урок русского языка по теме "Собственные и нарицательные имена существительные." 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цель: познакомить с именами собственными и нарицательными; иметь представление о различии имён собственных и нарицательных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок открытия новых знаний | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.
Класс: 2
Цель: познакомить с именами собственными и нарицательными; иметь
представление о различии имён собственных и нарицательных.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление детей об основном назначении имен
собственных;
- ввести термины «имена собственные» и «имена нарицательные»;
- закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных.
Развивающие:
- развивать у учащихся орфографическую зоркость, логическое мышление,
устную и письменную речь.
Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к предмету.
Предметные:
- формировать представление учащихся об основном назначении имен
собственных как названий единичных предметов;
- познакомиться со значением понятий «имена собственные» и «имена
нарицательные»;
- понимать различие в функциях имен собственных и нарицательных.
Метапредметные:
- развивать речь учащихся при работе с предложениями и текстом.
Личностные:
- уметь использовать разные варианты собственного имени лица в
конкретных ситуациях общения.
Формируемые УУД
Уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и
того, что еще неизвестно.
Уметь осуществлять самооценку, взаимооценку результатов работы.
Уметь планировать учебное сотрудничество в паре объяснять различие существительных нарицательных и собственных и обосновывать своё мнение
выполнять учебное задание в соответствии с правилом формулировать понятные высказывания, используя термины.
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Ход урока.
1. Организационный момент
Организация учащихся.
Организация рабочего места учащихся.
- Ребята, проверьте готовность принадлежностей к уроку.
- Проверьте порядок на рабочем месте. Садитесь. Начнём наш урок.
II. Минутка чистописания.
- Записать число, классная работа, (один ученик комментирует)
- Записать минутку чистописания.
Фф
февраль (вопросы к детям о слове, посчитать буквы, звуки)
III. Актуализация знаний.
1. Словарная работа.( На доске записаны слова – работа над ошибками)
Сн_гир_ на д_ро_ке, в _нв_ре, м_рко_ _ на _бе_, р_бочий з_вода. (Ученики комментируют орфограммы)
Учитель:
К какой части речи относятся слова, в которых были пропущены буквы?
Задайте к каждому слову вопросы?
На какие две группы можно разделить все слова? (Одушевленные и неодушевленные)
IV Постановка темы и целей урока.
Рабочий завода получил грамоту. – работа с предложением – грамматическая основа.
Беседа: А если я захочу поздравить этого рабочего, как вы думаете, что мне надо знать об этом рабочем?
У.- Попробуйте назвать тему нашего урока
Д.-Тема урока «Имена собственные и нарицательные».
У.- Что мы знаем об именах собственных? Какие слова относятся к именам
собственным?
У.- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?
Д. – Научиться различать имена собственные и нарицательные;
На доске на карточках слова (у детей на столах такая же карточка – работа в парах). Попробуйте данные слова распределить на группы:
кот дети река город страна
Олег, Волга, Россия, Катя, Пушок, Новотроицк,
Урал, Орск, Китай, Рыжик.
- Распределите данные слова на две группам. (работа в парах). Одна пара работает у доски.
V Открытие нового знания.
У. – Ребята, а вы знаете, что обозначают термины «имя собственное»,
«нарицательное»?
Д.- Нет
У.- А хотите узнать?
Д.- Да
У.- Посмотрите на слова, которые вы разделили на группы. Скажите, сколько
городов можно назвать словом город?
Д.-много.
У.- А сколько городов можно назвать словом Орск?
Д.- Один.
У.- Сколько рек можно назвать словом река?
Д.- много
У.- А сколько рек можно назвать словом Волга?
Д.- Одну.
У.- Что же обозначают имена собственные? Для чего они нужны?
Д.- Они называют предмет своим именем.
У.- Найдите общее слово для слов Орск, Новотроицк.
Д.-Город.
У.- Что обозначают имена нарицательные? Значит наречь (дать имя, название)
Д.-Они обозначают общее слово для группы похожих предметов.
У.- Сделайте вывод, что такое имена собственные и нарицательные.
Формирование представления о различие имен собственных и
нарицательных.
Работа с учебником.
Упражнение 87 страница 51.
У.- Прочитайте правило на странице 52 рядом с условным значком.
У.- Какие имена существительные называются собственными?
У.- Подберем примеры из окружающего мира.
У.- Как называется наша область?
Д.-Оренбургская.
У.- На какой улице наша школа?
Д.- Зеленая.
У.- Сделайте вывод: какие слова относятся к собственным именам существительным?
Чтение детьми правила на с. 53
«Имя собственное называет предмет особым именем, выделяя его среди
других и пишется всегда с заглавной буквы, другие слова - имена, общие
для целой группы похожих предметов называют нарицательными и пишутся
со строчной буквы».
У.-Значит, ребята, ФИО и названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор, а ещё клички животных - это собственные имена. Они пишутся с заглавной буквы.
У.- Как называются все остальные имена существительные?
Д.- Нарицательными.
У.-Почему их так называют?
Д.- Они обозначают общее слово для группы похожих предметов.
У.- Придумайте примеры из окружающего мира.
VI Физкультминутка (выполняем сидя )
VII. Первичное закрепление полученных знаний.
У.- Какие слова кроме кличек относятся к именам собственным? (Имена,
фамилии)
У.--Сколько в классе девочек? Назовите их имена.
Д. -В нашем классе 7 девочек.
У.- Сколько в классе мальчиков? Назовите их имена.
Д.- В нашем классе 5 мальчиков.
У.- Как будем записывать имена?
У.- Назовите имя, отечество, фамилию своих родителей. Как будем записывать эти слова?
У.- Запишите свое имя, и фамилию в тетрадь. ( Взаимопроверка)
Индивидуальная работа
У.- Поставь знаки препинания в конце предложений. Исправь ошибки.
Моя бабушка.
Мою бабушку зовут ирина петровна она живёт в деревне сосновка я часто бываю у бабушки мы любим ходить на рыбалку.
Сколько в тексте предложений?
1) 6
2) 5
3) 3
4) 4
VIII. Физкультминутка для глаз.
IX. Итог урока.
У. Наш урок подошёл к концу.
- Что нового мы узнали на уроке?
- Какие существительные называются собственными?
- С какой буквы они пишутся?
- Какие существительные называются нарицательными?
X. Домашнее задание
Текст из карточки записать.
Поставь знаки препинания в конце предложений. Исправь ошибки.
Моя бабушка.
Мою бабушку зовут ирина петровна она живёт в деревне сосновка я часто бываю у бабушки мы любим ходить на рыбалку.
Сколько в тексте предложений?
1) 6
2) 5
3) 3
4) 4
Поставь знаки препинания в конце предложений. Исправь ошибки.
Моя бабушка.
Мою бабушку зовут ирина петровна она живёт в деревне сосновка я часто бываю у бабушки мы любим ходить на рыбалку.
Сколько в тексте предложений?
1) 6
2) 5
3) 3
4) 4
Поставь знаки препинания в конце предложений. Исправь ошибки.
Моя бабушка.
Мою бабушку зовут ирина петровна она живёт в деревне сосновка я часто бываю у бабушки мы любим ходить на рыбалку.
Сколько в тексте предложений?
1) 6
2) 5
3) 3
4) 4
Работа в парах
кот дети река город страна
Олег, Волга, Россия, Катя, Пушок,
Новотроицк, Урал, Орск, Китай, Рыжик.
Работа в парах
кот дети река город страна
Олег, Волга, Россия, Катя, Пушок,
Новотроицк, Урал, Орск, Китай, Рыжик.
Работа в парах
кот дети река город страна
Олег, Волга, Россия, Катя, Пушок,
Новотроицк, Урал, Орск, Китай, Рыжик.
Работа в парах
кот дети река город страна
Олег, Волга, Россия, Катя, Пушок,
Новотроицк, Урал, Орск, Китай, Рыжик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Русский язык" Тема:"Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
На этом уроке мною была поставлена цель: Расширить знания учащихся об имени существительном1. Формирование понятия «одушевленные...
Урок русского языкапо теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 2кл.
Урок составлен по ФГОС...
Конспект урока русского языка Тема: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные."
Цели: • развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос: кто? и слова, отвечающие на вопрос: что?;• умение составлять предложения;• развитие орфографической зоркости;• пополнение с...
Урок русского языка -Путешествие в Простоквашино. Собственные имена существительные
Урок русского языка -Путешествие в Простоквашино. Собственные имена существительные...
Конспект урока русского языка Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.
Цели деятельности учителя: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных бу...
Урок русского языка по программе «Школа России» для 4 класса. Тема: Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные.
Конспект урока русского языка в 4 классе по программе "Школа России"....
урок русского языка "Имя собственное и нарицательное" 1 класс УМК Перспектива
Тема урока – Имя собственное и нарицательноеТип урока – познания новогоЦели урока - сформировать у учащихся знания о собственных и нарицательных именах, правильно записывать и употре...