Технологическая карта Русский язык 4 класс тема "Упражнение в правописании окончаний имен существительных во множественном числе"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Ерёменко Елена Сергеевна

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Упражнение в правописании имен прилагательных".

Тип урока: освоение новых знаний.

Педагогическая цель:  создать условия для закрепления знаний учащихся о правописании безударных окончаний имен существительных во множественном числе; совершенствовать умение правильно писать окончания имен существительных; развивать внимание, мышление, зрительную память, орфографическую зоркость, грамматическую сторону речи; воспитывать аккуратность при работе в тетрадях, интерес к предмету через использование ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Тема: УПРАЖНЕНИЕ В ПРАВОПИСАНИИ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ

Тип урока

Освоение нового материала

Педагогические задачи

Создать условия для закрепления знаний учащихся о правописании безударных окончаний существительных множественного числа; совершенствовать умение правильно писать окончания имен существительных; развивать внимание, мышление, зрительную память, орфографическую зоркость, грамматическую сторону речи; воспитывать аккуратность при работе в тетрадях, интерес к предмету через использование ИКТ

Планируемые предметные
результаты

Научатся определять и правильно писать окончания имен существительных во множественном числе, с учетом типа склонений; оценивать свои достижения; адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников

Метапредметные УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

  1. Организационный момент

- Удобно сядьте. Повторяйте за мной:

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание моё растёт.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я готов к работе.

Работаю.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Внутренняя позиция школьника.

II. Минутка чистописания

- Откройте тетради. Положите их с наклоном, возьмите ручки, сядьте правильно: выпрямите спинки, поставьте на место ноги. Запишите сегодняшнее число, «Классная работа».

а) Массаж рук.

- Постучим в кулачки.

- Похлопаем в ладоши.

- Разогреем каждый пальчик.

- Погреем ладошки.

- Покатаем ручку между ладонями.

б) Работа в тетради

.в) Работа со скороговоркой

Слайд 1. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Обе ладони лежат на столе. Одновременно с произнесением скороговорки правая рука скользит по столу и очерчивает круг, а левая скользит вверх – вниз.

Выполняют требования учителя.

Под руководством учителя выполняют массаж рук.

Записывают каллиграфическое упражнение:

С сс С ссс С сссс

Проговаривают скороговорку , одновременно выполняют упражнения для рук.

Выделять существен-ную информацию из текста загадки. Выдви-гать гипотезу и обосно-вывать ее. Осущест-влять  актуализацию личного жизненного опыта.

III. Словарно - орфографическая работа

Игра «Охотники»

2 ученика («зайцы») выходят к доске. Остальные («охотники») выбирают и по очереди диктуют «зайцам» словарные слова, которые относятся к теме «Зима». «Зайцы» должны правильно записать их на доске. После 10 слов подсчитывается результат охоты: одна ошибка – «заяц» ранен легко, две – ранен тяжело, три – «заяц» убит.

Два ученика работают у доски, остальные учащиеся диктуют слова по теме «Зима». Оценивают работу у доски.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

IV. Актуализация знаний

Слайд 2. Снежинка, сугроб, ель.

- Определите склонение данных существительных, подпишите над словами.

- Назовите по 2 примера на каждое склонение.

- Составьте словосочетания, изменив форму числа имени существительного.

- В связи с чем изменилось окончание имени существительного?

Выполняют задание.

- 1 скл. – лиса, зима; 2 скл. – мороз, облако; 3 скл. – метель, мышь.

- Узорные снежинки, заснеженные ели.

- Изменилась форма числа существительного

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать,находить

V. Целеполагание

– Обратите внимание на окончания имен существительных. Что вы видите?

- Попробуйте самостоятельно сформулировать тему сегодняшнего урока.

- Мы сегодня будем продолжать наблюдать за изменением окончаний существительных во множественном числе, определять падеж, склонение имен существительных.

- Окончания имен существительных изменились.

- Окончание имен существительных во множественном числе.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать,находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

VI. Работа по теме урока

Каждой паре учеников раздаются карточки с текстом:

Вот и зима пришла. Укрыла она пуховым одеялом поля и леса. засыпала снегом тропинки и дорожки. Одела в белые шубки пушистые сосны и ели. Какая красота в зимнем лесу!

- Найдите имена существительные во множественном числе.

- Выпишите их, выделите окончания. (проверка работы)

- Что мы знаем об имени существительном во множественном числе?

Слайд 4.

Имена существительные во множественном числе:

- обозначают два или несколько предметов;

- не различаются по склонениям;

- в именительном падеже имеют окончания –а, -я, -ы, -и;

- падеж определяется по вопросу, по предлогу, по роли в предложении.

Читают текст.

- Поля, леса, тропинки, дорожки, шубки, сосны, ели.

Выполняют задание.

Отвечают на поставленный вопрос. Самопроверка.

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию. Осущес-твлять анализ произве-дения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обос-новывать свое мнение. Делать выводы, Извле-кать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии

Физминутка

– Если я называю словосочетания с именами существительными в единственном числе, то – наклон вправо, а если во множественном – влево.

Сидели за партами,

Улыбнулась маме,

Ухаживал за цветами,

Рыбачил на речке,

Пересадка с поезда на поезд,

На армейской шинели,

У здоровых ребят,

На скалистых берегах,

Жили в доме,

Несколько килограммов яблок.

Выполняют упражнения

Ориентация на ЗОЖ

VII. Дифференцированная самостоятельная работа

Учащимся предлагается на выбор 3 разноуровневых вида карточек. Дети самостоятельно выбирают то задание, с которым они могут справиться.

Учащиеся 3-й группы получают таблицы – помощники «Окончания имен существительных во множественном числе».

1-й уровень.

Задание: Составить и записать 7 словосочетаний с именами существительными во множественном числе в разных падежах. определить падеж, выделить окончание.

2-й уровень.

Задание: Списать слова, вставить пропущенные окончания; определить падеж имен существительных.

Среди заросл..й, на деревь..х, много цвет..в, в предгорь..х, с узор..ми, у лошад..й, с огоньк..ми, на лыж..х, на медвед..й, в луж..х, о шалост..х, по улиц..м, между корн..ми.

3-й уровень.

Задание: Просклонять 3 имени существительных во множественном числе. выделить окончания.

- Давайте проверим, как вы выполнили задание.

- Кто выполнил без ошибок?

- Кто допустил 1-2 ошибки? Более?

- - Над чем еще надо поработать тем, кто допустил ошибки?

Выбирают самостоятельно карточки. Выполняют задания.

познавательная инициатива;

структурирование знаний;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

рефлексия способов и условий действия;

построение речевых высказываний

VIII.Закрепление. Работа по учебнику

(Работая в группах учащиеся выполняют устно задание данного упражнения)

- Откройте учебник на с.132.

- Составьте из слов предложения. В каждом предложении найдите главные члены. Назовите имена существительные во множественном числе. определите падеж данных имен существительных. Какие окончания имеют существительные во множественном числе?

Работают в группах. Устно выполняют задания.

Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе

в паре

IX. Рефлексия. Итог урока

- Как отличить существительное во множественном числе от существительного в единственном числе?

- Какие окончания имеют существительные в именительном падеже множественного числа?

-  Как различаются именительный и винительный падежи имен существительных во множественном числе?

- Давайте подведем итог нашего урока. Ребята, сегодня мы с вами справились со всеми задачами.

- Теперь я попрошу вас окончить следующие предложения

  • На уроке я узнал, (научился)…
  • Мне понравилось…
  • Мне было трудно…

- Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов.

- а, -я, -ы, и.

- Существительное в винительном падеже всегда бывает второстепенным членом.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Про-водят самооценку, рефлексию. Проговари-вают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Дифференцированное домашнее

задание

– Ребята, выберите такое задание, с которым вы сможете справиться.

  1. Написать мини – сочинение на тему «Красота русской зимы». Определить падеж имен существительных в единственном и во множественном числе. выделить окончания.
  2. Списать 5 предложений из книги. Определить падеж имен существительных в единственном и во множественном числе. выделить окончания.
  3. Просклонять 3 существительных во множественном числе. выделить окончания.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме: Правописание окончаний имен существительных во множественном числе

Урок русского языка в 4 классе по теме:«Правописание окончаний имен существительных во множественном числе» (закрепление)...

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Урок русского языка 3 класс по теме:"Правописание окончаний имен существительных во множественном числе"

Урок русского языка УМК "Начальная школа ХХI века" 3 класс по теме:"Правописание окончаний имен существительных во множественном числе"  с презентацией...

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 4 классе (УМК «Планета знаний» Тема урока: Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе.)

Данный урок был проведен в 4 классе по УМК"Планета знаний"по ФГОС. Цель урока:формировать умения правописания падежных окончаний имён   существительных  множественного числа в...

Технологическая карта урока по русскому языку. 4 класс. Планета знаний. Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе

Данная технологическая карта составлена в соответствии с ФГОС. Цель урока: развивать умения изменять по падежам имена существительные множественного числа....

Технологическая карта урока русского языка "Правописание окончаний имён существительных во множественном числе" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства учащихся с правилами написания падежных окончаний имён существительных множественного числа и имён сущес...