Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах"( УМК "Начальная школа 21 века)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Как научить писать глаголы с -тся и -ться , используя деятельностный метод.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе (учебник С.В.Иванова «Русский язык 4 класс», с. 100-102)

Тема «Правописание –тся и –ться в глаголах».

Цель. Используя деятельностный метод, научить учащихся писать –тся и –ться в глаголах.,

  1. Настрой на урок. Все будет хорошо.
  2. Актуализация знаний.

-Раскройте скобки, запишите слова (цепочкой по одному выходят и записывают на доске).

Сини[ца], пти[ца], купае[ца], поё[ца], улыбае[ца], переноси[ца].

- А теперь посмотрите,  это же задание выполнила я: синица, птица, купается, поётся, улыбается, переносица, переносится.

-Сравните свои записи. Где вы допустили ошибки?

Почему допустили ошибки? Чего вы не знаете?

-Прочитайте еще раз слова. Какие есть предположения о том, когда писать –ца, а когда –

-тся?

- Сделайте общий вывод (-ца пишется у существительных, -тся – у глаголов).

          3.  Формулирование темы.

        - Заспорили как-то слова «стараться» и «старается», какое из них написано правильно. Слово «стараться» кричит: «Я! После «т» нужно писать мягкий знак». Слово «старается» тоже кипятится: «Нет, я! После «т» не нужен мягкий знак».

Давайте разрешим этот спор. Озвучьте  тему нашего урока? (Правописание –тся и –ться в глаголах)

  1. Открытие нового знания.

- Какие есть предположения о правописании – тся и –ться? (выслушиваются мнения)

- Давайте прочитаем в учебнике об этом. Совпали ваши предположения с тем, что вы прочитали в учебнике? (Частично)

- Поработайте в группах: составьте алгоритм действий в правописании – тся и –ться.

(Проверка работы. В итоге составляется следующий алгоритм:

1). Слышу [ца]

2). Определю часть речи.

3). Если существительное, пишу –ЦА.

4). Если глагол, то в начальной форме пишу –ТЬСЯ; в 3 лице – ТСЯ (или по вопросам)

На доске схема:

Сущ.                                      Глагол

    I                                             / \

  ца                                     н.ф.  3 л.

                                                             I       I

                                                        ться    тся

  1. Физкультминутка.
  2. Практическое применение алгоритма правописания.

Письмо слов по диктовку с объяснением: плетется, зарница, смеяться.

  1. Закрепление навыка. Самостоятельная работа (дифференцированная). Упражнения  даются на выбор: с. 101, упр. 1 или 2. В упр. 1 даны просто слова, в упр.2 - слова с транскрипцией.

Задание общее: записать слова в три столбика: 1) имена существительные; 2) глаголы в начальной форме; 3) глаголы в форме 3 лица.

- Что вам поможет безошибочно выполнить упражнение? (алгоритм)

Проверка.

  1. Домашнее задание. 1. Придумать предложения с глаголами трудиться и трудится.

        Подобрать слова по типу: переносится- переносица ( обратиться к упражнению, которое выполнялось в начале урока)

  1. Итог урока.
  2. Рефлексия.

- Нужен нам был этот урок?

- Оцените себя в таблице «я», «мы», «дело»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс ( программа Л. В. Занкова ) Тема: Правописание глаголов 2 лица единственного числа.

Урок открытия новых знаний предполагает получение детьми необходимой и достаточной информации по теме. Учитель не преподносит информацию в чистом виде, а школьники добывают её самостоятельно. На уроке...

Урок русского языка 3 класс УМК Гармония тема: "Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени"

Предмет: Русский языкУМК  «Гармония»Учебник: Русский язык Авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.Класс: 3Тип урока: Урок изучения нового материала     Тема: Размы...

Урок русского языка 4 класс. Тема: "Отработка навыков написания личных окончаний глаголов".

Урок русского языка 4 класс. Тема: "Отработка навыков написания личных окончаний глаголов".Урок закрепления изученных знаний.Программа "Перспектива"....

конспект урока русского языка 4 класс по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"(урок ЭОР)

Конспект урока русского языка . Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с технологией ЭОР. Это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблем...

Техкарта к уроку русского языка 4 класс по теме "1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени"

Технологическая карта к уроку русского языка 4 класс по теме "1 и 2 спряжение глаголов на стоящего времени" УМК "Школа России"...

Конспект урока русского языка "Что такое текст-повествование? Какова в нём роль глаголов?" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: - формирование условий для ознакомления с понятием «текст-повествование» и его отличительными признаками; совершенствование умения правильно выделять в тексте гл...