Урок русского языка 3 класс по теме "Имена собственные и нарицательные"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Правописание имен собственных. Определение рода у нескллоняемых имен собственных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.rar | 2.44 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урок № 99.
Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные».
Цель: Обобщение знаний об именах существительных собственных и нарицательных.
Учебные задачи:
1.. Повторение и обобщение знаний об именах существительных собственных и нарицательных.
2. Правописание имен существительных собственных и нарицательных (прописная заглавная буква).
3. Знакомство с грамматическими признаками неизменяемых (число, падеж) именами собственными.
4. Формирование навыка определения рода имен собственных по их названиям и грамматическим признакам.
5. Знакомство с составными подлежащими имен собственных.
6. Воспитание любви к родному краю, знание его истории, названий населенных пунктов, рек, озер и т.д.
ХОД УРОКА:
Этапы урока | Учебные задачи | Формы, приемы и методы обучения |
Подготовительный | Организация учащихся на учебную деятельность. Подведение к теме урока. ( 5 мин) | Презентация №1 1. Чтение детьми письма ученика 3 класса Иванова Кирилла. -нахождение и исправление ошибок в письме. 2. Наводящие вопросы учителя. Подведение к теме урока: Учитель: - В каких словах допустил ошибки Кирилл? -Это имена существительные? -Что это за слова? Дети делают вывод: это имена собственные… -О чем как вы думаете, будет тема нашего урока? ( выводы детей) Презентация №2 Учитель: И так, что же такое имена собственные и нарицательные? ( ответы детей) Учитель: Действительно у каждого из нас есть собственное имя, фамилия и отчество, у рек и озер (а их множество) тоже есть свои собственные имена. Поэтому те имена, которые встречаются в единичном экземпляре, являются именами собственными. Те же предметы, которые нас окружают и их множество- стол, стул (их так назвали или нарекли люди)- называются именами нарицательными. Учитель: Посмотрите на доску, отнесите определение к именам собственным и нарицательным… (презентация № 3) |
Повторение | Повторение и обобщение знаний об именах существительных собственных и нарицательных. ( 5мин) | 1. Учитель: Посмотрите на доску, выберите правильный ответ. (презентация №4) Учитель: А теперь давайте откроем учебники на стр. 54 и прочитайте рубрику «Тайны русского языка» посмотрим, правильно ли вы сделали выводы об именах собственных и нарицательных. ( чтение правила из учебника, сравнение правила и выводов детей) 2. А как пишутся имена собственные и нарицательные? 3. Минутка чистописания заглавных прописных букв. ( презентация №5) |
Обучающий | Обучение написания имен существительных собственных и нарицательных. ( 5 мин) | 1.Работа в учебнике на стр: 54,55: -УСТНО Работа с упр. № 1. на стр. 54. -чтение упражнения, нахождение и подчеркивание имен существительных собственных. Учитель: Названия чего вам встретились в этом упражнении? ( ответы детей) Страны: Фамилии: Города: Реки: (презентация № 6) Учитель: Выпишите 1 ряд - страны, 2 ряд- фамилии людей, 3 ряд- города, 4 ряд – реки. 2. Проверка. ( презентация №7) Учитель: И так мы узнали с вами и сделали выводы, что такое имена собственные и нарицательные, что пишутся они с заглавной буквы. А теперь давайте с вами запишем предложение с именами собственными и нарицательными. 3. Запись предложения на доске. ( 1 чел. у доски) ( 8 мин) Сочи расположен на побережье Черного моря. -найти главные члены предложения; -нахождение имен собственных, определение числа, рода, падежа, скл… Зимняя олимпиада две тысячи четырнадцатого года пройдет в городе Сочи. -найти главные члены предложения; -нахождение имен собственных, определение числа, рода, падежа, скл… Учитель: И так понаблюдайте над именем собственным - Сочи…давайте попробуем просклонять его по падежам… ( склонение по падежам на доске и в тетрадях) (Презентация №9) Что вы заметили? ( выводы детей) Учитель: действительно имя собственное Сочи не имеет склонения, а значит… ( выводы детей) (Презентация №10) Учитель: Давайте посмотрим правильные ли выводы мы с вами сделали. Прочитаем правило на стр. 55. 4. Работа с упр. № 2 (устно) ( 5 мин) -чтение; -нахождение и прочтение имен собственных; -определение у выделенных имен существительных рода, числа. 5. Работа с доской. (устно) Задание: Определи род несклоняемых имен собственных по их именам нарицательным. ( Презентация №11) 6. Проверка. ( Презентация 12) ФИЗМИНУТКА ( 2 мин) Я называю имена собственные и нарицательные. Если имя собственное -вы встаете, а если нарицательное- садитесь. Мама, Олеся, клоун, река, Москва, Россия, кошка, озеро, Екатеринбург, россиянин, Пушкин, сентябрь, Америка, Илья Муромец, книга, Гарри Поттер, собака, мороз, пятерка, задача, Волга, корабль, Луна, Земля. 7. Учитель: А скажите мне в каком округе мы с вами живем? ( 10 мин) А в каком районе? И так я вам предлагаю посмотреть на карту нашего советского района. ( Презентация №13) 8. И так посмотрите на названия наших населенных пунктов, рек, озер. ( чтение) А как вы думаете, почему в нашем районе так много интересных таких загадочных названий? ( ответы детей) А сможете ли вы определить род имен собственных не зная имен нарицательных? 9.Например Ем-Еган - будет какого рода? ( ответы детей) А в сочетании со словом река? ( ответы детей) И так как определить род данных названий? ( ответы детей) А теперь я попрошу вас составить красивые предложения с названиями наших рек, озер и населенных пунктов, так чтобы в предложении встречались однородные члены предложения. ( ответы детей) 10. Запись наиболее удачного предложения на доске. На территории нашего района протекают красивые реки: Ейтья, Ух, Эсс, Оус, Ем-Еган, Тапсуй. -определение рода имен собственных; Я проезжал станцию Алябьево, поселок Самзу и Няксимволь. -определение рода имен собственных; Мы отдыхали на берегу озера Ранге-Тур. - синтаксический разбор предложения -определение рода имен собственных. |
Закрепление | Закрепление изученного материала. ( 5 мин) | Самостоятельная работа. Работа с доской. Презентация №15 Задание: Найди в предложениях имена собственные, определи род. Мы отдыхали на берегах озер Светлое, Ранге-Тур, Арантур, Хантовское, Большое. В нашем районе протекает много крупных рек: Малая Сосьва, Лоусия, Конда, Супра, Мулымья, Ворья. Туристы прошли по интересному маршруту: побывали в хантыйской деревне Еманкурт, в поселке газовиков Няксимволь, прошли по берегам рек Большой Тап и Мулымья, искупались в озере Арантур. |
Итог урока. | Выводы по изученному материалу | Учитель: Что нового мы узнали сегодня на уроке? (ответы детей) Презентация № 16. |
План:
Запись числа и классной работы.
- Сочинение.
- Тема урока.
- Что такое имена собственные и нарицательные?
- Чтение правила.
- Минутка чистописания.
- Работа с упражнением №1.
- Работа с предложением о Сочи.
- Склонение имени Сочи.
- Выводы о несклоняемых именах собственных.
- Чтение правила.
- Работа с упражнением №2.
- Работа с доской на закрепление полученного навыка.
- Физминутка.
- Работа с картой.
- Составление предложения с однородными членами.
- Самостоятельная работа на закрепление.
- Выводы по уроку.
Доска.
Линии к минутке чистописания.
Табличка для самостоятельной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей" 2 класс
Конспект урока по русскому языкуТема "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей"Цели деятельности учителя: формировать умения писать с заг...
Конспект урока по русскому языку на тему "Собственные и нарицательные имена существительные"
Предмет: русский язык.Класс: 3 «а»Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные.Цели урока: формировать умения различать собственные и нарицательны имена существительные, писать заглав...
Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные собственные и нарицательные"
Данная технологическая карта оказывает методическую помощь в разработке урока русского языка....
Конспект урока. Русский язык. 3 класс. Собственные и нарицательные имена существительные.
Конспект урока русскогоязыка, 3 класс. Собственные и нарицательные имна существительные....
урок русского языка по теме "Собственные и нарицательные имена существительные." 2 класс
Цель: познакомить с именами собственными и нарицательными; иметь представление о различии имён собственных и нарицательных....
Презентация к уроку русского языка по теме «Собственные и нарицательные имена существительные»
Презентация к уроку русского языка по теме «Собственные и нарицательные имена существительные»...