1, 2, 3. Выберите картинку с изображением Маши, поднимите соответствующий номер.
Я всё понял(а), но у меня ещё есть вопросы | Упр. … |
Я всё понял(а), могу работать по эталону | Упр. …. |
Я всё понял(а), могу объяснить другим | Упр …. |
Учащиеся оценивают себя.
− Что будете делать дома для того, чтобы знания окрепли? (Выучим правила дома, потренируемся в применении правила.)
В сложных словах есть соединительные буквы гласных, чаще всего это буквы о или е. Буква о пишется после твёрдых согласных, е – после букв мягких согласных. После ж и ш пишется е: пешеход. Буквы о и е в сложных словах это орфограмма. мног_летний, нос_глотка, пчел_вод, мед_вар, сам_кат, сам_любие, скор_варка, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Соединительные гласные о и е в сложных словах.
русский язык 3 класс Бунеев...
Урок русского языка "Правописание соединительных гласных в сложных словах"
Данный урок был проведен по ОС "Школа 21 века", но он подходит ко всем УМК. Урок строится в личностно-ориентированной технологии, дети имеют право на выбор, работают в парах и группах, проведена рефле...
Соединительнын гласные О и Е в сложных словах
Конспект урока по русскому языку...
Урок русского языка в 3 классе "Соединительные гласные о и е в сложных словах"
Урок русского языка в 3 классе по образовательной системе "Школа 2100". Учащиеся выделяют неизученное, формулируют учебную задачу. В ходе групповой работы выясняют, когда пишутся соединительные гласны...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Понятие о сложном слове, его строении"
Тема урока: Понятие о сложном слове, его строении. Соединительные гласные о, е.Цели урока: формирование понятия «сложные слова»Планируемые результаты:· Предме...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Лексическое значение сложного слова"
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Лексическое значение сложного словаЦели урока: путём наблюдения над значением корней научиться понимать и объяснять лексическое значение сложного слова.Планиру...
Конспект урока по теме "Соединительные буквы о и е в сложных словах".
Русский язык 3 класс ОС «Школа 2100»Тема: Соединительные буквы о и е в сложных словах....