Методическая разработка урока русского языка "Именительный, родительный, винительный падежи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Цель урока: создать условия для формирования умения различать имена прилагательные мужского и среднего рода в именительном, винительном и родительном падежах; умения правильно писать окончания таких имён прилагательных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_russkogo_yazyka.docx | 33.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка
Проект урока
Учитель | Кислицина Анна Васильевна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ» с. Летка | ||
Класс | 4 | ||
УМК | «Школа России» | ||
Тема урока | Именительный, винительный, родительный падежи. | ||
Цель урока | Цель урока: создать условия для формирования умения различать имена прилагательные мужского и среднего рода в именительном, винительном и родительном падежах; умения правильно писать окончания таких имён прилагательных. | ||
Задачи |
| ||
Планируемые результаты | Предметные | Метапредметные | Личностные |
Умение различать имена прилагательные мужского и среднего рода в именительном, винительном и родительном падежах; умение правильно писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном, родительном и винительном падежах; обеспечение усвоения учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного. | Познавательные УУД: наблюдать; выделять существенную информацию, анализировать, делать выводы, обобщать; ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. Регулятивные УУД: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; выделять из темы урока известные знания и умения. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, принимать участие в работе в паре: слушать и слышать собеседника, проявлять доброжелательное отношение к партнёру. | Формировать понимание важности и необходимости изучения русского языка в жизни человека; понимание того, что правильное употребление имён прилагательных в устной и письменной речи является показателем культуры человека. | |
Программное содержание | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в И.п., В.п., Р.п. | ||
План урока |
| ||
Тип урока | Изучение нового материала. | ||
Технология | Технология развития критического мышления. | ||
Оборудование урока |
| ||
Домашнее задание | Упражнение 49 страница 24 |
ХОД УРОКА
Фазы | Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Вызов | 1.Организационный момент. | Прозвенел звонок и смолк – Начинается урок. Вы за парты тихо сели, На меня все посмотрели. Пожелайте успехов глазами И вперед, за новыми знаниями! | Слушают стихотворение |
2.Актуализация знаний. Целеполагание. | - Наша жизнь прекрасна и удивительна. Окружающий мир полон красок, эмоций, запахов, состояний. Он – то грустный, то веселый, то яркий, то тусклый. Он может быть огромным и крошечным, кислым и сладким. Он такой разный, но такой прекрасный и любимый. - Какая часть речи может точно описать мир? - Давайте повторим все, что мы знаем об имени прилагательном. Прием «Толстые и тонкие вопросы» - Что такое имя прилагательное? - Как изменяются имена прилагательные? - Назовите три способа проверки окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. - Предположите, что будет, если из речи исчезнут все прилагательные. - Придумайте диалог на тему «Я купил в магазине игрушку», не используя имена прилагательные. - Сделаем вывод. Какую роль играет имя прилагательное в нашей речи? Прием “Лови ошибку” - Прочитайте отрывки из стихотворений. Как вы думаете, верно ли определены падежи имен прилагательных? Раньше всех проснулся кот, Поднял рыжий (И.п.) хвост столбом, Спинку выпятил горбом И во весь кошачий (И.п.) рот Как зевнёт! (С. Черный) Два утёнка подцепили дождевого (Р. п.) червяка, Растянули, как резинку, - бах! – и стало два куска… (С. Черный) - Молодцы! Итак, что же получается. В винительном падеже вопросы и окончания имён прилагательных могут быть такими, как в именительном падеже, и такими, как в родительном. А как разобраться, в каком случае использовать вопрос и окончания именительного падежа, а когда родительного? - Назовите тему урока. - Определите цель урока. | Отвечают на вопросы учителя
Определяют падеж имен прилагательных, находят ошибки. Называют тему урока. Определяют цель урока. | |
Осмысление | 3. Первичное усвоение новых знаний. | - Ребята, выпишем словосочетания: имена существительные + имена прилагательные с вопросом. Внимательно присмотритесь к именам существительным. Что заметили?
- Какой вывод сделаем? - Заполним кластер. Прием “Кластер”
- Прочитаем, что у нас получилось.
| Выполняют задание (один ученик работает у доски)
По результатам наблюдений заполняют кластер. Систематизируют материал урока с помощью составленного кластера. |
4.Динамическая пауза | |||
5. Первичная проверка понимания. | - Ребята предлагаю выполнить упр. 46 стр. 23. - Прочитайте задание. Что нужно сделать? - Почему окончания имени прилагательного в форме винительного падежа разные? | Выполняют упражнение самостоятельно. | |
6.Первичное закрепление. | - Поработаем в паре. - Спишите. Вставьте пропущенные буквы в словарных словах, вставьте пропущенные окончания имен прилагательных, определите падеж имен прилагательных. Ел вкусн.. ябл.ко, остался без нов… п.льто, гонит лёгк.. обл.ко, купил нов.. ст.кан, полетел в далёк.. косм.с, встретил знаком.. ш.фёра, без голосист.. п.туха, пригласил на вкусн.. .жин, накормил красногруд.. сн.гиря. - Проверим. Как вы рассуждали? - Молодцы. Справились с заданием. Ну, а если и ошибались – не беда. Запомнить и правильно писать падежные окончания имен прилагательных в мужском и среднем роде в винительном падеже поможет составленный нами кластер. |
Выполняют работу в парах. Проверяют, комментируя «по цепочке». | |
Рефлексия | 7.Итог урока. Рефлексия. | - Назовите тему урока. - Какую цель мы ставили в начале урока? Выполнена ли она? - Что мы делали, чтобы достичь цели? Как пригодятся нам знания по этой теме? Прием «Верные и неверные утверждения» - Если вы согласны с утверждением, поставьте +, если нет, поставьте -. 1. Чтобы определить падеж имени прилагательного, надо определить падеж имени существительного, с которым это прилагательное связано по смыслу. 2. К имени прилагательному среднего рода в винительном падеже ставится вопрос какой? 3. У имен прилагательных мужского рода, связанных с неодушевленным именем существительным в винительном падеже окончания - ого, - его? 4. К имени прилагательному, которое связано по смыслу с одушевлённым именем существительным, в винительном падеже ставится вопрос какого? 5. К имени прилагательному мужского рода, которое связано по смыслу с неодушевлённым именем существительным, в винительном падеже ставится вопрос какой? - Проверьте по ключу: + - - + + - Оцените себя по пятибалльной системе. Домашнее задание: упр. 49 стр. 24 -Спасибо за работу. Отличных успехов в учебе! | Определяют эффективность своей работы. Самопроверка по ключу и самооценка. |
Используемые ресурсы:
- Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2016.
- Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс – М. :ВАКО, 2019.
- https://videouroki.net
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнение в распознавании именитель¬ного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных.
Конспект урока русского языка в 4 классе по программе "Школа России"....
Именительный, родительный, винительный падежи одушевлённых имён существительных.
Здесь вы найдёте конспект урока на данную тему и презентацию....
Технологическая карта урока русского языка. 4 класс.Тема: " Именительный, родительный, винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа."
Данный урок проводится при изученнии написания безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Разнообразные задания дают возможность учащимся различать им...
Методическая разработка урока руского языка в 4 классе по теме "Именительный, родительный, винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода"
Учащиеся прикоснутся к "тайнам" русского языка, будут работать в парах и группах, самостоятельно делать выводы и умозаключения, изучать новую тему на примерах русских пословиц и поговорок, з...
Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных
Презентация к уроку русского языка для 4 класса....
Технологическая карта урока «Различение имён существительных, употреблённых в именительном, родительном, винительном падежах».
Проводила данный урок на практике. Получились хорошие результаты....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: Винительный падеж
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТЕМА: Винительный падеж...