Методическая разработка Урок русского язык в 3 классе "Падежи имен существительных"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Урок демонстрирует реализацию современных образовательных технологий, направленных на развитие познавательных способностей обучающихся на уроках русского языка. Цель урока: создание условий для формирования умения определять у существительного падеж по вопросу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon padezh_imeni_sushchestvitelnogo.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

в 3 классе

Тема урока: «Падежи имен существительных»

Цель урока:

  • создание условий для формирования умения определять у существительного падеж по вопросу и слову-помощнику.

Задачи:

- личностные УУД: способствовать формированию интереса к учебной деятельности;

- регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления;

- коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; способствовать воспитанию культуры учебного труда, созданию творческого и благоприятного микроклимата в коллективе.

- познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Оборудование: учебники, тетради, карточки-задания (тест-самоконтроль), карточки-задания «Допиши стихотворение» (разноуровневые), карточки-задания с деформированным текстом, офтальмотренажер.

Ход урока

  1. Организационный этап.

- Ребята, умеете ли вы преодолевать трудности? Поднимите руку те, кто уверен, что он справится со всеми заданиями, какими бы трудными они не были. А трудности можно преодолеть, если человек все делает с хорошим настроением, с уверенностью в своих силах и рядом с ним верные друзья. Прислушайтесь к себе и определите свое настроение.

(Определение настроения)

Сели ровно и плечи расправили,

Ноги вместе все дружно поставили,

Наклонив тетрадь слегка,

Держит левая рука.

Правой ручку надо взять,

Приготовиться писать. (Дети записывают число)

  1. Актуализация прежних знаний.

Минутка чистописания.

(Пальчиковая гимнастика)

- Сегодня на уроке мы напишем букву, которая обозначает согласный твердый глухой звук, который имеет звонкую пару –з-. (-с-)

А для чего нам нужна минутка чистописания?

  1. Определение темы урока.

- Для того, чтобы узнать тему урока, вы должны ответить на мои вопросы. Первая буква каждого ответа входит в название нашей темы.

Вопросы:

  1. Член предложения, который отвечает на вопросы «Кто?», «Что?» и при разборе подчеркивается одной чертой? (Подлежащее)
  2. Первая буква алфавита (А)
  3. На какую букву оканчивается приставка в слове «подбежал»? (Д)
  4. В форме какого числа стоят имена существительные «школа», «ученица», «пенал»? (Единственного)
  5. Эта буква обозначает всегда твердый шипящий согласный звук, который имеет пару «ш». (Ж)
  6. Гласная буква, которая пишется в сочетаниях «жи», «ши». (И)

(ПАДЕЖИ)

А чтобы отгадать остальные два слова, ответьте, в какой форме всегда употребляются имена существительные «молоко», «кофе», «пальто»? (Е Ч)

(ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ)

- Какова цель нашего урока? (Грамотно, красиво писать. Дружно работать. Беречь здоровье.)

- Поднимите руку, кто готов работать, узнать на уроке что-то новое, интересное.

- Что нам нужно, чтобы достичь цели урока?

(Внимание, аккуратность, умение слушать, терпение, знание, самостоятельность, поддержка друга).

- А чтобы узнать нашу языковую тему, предлагаю вам словарную работу.

  1. Словарная работа.

Картинный диктант с последующей проверкой.

- Обозначьте ударения в записанных словах и подчеркните ошибкоопасные места.

- Что объединяет эти слова?

- На какие две группы можно разделить эти слова?

Определение языковой темы «Братья наши меньшие».

  1. Проверка знаний учащимися падежей и падежных вопросов с помощью теста-самоконтроля. (Работа в паре)

- У вас на партах лежат карточки с тестом-самоконтролем. Вам нужно соотнести названия падежей с их падежными вопросами. Если задание будет выполнено правильно, с обратной стороны карточки получится картинка.

(Учащиеся выполняют тест)

- Назовите по порядку падежи вместе с вопросами.

- Почему у нас два вида падежных вопросов?

Изменение по падежам слова «кошка» (у доски)

(Гимнастика для глаз)

- Стали, руки за спину, посмотрели на дальнее дерево, на носик, на дерево, на носик, зажмурились, удивились, сели.

  1. Воспроизведение учащимися знаний и способов действий.

Восстановление деформированного текста (Работа в группах)

- Выполнив следующее задание, вы узнаете еще несколько интересных фактов из жизни кошек. У вас на парте лежат карточки с деформированным текстом. Прочитайте предложения и составьте из них текст, ориентируясь на падеж существительного «кошка». Это слово должно следовать в предложениях в порядке склонения, т.е. от И.П. до П.П. по порядку.

Домашняя кошка с давних пор живет рядом с человеком.

Она произошла от дикой кошки.

Многие народы поклонялись домашней кошке.

В Египте кошку считали священным животным.

На Руси также дорожили кошкой.

О кошке сложили много легенд и сказок.

- Прочитайте то, что у вас получилось. Как можно назвать эти предложения? Докажите, что это текст. Определите тип этого текста. Что узнали нового?

Синтаксический разбор предложения: Многие народы поклонялись домашней кошке.

Физкультминутка.

  1. Закрепление знаний и способов действий.

Работа по учебнику.

Гимнастика для глаз (офтальмотренажер)

  1. Выполнение упражнений творческого типа (дифференцированное).

Восстановить стихотворение, вставив в него слово «кот» в разных падежах (I вариант) и слово «кот» вместе с подходящими по смыслу предлогами (II вариант)

У норы добычи ждёт,

Притаившись, серый (кот).

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от (кота).

А теперь и за версту

Не приблизится к (коту).

Крыса старая - и та,

Видя грозного (кота),

Удерёт в нору под дом,

Чтоб не встретится с (котом).

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о (коте).

- Какие трудности вы испытывали при выполнении работы?

  1. Итог урока.

- Если вы хотите узнать побольше о кошках, вы можете обратиться в библиотеку и посмотреть в энциклопедии.

- Ребята, давайте вспомним, что мы повторяли сегодня на уроке? Чему учились на уроке?

- Сегодня на уроке я…….

- С каким настроением вы уходите с урока?

- Урок прошел плодотворно, поставленной цели мы достигли и говорим всем «СПАСИБО»!

  1.  Домашнее задание.

Карточка 2

Восстановить стихотворение, вставив в него слово «кот» в разных падежах, определить падежи.

У норы добычи ждёт,

Притаившись, серый ______

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от ______

А теперь и за версту

Не приблизится к ______

Крыса старая - и та,

Видя грозного ______

Удерёт в нору под дом,

Чтоб не встретиться с ______

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о ______

Карточка 2

Восстановить стихотворение, вставив в него слово «кот» в разных падежах, определить падежи.

У норы добычи ждёт,

Притаившись, серый ______

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от ______

А теперь и за версту

Не приблизится к ______

Крыса старая - и та,

Видя грозного ______

Удерёт в нору под дом,

Чтоб не встретиться с ______

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о ______

Карточка 2

Восстановить стихотворение, вставив в него слово «кот» в разных падежах, определить падежи.

У норы добычи ждёт,

Притаившись, серый ______

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от ______

А теперь и за версту

Не приблизится к ______

Крыса старая - и та,

Видя грозного ______

Удерёт в нору под дом,

Чтоб не встретиться с ______

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о ______

Карточка 2

Восстановить стихотворение, вставив в него слово «кот» в разных падежах, определить падежи.

У норы добычи ждёт,

Притаившись, серый ______

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от ______

А теперь и за версту

Не приблизится к ______

Крыса старая - и та,

Видя грозного ______

Удерёт в нору под дом,

Чтоб не встретиться с ______

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о ______

Карточка 2

Восстановить стихотворение, вставив в него слово «кошка» в разных падежах, определить падежи.

1.Домашняя ____________     с давних пор живет рядом с человеком.

2.Она произошла от дикой_________________.

3.Многие народы поклонялись домашней ____________________.

4.В Египте ________________считали священным животным.

5.На Руси также дорожили_______________.

6.О _______________ сложили много легенд и сказок.

Карточка 2

Восстановить стихотворение, вставив в него слово «кошка» в разных падежах, определить падежи.

1.Домашняя ____________     с давних пор живет рядом с человеком.

2.Она произошла от дикой_________________.

3.Многие народы поклонялись домашней ____________________.

4.В Египте ________________считали священным животным.

5.На Руси также дорожили_______________.

6.О _______________ сложили много легенд и сказок.

Карточка 2

Восстановить стихотворение, вставив в него слово «кошка» в разных падежах, определить падежи.

1.Домашняя ____________     с давних пор живет рядом с человеком.

2.Она произошла от дикой_________________.

3.Многие народы поклонялись домашней ____________________.

4.В Египте ________________считали священным животным.

5.На Руси также дорожили_______________.

6.О _______________ сложили много легенд и сказок.

Карточка 2

Восстановить стихотворение, вставив в него слово «кошка» в разных падежах, определить падежи.

1.Домашняя ____________     с давних пор живет рядом с человеком.

2.Она произошла от дикой_________________.

3.Многие народы поклонялись домашней ____________________.

4.В Египте ________________считали священным животным.

5.На Руси также дорожили_______________.

6.О _______________ сложили много легенд и сказок.

Карточка 2

Определить падежи выделенных слов. Пронумеровать по порядку падежей.

Дело ______ словом не заменишь.

Славен человек не словами _________, а делами.

Без труда _______ не выловишь и рыбку из пруда.

Мы радуемся победе________ спортсменов.

Я на дереве вижу дятла___________.

Есть много пословиц о труде________.

Карточка 2

Определить падежи выделенных слов. Пронумеровать по порядку падежей.

Дело ______ словом не заменишь.

Славен человек не словами _________, а делами.

Без труда _______ не выловишь и рыбку из пруда.

Мы радуемся победе________ спортсменов.

Я на дереве вижу дятла___________.

Есть много пословиц о труде________.

Карточка 2

Определить падежи выделенных слов. Пронумеровать по порядку падежей.

Дело ______ словом не заменишь.

Славен человек не словами _________, а делами.

Без труда _______ не выловишь и рыбку из пруда.

Мы радуемся победе________ спортсменов.

Я на дереве вижу дятла___________.

Есть много пословиц о труде________.

Карточка 2

Определить падежи выделенных слов. Пронумеровать по порядку падежей.

Дело ______ словом не заменишь.

Славен человек не словами _________, а делами.

Без труда _______ не выловишь и рыбку из пруда.

Мы радуемся победе________ спортсменов.

Я на дереве вижу дятла___________.

Есть много пословиц о труде________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»

Цель: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки.Задачи:Расширять знания учащихся о функциях мягкого зн...

Методическая разработка урока русского языка "Склонение имен существительных" 4 класс, УМК "Гармония" с применением приемов технологии ТРИЗ

Методическая разработка урока русского языка "Склонение имен существительных" 4 класс, УМК "Гармония" с применением  приемов технологии ТРИЗ...

Методическая разработка урока русского языка "Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительных"

Тема урока: Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительныхТип урока: Решение учебной задачиЦели:- формировать умения отличать собственные и нарицательные имена су...