Конспект урока русского языка во 2 классе
Учитель: Ясева Любовь Геннадьевна, учитель МБОУ «Карпогорская СШ №118»
Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»
Тип урока: урок открытия нового знания
Урок № 103
Цели урока: учиться отличать собственные и нарицательные имена существительные
Задачи урока:
Предметные:
- ввести в познавательную деятельность и активный словарь учащихся термины: собственные и нарицательные имена существительные;
- формировать умение отличать собственные имена существительные от нарицательных и подбирать их самостоятельно;
- формировать орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных и строчной буквы в именах нарицательных.
Метапредметные:
- учить планировать и оценивать свою деятельность на уроке ;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- развивать умение производить анализ, умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
-учить следовать инструкциям учителя;
- способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему краю, гордости за своих земляков;
Личностные:
- формировать положительное отношение к учению;
- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, умение слушать мнение других и высказывать свою точку зрения, умение работать в паре;
-воспитывать самостоятельность.
Формирование УУД:
личностные умения:
- принимать и осваивать социальную роль ученика;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование устойчивой мотивации к изучению нового материала.
регулятивные умения:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;
познавательные умения:
- ориентироваться в раздаточном материале;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;
коммуникативные умения:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре.
Использованы элементы технологий:
-проблемного обучения;
-технология сотрудничества;
-здоровьесберегающая.
Методы: частично-поисковый, словесный, практический.
Приёмы: проблемные вопросы, логические рассуждения, формирование новых учебных выводов, классификация, доказательство.
Форма работы: фронтальная, парная, индивидуальная
Оборудование: Учебник «Русский язык» 2 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий УМК «Школа России», сигнальные карточки, карточки для индивидуальной работы, карточки для работы в паре, презентация.
№ | Этап урока |
| Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание |
1. | Мотивация к учебной деятельности. | Цель: проверка готовности к уроку, создание положительно го настроя. | -Посмотрите на рабочее место, проверьте глазками всё ли готово к уроку. Мы начинаем урок русского языка. Девизом нашего урока станут слова: «Учись, смекай, активным будь и к знаниям откроешь путь». Как вы понимаете эти слова? Скажите, пожалуйста, каким вы хотите видеть наш урок? А хотите узнать что-то новое? Успехов вам и удач! | -Проверяют глазками
Объясняют.
Отвечают. |
Карточка с девизом прикрепляется на доску. |
2. | Актуализация знаний | Цель: организация и воспроизведение ранее усвоенных знаний об именах существитель ных. | - Какой раздел учебника мы изучаем? - С давних времен существует страна под названием “ Части речи”. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое собственное название- имя. С какой частью речи мы начали знакомиться? И сегодня откроем ещё одну тайну имён существительных. Сначала предлагаю оценить свои знания по этой теме. Заполните лист самооценки (желтая карточка). В нача ле уро ка | Знания, умения | В конце урока |
| Я знаю, что обозначает имя существительное. |
|
| Я знаю, на какие вопросы отвечает имя существительное. |
|
| Я умею различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. |
|
| Я умею различать собственные и нарицательные имена существительные. |
|
Отложите листы самооценки в сторону, сейчас вспомним, что нам известно об имени существительном. Если вы согласны с утверждением, сделайте хлопок. • Имя существительное обозначает признак предмета? • Имя существительное обозначает предмет? • Имя существительное отвечает на вопросы что делает? что сделает? • Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? • Одушевленные существительные отвечают на вопрос что? • Неодушевленные существительные отвечают на вопрос что? Кто ни разу не ошибся? Дайте определение имени существительного.
- Какие группы существительных различают? | Части речи.
Имя существительное
Заполняют.
-
Хлопок
-
Хлопок
-
Хлопок
Поднимают руку. Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? и обозначают людей и животных. Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что? |
|
3. | Постановка проблемы. Целеполага ние. | Цель: определение темы, целей урока. | Ребята, возьмите ваши листы самооценки. Во всех ли строчках вы смогли поставить + ? В какой строке вы не смогли поставить + ? Почему? Кто готов сформулировать тему сегодняшнего урока?
Поставьте цель на сегодняшний урок.
Давайте вспомним основные этапы открытия новых знаний? |
Нет.
В последней. Не изучали эту тему. «Собственные и нарицательные имена существительные» Узнать какие существительные называют собственными, а какие нарицательными и учиться их различать. Наблюдаю-замечаю-размышляю-делаю вывод-закрепляю |
Вывешивается карточка.
Вывешивается карточка.
Карточки вывешиваются на доску. |
4. | Открытие нового знания | Цель: познакомить с новыми терминами | - Наблюдаем.
Работа в паре. На столе у вас карточки белого цвета. Распределите слова в 3 столбика. Если слово никуда не подходит, запишите его в тетрадь. Вспомните правила работы в паре.
Карточка белого цвета: Фёдор, Иванов, дом, Александрович, Михаил, писатель, Абрамов, Петровна, ученик. Оцените работу своей пары. Покажите зелёную сигнальную карточку, если вы работали дружно и пришли к единому мнению. Жёлтую - если спорили, но пришли к единому мнению. Красную, если спорили и не смогли договориться. Проверим выполнение задания.
Покажите зелёную карточку, если у вас нет ошибок, жёлтую, если 1-2 ошибки, красную, если больше двух ошибок. Ребята, в таблице есть фамилия Абрамов. Кто это? Как его зовут? Я не случайно дала вам эту фамилию, кто знает почему?
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
- Замечаем
Что вы заметили, записывая слова?
- Размышляем
Кто знает, почему в таблице слова записаны с заглавной буквы? Напомните тему сегодняшнего урока.
Как вы думаете, в таблице или в тетради записаны имена собственные? Почему так считаете?
Как вы написали фамилии, имена и отчества?
- Делаем вывод
Сделайте вывод. Какие имена существительные мы называет собственными и как они пишутся. Где можно проверить наш вывод?
Какие ещё собственные имена существительные вы знаете, кроме ФИО?
Приведите свои примеры имён собственных. Молодцы! Вы поступили культурно, спокойно выслушав товарищей.
Как называются имена существительные в тетради? Прочитав правило на стр 53, узнаете почему их так назвали. Приведите примеры нарицательных имён существительных.
|
Проговаривают правила .
Выполняют задание. Одна пара у доски. Слова напечатаны на карточках, вставляют их в таблицу на магнитной доске.
Оценивают работу в своей паре.
Пара, работающая у доски, объясняет, дети проверяют, ставят + около слова, если правильно выполнили.
Это известный писатель. Его зовут Фёдор Александрович. Он родился в нашем районе, в Верколе. 29 февраля ему исполнилось бы 100 лет.
В таблице все слова с заглавной буквы, а в тетради со строчной.
Имена, фамилии, отчества пишутся с заглавной буквы. Собственные и нарицательные имена существительные.
Отвечают.
У каждого человека своё имя, своя фамилия, своё отчество. С заглавной буквы.
Делают вывод.
В учебнике. Читают правило.
Клички животных, названия стран, городов, рек.
Приводят примеры.
Нарицательные.
Читают.
Приводят примеры. |
(карточка с правилами на стене).
Сигнальная карточка – кружки зелёного, жёлтого и красного цвета.
Региональное содержание |
5. | Первичное закрепление в громкой речи. | Цель: первичное закрепление полученных знаний | - Закрепляю
На стенах класса развешаны карточки со словами: (А,а)рхангельск, (Л,л)омоносов, (К,к)арпогоры, (П,п)инега, (Е,е)лена, (Б,б)арсик, (Г,г)ород, (У,у)чёный, (С,с)ело, (Р,р)ека, (М, м)ама, (К,к)от. Выбираете любую карточку, снимаете её, читаете слово, доказываете к какой группе относится это имя существительное и почему. Какую букву надо написать в этом слове. Если вы не согласны с объясняющим, то поднимаете красную сигнальную карточку.
Какое умение закрепили? |
Выполняют задание, объясняют к какой группе относится существительное и почему. Выбирают букву для правильного написания. Карточки со словами прикрепляют на доску в любом порядке.
Различать собственные и нарицательные имена существительные. |
Региональное содержание. Дети объясняют, что Архангельск -областной центр, Карпогоры-село, в котором живут и районный центр, Пинега-наша река, Ломоносов-великий учёный, родился в Холмогорах.
|
6. | Самостоятельная работа | Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися задания с целью проверить усвоение нового материала | 1 - Ребята, у которых в тетради была оранжевая закладка, из этих слов (предыдущее задание) составляют парочки и записывают их в тетрадь, изучаемую орфограмму обозначить.
2 – Ребята, у которых закладка розовая, выполняют задание с доски. (На доске три предложения. В каждом предложении есть слова сходные по форме, но разные по значению). ИВАН БЛИНОВ СЪЕЛ МНОГО БЛИНОВ. В НЕБЕ ЛЕТИТ ВОДУШНЫЙ ШАРИК. ДОМ ОХРАНЯЕТ ШАРИК. Подчеркните собственные имена существительные.
Самопроверка по эталону.
Встаньте, кто справился без ошибок. Какую орфограмму повторили? |
Записывают.
Выполняют задание.
Правописание собственных имён существительных. | Дифференцированное задание (1-е задание для слабых учащихся, второе - для сильных)
Карточки со словами переставлены, получились пары слов. Предложения на слайде. |
7. | Включение в систему знаний. | Закрепить, повторить, продолжить формирование УУД. | Продолжим закрепление нашего открытия. Парная работа Возьмите синюю карточку. Вместе с соседом прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. Текст: Мы живём в селе________. Наше _____ очень красивое. Около него протекает _____ ________. Наша школа находится на улице ________ _________.
Проверка.
Кто не ошибся показать зелёную сигнальную карточку.
|
Выполняют.
1 ученик читает текст, объясняя, как написал пропущенные слова.
Показывают сигнальную карточку.
|
Региональное содержание. Мы живём в селе Карпогоры. Наше село очень красивое. Около него протекает река Пинега. Наша школа находится на улице Фёдора Абрамова. |
8. | Подведение итогов. Рефлексия.
| Цель: организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата. | Домашнее задание по выбору: стр 53 упр 90 или написать 2-3 предложения о нашем классе ( в предложениях должны быть имена собственные)
Какое открытие для себя сегодня сделали? Когда в жизни вам пригодится это открытие? Возьмите лист самооценки. Оцените свои знания в конце урока. У кого в каждой строчке стоит + ? Встаньте. Какую цель ставили в начале урока? Достигли ли её? За что можете похвалить себя? А одноклассников?
Подведём итог сегодняшнего урока: Тема не понятна, задания сложные – подойдите ко красному кружку. Тема понятна, но затрудняюсь в выполнении заданий – к жёлтому кружку. Тема понятна, задания выполнял с лёгкостью – к зелёному кружку. Спасибо за работу! | Записывают
Отвечают
Оценивают
Встают.
Отвечают.
Отвечают
Подходят |
Кружки в классе на стене. |