Урок русского языка в 3 классе "Соединительные гласные о и е в сложных словах"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка в 3 классе по образовательной системе "Школа 2100". Учащиеся выделяют неизученное, формулируют учебную задачу. В ходе групповой работы выясняют, когда пишутся соединительные гласные о и е, сотавляют модель, под руководством учителя преобразуют её в алгоритм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 3 классе | 28.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
«Соединительные гласные О и Е
в сложных словах»
3 класс
«Школа 2100»
Краснова Жанна Евгеньевна,
учитель начальных классов
МБОУ Гимназии №6
г. Мурманск
Тема урока: «Соединительные гласные о и е в сложных словах»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели урока: - познакомить с термином «соединительные гласные» ;
- научить писать соединительные гласные в сложных словах, обосновывать их выбор;
- повторить определение сложных слов;
- развивать умение выделять неизученное;
- закрепить умение подбирать однокоренные слова, проверять безударные гласные в корне;
- развивать умения выделять неизученное,
- фиксировать учебную задачу,
- анализировать свои действия,
- учить обобщать, сравнивать, группировать;
- воспитывать коммуникативные навыки в процессе групповой и парной работы,
- воспитывать интерес и любовь к природе.
Оборудование: - модели;
- карточки для работы в группах;
- фотография Ниагарского водопада.
Ход урока
1.Формирование мотива.
1)Создание ситуации успеха.
-Что общего у этих слов? (Орфограмма-безударная гласная в корне)
-Разделите слова на 2 группы и запишите, выделите корни, подчеркните безударные гласные.
ос_нь ст_р_жить
в_черний з_л_тая
с_ды х_л_док
-По какому признаку делили? (Количество безударных гласных)
-Где находится орфограмма? (В корне)
-Какие слова отнесём в 1 столбик?
-Какие во 2 столбик?
-Какие безударные гласные написали, докажите их написание.
-Как проверить безударные гласные в корне?
-Составьте словосочетания из этих слов.
-Начертите модель к словам 1 столбика.
-К словам 2 столбика.
-Молодцы. У меня такие же модели.
-Молодцы! Вы правильно разделили на группы, умеете проверять безударные гласные в корне слов.
- Проблемная ситуация.
-Отгадайте загадку:
С высоты большой срываясь, грозно он ревёт.
И о камни разбиваясь, пеною встаёт. (Водопад)
-Рассмотрите иллюстрацию. Что изображено?
Это Ниагарский водопад – одно из чудес природы. Он находится на реке Ниагара, на границе между Канадой и США. По-индейски Ниагара - «грохочущая вода». Посмотреть приезжают туристы из многих стран мира.
-Придумайте словосочетания с этим словом.
-Составьте предложение.
-В какую группу отнесём слово в_д_пад?
- Докажите.( 2 б/гл.)
- Кто не согласен?
-Где находятся орфограммы?
-А что это за слово?
-Докажите, что оно сложное. Как? (Найти корни, подобрать однокоренные слова)
-Подберите однокоренные слова. Выделите корни.
-Вы доказали, что это сложное слово. А какие слова называются сложными?
-Какая б/гл пишется в 1 слоге?
-А во 2 слоге?
-Можем мы объяснить её написание? (Нет)
-Почему? (Находится не в корне)
-А где? (Между корнями)
-Подходят эти модели к данному слову? (Нет)
-А какую модель можно начертить к нему?
-Вы правильно начертили. У меня получилась такая же модель.
-Итак, знаем мы, какие буквы надо писать в сложных словах между корнями?
-Так какую задачу поставим на урок?
-Куда на модели надо поставить знак вопроса?
2.Учебные действия.
Наблюдение над соединительными гласными.
1)-Какую работу выполняют гласные буквы между корнями в сложных словах? Для чего они нужны?
-Так как их можно назвать? (Соединительные)
2) -Прочитайте слова (на доске)
звездопад пылесос кашевар
лесоруб мореход овощерезка
ледокол землекоп свежемороженый
птицелов
лучезарный
-Запишите слова.
-Что общего? (Сложные)
-Докажите. Как?
-Работая в парах, подберите однокоренные слова и выделите корни.
Проверка: я на доске выделяю корни.
-А по какому признаку разделены слова на группы? (Соед. гласные)
-Какая соединительная гласная в словах 1 столбика? Покажите на модели.
-В словах 2 столбика? Покажите на модели.
-В словах 3 столбика? Покажите на модели.
- Какие соединительные гласные пишутся в сложных словах? (О и Е)
-Да, чаще всего. Иногда встречаются другие, но их вы будете изучать в старших классах.
-Что уже можно добавить на модель?
3)-Что же получается, все слова сложные, 2 корня, а между ними то буква О, то буква Е? -Что же теперь мы должны выяснить? (Когда О, когда Е)
Работа в группах.
-Понаблюдайте за соединительными гласными и сделайте вывод, когда пишется О, а когда – Е.
-Если группе понадобится помощь, вы можете обратиться ко мне за подсказкой. Но это в крайнем случае. Старайтесь выполнить задание самостоятельно.
Проверка.
-Какой вывод сделали? Когда пишется соединительная гласная О? (После твёрдого согласного)
-А когда Е? (После мягкого согласного, или шипящего, или ц)
-А теперь представьте свой вывод в виде модели. Начало уже есть, продолжите её.
-Какие модели у вас получились?
-Молодцы. Я с вами согласна. У меня такая же модель получилась.
-Кто расскажет, что же мы теперь знаем о правописании соединительных гласных в сложных словах?
4)Работа с правилом.
-Давайте сравним наш вывод с правилом в учебнике. Откройте с.89 Прочитайте правило.
-Какие соединительные гласные пишутся в сложных словах?
-Когда О? Когда Е?
-Совпадает наш вывод с правилом?
-Что мы добавили?
5)Составление алгоритма.
-Давайте проговорим шаги, которые надо сделать, чтобы правильно написать соединительную гласную.
-Итак, мы встретили слово. Что надо сделать сначала? (Убедиться, что слово сложное)
-Если слово сложное, что мы делаем? (Думаем, какую соединительную гласную надо писать.)
-Какой следующий шаг? (Посмотреть, на какой согласный звук заканчивается первый корень)
-Третий шаг? (Если согласный твёрдый – пишем О, мягкий, шипящий или ц – Е)
3.Действие контроля.
1)-Вернёмся к слову вод_пад. Какую соединительную гласную надо написать?
-Докажите, пользуясь моделью.
2)-Как вы думаете, мы уже хорошо умеем писать соединительные гласные?
-Значит, какая наша следующая задача? (Потренироваться)
-Образуйте сложные слова из данных пар слов.
катать, снег – пчела, разводить -
ловить, мыши - падать, камни –
-Докажите, какая соед. гласная пишется, пользуясь алгоритмом.
(2 слова вместе, 2 – самостоятельно)
-Запишите слова, выделите корни, подчеркните соединительные гласные.
3)-Послушайте стихотворение (с.90)
-Какую профессию придумал мальчик?
-Какое это слово?
-А как по-другому можно назвать лужелаза? Придумайте свои сложные слова.
Д/з: - Дома придумайте свои сложные слова.
4.Действие оценки.
-Какую задачу поставили на урок?
-Какие соединительные гласные пишутся в сложных словах?
-Когда О? Когда Е?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Тема:"Безударные гласные в корне слова , проверяемые ударением"
Конспект урока русского языка по системе Л.В.Занкова....
Урок русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова"
На этом уроке идёт формирование умения видеть орфограмму в корне слова; совершенствуются знания учащихся в ...
Открытый урок русского языка в 3 классе по теме: "Упражнение в правописании слов с парными согласными и безударными гласными в корне" - 7 вид.
Данный урок разработан для дистанционного обучения детей-инвалидов с использованием ПК и ИКТ, где в классе может находиться от 1 до 3 учеников. Он направлен на развитие умения распозн...
Урок русского языка "Правописание соединительных гласных в сложных словах"
Данный урок был проведен по ОС "Школа 21 века", но он подходит ко всем УМК. Урок строится в личностно-ориентированной технологии, дети имеют право на выбор, работают в парах и группах, проведена рефле...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Понятие о сложном слове, его строении"
Тема урока: Понятие о сложном слове, его строении. Соединительные гласные о, е.Цели урока: формирование понятия «сложные слова»Планируемые результаты:· Предме...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Лексическое значение сложного слова"
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Лексическое значение сложного словаЦели урока: путём наблюдения над значением корней научиться понимать и объяснять лексическое значение сложного слова.Планиру...
Конспект урока русского языка. 2 класс. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы я , ю, е, ё и их функции в слове.
Цель данного урока: конкретизировать понятие гласных звуков; формировать умение сравнивать объекты на примере речевых элементов (звуков, букв). В уроке Вас могут заинтересовать примеры работы с интера...