«Упражнение в определении времени глагола "
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Костина Альбина Борисовна

Формирование  умения отличать одну временную форму глагола от другой по вопросу (по суффиксу – л – в прошедшем времени);

Развитие умения употреблять в речи глаголы в переносном значении;

Познакомить учащихся с отрывками из литературных произведений кубанских писателей и объяснить смысл, значений глаголов, диалектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opredelenie_vremeni_glagola_3_klass.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа №22 VIII вида города Армавира Краснодарского края

Урок русского языка в з классе по теме «Упражнение в определении времени глагола

(С региональным компонентом)

Учитель начальных классов: Костина Альбина Борисовна.

Цель: Формирование  умения отличать одну временную форму глагола от другой по вопросу (по суффиксу – л – в прошедшем времени);

Развитие умения употреблять в речи глаголы в переносном значении;

Познакомить учащихся с отрывками из литературных произведений кубанских писателей и объяснить смысл, значений глаголов, диалектов.

Наглядный материал:

-индивидуальные напечатанные тексты, осложненные грамматическими заданиями;

-средства обратной связи;

-карточки для проведения эстафеты.

Литература:

Учебник «Русский язык»-3 класс(1-4)

Литература Кубани (региональный компонент)-Хрестоматия,составитель доцент Ю.Г.Любимцев, г.Краснодар,1995г.

Казачий словарь-справочник том:1-ый,составитель Абрамов-Зябловский, г.Ойахо, США 1996год.

Казачий словарь-справочник том: 3-ий,составители Губарев, Калифорния.1970г.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Постановка цели урока.

-На уроке должны научится определять время глагола. У каждого времени есть свои помощники. Что за помощники вы скажете в конце урока.

3.Чистописание

-Отгадайте загадку:

По небу ходит маляр без кистей,

Краской коричневой красит людей. (Это солнце)

Заглянул солнечный луч в лесную чащу. Какую приставку имеет глагол в этом предложении? Вспомните приставку с гласной А.

Запишите

ЗА/НА/НАД/

-В каком времени употреблен глагол? На какой вопрос отвечает? Замените  этот глагол прошедшего времени, на глаголы настоящего и будущего времен.

С помощью, каких вопросов можно это сделать?

ЗАГЛЯНУЛ/ЗАГЛЯДЫВАЕТ/ЗАГЛЯНЕТ/

-В каком значении употреблен этот глагол?

4.Словарная работа.

-Прикоснулись лучи к верхушкам деревьев и проснулись лесные щебетуньи.

Из темы «Птицы» выбрать подходящие по буквам и смыслу названия птиц:

(вместо согл. Букв-тире,а глас. Записаны)

_о_о_а _  затрещит,      _о_о_е_ чирикал,

_о_о_а_    каркала,       _а_о_о_о_звенит,

_о_о_Е_ поет.

-Какие из данных глаголов употреблены в переносном значении?

-Задайте вопросы устно и докажите в каком времени глаголы.

5.Составить и разобрать предложение.

-Найти главные члены предложения.

-Определить (какой частью речи выражены).

-Найти зависимые слова по вопросам и определить их части речи.

-Показать зависимость между словами.

Пред.прил.                       сущ.           гл.                      прил.                   сущ

В ВЕСЕННЕМ        НЕБЕ        ЗВЕНИТ ГОЛОСИСТЫЙ       ЖАВОРОНОК

6.Запись темы урока.

Определение времени глагола.

Распознавание времени глагола в тексте.

А) Вступительное слово учителя:

-Кубанские степи, раздолье, буйное цветение природы воспевают наши писатели и поэты, которых взрастила Кубань-матушка. Одним из них является Николай Краснов. Отрывок из литературного произведения, который предстает нашему вниманию. (Тексты раздаются каждому на парту).

Притча о коне.

Большая полая вода (за)ливает землю. (В) широкой воде колышется оранжевое небо. Березы (на) берегу речки кипят (от) ветра.(За) речкой виднеются крестьянские мазанки, плетни с кувшинами (на) кольях. Куры бродят по улицам, кричат петухи. Нежная желтизна (о)кутала старую вербу. Лиловым цветением полыхал персиковый сад. Вот-вот (по)лопаются набухшие цветом почки яблонь. Скоро (у)тонут (в) зелени луга, рощи и леса.

В тексте пропущены буквы на различные правила.У учащихся сигнальные карточки разных цветов, которые обозначают принадлежность к разным орфограммам:

Красный- безударный гласный в корне

Синий- гласные непроверяемые ударением(словарь)

Желтый- разделительный мягкий знак

Зеленый- правописание приставок и предлогов.

Б)-Проводится соревнование. Какой рад найдет слов из текста на данные правила и объяснит свою правоту.

-Какие слова вы встречаете в разговоре с бабушкой, жителями деревень и сел?

Г) Зрительно-слуховой диктант с заданием: записать перед каждым глаголом вопрос, на который он отвечает.

(учитель выбирает из текста 3-4 предложения).

Д)-Какие временные формы есть у глаголов? На какие вопросы они отвечают?

Прошедшее время     настоящие время     будущие время

-Из прочитанного текста выполнить глаголы соответственно времени:

   В марте прилетели к нам грачи. В апреле зажурчали ручьи. Зацвели подснежники. Плывут в небе легкие облака. В мае загремят первые грозы. Земля буйно зацветет.

Е) Наблюдение над глаголами прошедшего времени.

Прилетели

Зажурчали

Зацвели

-Разобрать по составу.

-Какая часть слова общая?

-Работа с правилом,стр.211.

Ж)-Эставета по рядам: записать глаголы на карточках в определенном времени:

1ряд-в будущем,

2ряд-в настоящем,

3ряд-в прошедшем.

7.Обобщение

-Что надо сделать, чтобы определить время глагола?

-На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени? Примеры.

Итог

-Какие помощники нужны для определения времени глагола? Какой обязательный помощник будет у глагола в прошедшем времени?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения в определении времени глагола

Данный урок - урок закрепления знаний по теме "Время глагола". Ярким был эмоциональный настрой урока. На уроке использованн игровой материал, который позволил более четко определять время глагола. Дом...

Упражнение в определении числа глагола и в изменении глаголов по числам.

Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа Росии"  построен в соответствии с требованиями к организации инклюзивного образования в начальной школе.Цель: Развитие умения изменять гла...

Упражнения в определении времени глагола.

Урок русского языка в 3 классе.    18.04.2012г.Тема: Упражнения в определении времени глагола.Цели:-закрепить знания детей о существенных признаках глагола как части речи-совершенствова...

Урок русского языка "Упражнение в определении времени глагола"

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс УМК "Занков"...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Упражнение в образовании и определении времени глагола"

Технологическая карта предназначена для урока русского языка во 2 классе по развивающей системе Л.В. Занкова...

Урок русского языка во 3 классе по теме: « Упражнение в образовании и определении времени глагола».

Развитие умения отличать одну временную форму от другой, изменять глаголы по временам....