Методическая разработка по русскому языку "Распознавание именительного и винительного падежей"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Разработка урока по русскому языку по программе Школа 2100 в 4 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_urok_russkiy_imen_i_vinit_padezhi_4_kl.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «Распознавание именительного и винительного падежей»
Цели:
- Развивать умение распознавать именительный и винительный падежи.
- Отрабатывать умение определять падеж существительного.
- Развитие речи в процессе изучения грамматической темы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Подготовка к уроку и проверка готовности учащихся.
II. Сообщение темы урока.
На доске написан текст загадки.
В золотой клубочек спрятался дубочек.
Учитель: Вчера в автобусе я услышала спор двух мальчиков. Они определяли падеж существительного клубочек. Один из них рассуждал так: «Кто? что? – Клубочек. Значит, это существительное в именительном падеже». Второй доказывал так: «Кого, что? – Клубочек. Значит это существительное в винительном падеже». Кто же из них прав? Нам сегодня на уроке предстоит решить эту задачу.
III. Проверка домашнего задания.
Упражнение 148, стр. 68.
Учитель: Давайте сначала составим план, по которому вы расскажете о предложном падеже.
1. На какие вопросы отвечают?
2. С какими предлогами употребляются?
3. Почему так назван падеж?
4. Приведите свои примеры.
Выборочно оценить 3-х учащихся.
IV. Чистописание
а). Массаж рук.
- Похлопайте в ладоши.
- Постучите в кулачки.
- Покатайте ручку между большим и указательным пальцем, между большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.
- Упражнение «Динозаврики». (Главное условие – выше олову динозаврику).
б). Работа в тетради.
Варвара варенье доваривала, ворчала и приговаривала.
в). Работа со скороговоркой.
Обе ладони лежат на столе. Затем, поочередно, одна сжимается в кулачок, другая – распрямляется.
V. Работа по теме урока
а). Работа с загадкой.
В золотой клубочек спрятался дубочек.
Учитель: Что вы можете сказать об именительном падеже?
Ученик: Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы «кто? что?»; употребляются без предлогов; в предложении являются подлежащим.
Учитель: Что вы скажете о винительном падеже?
Ученик: Существительные в винительном падеже отвечают на вопросы «кого? что?»; употребляются с предлогами В, ВО, НА, ЗА, ЧЕРЕЗ, ПРО; в предложении являются второстепенными членами.
Учитель: Помогут ли нам вопросы?
Ученик: Кого? что? – клубочек, дубочек; кто? что? – клубочек, дубочек. Вопросы не помогут решить этот вопрос.
Учитель: Есть ли у этих существительных предлоги?
Ученик: Есть «В».
Учитель: Давайте еще раз разберем это предложение по членам.
В золотой клубочек спрятался дубочек.
Учитель: Каким членом предложения они являются?
Ученик: В клубочек – второстепенным, дубочек – подлежащим.
Учитель: Какой вывод мы можем сделать?
Ученик: Существительное В КЛУБОЧЕК – в винительном падеже, существительное ДУБОЧЕК – в именительном.
Учитель: Что нам помогло определить падеж?
Ученик: Предлог и разбор по членам предложения.
б). Работа с предложениями
мать любит дочь. Дочь любит мать.
Учитель: В этих двух нам знакомых предложениях у существительных нет предлогов. Как нам поступить?
Ученик: - Разобрать по членам предложения.
мать любит дочь. Дочь любит мать.
Учитель: Определите падеж существительных в первом предложении.
Ученик: Мать – в именительном, дочь – в винительном.
Учитель: Определите падеж существительных во втором предложении.
Ученик: Дочь – в именительном, мать – в винительном.
в). Работа по учебнику.
Чтение вывода на стр. 70.
Упражнение 153, стр. 70.
- Спишите, определите падеж существительного МЯЧ.
- Разберите по членам предложения.
Ребята играли в мяч.
Он погнал мяч по дорожке.
Оценка учащихся, справившихся с заданием быстро и верно.
Упражнение 154, стр. 70-71.
Учитель: Определите падеж выделенных существительных.
Ученик: Похожи на солнце (в винительном падеже); собраны в шарик (в винительном падеже); дунешь на шарик (в В.п.).
Учитель: Составьте с данными словами предложения, чтобы эти существительные стояли в именительном падеже.
Ученик: Солнце похоже на маленький одуванчик. Шарики собраны по несколько штук. Шарик сдулся и улетел.
Учитель: Закройте учебник и письменно ответьте на вопросы:
1. На что похожи одуванчики?
2. Почему цветок так называется?
- Сделайте звуко-буквенный анализ слова: ПОХОЖИ.
Похожи – 3 слога;
П [п] - согл.; глух., тв.
О [а] – глас., безуд.
Х [х] - согл., глух, тв.
О [о] – глас., ударн.
Ж [ж] – согл., звон., тв.
И [и] – гласн., безуд.
1 ученик у доски. Коллективная проверка.
VI. Физкультминутка
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет,
Наши алые цветки.
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают.
Головой качают.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
VII. Словарно-орфографическая работа
а). На доске записаны слова с пропущенными буквами.
В…ЗДЕ, …ГР…НОМ, Ж…ЛИЩЕ, С…М…ЛЕТ, Ш…ССЕ, ВЧ…РА, П…ТОМ, К…МБАЙН, …ВТ…М…БИЛЬ, Н…ЗАД, Х…ЗЯЙСТВО, К…ЛЛ…КТИВ, П…СС…ЖИР, ПР…КРАСНЫЙ.
- Запишите четырехсложное существительное (автомобиль); трехсложное существительное с безударными гласными А, О (агроном, самолет); слово, которое отвечает на вопрос «Куда?» и с безударной гласной А (назад); прилагательное (прекрасный); существительное с двумя безударными гласными А (пассажир); существительное с безударной гласной О (шоссе, комбайн, хозяйство); существительное с безударными гласными О, Е (коллектив).
Оценка учащихся по ходу урока.
б). Работа по учебнику. Упражнение 150, стр. 69.
Учитель: Составьте предложения.
Ученик: В тихих заводях плавают белые кувшинки. В воздухе над водой трепещут легкие стрекозы. У берега по воде скользят водяные паучки.
в). Письмо под диктовку
Недавно прошел первый снег. В воздухе пахло снегом. Земля, крыши, деревья, скамьи – все было мягко, бело, молодо. И от этого дома выглядели иначе. Фонари горели ярче, воздух был прозрачней.
Выборочное выставление оценок.
VIII. Домашнее задание
Упражнение 151, стр. 69.
Прочитайте задание. Какие задания вам предлагается выполнить?
IX. Итог урока
Учитель: Как отличить именительный падеж от винительного?
Ученик: Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим; употребляется без предлога.
Учитель: Чему учились? Что непонятно? Что особенно запомнилось? Что было трудно?
Выставление оценок.
X. Организованное окончание урока.
Молодцы! Хорошо потрудились на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Именительный и винительный падежи"
Урок знакомит учащихся с особенностями существительных в именительном и винительном падежах. Материал урока формирует умение различать именительный и винительный падежи у существительных....
Методическая разработка урока русского языка на тему «Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения» (УМК «Развивающая система Л.В. Занкова», 3А класс)
Тема: Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.Цель: формировать у обучающихся умение определять именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.Зада...
Конспект урока русского языка "Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода"
Цель: учить правильно писать окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах.Планируемые результаты:Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в уче...
Русский язык "Именительный и Винительный падежы имён прилагательных мужского и среднего рода"
Конспект урока по русскому языку....
Методическая разработка Урок русского язык в 3 классе "Падежи имен существительных"
Урок демонстрирует реализацию современных образовательных технологий, направленных на развитие познавательных способностей обучающихся на уроках русского языка. Цель урока: создание условий для формир...
Методическая разработка урока русского языка "Именительный, родительный, винительный падежи"
Цель урока: создать условия для формирования умения различать имена прилагательные мужского и среднего рода в именительном, винительном и родительном падежах; умения правильно писать окончания таких и...
Конспект урока по русскому языку "Именительный и винительный падежи имён существительных"
Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать именительный и винительный падежи имён существительных в единственном числе.Планируемые результатыПредметные: уметь распознавать имена сущес...