Урок русского языка в 3 классе "Соединительные гласные о и е в сложных словах"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Краснова Жанна Евгеньевна

Урок русского языка в 3 классе по образовательной системе "Школа 2100". Учащиеся выделяют неизученное, формулируют учебную задачу. В ходе групповой работы выясняют, когда пишутся соединительные гласные о и е, сотавляют модель, под руководством учителя преобразуют её в алгоритм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка в 3 классе28.99 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

«Соединительные гласные О и Е

в сложных словах»

3 класс

«Школа 2100»

                                                                                                  Краснова Жанна Евгеньевна,

                                                   учитель начальных классов    

                                     МБОУ Гимназии №6

г. Мурманск

Тема урока:  «Соединительные гласные о и е в сложных словах»

Тип урока:  урок «открытия» нового знания.

Цели урока:   - познакомить с термином «соединительные гласные» ;

 - научить писать соединительные гласные в сложных словах, обосновывать их выбор;      

- повторить определение сложных слов;

- развивать умение выделять неизученное;

- закрепить умение подбирать однокоренные слова, проверять безударные гласные в корне;

- развивать умения выделять неизученное,

-  фиксировать учебную задачу,

- анализировать свои действия,

- учить обобщать, сравнивать, группировать;

- воспитывать коммуникативные навыки в процессе групповой и  парной работы,

- воспитывать интерес  и любовь к природе.

Оборудование: - модели;

- карточки для работы в группах;

- фотография Ниагарского водопада.

Ход урока

1.Формирование мотива.

1)Создание ситуации успеха.

-Что общего у этих слов? (Орфограмма-безударная гласная в корне)

 -Разделите слова на 2 группы и запишите, выделите корни, подчеркните безударные     гласные.

                      ос_нь                                     ст_р_жить

                      в_черний                              з_л_тая

                      с_ды                                      х_л_док

-По какому признаку делили? (Количество безударных гласных)

-Где находится орфограмма? (В корне)

-Какие слова отнесём в 1 столбик?

-Какие во 2 столбик?

-Какие безударные гласные написали, докажите их написание.

-Как проверить безударные гласные в корне?

-Составьте словосочетания из этих слов.                      

 -Начертите модель к словам 1 столбика.

 -К словам 2 столбика.

-Молодцы. У меня такие же модели.

 -Молодцы! Вы правильно разделили на группы, умеете проверять безударные гласные  в корне слов.

  1. Проблемная ситуация.

-Отгадайте загадку:

С высоты большой срываясь, грозно он ревёт.

И о камни разбиваясь, пеною встаёт. (Водопад)

-Рассмотрите иллюстрацию. Что изображено?

Это Ниагарский водопад – одно из чудес природы. Он находится на реке Ниагара, на границе между Канадой и США. По-индейски Ниагара - «грохочущая вода». Посмотреть приезжают туристы из многих стран мира.  

-Придумайте словосочетания с этим словом.

-Составьте предложение.                        

-В какую группу отнесём слово в_д_пад?

- Докажите.( 2 б/гл.)

- Кто не согласен?

-Где находятся орфограммы?

-А что это за слово?

-Докажите, что оно сложное. Как? (Найти корни, подобрать однокоренные слова)

-Подберите однокоренные слова. Выделите корни.

-Вы доказали, что это сложное слово. А какие слова называются сложными?

-Какая б/гл пишется в 1 слоге?

-А во 2 слоге?

-Можем мы объяснить её написание? (Нет)

-Почему? (Находится не в корне)

-А где? (Между корнями)

-Подходят эти модели к данному слову? (Нет)

-А какую модель можно начертить к нему?

-Вы правильно начертили. У меня получилась такая же модель.

-Итак, знаем мы, какие буквы надо писать в сложных словах между корнями?

-Так какую задачу поставим на урок?

-Куда на модели надо поставить знак вопроса?

2.Учебные действия.

Наблюдение над соединительными гласными.

1)-Какую работу выполняют  гласные буквы между корнями в сложных словах? Для чего они нужны?

-Так как их можно назвать? (Соединительные)

2) -Прочитайте слова (на доске)

         звездопад                       пылесос                       кашевар

         лесоруб                         мореход                       овощерезка  

         ледокол                         землекоп                     свежемороженый

                                                                                     птицелов

                                                                                     лучезарный

-Запишите слова.

-Что общего? (Сложные)

-Докажите. Как?

-Работая в парах, подберите однокоренные слова и выделите корни.

Проверка: я на доске выделяю корни.

-А по какому признаку разделены слова на группы? (Соед. гласные)

-Какая соединительная  гласная в словах 1 столбика? Покажите на модели.

-В словах 2 столбика? Покажите на модели.

-В словах 3 столбика? Покажите на модели.

- Какие соединительные  гласные пишутся в сложных словах? (О и Е)

-Да, чаще всего. Иногда встречаются другие, но их вы будете изучать в старших классах.

-Что уже можно добавить на модель?

3)-Что же получается, все слова сложные, 2 корня, а между ними то буква О, то буква Е?                                                                                                                                                                    -Что же теперь мы должны выяснить? (Когда О, когда Е)

Работа в группах.

-Понаблюдайте за соединительными  гласными и сделайте вывод, когда пишется О, а когда – Е.

-Если группе понадобится помощь, вы можете обратиться ко мне за подсказкой. Но это в крайнем случае. Старайтесь выполнить задание самостоятельно.

 Проверка.

-Какой вывод сделали? Когда пишется соединительная гласная О? (После твёрдого согласного)

-А когда Е? (После мягкого согласного, или шипящего,  или ц)

-А теперь представьте свой вывод в виде модели. Начало уже есть, продолжите её.

-Какие модели у вас получились?

-Молодцы. Я с вами согласна. У меня такая же модель получилась.

         

 

-Кто расскажет, что же мы теперь знаем о правописании соединительных  гласных в сложных словах?

4)Работа с правилом.

-Давайте сравним наш вывод с правилом в учебнике. Откройте с.89 Прочитайте правило.

-Какие соединительные гласные пишутся в сложных словах?

-Когда О? Когда Е?

-Совпадает наш вывод с правилом?

-Что мы добавили?

5)Составление алгоритма.

-Давайте проговорим шаги, которые надо сделать, чтобы правильно написать соединительную  гласную.

-Итак, мы встретили слово. Что надо сделать сначала? (Убедиться, что слово сложное)

-Если слово сложное, что мы делаем? (Думаем, какую соединительную гласную надо писать.)

-Какой следующий шаг? (Посмотреть, на какой согласный звук заканчивается первый корень)

-Третий шаг? (Если согласный твёрдый – пишем О, мягкий, шипящий или ц – Е)

3.Действие контроля.

1)-Вернёмся к слову вод_пад. Какую соединительную  гласную надо написать?

-Докажите, пользуясь моделью.

2)-Как вы думаете, мы уже хорошо умеем писать соединительные гласные?

-Значит, какая наша следующая задача? (Потренироваться)

-Образуйте сложные слова из данных пар слов.

             катать, снег –                                               пчела, разводить -

             ловить, мыши -                                            падать, камни –

-Докажите, какая соед. гласная пишется, пользуясь алгоритмом.

(2 слова вместе, 2 – самостоятельно)

-Запишите слова, выделите корни, подчеркните соединительные гласные.

3)-Послушайте стихотворение (с.90)

-Какую профессию придумал мальчик?

-Какое это слово?

-А как по-другому можно назвать лужелаза? Придумайте свои сложные слова.

Д/з:     - Дома придумайте свои сложные слова.

4.Действие оценки.

-Какую задачу поставили на урок?

-Какие соединительные гласные пишутся в сложных словах?

-Когда О? Когда Е?

         

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова"

На этом уроке идёт   формирование   умения  видеть   орфограмму в   корне  слова;   совершенствуются   знания  учащихся   в ...

Открытый урок русского языка в 3 классе по теме: "Упражнение в правописании слов с парными согласными и безударными гласными в корне" - 7 вид.

Данный урок разработан для дистанционного обучения детей-инвалидов с использованием ПК и ИКТ, где в классе может находиться от 1 до 3 учеников. Он направлен на  развитие умения  распозн...

Урок русского языка "Правописание соединительных гласных в сложных словах"

Данный урок был проведен по ОС "Школа 21 века", но он подходит ко всем УМК. Урок строится в личностно-ориентированной технологии, дети имеют право на выбор, работают в парах и группах, проведена рефле...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Понятие о сложном слове, его строении"

Тема урока: Понятие о сложном слове, его строении. Соединительные гласные о, е.Цели урока: формирование понятия «сложные слова»Планируемые результаты:·        Предме...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Лексическое значение сложного слова"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Лексическое значение сложного словаЦели урока: путём наблюдения над значением корней научиться понимать и объяснять лексическое значение сложного слова.Планиру...

Конспект урока русского языка. 2 класс. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы я , ю, е, ё и их функции в слове.

Цель данного урока: конкретизировать понятие гласных звуков; формировать умение сравнивать объекты на примере речевых элементов (звуков, букв). В уроке Вас могут заинтересовать примеры работы с интера...