Соединительные гласные о и е в сложных словах.
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Соединительные гласные о и е в сложных словах» 3класс.
Образовательная система: « Школа 2100» Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.
Цель: создать условия для наблюдения над соединительными гласными в сложных словах.
Задачи:
- Образовательные:
- систематизировать знания о правописании сложных словах;
- совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов.
- Развивающие:
- развивать интеллектуальные умения: анализировать. Обобщать, систематизировать; практические умения: работать с алгоритмами;
- развивать память, внимание, речь учащихся;
- развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, внимание, память.
- Воспитательные:
- воспитывать навыки сотрудничества;
- формировать навыки самостоятельной и групповой работы;
- воспитывать интерес к предмету.
Личностные результаты:
- осознание значимости отобранного материала;
- формирование своего отношения к учебной задачи и осознание значимости ее;
- формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;
- целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
- готовность к преодолению трудностей;
Познавательные УУД:
- развивать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;
- устанавливать аналогии;
- решать языковые задачи моделированием;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- формировать умение находить общее решение;
- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу
Предметные результаты
- формирование умений правильно писать соединительные гласные –о- и –е- в сложных словах, используя алгоритм.
- создание условий для исследовательской деятельности учащихся;
- выведение алгоритма действий.
Место занятия в учебном процессе: урок по учебному плану (1 урок в тематическом блоке «Удвоенные согласные на стыке приставки и корня»).
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид занятия: урок(может быть с использованием мультимедийной презентации.)
Используемые методы обучения: работа в парах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод.
Способы контроля: в форме устного опроса учителя, во время практической, самостоятельной работы, во время письменного выполнения заданий.
Оборудование:
- учебник «Русский язык» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева 3класс-1часть
- рабочая тетрадь
- карточки
- Дидактический материал к учебнику «Русский язык» 3 класс Л.Ю. Комиссаровой.
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности. (Самоопределение к деятельности.) Цель: включить обучающихся в учебную деятельность | - Здравствуйте! Настал день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды и беспокойство. Вдохните в себя свежесть и красоту весеннего леса, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Начнем наш урок. Чистописание - На какие две группы можно разделить звуки, которые обозначают эти буквы? - Дайте полную характеристику звуков. - Запишите их парами по глухости –звонкости. | - Звуки можно разделить на две группы – твердые и мягкие, глухие и звонкие. - Согласные, могут быть твердыми или мягкими, глухими или звонкими, парными. Учащиеся записывают в тетрадь. |
На данном этапе происходит вовлечение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Формируются личностные УУД | ||
II.Актулизация знаний и фиксирование индивидуального затруднения. Цель: осознание потребности к новым действиям, выполнение пробного действия и фиксация затруднения | Словарная работа.
Молоковоз, командующий, однокомнатная, языковед, чемоданчик. - Назовите сложные слова. - Какие у них корни? - Какое словарное слово есть в составе сложного слова? - Запишите только сложные слова, подберите по два однокоренных слова с каждым из корней. 2. Знакомство со словарными словами. - Откройте учебник на с.88. Написание каких слов надо запомнить? - Запишите эти слова. Устно составьте с ними предложения. Запись под диктовку: Дерево вытянуло корявые свои руки вслед за солнцем, как будто хочет задержать его. - Обозначьте все орфограммы по ходу записи. | - Молоковоз, однокомнатная, языковед -молоко-, -воз-, -одн-, -комнат-, -язык-, -вед-. - Молоко. Записывают сложные слова и подбирают по два однокоренных слова с каждым из корней. - Будто, как будто. - Записывают и устно составляют предложение. Учащиеся пишут под диктовку и обозначают орфограммы по ходу записи. |
III.Постановка учебной проблемы как темы урока. Цель: постановка проблемы, сообщение темы урока, определение средств (алгоритмы и опоры) | Беседа. - Что такое сложные слова? - Если взять два корня, то всегда ли этого достаточно, чтобы появилось сложное слово? - Я возьму корень –лед- и корень –руб-. Получилось ли у меня новое слово? - Что нам надо решить? | - Сложные слова – это слова, у которых два корня. Варианты детей. - Нет. - Как соединить два корня, чтобы получилось сложное слово. |
IV. «Открытие» детьми нового знания. |
- Объясните, что обозначают эти слова. водопад мореход долгоносик камнепад глазомер пешеход - Спишите. Выделите корни. - Понаблюдайте, какие гласные соединяют два корня в сложных словах. - Подчеркните эти гласные. - После каких согласных написано о, а после каких е? - Какой вывод можно сделать? - Как соединить два корня в сложных словах? - Как можно назвать гласные о и е в сложных словах? Почему? Физкультминутка
- Прочитайте определение на стр. 89. - Как вы думаете, почему соединительные гласные получили такое название? - Сравните с выводом, который звучал ранее на уроке: что нового вы узнали из определения? - Прочитаем на стр. 90 алгоритм, как нужно действовать, чтобы правильно написать соединительную гласную в сложных словах. | Учащиеся объясняют значение каждого слова. Списывают, выделяют корни. - Два корня соединяют буквы о и е. Подчеркивают букву, которая соединяет два корня. Ответы учащихся. - Вывод: у слов 1-го столбика общая гласная о, которая соединяет два корня; у слов 2-го столбика корни соединяет гласная е. После твердых согласных пишется о, после мягких согласных – е. - С помощью букв о и е. - Эти буквы можно назвать соединительными. Читают определения. - Соединительные гласные получили такое название, потому что они соединяют два корня. - После букв ж и ш пишется всегда е. гласные буквы о и е в сложных словах – это орфограммы. Алгоритм:
|
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: фиксация нового способа действия в речи, знаках (эталон). | - Молодцы! - Предлагаю потренироваться упр. 126 стр. 90 - Прочитайте задание. Что нужно сделать? - Какой инструкцией мы будем пользоваться? Задание выполняется на доске с комментарием | - Списать, объяснить графически, почему пишется удвоенная согласная. - Алгоритмом, который дан в учебнике. Например: водолаз. В слове два корня: -вод- и –лаз-, однокоренные слова вода, водичка и лаз, лазить. Первый корень оканчивается на [д], это твердый согласный, значит, надо писать соединительную гласную о. Пишу слово, выделяю корни, подчеркиваю орфограмму. Водолаз. |
VI.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Цель: выполнение задания на новый способ действия. | Работа по разноуровневым карточкам. - Сможете ли вы самостоятельно применить правило? Проверим. - Прочитайте задания, выберите то задание, которое сможете выполнить без ошибок. I уровень: Списать, вставив соединительную гласную. Выделить корни. Скал . лаз, камн . пад, вод . лаз, сонц . пек, мор . ход. II уровень: Составьте и запишите сложные слова с корнем: хлеб, снег, ход, воз. III уровень: Подбери антонимы: Враждебное отношение - … (дружелюбное) Ленивый ученик - … (трудолюбивый) Серьезный юноша - …(легкомысленный) Самопроверка по образцу. - Оцените свою работу. | Учащиеся сами оценивают свои возможности и выполняют то задание, которое им посильно. |
На данном этапе формируются коммуникативные УУД, познавательные УУД: используют полученную информацию в своей деятельности, выполняют задания. | ||
VII.Творческая самостоятельная работа по применению новых знаний на практике. Включение в систему знаний. Цель: организация повторения учебного действия. | Дописать сложные слова.
| Учащиеся комментируют. |
VIII.Рефлексия учебной деятельности.Итог урока. Цель:соотнесение цели урока и результата. | Чему вы учились? Решили мы проблему? Что было трудным? А что понравилось? Домашнее задание:Упр.127 стр. 90, правило стр.89 Рефлексия (метод пяти пальцев) М (мизинец) – мыслительный процесс: какие знания я сегодня получил. Б (безымянный) – близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг. С (средний) – состояние духа: каким было сегодня мое настроение. У (указательный) – услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем порадовал или чему поспособствовал. Б (большой) – бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие. -Всем спасибо за работу.. | Ответы детей Ответы детей Дети высказывают свои мнения Мнения детей Учащиеся рисуют ладонь и на каждом пальце пишут |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Соединительнын гласные О и Е в сложных словах
Конспект урока по русскому языку...
Урок русского языка в 3 классе "Соединительные гласные о и е в сложных словах"
Урок русского языка в 3 классе по образовательной системе "Школа 2100". Учащиеся выделяют неизученное, формулируют учебную задачу. В ходе групповой работы выясняют, когда пишутся соединительные гласны...
Конспект урока для 4 класса. Школа России. Тема: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах
Конспект урока русского языка.Тема: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах Цели деятельности учителя: различать сложные слова, находить в них корни; наблюдать за правописанием сло...
Учебно-методический комплект по русскому языку для 2 класса на тему "Сложные слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного"
Цели: учить делить слова на группы: слова-названия предметов одушевленные и неодушевленные; формировать умение выполнять разбор сложных слов....
Конспект урока по теме "Соединительные буквы о и е в сложных словах".
Русский язык 3 класс ОС «Школа 2100»Тема: Соединительные буквы о и е в сложных словах....
Тема урока Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах
Конспект урока по теме " Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах" с презентацией....