Урок русского языка в 3 кл. (ПНШ) "Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Урок разработан в форме технологической карты с развитием УУД, с использованием приёмов гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka_rus.yazyka_3_kl.rar27.44 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

  • Учебный предмет: русский язык

  • Класс: 3 «б» класс

  • Автор УМК : Н.А.Чуракова «Перспективная начальная школа».

  • Тема урока: Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения.

  • Тип урока: урок комбинированный

  • Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

  • Содержательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов, контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

  • Предметные:

Уметь правильно писать безударные окончания существительных в единственном числе; определять склонение, число и падеж существительного; правильно писать окончания существительных 1- и 2-го склонения; уметь определять склонение имени существительного, правильно писать падежные окончания существительных; работать с Орфографическим словарём, с Обратным, Толковым и Словарём устойчивых выражений.

  • Личностные: в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
  • Регулятивные:  самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний
  • Коммуникативные: донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Этапы урока.

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.Организационный момент

Организовать рабочее место; обеспечить мотивацию учащихся

Контроль за организацией рабочего места.

Создаёт эмоциональный настрой на урок.

- Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней могут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята. 

–На уроке понадобятся: учебники, ручки, тетради, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение.  - - --- Залог хорошего настроения это  доброжелательная улыбка.  

 -Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки друг другу и всем окружающим. Ведь улыбки располагают к приятному общению, а теперь настроимся на работу – откроем ладошки к новым знаниям и произнесем нашу волшебную фразу: Я хочу много знать!

- Откройте тетради и запишите число.

Организация рабочего места.

Встают те дети, которые выполнили д/з на «5»

Записывают  число и классная работа

Развития познавательных интересов, учебных мотивов

II.Мотивация к учебной деятельности. Постановка учебной задачи.

1) включить учащихся в учебную деятельность;

2) определить содержательные рамки урока

3)мотивировать учащихся посредством создания условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

- Вот тема, над которой мы будем работать во время путешествия: (тема на слайде)

«Безударные окончания сущ-ых 1 и 2 склонения в ед.числе»

 -Это новый материал?  

-Какие задачи поставим на уроке, путешествуя в страну падежных окончаний?

- Что  нужно будет повторить?

 

Читают тему урока

Отвечают на вопросы учителя

Формулируют задачи:   

- Сегодня на уроке русского языка мы закрепим знания о написании безударных падежных окончаний имён существительных 1-го и 2-го склонения в единственном числе, повторим правописание безударных гласных, парных согласных по глухости- звонкости в корнях слов.

П4, К1, Р1

Принятие и сохранение  учебной задачи;

Осуществление поиска необходимой информации  для выполнения учебных

заданий

Понимание  возможности различных позиций людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

III Актуализация знаний.

1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для закрепления материала

2) актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы;

Орфографическое чтение слов 2 столбика. Устная проверка: игра с мячом.

- Выпишите по 1 сущ-му каждого склонения. Склонение вверху обозначьте карандашом.

- Какие существительные относятся к 1, 2 склонению?

Предлагает индивидуальные задания:

  1. 2 чел. у доски:

А) Определение склонения и падежа у сущ-ых в пословицах. Объяснить смысл любой пословицы: Если в гневе пнёшь камень, то только ноге больно.  Источник доброты - сердце.  Живи своим умом.

Б) Фонетические рубашки к словам: добро, любовь, нежность, друг.

3) 2 чел. в паре: (на доске текст)

- Прочитайте стихотворение. Оно вам понравилось? Кому захотелось его прочитать? Какая мудрость содержится в этом стихотворении?

- А какое задание надо выполнить? Кто готов поработать в паре и провести взаимопроверку?

- Записать текст стихотворения, вставить пропущенные орфограммы. Над подчёркнутыми сущ-ми укажите склонение, падеж, число

Уважай людей вокру…,

Старш…х, младших тоже.

И тогда тебя, мой дру…,

Наз…вут хорош…м.

  1. 4 чел. по карточкам (определение склонения, падежа, числа у имён сущ-х)
  2. Игра «Найди ошибку»

- Готовясь к уроку я нашла для вас хорошее стих-ие, но вот пока писала, кажется наделала ошибок. Поможете мне их найти?

- В этом стихотворении вроде бы 4 ошибки. Найдите их.

Нам с дабротою небывает тесно,

В любой семе с ней вместе жыть чюдесно

Она нужна и маленьким, и взрослым,

И даже тем, кто лишь с мизинец ростом. (А.Лопатина)

- Кто прочитает выразительно?

- А вы согласны с автором стихотворения?

-Какое задание можете предложить, исходя из темы урока?

- Найдите имена существительные в предложении и определите их склонение и падеж.

- Спишите это красивое стихотворение.

- Какие сейчас поставите перед собой задачи?

Орфографическое чтение слов.

 Проговаривают орфографически слова при ловле и возвращении мяча учителю

Выписывают слова по заданию, затем обосновывают свой выбор.

Отвечают на вопросы учителя

Выполняют

индивидуальные задания, комментируют.

Осуществляют самооценку

по шкале успеха

Выполняют работу в паре.

Осуществляют взаимопроверку

Формулируют задание

Выполняют задания по карточкам

Читают текст , находят ошибки и обосновывают свой выбор.

( ошибок не 4 , а 5!)

Выразительно читают.

Формулируют задание.

Списывают текст.

Самооценка : шкала успеха: красота

Осуществление поиска необходимой информации  для выполнения учебных

Заданий с использованием  учебной литературы;

Формирование границ собственного знания и «незнания»;

Планирование своих действий с поставленной задачей и условиями её реализации, и в том числе во внутреннем плане;

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе и в ситуации столкновения интересов;

Формулирование собственного мнения (позиции);

Осуществление гражданской идентификации личности (осознание  своей этнической принадлежности и культурной и культурной идентичности на основе осознания «Я», как гражданина России);

Формулирование собственного мнения (позиции);

Оценка правильности выполнения на уровне адекватной ретроспективной оценки;

IV. Первичное усвоение новых знаний.

зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний

(алгоритм написаний  падежных окончаний)

- Прежде, чем приступить к практическим упражнениям, вспомним теоретические знания.

1)Игра «Веришь или веришь?»

-Если моё высказывание верно, вы поднимаете правую руку, если неверно, то левую:

А) Существительное – это часть речи, отвечающее на вопросы: КТО? ЧТО?и обозначающее предмет (верно)

Б) У сущ-ых только 2 склонения. (неверно)

В) В П.падеже сущ-ые 1и 2 скл-ия имеют окончание И? (неверно)

Г) К 3 склонению относятся сущ-ые ж.р. с нулевым окончанием и Ь знаком на конце (верно)

Д) Если существительное стоит в И.п., то оно является в предложении подлежащим? (верно)

   2) – Что мы должны вспомнить, чтобы правильно написать безударное окончание имён существительных? (Алгоритм, инструкцию)

- Я опять что-то напутала. Помогите правильно пронумеровать алгоритм

1.Поставить сущ-ое в начальную форму и определить склонение.

2.Определить его падеж.

3.Посмотреть в таблице (с.6) окончания сущ-ых данного склонения в этом падеже или подобрать ОПОРНОЕ СЛОВО, то есть сущ-ое этого же склонения с ударным окончанием.

Формулируют выводы наблюдений.

Поднимают правую руку, если согласны с ответом, левую руку, если –не согласны.

Читают и на слайде расставляют номера по порядку, т.к. они перепутаны.

П1, П2, Р5

Формулирование собственного мнения (позиции);

Использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;

V. Первичная проверка понимания.

установить правильность и осознанность учащимися рассматриваемого материала.

Организует поисковую работу обучающихся (план действий) 

Начнем работу с учебника.  

  Упр. 49. 

-Прочтите внимательно задание к упражнению.

- По какому плану будем работать?

- Спишите текст, вставляя нужные буквы. Над существительными с пропущенными окончаниями укажи склонение и падеж.  Подчеркни словарные слова.

(ТЕКСТ НА СЛАЙДЕ)

   

Выполняют упр-ие в  учебнике

Озвучивают план выполнения задания 

Комментируют орфограммы по 1 чел. у  мульт-ой доски

Записывают текст в тетради.

Проводят самопроверку: шкала успеха: правильно и красиво.

Принятие и сохранение  учебной задачи;

Анализ  объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Оценка правильности выполнения на уровне адекватной ретроспективной оценки;

VI.Первичное закрепление.

Установить правильность и осознанность учащимися рассматриваемого материала.

Игра «Собери мудрость»

 (по классу рассыпаны слова «У чуткого сердечка ласковы словечки»

- Соберите слова по классу.- Кто соберёт мудрость, шепнёт мне на ушко.

- Мои милые  МУДРЕЦЫ, попробуйте объяснить, как вы её понимаете.

- Какое задание мы можем придумать, исходя из темы урока.

 - Определим склонение и падеж у имён существительных.

Составляют предложение, объясняют его смысл.

Высказывают своё мнение.

Находят существительные, определяют падеж, склонение.

Понимание  возможности различных позиций людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

Формулирование собственного мнения (позиции);

Построение монологического высказывания;

Умение задавать вопросы;

VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Выявить пробелы и провести коррекцию

Организует самостоятельную работу в тетради №2 (на печатной основе). Упр.28. с.28

Выполняют самостоятельную работу, проводят самопроверку и самооценку

(текст на слайде)

Оценка правильности выполнения на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёте хар-ра сделанных ошибок;

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Провести инструктаж  по домашнему заданию

Даёт комментарии к домашнему заданию -

1). № 50, с. 48-49

 2).* № 48,с.48

Записывают домашнее задание

Принятие и сохранение  учебной задачи;

IXРефлексия (подведение итогов занятия)

1) оценить собственную деят-ть на уроке;

2) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

4) зафиксировать неразрешённые затруднения как напр-ия будущей учебной деят-ти.

Подводит обучающихся к выводу, что безударное падежное окончание зависит от склонения и падежа.

Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.

- Вам понравилось наше путешествие?

- Какое настроение у вас было во время путешествия на уроке?

- А кому бы вы хотели сказать спасибо?

- Попробуйте высказаться одним предложением о том, что узнали, и того, как работали. 

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на мультимедийной доске

Развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндефикации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и  самопринятия);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 4 класс "Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах"

Цели: Обучающие: - формировать представления о способах проверки безударного падежного окончания;- формировать знание определения безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предло...

Конспект урока русского языка по теме: «Правописание безударных окончаний имен существительных трех склонений"

Конспект урока по русскому языку для 4 класса по УМК "Школа России". Тема: «Правописание безударных окончаний имен существительных трех  склонений". Цели:1) Отработка навыков правописания бе...

Урок русского языка по теме " Безударные окончания имён существительных в единственном числе"

Урок русского языка по теме "Безударные окончания имен существительных в единственном числе" для 3 класса по программе Перспективная начальная школа....

Конспект урока русского языка по теме" Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже"

Конспект урока русского языка в 4 классе по программе "Школа России". Урок изучения нового материала, учебник Канакиной....

Урок русского языка по теме "Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе"

Конспект урока с презентацией обобщения и систематизации знаний по теме, гда учащиеся сами  оценивают свой уровень усвоения темы....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание безударных окончаний имён существительных 2 склонения"

Урок соответствует ФГОС, проведён с использованием технологии проблемного диалога....